Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Требования к усвоению дисциплины.




Студент, изучивший дисциплину «Теория языка. Введение» должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

- знать значение лингвистических терминов;

СК-3 (владеть основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, внешних и внутренних факторах развития языка);

СК-4 (ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития);

СК-5 (определять место русского языка в генеалогической и морфологической (типологической) классификации языков мира).

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Виды учебной работы Объем (кол-во час.)
Аудиторная работа (всего)  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Лабораторные занятия
Самостоятельная работа  
Общая трудоемкость  

 

Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр Форма итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа)
  экзамен контрольные работы (2): реферат на избранную тему (домашняя); аудиторная (контрольные задания)

 

Содержание дисциплины

Разделы, темы Лекции (час.) Практ. занятия (час) Самост. работа (час.)
  Основные сведения о языке. Язык и языкознание (лингвистика). Связь лингвистики с другими науками. Лингвистика как филологическая наука. Фундаментальные, нормативные и прикладные лингвистические дисциплины. Язык в социальном аспекте. Общественная сущность языка. Языки живые и мёртвые. Национальные (этнические) языки. Территориальные диалекты. Жаргон (арго, сленг). Литературный язык. Государственные, межнациональные и международные языки. Язык и речь. Основные функции языка и речи. Язык и мышление. Язык в семиотическом аспекте. Язык как система знаков. Языковой знак и его признаки. Системность языка. Понятие о системе и структуре. Уровни (ярусы) языковой системы. О метафорическом употреблении слова «язык». Языки естественные и искусственные. Отличие естественного языка от других знаковых систем. Вопрос о происхождении языка. Основные гипотезы происхождения языка. Вопрос о развитии языка. Экстралингвистические (внешние) и интралингвистические (внутренние) факторы существования и функционирования языка. Взаимодействие языков. Понятие субстрата, суперстрата, адстрата. Языковая интерференция. Языковой союз. Языковая семья. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Генеалогическая классификация языков. Место русского языка в генеалогической классификации.   -  
  Фонетика. Основные единицы и понятия фонетики и фонологии.      
  Письмо.Типы письма. Графика и орфография.      
  Лексика и фразеология.Слово как основная единица языка. Лексико-фразеологиче­ский уровень. Основные единицы и понятия лексикологии и фразеологии.      
  Морфемика и словообразование.Основные единицы и понятия морфемики и словообразования.      
  Грамматика.Основные единицы и понятия морфологии и синтаксиса. Способы выражения грамматических значений. Типологическая (морфологическая) классификация языков; место русского языка в данной классификации.      
  Контрольная работа (аудиторная).      
Итого:      

 

6. Тезаурус (основные термины по курсу «Введение в языкознание»)

Студент обязан знать значения указанных ниже лингвистических терминов.

Можно воспользоваться существующими словарями лингвистических терминов и лингвистическими энциклопедиями. Например:

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1976 (или любое переиздание).

Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. – М.: Сов. энциклопедия, 1990 (или его переиздание под названием: «Языкознание: Большой энциклопедический словарь» / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: БРЭ, 1998). http://lingvisticheskiy-slovar.ru/

Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984. http://www.kodges.ru/49796-yenciklopedicheskij-slovar-yunogo-filologa.html

Энциклопедия для детей. Т. 10 (Языкознание. Русский язык). 2-е изд., испр. и доп. / гл. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000. http://obuk.ru/encik/18483-jenciklopedija-dlja-detejj-t.10.html






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных