Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации. Изучение темы предполагает осознание студентами того, что образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность




Изучение темы предполагает осознание студентами того, что образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют лучшему пониманию, восприятию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.

Студентам необходимо дать понятие «выразительность речи»; охарактеризовать средства создания художественного образа в литературе, в публицистическом стиле и в разговорной речи (тропы: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение, овеществление, перифраза, антономазия; тропы: вопросно-ответное единство, риторический вопрос, эллипсис и др.).

При подготовке к занятию помогут следующие источники: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 3. Культура речи), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Соотнесите тропы с их определением.

1. Метафора 2. Метонимия 3. Синекдоха 4. Гипербола 5. Литота 6. Олицетворение 7. Овеществление 8. Перифраза 9. Антономазия 1) восприятие неживого как живого; 2) перенос значения с части на целое; 3) переносное обозначение предмета по смежности (например, функции, времени, пространства); 4) переносное употребление выражения, в основе которого лежит сходство; 5) менее частотное наименование с опорой на качества объекта; 6) замена имени собственного описательным выражением; 7) преувеличение; 8) преуменьшение; 9) уподобление живого неживому.

Задание 2. Определите вид тропов, использованных в данных примерах:

1. Ты, волна моя, волна, / Ты гульлива и вольна (А.С. Пушкин).

2. Отелло (о ревнивце), донжуан (о сластолюбце), ментор (о наставнике), хлестаков (о хвастуне).

3. … Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы для нас орудие одно (А.С. Пушкин).

4. Твой иконный и строгий лик по часовням висел в Рязанях (Я. Смеляков).

5. И в этот день в Одессе на базаре / Я заблудился в грудах помидоров, / Я средь арбузов не нашул дороги, / Черешни завели меня в тупик (Э. Багрицкий).

6. В небе вон Луна такая молодая, что еѐ без спутников и выпускать рискованно (В. Маяковский).

7. Гвоздями слов прибит к бумаге я (В. Маяковский).

8. Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней (М. Горький).

9. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры … можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

Задание 3. Какие понятия передаются с помощью парафраз? Приведите свои примеры использования образных, метафорических оборотов прямого называния предмета.

Белое золото, черное золото, голубая планета, белая смерть, корабль пустыни, спутница жизни, люди в белых халатах, город на Неве, туманный Альбион.

Задание 4. Определите виды фигур, использованных в данных примерах.

1. Подумать только, чтобы она…, но довольно. 2. В чем заключалась красота его научного мировоззрения? В его научном методе, научном подходе к проблемам всегда ощущалось нравственное начало (Д.С. Лихачев). 3. Над этим островом – какие выси, какой туман! (Н. Гумилев). 4. Только усталый достоин молиться богам, только влюбленный – ступать по весенним лугам (Н. Гумилев). 5. Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушка (М. Салтыков-Щедрин). 6. Власть уже столько своих обещаний не выполнила … 7. В каждом кризисе кайзер пасовал. В поражении – бежал; в революцию – отрекся; в изгнании заново женился (У. Черчилль). 8. Чтобы я еще когда-нибудь… 9. Когда только все это кончится?

Задание 5. Отметьте в приведенных ниже предложениях случаи неудачного использования образных лексических средств. Исправьте текст там, где это необходимо и возможно.

Свирепые горные реки обладают большой разрушающей силой. 2. Лица освещены живыми думающими глазами. 3. Кажется, что бронзовый монумент скажет сейчас своими живыми словами. 4. Улицы полны разгулом веселья и радости. 5. Второй подручный сталевара Алексей Картавенко, свежий, как только что снятый с росной грядки огурец, хотя он даже и душа еще не принимал после ночной смены, обнажил в улыбке перламутр крепких зубов, заиграл ироническими огоньками в ясных глазах. 6. Увлекательно прекрасные часы труда наполняют жизнь передовых сталеваров возвышенными чувствами и делами. 7. В статьях сверкал его неугасимый боевой дух. 8. В общежитие Виктор вернулся поздно. Как олень, вбежал по лестнице на четвертый этаж и готов был пробежать еще двадцать этажей. 9. Подхалимство ярким букетом процветает в тресте. 10. Мы попали в объятья настежь распахнутых рук. 11. Мальчик как-то набычившись вы­ходит к роялю.

Задание 6. Определите в предложениях тип полисемии (метафора, метонимия, синекдоха).

1. Троекуров вышел вслед за ним, сопровождаемый всем судом. (П.) 2. Заголовок книги несколько уколол меня, но первая же страница вызвала в душе улыбку восторга. (М. Г.) 3. Комиссия состояла из ответственных лиц. 4. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (Л.) 5....Все флаги в гости будут к нам... (П.) 6. Знаю: выйдешь к вечеру за кольцо дорог... (Ес.) 7. В плаще багряном к нам явилась осень с корзиной винограда на плече. (Гамз.) 8. Отговорила роща золотая... (Ес.) 9. Всё украшало кабинет философа в осьмнадцать лет. Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе... (Я.).

Задание 7. Найдите метафоры, определите признак, лежащий в их основе.

I. 1. Чистый воздух струился к зениту над стеклянной водой. (Пауст.) 2. Старик его манил пальцем и показывал ему целую гору червонцев. (Г.) 3. Гляжу налево, туда, где узкое горло залива исчезает, сузившись между двумя горами. (Купр.) 4. Лились и скрещивались, как серые ленты, бесконечные дороги; по ним бежали грузовики, тракторы тащили прицепы с четырехугольными шапками сена. (Пан.) 5. Он весь промок, пока взбежал под козырек на ступени подъезда. (Фед.) 6. [Мать] под венец пошла с самым спокойным видом <...> так что сама уж Татьяна Павловна назвала ее тогда рыбой. (Дост.) 7. Узоры листьев черным решетом просеивает золото заката. (П. /Мате.) 8. Над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон. (Ш.)

II. 1. «Какие такие проводы еще выдумала! – сердито прошамкала старуха. – Не сидится тебе на месте, стрекоза...» (Купр.). 2. Ему захотелось приласкать мальчика. «Поди-ка сюда, клоп!» – сказал он. (Ч.) 3. Море было выцветшее, бледно-голубое и только кое-где вдалеке тронутое матовой рябью. (А. Т.) 4. Он без малейшего усилия разорвал своим умственным ростом те путы религиозных суеверий, в которых он был воспитан. (Л. Т.) 5. С величайшей осторожностью двинулись мы к желтевшей впереди стене... камышей. (С.-М.) 6. Листницкий свесил ноги, долго растирал розовой мягкой подушечкой ладони пухлую грудь. .). 7. Палач снастей леденил сердце. (Пауст.) 8. А сам думает на Костылина: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один бы я давно ушел». (Л. Т.) 9. Редактор взял номер газеты и показал Саше статью, занимавшую всю нижнюю часть страницы: «Вот что такое подвал». (Кетл.)

Задание 8. Найдите метафоры и определите, какие из них относятся к «сухим», какие – к образным (общепоэтическим или общенародным); отдельно выпишите метафоры индивидуально-авторские (выполняя упражнение, пользуйтесь современным толковым словарем).

I. 1. Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы. (Ее.) 2. Потянулся к яблокам с ножом, но только рассек желтую скулу яблока. (Ол.) 3. С поднятых весел стекала лиловая ртуть. (Пауст.) 4. А желуди соскальзы­вают с веток, и блестки дня сквозь листья моросят, и паутинки лезвиями света над тенью занесенные висят. (Н. Мате.) 5. Сестра долго пилила и скребла бабушку своим неутомимым языком. (М. Г.) 6. Адам Казймирович поднял капот машины, посвистывая, запустил руки в мотор и стал копаться в его медных ниточках.7. Серый и сухой язык уже по тому одному противоречит задачам газетного слова, что он вытравляет и обесцвечивает политическую страстность – непременную принадлежность боевой литературы. (Засл.)

II. 1. И, как всегда бывает в дни разрыва, к нам постучался призрак первых дней, и ворвалась серебряная ива седым великолепием ветвей. (А. А.) 2. Серую краску возьми, если осень в небо плеснула свинец, черную краску возьми, потому что есть у начала конец. (Б. Ок.) 3. По лопуху промяты стежки, вдали озерный купорос. (Ее.) 4. В этом была ее [грозы] мощь в невиданном пожаре солнечного света, бившего в осеннюю заржавленную землю через прорывы бешеных туч. (Пауст.) 5. Высоко на холмах, в снеговом убранстве, в ожерелье огней и знамен стоит далеко видная сквозь пургу красная, молодая Москва. (М. К.) 6. «Во-первых, – ледяным голосом сказала тетя, – сколько раз я тебе повторяла, чтобы ты никогда не смел стучать в дверь ногами». (Кат.)

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2009. – 342 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных