Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I) Независимая и зависимая свобода




 

Свобода всегда невидима; она находится не только за пределами чувственного опыта, как потенциальная энергия, но и вне самого Существования. Свобода всегда присутствует, но мы редко распознаем ее как внутри, так и вне нас. Разделенная Самость не задает собственных вопросов, а зависит от вопросов, которые ставятся ей извне. Она любопытна, но не вопрошающа. Она нуждается в опыте, но не ищет понимания, которое дало бы опыту истинную ценность. Она остается неведающей об эссенциальной свободе и считает обусловленную или зависимую свободу импульсов реакций целью Существования. Но поскольку шесть фундаментальных триад представлены во всех мирах, свобода должна найти свое место в опыте Разделенной Самости и даже в опыте Реагирующей и Материальной Самостей.

Вся жизнь поддерживается током и противотоком инволюции и эволюции, и в каждом обращении направления есть момент свободы. В спаривании животных, в опылении цветов, в фотосинтезе хлорофилла при солнечном свете - и мириадом иных путей Природа причастна универсальной свободе. Человек смотрит на природу и видит, что она красива, но не понимает, что она свободна.

Прежде чем пояснять формы, принимаемые Свободой в Мире XLVIII, зарисуем обычную диаграмму:

 

Мир III 3 Трансцедентальное Согласование

 

Мир VI 3-2-1 Универсальная Свобода

 

 

Мир ХII 3-2-1 3-2-1*Индивидуальная Свобода

 

 

Мир XXIV 3-2-1 3-2*-1 3-2-1* 3-2*-1*

 

 

Мир XLVIII 3-2-1 3*-2-1 3-2*-1 3*-2*-1 3-2-1* 3*-2-1* 3-2*-1* 3*-2*-1*

Божественная Благодать Сострадание Чудо Помощь Выбор Случайная Возможность

 

Рис.31.8. Модусы Свободы.

 

Согласующая сила Благодати проникает во все миры, но по мере спуска она находит все меньше и меньше способности отвечать. Это чистейшая свобода в любом мире, поскольку она полностью независима от какой бы то ни было экзистенциальной триады. На другом краю - полностью экзистенциальная свобода, названная в диаграмме Случайной Возможностью (contingency). Жизнь сомы человека, хотя она и управляется физическими и биологическими законами, имеет собственный моменты свободы. Можно распознать беспричинные перебои в течении автоматических процессов, когда даже Нуль-ность может "заметить" собственное существование. Случайное замечание - может быть, самая элементарная форма субъективной свободы, экзистенциальная по характеру. Тем не менее, она обладает огромной важностью для человеческой Самости. "Замечание" - это восприятие различия и оно может быть началом различения. "Замечание" - это способность Воли, это не делание чего-то и не бытие чем-то. Оно непроизвольно, и все же это способность (power). Оно принадлежит к триаде Случайной (Fortituos) Свободы.

Для иллюстрирования смешанных законов свободы возьмем две триады 3-2*-1 и 3-2*-1*. В обоих случаях внутреннее действие испытывается экзистенциально. Есть два рода свободы, в которых Разделенная Самость обнаруживает, что она может использовать способности Воли. Одна возникает, когда Самость оказывается перед требованием или возможностью, превосходящей ее, то есть когда она видит, что есть эссенциальный паттерн, соблюдение которого не может выбрать. Это может быть названо Свободой Внутреннего Отношения. Когда осуществляется эта свобода, нет внешней перемены, но импульс входит в Самость как утверждение. Происходящее можно изобразить следующей диаграммой:

 

Триады

 

3 - 2*- 1 Свобода внутреннего отношения

 

 

2* - 1 -3 Жертва или плата

 

 

1 - 3 - 2 Внутреннее усилие

 

3 - 2 - 1* Завоеванная Свобода

 

Рис.31.9. Трансформация Свободы.

 

Для интерпретации диаграммы нужно рассмотреть продвижение триад. Личность Разделенной Самости оказывается перед конфликтом ценностей или лойяльностей. Если она может выбрать внутреннее отношение, соответствующее лояльности по отношению к Сущности, то становится возможным акт жертвы, или платы. Это, в свою очередь, открывает дорогу конструктивному усилию, или борьбе между высшей и низшей природами Самости. В этой борьбе обретается новая свобода, но на сей раз более высокого порядка, поскольку она дает Истинной Самости свободу подчиниться Индивидуальности посредством триады 3-2-1.* Этот пример показывает, как осуществление свободы, даже в личности, может инициировать ряд трансформаций, которые, в конце концов, полезны всей Самости.


Другая форма закона, даваемая триадой 3* -2* -1, зависит от внешнего действия. Эссенциальный импульс выбора внутреннего отношения, которое соответствует истинному паттерну Самости, не может найти ответа в личности, если она осознает только экзистенциальные силы. Человек, целиком поглощенный своими жизненными делами, не имеет способности выбрать эссенциальное отношение. Может случиться, что какой-нибудь экзистенциальный импульс - такой, как удар по самолюбию, или страх в Реагирующей Самости, или действие другой Самости - может породить опыт угрызения совести и это создаст момент свободы силами Мира XLVIII. Это также может создать истинное утверждение; но поскольку свобода не возникает из эссенциального паттерна, последовательность рис. 31. 9 не может быть установлена. Личность инициирует усилие, но без необходимой жертвы или платы, и может возникнуть следующая последовательность:

 

Триады

 

3* -2* -1 Свобода благодаря внешнему толчку

 

1 - 3* -2* Внешнее усилие

 

 

2* -1* -3* Приобретение

 

Рис.31.10. Свобода, ведущая к внешнему результату.

 

Последовательность рис.31.10 - крайний случай слабо связанных триад, и момент свободы ведет Разделенную Самость только к усилию, направленному на собственную пользу для себя в Существовании. Важная разница между свободой, состоящей в выборе принятия определенного внутреннего отношения, и той, которая происходит от внешнего толчка, состоит в том, что только когда импульс согласования происходит из сущности, он может породить последовательность событий, ведущих обратно к своему источнику. Рассмотрение каждой из восьми триад Свободы могло бы создать "Теорию личной ответственности". Без свободы не может быть истинной ответственности, но для воплощенной Самости с ее множественной структурой в различных мирах ответственность - не простая тема. Каждая часть Самости, обладающая использованием способностей Воли, имеет свой род ответственности, в соответствии с формой свободы, возможной для нее и в соответствии с исключениями и ограничениями своего мира. Вечная человеческая проблема "конфликта лойяльностей" имеет своим корнем множественность форм ответственности, открытых для Разделенной Самости.

 

(II) Отождествление, или негативная свобода, -(3-2-1)

 

Мы используем термин "Отождествление" для обозначения основной негативной свободы Нуль-ности. Негативная свобода не есть отсутствие свободы - это было бы детерминизмом; не есть это также подчинение большей силе, что явилось бы одной из форм тождественности. При отождествлении Реагирующая Самость отрезана от своей собственной высшей самости и теряет себя в том, что не есть она. Каждый из импульсов триады - (3-2-1) негативен. В отрицающем импульсе нет восприимчивости - это скорее не-существование. В сердцевине этой триады - неспособность быть собой.

Форма триады говорит нам, что из отрицания исходит утверждение. Это невозможное, становящееся возможным посредством чистого согласующего импульса, проникающего во все миры. Даже в простейшей форме экзистенциального "замечания" триада свободы обладает качеством чудесного. И даже в эссенциальном негативном проявлении триада все еще должна иметь это качество, чтобы не перестать быть свободой.

Это объясняет одно из наиболее странных проявлений в человеческой жизни, символизируемого неразумием Исава, продавшего свое первородство за тарелку чечевичной похлебки. В состоянии отождествления человеческая воля бесполезна для человека Внутренняя иерархия обращена. Индивидуальность бессильна, потому что ее инструмент, "Я" - спит. "Я" спит, потому что нет контакта между высшей и низшей природами Самости. Личность Разделенной Самости занимает место "Я" и, в свою очередь, позволяет способностям подчиниться Реагирующей Самости. Это состояние иллюзии, в котором Нуль-ность прекращает даже спать и отдается не-существованию. Остается только автомат, и вся его деятельность определяется и управляется внешними влияниями. Это состояние чаще всего встречается среди людей, и оно может продолжаться длительные периоды времени. Это - состояние, а не условие (state, non a condition) Воли. Момент негативной свободы приходит в момент потери себя. Здесь мы можем видеть интимную связь между вниманием и Волей, обсуждавшуюся в разделе 11. 27. 2. Простейший позитивный акт внимания - это "замечание"; простейший негативный акт - "не замечание", но это просто отрицание экзистенциальной триады 3* -2* -1*, то есть случайной возможности. Эссенциальная потеря себя гораздо более губительна, чем простое прекращение замечания. Это прекращение использования способности быть собой, которая, хотя в очень ограниченном размере, присутствует в каждом из нас все время.

Отождествление отвлекает нашу ответственность - ведь ничто не вынуждает нас быть ответственными. Мы не выбираем быть отождествленными - мы оказываемся не способными выбрать использование нашей способности внимания. В момент этой неудачи мы отождествлены - все наше существование коллапсирует, пока не остается только Материальная Самость.

Изучение отождествления - тех восьми разновидностей, которые возникают из негативных триад -(3-2-I) - необходимо, чтобы понимать возможности реальной свободы для человека.


Часть двенадцатая

 

ТЕТРАДА: БЫТИЕ

Главa 32

 

ЭНЕРГИИ

БЫТИЕ И ТЕТРАДА

Во Введении говорилось о необходимости выйти за пределы трехчленных систем, чтобы выразить характеристики Бытия. Так, слово "семья" подразумевает нечто, выходящее за пределы трехчленного отношения "родительства". Переход от соотнесенности к существованию проще всего может быть сделан посредством добавления четвертого элемента, который связывает тип отношения, выраженный как один из шести основных законов, с частной ситуацией. Так, если триада 1-3*-2*, означающая отношение конструктивного усилия, соединяется с представлением о трансформируемых материалах, мы имеем тетраду, которая может быть названа "производством" /fabrication/. Производство (изготовление) - это конкретная деятельность, посредством которой конструктивное усилие обретает существование. Можно рассмотреть пример на универсальной шкале, связывая чистую Триаду Инволюции 1-2-3 с понятием существования в целом. Результатом является Вселенная как существующее целое со всем разнообразием своего содержания.

Описанная процедура применима ко всем переходам от одной многочленной системы к другой, более сложной. Прибавляя второй элемент к понятию целостности или единственности, мы получаем диаду с ее свойством различия или оппозиции. Мы переходим от простого различия к соотнесенности, добавляя третий элемент, согласующий противоположности и соотносящий элементы. Мы получаем тетраду, конкретизируя ситуацию, к которой применимо определенное отношение. Тетрада становится пентадой, когда вводится потенциальность посредством пятого, вносящего нарушения фактора. Но эта процедура, хотя и действенная, не раскрывает в достаточной степени новые качества, которые связываются с системами возрастающей сложности.

Второй способ формирования тетрады - взять две независимые пары, независимо соотнесенные. Такова процедура, посредством которой мы переходим от простого отношения, такого как "раньше - позже", к представлению о порядке, требующему также понятия "между". Значимость пары диад далеко выходит за пределы геометрического порядка. Она представлена, в частности, в менделевской генетике, где пара диад дает распределение свойств во втором поколении таким образом:

 
 
 


A B

 

AA AB BA BB

 

Рис.32.1. Генетика и Тетрада.

 

Процедура такого рода обладает универсальной значимостью, и, входя в саму природу существования, свидетельствует, что Тетрада - это система, пригодная для исследования природы Бытия.

Трудно сейчас представить себе то изумление, с которым вавилоняне обнаружили бесконечное разнообразие понятий, которые могут быть образованы сочетанием четырех первичных элементов. Ранние греческие философы оставили нам всего лишь разрозненные отражения этих ранних прозрений. Возможно, что Пифагор лично посещал Вавилон и мог учиться непосредственно у халдейских мудрецов, как утверждают некоторые легенды. К сожалению, детали пифагорейской системы тетрады также утеряны.

Иудеи имели Тетраграмматон "Иод-хе-вау-хе" - "Прекраснейшее и Благороднейшее Имя Божье", которое можно было произносить лишь раз в семь лет. Без сомнения, это был символ Бога как Ультимативного Бытия, как "Я ЕСМЬ", в отличие от Адонаи, Господа - как Тетрады в отличие от Триады. К сожалению, туманные тайны Каббалы замутили интерпретацию, которая, продолжена, но не развернута в Талмуде.

Какую бы из космологий донаучного периода мы ни рассматривали, учение о четырех элементах, о Тетраде, появляется постоянно. К счастью, нам не нужно пытаться реконструировать древние интерпретации, поскольку Тетрада может быть просто изучаема благодаря применению правил для многочленных систем, сформулированных во Введении. Четыре термина должны быть независимыми, но взаимно необходимыми друг для друга. Это требование удовлетворяется, если мы рассматриваем термины как упорядочиваемые двумя диадическими различениями - "раньше - позже" и "между": "А находится перед В" и "В находится между А и С". Из этого мы можем образовать качество относительности или градации, которое совершенно отлично от соотнесенности. В триаде нет слияния /merging/ элементов, в тетраде же четыре элемента образуют упорядоченный ряд, и каждый влияет на положение остальных.

Мы уже видели, что "порядок" - это понятие более конкретное, чем "соотнесенность", поскольку оно предполагает, что мы должны определить Экзистенциальные условия, без которых порядок распадется в хаос.

В этой главе мы будем рассматривать "Бытие" безотносительно к "существам" /beings/. Существование как упорядоченный ряд, сведенное к простейшим элементам, кажется не более чем шкалой материальности. Поскольку мы должны учитывать все возможные модусы опыта, мы рассмотрим Порядок Бытия как ряд энергий, где слово "Энергия" означает элемент в тотальности существующих ситуаций.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных