Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предмет и методы зоопсихологии




ЗООПСИХОЛОГИЯ – наука о психической деятельности животных, ее проявлениях, происхождении и развитии в фило- и онтогенезе. В психической деятельности отражается восприятие мира животным и отношение к нему, проявляющееся во внешнем поведении, доступном наблюдению со стороны.

Для более полного понимания предмета, изучаемого этой наукой, следует возможно более строгим образом разграничить два основополагающих понятия: это психика субъекта и его внешнее поведение, реализующееся в конкретных условиях и доступное наблюдению.

Психика представляет собой объект изучения разных наук и определяется очень многими способами. В рамках настоящего курса мы несколько сузим определение этого понятия и будем называть психикой совокупность отображения внешней и внутренней среды субъектом и психической деятельности, то есть, процессов, использующих это отображение и протекающих скрыто от внешнего наблюдения, а также все множество возможных для данного животного форм поведения (не обязательно реализуемых в конкретной ситуации). Эти изменения внешней и/или внутренней среды принято называть стимулами.

Соотношение психической деятельности и внешнего поведения можно описать следующим образом. Психическая деятельность может выражаться внешне в реализуемом поведении, но во многих случаях результатом ее может оказаться и отказ от поведенческой активности. Кроме того, наблюдаемое внешнее поведение представляет собой лишь один из различных вариантов действий, а психическая деятельность может предполагать выбор из множества поведенческих форм.

Добавим также, что психическая деятельность не вполне равнозначна понятию интеллектуальной деятельности. Если под интеллектуальной деятельностью принято понимать рассуждения, приводящие от одной совокупности информации к другой (вывод), то психическая деятельность представляет собой более общее понятие, в котором учитываются также и эмоциональные реакции. Эмоциональные состояния выражают отношение субъекта к фактам и событиям, но не изменяют собственно информации о них, а действуют лишь как факторы, повышающие или понижающие ее значимость.

Поскольку человек – не что иное, как высшее животное, то стремление исследовать психику и поведение животных тесно связано с попытками человека понять самого себя. Первые работы в этой области принадлежат древнегреческим мыслителям (Сократ, Аристотель, Хризипп). Научный позитивистский подход к изучению психики и поведения животных восходит к XVIII веку (Уайт, Леруа, Ламарк и многие другие), но наиболее важный толчок к развитию зоопсихологии как научной дисциплины дал Чарльз Дарвин (1809-1882), высказавший идею об инстинктах как форме поведенческого эволюционного приспособления. Наиболее емкая и четкая формулировка этой научной идеи принадлежит А.Н.Северцову. Идея психического и поведенческого эволюционного развития заложила базу для развития работ в трех основных направлениях:

1. изучение эволюционного аспекта поведения;

2. изучение роли инстинктов в индивидуальном поведении;

3. наблюдение поведенческой общности человека и животных.

Еще в 1894 году Ллойд Морган сформулировал правило, которое до сих пор тяготеет над зоопсихологией: не привлекать для объяснения поведения животных более высоких психических категорий, чем необходимо. С тех пор усилия зоопсихологов нередко сводятся к попытке объяснить сложнейшие формы поведения элементарными мотивациями и наследственно закрепленными инстинктами, а разнообразнейшие формы взаимодействия с человеком у домашних животных свести к набору условных рефлексов – искусственно выработанных поведенческих автоматизмов. Однако этот упрощенный подход заставляет исследователя отбрасывать множество факторов и влияний, существенных для изучения поведения (особенно – во взаимодействии с человеком). Существенным ограничением этого подхода следует признать сложность (вплоть до полной невозможности) описания и анализа нестандартного инициативного поведения животного.

Важнейшим этапом в развитии зоопсихологии стали работы К.Лоренца, Н.Тинбергена и других этологов, относящиеся к первой половине двадцатого века. Этология – это наука о внешнем поведении животных, статистически репрезентативном для биологически обусловленных ситуаций. Этот подход явился непосредственным развитием идей Ч.Дарвина, поскольку основным методом этологии служит наблюдение за естественным поведением животных разных видов (видоспецифичные формы поведения) и анализ его развития в филогенезе. Одной из главных целей этологов стало изучение степени близости различных видов между собой по сходству их поведенческих проявлений. Этология практически не затрагивает вопроса об индивидуальном поведении и обуславливающих его мотивациях (последние сводятся к выживанию и приспособлению к условиям естественного отбора – "видосохраняющие функции"), а само поведение рассматривается в рамках вариаций наследственно закрепленных форм (“комплексов фиксированныхдействий”). Понятно, что этология не охватывает психических и поведенческих аспектов межвидовых взаимодействий – в частности, отношений домашних животных с человеком.

В противоположность этологии и почти одновременно с ней развивался и прямо противоположный подход, названный бихевиоризмом (от англ. behavior – “поведение”). Родоначальник бихевиоризма, Дж.Б.Уотсон (р.1913) поставил задачу изучения механизмов формирования индивидуального поведения и способов воздействия на него. Основным предметом изучения для бихевиористов стали именно сиюминутные индивидуальные мотивации животного и их баланс, позволяющий формировать желательное для человека поведение.

Бихевиоризм стал мощной и хорошо разработанной основой для изощренных методов дрессировки, а собственные дрессировочные достижения бихевиористов удивительны (например, танцующий цыпленок Карен Прайор и морской гребешок Грегори Бейтсона, хлопающий раковиной за пищевое подкрепление). Однако и теоретические их исследования сыграли немалую роль в понимании процессов формирования индивидуального ситуационно обусловленного поведения (научения) и онтогенетического развития психики. Сильной стороной бихевиоризма является принцип разложения сложного поведения на простейшие составляющие, а ограничения его связаны с тем, что этот подход учитывает главным образом воздействие со стороны в процессе искусственного формирования поведения, снижая значение наследственно обусловленных форм активности.

Работы Ивана Петровича Павлова (1849-1936), посвященные физиологии высшей нервной деятельности, подтвердили тот факт, что психические процессы имеют свое физиологическое, вещественное выражение. Кроме того, И.П.Павлов оставил нам прекрасный надежный метод изучения реакций животного на стимулы в лабораторных условиях. Однако, глубоко исследовав процесс формирования реакций и закрепления их в виде автоматизмов (условный рефлекс), нейрофизиологи не ставили перед собой задачу изучения поведения во всей его полноте и выяснения роли рефлексов в сложном поведении. Итак, три классических направления в зоопсихологии изучали (в отрыве друг от друга) три аспекта психики и поведения животных:

1. наследуемое поведение в биологически обусловленных ситуациях – этология;

2. способы формирования желательного поведения животных – бихевиоризм;

3. физиологические основы психической деятельности – нейрофизиология.

Очевидно, что индивидуальное поведение животного сочетает в себе все перечисленные аспекты, но не исчерпывается даже самой изощренной их комбинацией. За пределами возможностей классической зоопсихологии остаются такие проблемы, как оценка животным конкретной ситуации, определение эффективности той или иной стратегии поведения и способов ее реализации (с точки зрения вероятности достижения цели и затрат), роль партнера, активно или пассивно влияющего на принятие решений, и многие другие аспекты наблюдаемого поведения животных. Очевидно, что именно эти вопросы во многом определяют собой успех использования животных человеком. И, что самое главное, ни один из перечисленных подходов никоим образом не приближает нас к пониманию сложного поведения и тех внутренних психических процессов, которые приводят к этому поведению, и не позволяет влиять на эти процессы.

В настоящее время предпринимаются активные попытки совершенствования исторически сложившихся подходов к интеллектуальной и психической деятельности животных. Современные исследователи разрабатывают представления о психике и поведении животных в рамках общебиологических воззрений, преимущественно развивая идею Чарльза Дарвина о приспособлении к среде за счет трансформаций поведения. Так, например, еще в 20е годы ХХ века А.Н.Северцов полагал, что млекопитающие по-разному приспосабливаются к изменениям внешней среды, в зависимости от характера изменений. Приспособление к постепенным, медленно накапливающимся изменениям среды обитания происходит за счет возникновения нового строения и функций, то есть морфологическим путем. Новые признаки, обеспечивающие филогенетический аспект приспособления, закрепляются отбором. Быстрое же приспособление в онтогенетическом аспекте осуществляется путем возникновения новых форм поведения, не обязательно наследуемых генетически. Эффективность приспособления зависит от индивидуального развития психики.

В Московском Государственном Университете в настоящее время развивается такой подход, как "экологическая этология". Представители этого направления, по существу, продолжают работы этологов, но стремятся при этом более полно учесть возможные метаморфозы среды и разные варианты приспособления к ней в рамках целых биоценозов. И все же, современные направления развития методов зоопсихологии ориентированы на изучение лишь биологически обусловленных аспектов поведения, не затрагивая тех этапов психической деятельности, которые протекают между событием во внешней или внутренней среде и поведенческим откликом на него. Заметим также, что эти развития зоопсихологии по-прежнему базируются на постулате о том, что психическая деятельность у животных, в отличие от человека, обязательно выражается в какой-либо поведенческой (приравниваемой к двигательной) активности. В то же время, для полноты представлений необходимо включить в рассмотрение и те акты психической деятельности, которые не приводят к выраженному внешнему поведению (например, животное воспринимает стимул, но по тем или иным причинам отказывается от поведенческой реакции; воспринимаемое и отражаемое животным событие вообще не требует поведенческой реакции и т.п.).

Таким образом, существенные ограничения всех имеющихся в распоряжении исследователя методов, состоят в том, что они не изучают собственно психической деятельности живого субъекта, а всего лишь фиксируют явно выраженные наблюдаемые связи между событием, которое считается стимулом, и поведением, которое трактуется как реакция на этот стимул. При этом важно учесть следующие факторы:

(1) связь между стимулом и реакцией оценивается чисто субъективно и ничем не подтверждается;

(2) отсутствуют представления о том, какие информационные процессы составляют цепочку между этим стимулом и этой реакцией;

(3) не рассматриваются те варианты поведения, которые остались не реализованными и, следовательно, не могли наблюдаться со стороны;

(4) слабо учитываются те случаи, когда субъект действует под влиянием более чем одного стимула;

(5) не исследуются случаи, когда после восприятия стимула явно выраженная поведенческая реакция отсутствует.

Для того, чтобы заполнить лакуны, естественные для предшествующего этапа развития научной методологии, необходимо привлечь современные методы, позволяющие моделировать скрытые от наблюдения процессы, обеспечивающие отображение, переработку и генерацию информации – то есть, собственно психическую деятельность субъекта. Только дедуктивный метод, допускающий интерпретацию частных проявлений на основе общих моделей и закономерностей, обеспечивает более полный и точный анализ объекта исследования.

Мы, как и другие исследователи, исходим из фундаментальной идеи Чарльза Дарвина о том, что поведение животного нацелено на приспособление его к окружающей среде (в том виде, в каком животное ее воспринимает и отображает). Поэтому проанализировать поведение означает, по существу, ответить на следующие основные вопросы:

1. Как живое существо воспринимает и субъективно отображает информацию о внешней среде?

2. К каким факторам внешней и внутренней среды приспосабливается живое существо?

3. За счет чего становится возможным приспособление?

4. Какой результат достигается путем такого, а не иного приспособления?

5. Как субъективно оценивается эффективность приспособления, закрепляющая данное поведение?

Ответить на эти вопросы, а также совместить преимущества классических подходов к изучению поведения животных, устранив их противоречия, позволил современный методинформационного моделирования.

Сущность этого метода состоит в сопоставлении информации разных видов, воспринимаемой живым существом и хранящейся в его памяти, и интеллектуальных операций, осуществляющих ее обработку и, таким образом, участвующих в процессе психической деятельности. Сила и универсальность метода информационного моделирования объясняется тем, что он помогает не просто зафиксировать соответствия между ситуацией и внешним поведением, а восстановить скрытый от наблюдателя процесс принятия решения (ППР). С этих позиций психическая деятельность, предшествующая наблюдаемому внешнему поведению, выглядит следующим образом. На основе реальной входной информации о состоянии внешней и внутренней среды, наполнения памяти за счет предшествующего жизненного опыта, а также механизмов преобразования информации, выработанных в процессе индивидуального приспособления, порождается принципиально новая информация, обеспечивающая окончательный внутренний стимул (решение), мотивирующий определенную целенаправленную активность (реализацию конкретного поведения). При этом в качестве значимой входной информации могут учитываться любые факторы – от собственного физического состояния животного до прогноза и оценки действий любого партнера (“помощь” или “помеха”). При анализе поведения определяется также сравнительная значимость (приоритеты, веса) разных факторов, влияющих на внешние поведенческие проявления.

Метод информационного моделирования помогает дополнить прежние достижения принципиально новыми возможностями и перейти к изучению логики сложного целенаправленного поведения, зависящего не от одного конкретного стимула, а от многофакторной ситуации в целом и взаимодействия с партнером. Этот метод, основанный на достижениях прикладной математики, прикладной лингвистики, теории принятия решений и теории искусственного интеллекта, позволяет дедуктивным образом описать всю существенную информацию, отображаемую в мозгу животного, смоделировать процесс ее восприятия и преобразования, а затем выделить из набора поведенческих форм те, которые лучше всего подходят для достижения цели или для формирования поведения, желательного для человека.

Метод информационного моделирования при его применении в зоопсихологии предоставляет следующие возможности:

· анализировать наблюдаемое внешнее поведение как суммарную реакцию на действие сложной системы факторов внутренней и внешней среды;

· восстанавливать мотивации субъекта во всей полноте их взаимосвязей;

· реконструировать индивидуальные характеристики психики и выявлять те ее особенности, которые обуславливают наблюдаемое поведение;

· определить влияние наследственных форм на индивидуальное поведение животного (сочетание филогенетических и онтогенетических факторов);

· учитывать влияние жизненного опыта и роль искусственно сформированных автоматизмов в ситуационно обусловленном поведении (сущность научения и обучения);

· прогнозировать поведение данного животного в сходных и отличных ситуациях;

· точно определять факторы и воздействия, необходимые для формирования желательного поведения, учитывая собственные мотивации животного и устраняя не симптомы, а первопричины нежелательных проявлений.

Кроме того, в дополнение к задачам общей зоопсихологии, прикладная зоопсихология домашней собаки предусматривает также изучение тех форм поведения животного, которые стимулируются его межвидовыми взаимодействиями, приобретающими социальный характер. Важнейшее из межвидовых социальных взаимодействий домашней собаки, потребовавшее существенных изменений психики и поведения по сравнению с дикими видами псовых – это взаимодействие с человеком как активным фактором внешней среды, во многом определяющим собой способы приспособления. В частности, ни одно другое направление в зоопсихологии не позволяет прогнозировать и планировать влияние человека на собственные мотивации животного, что обеспечивает, например, желательное поведение собаки без команды и даже в отсутствие хозяина. Кроме того, домашняя собака в реальных условиях нередко вынуждена сосуществовать и с другими видами животных. В природе они могут представлять собой добычу псовых хищников, сами являться хищниками по отношению к псовым или никогда не встречаться в одном ареале. При этом естественные биологически обусловленные формы поведения по отношению к животным других видов запрещаются человеком. Поэтому при анализе поведения домашней собаки необходимо учитывать и ее способность изменять свое поведение по отношению к животным других биологических видов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных