Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КАРТИНКИДЛЯОБСЛЕДОВАНИЯРЕЧИ




Елена Михайловна Косинова

МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА ЗНАНИЙ

ОБО ВСЁМ НА СВЕТЕ

АЗБУКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Художник Гуров Юрий Робертович

Руководитель проекта О.Г. Хинн

Ведущий редактор И.В. Тегипко

Художественный редактор АД. Кучерова

Компьютерная верстка АЛ. Кучерова Корректоры Л. В. Доценко, Т.Г.Дмитриева

Косииова Е.М.

К 71 Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произно­шения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. -120 с: ил.

УДК 376.1-056264+373 ББК 74.10+74.3

ООО..ОЛИСС" 105120, Москва, ул. Сергия Радонежского, д. 23—25, стр.1

ООО Издательство «Эксмо» 127299, Москва, ул. Клары Цеткин, д.18/5. Тел.: 411-68-86, 956-39-21.

Интернет/Home page; www.eksmo.ru Электронная почта (E-mail): info@eksmo.ru

Подписано в печать 21.11.2005. Формат 60х841/8.

Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура "Школьная». Усл. печ. л. 13,95 Тираж 6000 экз. Заказ № 1190.

ОАО "Тверской полиграфический комбинат!. 170024, г.Тверь, пр-т Ленина. 5. Телефон: (0822) 44-42-15

Интернет/Home page - www.tvetpk.ru Электронная почта (E-mail) - sales@tverpk.ru я %

© Текст. Е.М. Коеинова, 2005 © Иллюстрации. Ю.Р. Гуров, 2005 © Макет. «ОЛИСС», 2005

ISBN 5-699-06600-4 (Эксмо) © ООО «ОЛИСС», 2005

ISBN 5-310-00099-2 (ОЛИСС) © ООО «Издательство «Эксмо-, 2005


ВСТУПЛЕНИЕ

Уважаемые взрослые!

Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказыва­ются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении пись­му на начальном этапе.

Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного зву-копроизношения детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время за­крывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефек­ты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года тре­буют от ребёнка правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следу­ет знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет пра­во произносить неправильно!

Эта книга поможет вам грамотно преодолеть недостатки звукопроизношения у вашего ре­бёнка. По ней можно заниматься как самостоятельно, так и по рекомендациям специалиста-логопеда.

Это важно знать!

1. Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых соглас­
ных, типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]...).

2. По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно
мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.

3. Позже появляются и тяжелее всего ребёнку даются свистящие ([с], [сь], [з], [зь], [ц]),
шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь], [л], [ль]). В норме усвоение всех зву­
ков русского языка заканчивается к 4-5 годам.

Основные виды речевых нарушений:

1. Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш говорит ука или вместо лук - ук;

2. Замена звука. Например, ребёнок может заменять [ц] на [ть] (типлёнок); [ш] на [с]; [р]
на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.;

3. Искажение звука, проявляющееся например:

 

—в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зу­
бами);

—в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук);

—в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не
кончика языка).

Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умст­венном развитии ребёнка и полноценном слухе) физиологическое косноязычие. Но если эти


ВСТУПЛЕНИЕ

нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо срочно обратиться за консультаци­ей к логопеду и начать занятия под его руководством.

Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к логопеду за кон­сультацией. Ведь уже с 3—4-летнего возраста дети могут выполнять упражнения для губ и языка. (Е. Косинова. «Гимнастика для развития речи». Москва, ЭКСМО, 2004.)

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального фи­зического слуха и интеллекта):

—плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой)
слух;

—недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесе­
ния сложных звуков;

—дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое»)
нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);

—отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих,
«сюсюканье» и т. д.).

Обследование речи.

Перед тем как начать заниматься по книге, протестируйте вашего ребёнка (стр. 6-8). Это обследование поможет установить, какие нарушения речи у него есть. Иногда при повторе­нии за взрослым или при чтении стихов наизусть ребёнок может произносить звуки лучше, чем в обычной речи. Поэтому предложите ему самому назвать изображения на картинках (стр. 6-8) и внимательно слушайте, как он произносит звуки. Отметьте для себя, как малыш произносит тот или иной звук, и, если вы обнаружили ошибки в произнесении слов, опреде­лите, к какой группе нарушений это можно отнести.

Обязательно обратитесь к логопеду, чтобы выявить причины, мешающие формированию нормального звукопроизношения. Некоторые причины вы можете определить сами. Для это­го предложите малышу выполнить несколько движений.

1. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу.
Вас должно насторожить, если:

—ребёнок не может удержать язык широким и распластанным; язык беспокойный, по­
дёргивается;

—кончик языка дрожит и загибается к нижней или верхней губам;

—язык отклоняется в ту или иную сторону;

—отмечается повышенное слюноотделение.

2. Открыть широко рот и тянуть кончик языка попеременно то к левому углу рта, то к
правому.

Должно насторожить, если:

— язык передвигается всей массой, он излишне напряжён, при движениях усиливается
слюноотделение.


ВСТУПЛЕНИЕ

3. Открыть рот и поднять язычок к верхней губе. Должно насторожить, если;

—ребёнок не может вообще поднять язык;

—поднимает язык при помощи нижней губы.

Если у вашего малыша выявляются перечисленные сложности, то ему необходима кон­сультация не только логопеда, но и врача-невролога (невропатолога). Возможно, понадобят­ся специальный логопедический массаж и медикаментозное лечение.

В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправле­нию звукопроизношения, которая проводится в три этапа.

1. Подготовительный этап, на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной
гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа
по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воз­
душной струи для произнесения многих звуков.

2. Постановка звука и его первичное закрепление. На этом этапе логопед с помощью спе­
циальных приёмов и приспособлений осуществляет постановку звука.

3. Автоматизация (закрепление) звука. Поставленный звук необходимо закрепить путём
многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной ре­
чи.

Только после этого от ребёнка можно ожидать правильного употребления звуков в речи, без напоминаний взрослого.

Так как постановка звуков и их первичное закрепление требует специальных знаний и на­выков, желательно, чтобы эту работу провёл логопед.

Задания первого и третьего этапов вы можете выполнять как под руководством логопеда, так и самостоятельно, и в этом вам поможет книга, которую вы держите в руках.

 

КАРТИНКИДЛЯОБСЛЕДОВАНИЯРЕЧИ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных