Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Отличие неклассического типа философствования от классического.
Несмотря на все разнообразие, философия 15–первой половины 19 веков основывалась на одинаковых принципах, и этот тип философствования получил название «классический». Наиболее ярким, завершенным воплощением этой философии стала немецкая философия 18–первой половины 19 веков. Именно она завершает духовный переворот, начавшийся в эпоху Возрождения, и на ее основе во второй половине 19–20 вв. возникает новый тип философии – неклассическая философия (или неклассический тип философствования). К неклассическому типу философии относятся: философия жизни, позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, психоанализ, структурализм и др., частично марксистская философия. Хотя в это время развиваются традиции и классической философии (неотомизм, в какой-то мере марксистская философия, неокантианство), но определяющим становится неклассический тип философствования.
Проблемы
| Классическая философия (15 – середина 19 вв.)
| Неклассическая философия (конец 19-21 век):
| Связь с другими формами общественного сознания
| Классическая философия в той или иной степени была связана с религией (либо опиралась на нее, либо занималась решением проблем, с ней связанных).
| Неклассическая философия больше опирается на науку и все больше занимается проблемами науки и научного познания
| Предмет философии
| По преимуществу занималась метафизическими проблемами (существование бога, проблемы субстанции и т.п.)
| 1. В большинстве своем отбрасывает метафизическую проблематику как:
· не поддающуюся эмпирической проверке
· не имеющую непосредственной практической значимости
2. Делает предметом философии:
· позитивизм – научное познание и развитие науки
· экзистенциализм – индивидуальное человеческое существование
· психоанализ – бессознательное
| Проблема устройства мира
| Мир рассматривался как разумно и целесообразно устроенный
| Разумное и целесообразное устройство мира отрицается.
1. Миром управляет не разум, а неразумная воля (философия жизни)
2. Мир все больше рассматривается как механизм, лишенный смысла и цели
| Проблема познания
| Характерна вера в безграничные познавательные способности человека. Спор вызывал лишь вопрос, что является основным источником знаний – ощущения или разум
| Ставится под сомнение или отрицается способность человека познать мир с помощью разума. Распространение получает иррационализм:
1. Философия жизни считает более достоверным видом познания инстинктивную интуицию
2. Экзистенциализм – сопереживание, соучастие
| Проблема человека
| Человек рассматривается как существо:
1. имеющее божественный статус, наделенное божественной душой
2. разумное, познающее мир, и разумно его изменяющее
| 1. Человек рассматривается как высокоразвитое животное, возникшее как случайный результат эволюции природы
2. Человек рассматривается уже не только и не столько как существо разумное, но и:
· как существо хотящее, наделенное разными желаниями (философия жизни, психоанализ)
· как существо деятельное, изменяющее мир (диалектический материализм)
| Проблема человеческого разума
| Вера в человеческий разум:
1. разум (или сам, или опираясь на чувства) может понять мировой порядок
2. разум может помочь человеку покорить природу
3. разум может помочь человеку перестроить общественные дела
| Разум рассматривается как зависимый и не вызывающий доверия:
1. Теория Фрейда открыла существование бессознательных сил, которые определяют сознание (рацио определяется иррациональным)
2. К.Маркс обнаружил бессознательное в обществе и показал, что духовная жизнь общества определяется экономикой
|
<== предыдущая лекция |
| |
следующая лекция ==> |
| | | |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|