Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 7. ТРАСОЛОГИЯ




 

§ 1. Криминалистическое следоведение: основные понятия

 

Ключевым процессом расследования преступлений является процесс доказывания, сущность которого состоит в собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств. Собирание доказательств предполагает проведение работы по обнаружению, фиксации, изъятию следов преступления, которые в криминалистике принято делить на материальные и идеальные. Кроме того, поскольку преступление вызывает разнообразные изменения в окружающей среде, криминалисты различают следы преступления в широком и узком смысле слова. К первой группе относят любые материальные последствия, связанные с событием преступления (следы-предметы, следы-вещества, звуковые, запаховые следы и т.д.). К следам в узком смысле относят следы-отображения - материально фиксированные отображения признаков внешнего строения оставившего их объекта и (или) механизма следообразования.

Люди, животные, вещи - любой объект, связанный с событием преступления, так или иначе отражает механизм его совершения. Изменения в неживой природе как форма отражения преступления часто проявляются в виде следов-отображений: отпечатков отдельных особенностей (преимущественно внешнего строения) взаимодействовавших объектов, повреждения, разрушения, деформации объектов и т.д. Такие следы, механизм их образования, средства, приемы, методы собирания и исследования в целях выяснения обстоятельств, значимых для расследования и предупреждения преступлений, изучает трасология, именуемая также криминалистическим следоведением.

Трасология - криминалистическое учение о следах - отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности возникновения материально фиксированных следов преступления, разрабатывающая средства и методики их обнаружения, изъятия и исследования.

Современная трасология представляет собой, во-первых, совокупность методик работы со следами, возникающими в результате физических, а также иных процессов; во-вторых, научно-методическую основу трасологического и многих других исследований, осуществляемых в рамках криминалистических экспертиз; в-третьих, область знания, задействованную в теории и на практике целым рядом наук.

Роль трасологии в борьбе с преступностью определяется возможностью получения криминалистически значимой информации о субъекте или объекте, оставившем следы, его действиях (когда речь идет о человеке или животном), а также о действиях с ним, приведших к образованию следов. Трасология нацелена на решение задач, связанных с установлением родовой (групповой) принадлежности объектов; индивидуальной идентификацией объектов по признакам, отобразившимся в следах; получением информации об отдельных особенностях объектов, оставивших следы; определением механизма образования следов и сопряженных с ним обстоятельств расследуемого преступления. В ряде случаев криминалистический анализ следов позволяет выяснить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, что облегчает разработку профилактических мероприятий, к примеру направленных на усовершенствование технической защиты объектов от преступных посягательств.

Теоретическую основу трасологии составляют положения философского учения об отражении и познаваемости окружающего мира. Как и теория идентификации, трасология базируется на ряде научных положений об индивидуальности объектов материального мира (каждый объект тождествен самому себе и может быть выделен из массы ему подобных по общим и частным признакам), относительной устойчивости внешнего строения твердых тел, способности объектов при взаимодействии в определенных условиях отображать внешнее строение друг друга (отображение всегда получается зеркальным).

Следы-отображения возникают при взаимодействии двух объектов - следообразующего (объект, оставляющий след) и следовоспринимающего (тот, на котором след остается). Поверхности объектов, соприкасающиеся в ходе следообразования, называют контактными, а сам факт их взаимодействия - следовым контактом. Под механизмом следообразования понимают совокупность факторов, определяющих процесс образования следов-отображений в ходе взаимодействия объектов. Речь идет о сущности явления, повлекшего образование следа, состоянии объектов при их взаимодействии, характере и результате воздействия. При следовом контакте объекты подвергаются физическому, химическому и прочему воздействию. Среди различных видов физического взаимодействия трасологию, как правило, интересуют следы механического воздействия.

По источнику происхождения (виду следообразующего объекта) выделяют: следы человека; следы животных; следы орудий, инструментов, механизмов; следы транспортных средств.

По механизму образования следы подразделяются на:

1) статические (в момент образования следа объекты находятся в состоянии покоя и не перемещаются относительно друг друга) и динамические (образуются при движении одного либо обоих взаимодействующих объектов);

2) объемные (следы, имеющие длину, ширину, глубину/высоту, возникающие в результате деформации следовоспринимающего объекта - уплотнения или отделения его части) и поверхностные (следы, имеющие длину, ширину и незначительную глубину/высоту).

Поверхностные следы возникают за счет: а) наслоения частиц, отделившихся от следообразующего объекта (например, потожирового вещества при образовании следов рук); б) отслоения от следовоспринимающего объекта частиц (например, следы обуви на свежевыкрашенном полу); в) изменения поверхности следовоспринимающего объекта (например, следы рук на упаковке замороженных продуктов, след на ткани от раскаленного утюга).

Поверхностные следы в зависимости от месторасположения могут быть: а) локальными (остаются на контактной поверхности следовоспринимающего объекта в месте его соприкосновения с объектом следообразующим); б) периферическими (возникают за пределами зоны контактного взаимодействия объектов);

3) окрашенные и бесцветные. Среди бесцветных следов выделяют видимые, чье визуальное восприятие возможно невооруженным глазом, слабо видимые и невидимые, визуальное восприятие которых затруднено либо невозможно без специальных средств и приспособлений.

В зависимости от того, как протекает механизм следообразования, следы могут оказаться пригодными либо непригодными для идентификации. Информация, полученная при изучении непригодных для идентификации следов за счет выяснения механизма их образования, может быть полезна при установлении различных обстоятельств расследуемого преступления.

Сохранность следов во многом обеспечивается соблюдением разрабатываемых в рамках трасологии правил работы с ними. Работа со следами на месте обнаружения предполагает их осмотр, фиксацию, предварительное исследование и изъятие.

Большинство следов-отображений удается найти и изъять при осмотре места происшествия. До начала поиска необходимо проанализировать обстановку на месте. Представив последовательность и образ действий преступника в данной обстановке, следователь может определить потенциально наиболее информативные с точки зрения обнаружения следов, в том числе невидимых, участки и объекты. При этом выясняется взаимное расположение отдельных предметов, которые могут оказаться носителями следов. В любом случае в ходе осмотра места происшествия необходимо соблюдать следующие правила: нельзя перемещать объекты до того, как они будут сфотографированы и описаны в протоколе осмотра; работать надо в резиновых перчатках; понятые и другие лица не должны прикасаться к объектам осмотра, чтобы не оставить своих следов; по возможности необходимо изымать объекты со следами в натуре, обеспечивая при их упаковке сохранность следов.

Основной способ фиксации следов прямо предусмотрен УПК РФ. В протоколе описывают: место обнаружения следов и объекты, являющиеся следоносителями; характер и состояние следовоспринимающей поверхности; локализацию, вид, размеры и состояние следов; отобразившиеся в них признаки следообразующих объектов. По каждому из следов оговаривают способ выявления, изъятия и упаковки; указывают средства, применявшиеся при их обнаружении, фиксации и изъятии. В качестве дополнительных способов закрепления следов используют наглядно-образные (например, фотографирование), графические (например, составление схем, чертежей), предметные (например, изготовление слепков).

В рамках трасологического исследования изучаются морфологические и функциональные признаки контактировавших объектов, а также обстоятельства их взаимодействия. Трасологическому исследованию могут быть подвергнуты: а) отпечатки (оттиски), несущие информацию о внешнем строении оставивших их объектов (например, следы рук, ног человека; лап и копыт животных; орудий взлома); б) изделия в целом либо их части, содержащие информацию об особенностях их изготовления и эксплуатации; в) узлы, петли, швы, выполненные вручную, и тому подобные объекты, отражающие информацию об устойчивых навыках человека, проявляющихся в его деятельности; г) материальные объекты и их совокупности, несущие информацию либо об условиях их возникновения (например, брызги крови, указывающие на взаимное положение нападавшего и пострадавшего в момент нанесения удара), либо о характере и результате оказанного на них воздействия (например, следы травления маркировочных обозначений на двигателе транспортного средства).

 

§ 2. Следы рук и ног человека

 

Дактилоскопия - раздел трасологии, посвященный изучению свойств и строения узоров на коже пальцев рук человека с целью использования их следов для идентификации личности. Пальмоскопия изучает с той же целью рельеф кожи ладоней, а плантоскопия - рельеф кожи стоп человека.

Отпечатки пальцев рук с давних пор используются для отождествления личности. В разных странах, в том числе в Древней Руси, существовал обычай заверять документы, прикладывая к ним палец (отсюда пошло сохранившееся до наших дней выражение "руку приложил"). Развитие дактилоскопии связано с именами Марчелло Мальпиги (1628 - 1694), давшего научное описание папиллярных линий на коже пальцев, и Яна Пуркинье (1787 - 1869), впервые классифицировавшего папиллярные узоры. В 1905 г. в ряде государств Южной Америки, а с 1906 г. - в России была введена дактилоскопическая регистрация преступников и бродяг.

Кожа человека имеет сложное строение. Тонкий поверхностный слой называют эпидермисом, а расположенный под ним основной слой кожи - дермой. Дерма также состоит из двух слоев: верхнего - сосочкового и нижнего - сетчатого. Эпидермис отображает рельеф сосочкового слоя дермы, благодаря чему на пальцах, ладонях рук и ступнях ног можно наблюдать так называемые папиллярные линии - П-образные возвышения шириной до 0,7 мм, высотой до 0,4 мм, разделенные бороздками - углублениями шириной до 0,3 мм. Рисунок, образуемый этими линиями, именуется папиллярным узором. Кроме папиллярных линий элементами рельефа кожного покрова кистей рук и ступней ног являются флексорные (сгибательные) линии, белые линии (морщины и складки, возникающие вследствие потери кожей эластичности), тонкие линии (выступы на дне бороздок) и поры (воронкообразные отверстия для выделения пота).

С точки зрения криминалистики важнейшими свойствами узоров на коже кистей рук и ступней ног человека являются их индивидуальность, устойчивость и восстанавливаемость.

Любой объект материального мира обладает индивидуальностью. Ее наглядное проявление в системе признаков, характеризующих рельеф кожи на пальцах, ладонях рук и ступнях ног, обеспечивающее высокую информативность папиллярных узоров, позволяет причислить следы рук и босых ног к наиболее надежным и простым в использовании средствам идентификации личности. Более чем за сто лет в мировой практике дактилоскопирования не было выявлено ни одного случая полного совпадения деталей папиллярного узора у разных людей. На пальцах одного человека совокупность деталей также не повторяется.

Характеризуя устойчивость папиллярных узоров, необходимо отличать собственно устойчивость узора, под которой понимают неизменяемость его строения с течением времени, и устойчивость узора к деформации в момент следообразования. Собственная устойчивость узоров чрезвычайно высока: сформировавшись на 3 - 4-м месяце внутриутробного развития эмбриона, папиллярные линии первые 18 - 20 лет меняются лишь в размерах вместе с ростом организма; в старости папиллярные линии немного сглаживаются, увеличивается число морщин, но тип и детали узора, их взаиморасположение сохраняются. Высокая степень собственной устойчивости узоров обеспечивается, ко всему прочему, таким биологическим свойством человеческого организма, как регенерация (способность разрушенных тканей самовосстанавливаться в первоначальном виде), проявляющимся в восстанавливаемости папиллярных узоров, которые после повреждения эпидермиса со временем принимают прежний вид. Повреждение дермы влечет появление шрамов, искажающих отдельные участки папиллярного узора. Однако сами шрамы становятся дополнительными индивидуализирующими человека признаками.

В отличие от собственной устойчивость папиллярного узора к деформации в момент образования следов невелика, поскольку кожа отличается эластичностью. Растяжение и сжатие кожи на отдельных участках в зависимости от направления и величины усилия при следообразовании приводят к тому, что признаки, характеризующие строение папиллярного узора или отдельных линий, отображаются с искажением, иногда значительным, что следует учитывать в процессе идентификации личности по следам рук и босых ног.

Особенности папиллярных узоров позволяют их классифицировать, что облегчает регистрацию и розыск людей. Для классификации наиболее удобны узоры на ногтевых фалангах пальцев рук, именно они используются при дактилоскопической регистрации живых лиц.

В папиллярных узорах на ногтевых фалангах пальцев можно различить три потока папиллярных линий: один располагается в центре и определяет тип и вид узора, два других потока именуются периферическими - верхний поток огибает центральный по дуге вдоль края пальца, а нижний проходит параллельно межфаланговой (сгибательной) складке. Участок узора, где сближаются все потоки, называется (из-за внешнего сходства с буквой греческого алфавита) дельтой.

Выделяют три типа папиллярных узоров: дуговые, петлевые, завитковые. Дуговые узоры, составляющие около 5% общего числа, наиболее просты по строению: папиллярные линии центрального потока начинаются у одного бокового края пальца, волнообразно изгибаются и заканчиваются у другого его края. В дуговых узорах дельта отсутствует. В петлевых узорах (они наиболее распространены - 65% общего числа) папиллярные линии центрального потока от одного бокового края пальца проходят вверх к центру, загибаются, образуя петлю, и возвращаются к тому же краю пальца. Участок петли в месте максимального изгиба папиллярных линий называется головкой, остальная часть - ножкой петли. Если ножка петли обращена к мизинцу, петлевой узор именуется ульнарным, если к большому пальцу - радиальным. В петлевых узорах имеется одна дельта. Папиллярные линии в центре завиткового узора (таких узоров около 30%) располагаются по кругу, эллипсу, спирали. В завитковом узоре, как правило, две дельты, но их может быть и больше.

Типы и виды папиллярных узоров, направление и ширина потока папиллярных линий, взаиморасположение частей и элементов узора (например, дельт), число линий между заранее установленными точками (обычно между центром узора и дельтой), размерные характеристики папиллярных линий, расположение флексорных, белых, тонких линий, а также некоторые другие признаки относятся к общим.

В качестве частных признаков, которых насчитывается более двух десятков, рассматриваются: а) детали строения папиллярного узора - начало и окончание папиллярной линии (определяются сообразно движению часовой стрелки), разветвление и слияние линий, глазок, островок, крючок, мостик и т.д.; б) детали строения отдельных папиллярных линий - изгиб, излом, утолщение, утонение, форма краев папиллярной линии. Для индивидуальной идентификации лица, оставившего след, необходимо, чтобы в следе отобразилась неповторимая совокупность частных признаков, обычно из 6 - 12, в зависимости от частоты встречаемости каждого из этих признаков.

Бесцветные следы рук и босых ног образуются за счет отделения от кожи следообразующего вещества, основными компонентами которого являются пот, жир и частицы эпидермиса. В следственной и экспертной практике чаще всего применяются оптические, физические, химические методы обнаружения и фиксации следов, образованных потожировым веществом.

Оптические методы выявления следов основаны на улучшении условий для их визуального восприятия. Эффект достигается за счет использования луп и других приборов; при осмотре объектов на просвет; в косо падающих лучах, когда следовоспринимающая поверхность освещается под углом. Полезным в обнаружении невидимых следов может оказаться люминесцентный анализ. Оптические способы позволяют сохранить следы в их первоначальном состоянии.

Физические методы основаны на адгезионных и адсорбционных свойствах потожирового вещества (частицы красителя либо прилипают к нему, либо внедряются в него). Красителями служат порошки, для нанесения которых на исследуемую поверхность используют кисти и дактозоли (распылители порошков). Универсальный порошок - восстановленное водородом железо наносят магнитной кистью; другие порошки - графит, окись цинка (цинковые белила), окись свинца (сурик) и пр. - дактилоскопической кистью, изготовленной из беличьего или колонкового волоса. Порошки, используемые для работы со следами, должны быть сухими, хорошо измельченными и контрастными по цвету с той поверхностью, на которой предстоит выявление следов. Выявленные следы откопировывают на дактилоскопическую пленку или липкую ленту.

К физическим методам выявления потожировых следов относится также окуривание объектов, на которых предполагается наличие следов, парами йода. Достоинство указанного метода состоит в том, что следы можно подвергать многократной обработке. Это важно при необходимости обнаружения следов на больших по площади или искривленных поверхностях. Кристаллический йод при нагревании испаряется. Пары, контактируя с потожировым веществом, кристаллизуются, окрашивая след в желто-оранжево-коричневые цвета. Однако следы быстро обесцвечиваются, так как кристаллы йода, вновь переходя в газообразное состояние, улетучиваются с поверхности следов. Окуривание парами йода производится с помощью йодной трубки (специальной стеклянной трубки с резиновой грушей). Фиксация следов, выявленных таким образом, осуществляется путем обработки порошком восстановленного водородом железа с последующим копированием на йодокрахмальные или йододикстриновые пленки.

Химические методы обнаружения следов основаны на способности некоторых компонентов следообразующего вещества окрашиваться при взаимодействии с определенными химическими реактивами. Обрабатывать химическими реактивами удобнее те поверхности, которые впитывают их жидкую составляющую. Чаще других используют раствор нингидрина или аллоксана в ацетоне, а также раствор азотнокислого серебра в дистиллированной воде. Раствор на исследуемую поверхность наносится при помощи пульверизатора или ватного тампона. Реакция протекает медленно. Для ее ускорения объект, обработанный раствором нингидрина, следует подогреть, а раствором азотнокислого серебра - выставить на дневной свет.

В ходе трасологического исследования следов рук и босых ног возможно решение вопросов: имеются ли на представленном объекте отпечатки папиллярных линий; если имеются, пригодны ли они для идентификации личности; одним или несколькими следообразующими объектами они оставлены; не оставлены ли отпечатки папиллярных линий конкретным лицом; каков механизм образования следов на объекте?

Криминалистически значимая информация может быть получена не только при изучении следов рук и босых ног, отображающих папиллярные узоры, но и при исследовании следов рук в перчатках, а также следов ног в чулочно-носочных изделиях или в обуви. Необходимо помнить, что при возникновении данных следов в качестве следообразующего объекта выступают соответственно перчатки, чулки, носки или обувь. Именно эти объекты могут быть идентифицированы по их следам в ходе трасологического исследования, но отнюдь не их владелец. Носитель обуви при определенных условиях может быть идентифицирован по следам, имеющимся на деталях обуви, контактирующим со стопой, но не по следам, оставленным подошвой обуви.

Помимо решения идентификационных задач по следам ног можно получить разнообразную информацию о человеке, их оставившем. Так, след босой ноги или ноги в чулках, носках и т.п. отражает рост человека, примерно в 7 раз больший, чем длина следа. Определение роста возможно по неполному отпечатку стопы (по следам плюсневой и пяточной частей). По соотношению длины шага и длины ступни можно приблизительно определить возраст человека. По следам ног можно судить о физических особенностях и состоянии лица, оставившего следы (например, при хромоте длина шага здоровой ноги больше, чем поврежденной).

При исследовании следов обуви можно установить размер, вид, модель обуви, соответствие обуви размеру стопы и особенности ее носки, одним или разными экземплярами обуви были оставлены следы.

Кроме того, анализируя следы, обнаруженные на месте происшествия, несложно выяснить, откуда пришел, как передвигался и в какую сторону ушел с места происшествия преступник, определить число лиц, побывавших на месте происшествия, и тому подобные обстоятельства. При движении по следу преступника возможно обнаружение похищенных, спрятанных или брошенных им предметов.

На месте происшествия могут быть обнаружены: единичный след, несколько следов ног, дорожка следов - группа следов, состоящая из трех и более последовательно оставленных отпечатков ног.

Элементами дорожки следов являются: а) линия направления движения - прямая, мысленно проводимая между следами обеих ног в сторону движения человека; б) линия ходьбы - ломаная, соединяющая последовательно одноименные участки следов правой и левой ног (например, центры следов пяток или каблуков); в) длина шага - величина размаха переносимой вперед ноги, определяемая отдельно для правой и левой ног путем измерения расстояния между одноименными участками двух последовательно оставленных следов по линии направления движения; г) ширина шага - расстояние между одноименными участками следов правой и левой ног по линии, перпендикулярной линии направления движения; д) угол разворота стопы - угол между продольной осью следа и линией направления движения, определяемый для правой и левой ног (может быть отрицательным, когда носки обуви при ходьбе обращены внутрь, и положительным, когда носки обращены наружу).

Помимо описания следов ног в протоколе, их фотографирования по правилам масштабной фотосъемки, зарисовки дорожки следов, при невозможности изъятия следов вместе с объектом-носителем на практике широко применяются предметные способы фиксации и изъятия следов - изготовление слепков объемных следов и копирование поверхностных.

Поверхностные следы-наслоения, образованные частицами почвы, цементом, мукой и пр., можно откопировать на липкую бумагу, следокопировальную пленку, увлажненную фотобумагу, листовую резину. Предварительно лист резины зачищают (обязательно в одном направлении) крупнозернистой наждачной бумагой, зачищенной стороной накладывают на след и плотно прижимают.

Объемные следы ног закрепляют путем изготовления слепков с помощью гипса, парафина, силиконовой пасты "К", других полимерных материалов. Сначала удаляют посторонние предметы (камешки, окурки и т.п.), попавшие в углубления следа после его образования. В зависимости от состояния следовоспринимающей поверхности, погодных условий и времени года (в случае работы со следами на открытой местности) применяют три способа изготовления гипсовых слепков: наливной, насыпной и комбинированный.

Для изготовления слепка наливным способом гипс разводят водой (медицинский - в пропорции 1:1, строительный - в пропорции 1,5:1). Полученную массу заливают в след на 1/3 его глубины. Потом кладут укрепляющий каркас из проволоки или другого материала, свободные концы бирки с пояснительной надписью, а затем выливают оставшийся раствор, который при температуре выше 0 град. C затвердевает через 20 - 25 мин. Если след заполнен водой, слепок рекомендуется изготавливать насыпным способом: сначала откачивают воду, потом через сито засыпают тонкий слой гипса, который увлажняют из пульверизатора, затем укладывают каркас, засыпают гипс до краев следа и еще раз его увлажняют. Комбинированный способ - сочетание насыпного способа с наливным - позволяет, в частности, изготавливать слепки со следов ног, оставленных в снегу. При этом гипс разводят водой, температуру которой понижают до 0 град. C (в воду добавляют снег до тех пор, пока он не перестанет таять), либо смешивают гипс с антифризом.

Следы ног, обнаруженные в массе сыпучих веществ, нуждаются в предварительной обработке. Для этого с помощью пульверизатора над следом разбрызгивают раствор перхлорвиниловой смолы (3%) в ацетоне (6%), который связывает мелкие частицы сыпучего вещества, после чего в след можно заливать гипсовый раствор.

На неровные поверхности, например рифленый кафель, наносят полимерные пасты. Перед применением в пасту "К" добавляют наполнитель белого или темного цвета в зависимости от окраски следов, затем - специальный катализатор. После тщательного перемешивания полученным компаундом заполняют объемный след. Надо учитывать, что реакция полимеризации при использовании пасты "К" происходит при температуре не ниже 0 град. C и занимает (при комнатной температуре) около получаса.

 

§ 3. Следы орудий взлома

 

Важную роль при расследовании отдельных видов преступлений играют следы орудий, инструментов, механизмов, среди которых особую группу составляют следы взлома. Под взломом понимается вскрытие запертого объекта с преступной целью, в том числе проникновение в помещение или хранилище посредством отпирания замка подобранным, поддельным ключом или отмычкой; вывода из строя запирающего устройства; повреждения (разрушения) преграды. В зависимости от способа взлома объектами трасологического исследования становятся разнообразные запирающие устройства и следы орудий взлома.

Орудиями взлома именуются любые орудия и инструменты, задействованные при взломе. Как известно, инструменты - это технические приспособления, с помощью которых производится некая работа или действие. Взлом может быть осуществлен с использованием инструментов хозяйственно-бытового либо иного социально полезного назначения, инструментов, приспособленных для взлома, а также специально изготовленных в преступных целях. В трасологии термин "орудия" (синоним слова "инструмент" в русском языке) применяется, когда говорят об орудиях взлома, не являющихся инструментами. Это различные предметы (камни, металлические пруты, кирпичи и т.д.), специально припасенные либо подобранные преступником на месте, использованные им при взломе.

По принципу действия орудия взлома в наиболее общем виде могут быть подразделены на ударные (молотки, кувалды), отжимные (ломы, гвоздодеры), зажимные (клещи, плоскогубцы), колющие (шила, вилы), режущие (ножи, стамески), перерезающие (ножницы, кусачки), рубящие (топоры, зубила), сверлящие (дрели, коловороты), пилящие (напильники, ножовки). От вида следообразующего объекта зависит характер следов орудий взлома на запирающих устройствах и преградах. По следам орудий взлома можно определить положение орудия в момент их образования, направление воздействия на объект и другие особенности механизма следообразования, отражающего характер действий взломщика. Как по статическим, так и по динамическим следам возможно установление групповой принадлежности и отождествление орудия взлома.

На разрешение эксперта-трасолога, как правило, ставятся вопросы: имеются ли на объекте следы воздействия орудия взлома (инструмента); если да, каков механизм их образования; с какой стороны взломана преграда; каким видом орудия взлома (инструмента) оставлены следы; не оставлены ли следы представленным орудием (инструментом); одним или несколькими орудиями оставлены следы; если несколькими, то в какой последовательности?

В качестве запирающих устройств используются замки (конструкции, механизм которых приводится в действие ключом) и запирающие приспособления. Последние подразделяются на самостоятельные (задвижки, щеколды и пр.) и вспомогательные (кольца, петли и пр.), применяемые в комплекте с запирающим устройством.

По назначению выделяют замки дверные, гаражные, сейфовые и т.д.; по способу крепления к объектам - съемные (навесные) и постоянные (врезные и накладные); по способу запирания: а) ригельные, винтовые, кодовые, магнитные; б) автоматические (самозапирающиеся) и неавтоматические.

Запирание и отпирание большинства замков связаны с передвижением в них специальной детали - ригеля. В зависимости от того, как устроен механизм удержания ригеля в положении "заперто/открыто", ригельные замки классифицируют на: пружинные (ригель в наружном положении удерживается подпирающей его пружиной), сувальдные (положение ригеля определяется тем, в какой выемке окна сувальды находится ригельная стойка, крепящаяся к его основанию), реечные (ригель, подпираемый возвратной пружиной, перемещается при помощи комбинации выступов и пазов на стержне ключа), цилиндровые (ригель перемещается при повороте цилиндра, вставленного в неподвижный патрон).

Несанкционированное вскрытие объекта нередко осуществляется путем отпирания замка подобранным или поддельным ключом, отмычкой, специально изготовленным в преступных целях инструментом, случайным предметом, а также за счет отжима ригеля. При использовании поддельного ключа (он не входит в комплект замка, а специально изготавливается в преступных целях) следов, как правило, не остается. На применение подобранного ключа (ключ, предназначенный для отпирания одного замка, использованный при отпирании другого) или отмычки (приспособление для отпирания замков определенного типа) указывают следы в виде царапин на внутренних деталях механизма замка, локализация которых не совпадает с эксплуатационными следами, образуемыми при использовании штатного ключа.

Взлом врезного или накладного замка часто осуществляется путем отжима ригеля. Между запорной планкой и замком вводится твердый предмет (стамеска, нож, лом и т.п.), концом которого ригель утапливается в короб замка. При этом на ригеле образуются царапины, а на скреплявшихся замком створках иногда остаются объемные следы, отражающие форму и особенности рабочей части орудия взлома.

Навесные замки преступники нередко взламывают, разрушая дужку замка - перепиливают, перекусывают ее либо вырывают из короба. Также перепиливают или вырывают запирающие приспособления к навесным замкам.

Чтобы обеспечить сохранность следов на внутренних деталях механизма замка, при осмотре объектов взлома запрещается производить какие-либо манипуляции с замком, при которых могут образоваться новые, не связанные с расследуемым событием следы. Замок и ключи к нему, объекты (их фрагменты) со следами взлома изымают и направляют на трасологическую экспертизу. При невозможности изъятия в натуре объектов со следами взлома поверхностные следы-наслоения перекопировывают на дактилопленки (в качестве материала для сравнительного исследования необходимо изъять с поверхности взломанного объекта пробы краски, ржавчины, пыли и т.п.), а с объемных следов с помощью пластилина или полимерных материалов изготавливают слепки.

При осмотре любого взломанного объекта (преграды), особенно когда его вскрытие потребовало значительных физических усилий, надо предпринимать меры к обнаружению микрообъектов, следов рук, ног, крови и т.д., которые позволяют уточнить характер действий взломщика и получить информацию о его личности.

Исследуя запирающие и предохранительные устройства, при проведении экспертизы выясняют: исправен ли данный замок; если нет, какова причина неисправности; отпирался ли замок (был ли он отперт) конкретным ключом (посторонним предметом); одним ли способом отперты или взломаны несколько представленных замков; каким способом нарушена пломба; нарушалась ли пломба после первоначального опломбирования?

 

§ 4. Следы транспортных средств

 

В качестве следов транспортных средств рассматриваются: следы-отображения, передающие внешнее строение различных частей транспортного средства); следы-предметы (узлы, детали, их фрагменты, отделившиеся от транспортного средства); следы-вещества (частицы лакокрасочного покрытия, ГСМ и др.). Следы-отображения, оставленные ходовой частью или выступающими частями транспортного средства, а также следы-предметы - весьма распространенные объекты трасологического исследования (по ним возможна идентификация транспортного средства). Следы-вещества изучаются в рамках криминалистического исследования материалов, веществ и изделий, но и они интересуют трасологию с точки зрения механизма следообразования.

Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, перемещения потерпевших, трупов и других аналогичных целей. При расследовании ДТП важное значение имеет классификация следов по механизму образования. Выделяют следы столкновения; следы наезда, переезда; следы, указывающие на неисправность транспортного средства.

Транспортные средства весьма разнообразны. В настоящее время наибольшее криминалистическое значение имеют следы автомобилей - транспортных средств на колесном ходу с собственным двигателем, предназначенных для перевозок по безрельсовым путям. Грузовые и легковые автомобили прежде всего различаются по величине базы, ширине колеи, характеру следов колес.

База автомобиля - расстояние между передними и задними осями - определяется по объемным следам, оставленным передними и задними колесами во время стоянки транспорта на мягком грунте, либо следам, возникающим при развороте транспортного средства с применением заднего хода. Ширина колеи замеряется между центральными линиями следов правого и левого колес (между просветами задних спаренных колес грузового автомобиля). Следы задних колес обычно полностью или частично перекрывают отпечатки передних. Колею, образованную передними колесами, можно изучить по следам, оставленным автомобилем на повороте.

В зависимости от положения колес в момент следообразования различают следы качения и скольжения. Следы качения, возникающие в результате поступательно-вращательного движения колеса, по механизму образования аналогичны статическим следам. Каждая деталь рельефа протектора (утолщенной части покрышки, контактирующей со следовоспринимающей поверхностью) оставляет свой отпечаток, хотя вследствие поступательного движения рельефные элементы протектора несколько деформируются. Следы скольжения, являющиеся динамическими, образуются при пробуксовке или блокировке колес при экстренном торможении.

Шины классифицируются по размерам, моделям и рисунку протектора. Своеобразие рисунка протектора обусловливается конфигурацией, локализацией и размерами грунтозацепов. Ширина шины определяется по ширине следа протектора, именуемого беговой дорожкой. Ее ширина измеряется на участке, где, судя по рисунку, четко отобразились боковые края протектора. При достаточно большой протяженности следов можно измерить длину окружности шины - расстояние между двумя последовательно оставленными отпечатками одного и того же участка протектора, разделив которую на 3,14 вычисляют диаметр колеса.

Полученные данные позволяют определить модель шины, тип, вид и марку оставившего следы автотранспортного средства, идентификация которого (после обнаружения) возможна по частным признакам, отобразившимся в следах. Кроме того, по следам транспортных средств устанавливают направление, характер и скорость их движения.

Направление, в котором двигался транспорт, можно определить по ряду признаков. Так, в сторону движения всегда раскрыт угол, образуемый элементами рисунка протектора типа "елочка"; вытягиваются капли ГСМ, воды и т.д., падающие с движущегося автомобиля; обращены сломанные концы веток, соломинок и других подобных объектов, попавших под колеса; разлетаются брызги при преодолении участков, заполненных жидкостью. Направление, противоположное движению, указывают: стебли примятой травы; веерообразно осевшие по бокам следа частицы сыпучего грунта, поднятые при движении транспорта, а также выбитые из грунта камни, спрессовавшиеся комья снега и т.п.; зазоры около камней, вдавленных транспортным средством в относительно мягкий грунт.

Для расчета скорости движения транспортного средства необходимо знать величину тормозного пути, длину следа торможения - расстояние, которое проходит транспортное средство от начала торможения до полной остановки. О торможении, в частности, свидетельствует снижение четкости отображения рисунка протектора; чем больше вес транспортного средства, а также степень износа протектора, тем длиннее тормозной путь.

Кроме детального описания в протоколе, сопровождаемого измерениями, при осмотре следов транспортных средств обязательно должна осуществляться фотосъемка. Значительный по протяженности след запечатлевают методом линейной панорамы. Отдельно по правилам масштабной съемки фотографируют участки с четко отобразившимся рисунком протектора.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных