Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В истории языкознания

Основные подходы к грамматическому описанию языка

в истории языкознания

 

1). Как начиналось, где начиналось грамматическое описание. Ярко: разница древних традиций в разном внимании к ярусам языка.

Китай – лингвисты не занимались грамматикой (сам строй языка вынуждает китайцев не обращать внимания на грамматику: грамматические значения выражаются не видными способами). Зато их интересовала фонетика.

Античность (средиземноморская традиция – Др. Греция и Рим) – лингвисты занимались грамматикой. Грамматика – ярчайший пример того, что называлось ars: наука (мы изучаем язык) + искусство (учимся говорить красиво) + ремесло (учимся убеждать, а это хлебушек).

Грамматика – это полезно! Как результат налицо сильный перекос описания языка в пользу грамматики. Античное языкознание довольно плохо знает фонетику и совсем не знает семантику, но в грамматике роется с упоением.

 

 

2). Объясняем логику смены подходов в истории, продвигаясь от античной традиции к современности. Вспоминаем философию и историю, прикидываем, что творилось в головах у людей и рассказываем про то, как менялись взгляды на язык и его изучение.

[наиболее общее оставлено черным, подробности выделены серым – они нужны, просто чтобы вкратце напомнить вам то, что вы и так знаете:)]

Логицизм.

Проявляется, например, у Платона и Аристотеля. У Платона, скажем, смешиваются понятия субъекта и имени, предиката и глагола (он называет именем те слова, о которых что-либо утверждается, а глаголом – те, которые что-нибудь утверждают, и в этой логике получается, что во фразах типа «ходить полезно» ходить – имя, а полезно – глагол). Иными словами, античные ученые, занимавшиеся лингвистикой, смешивали грамматические функции и грамматические категории. Грамматика Аристотеля – грамматика о законах соединения слов. Там обозначаются те части речи, до которых до Аристотеля додумался Платон (но Аристотель идет несколько дальше: «имя» у него – слово, обозначающее нечто вне времени, а «глагол» - слово, которое помимо основного значения выражает еще и время). Размышляя над соотношением слова и понятия (когда мы склоняем «Сократ – Сократа – Сократу…», что у нас меняется: слово, понятие или и то, и другое?), он приходит к выводу, что Сократ в Платона не превращается => понятие остается неизменным. А слово меняется. Аристотель вводит понятие «падеж», но у него это еще вообще любое «отклонение от нормы» - то есть сюда попадет и изменение глагола по лицам, и степени сравнения наречий. К трудам, где Аристотель размышляет о грамматике, можно отнести трактат «Об истолковании», а также, безусловно, «Поэтику» и «Риторику». В «Поэтике» перечисляются части любого речевого произведения: элемент (звук – не любой, а тот, который может образовать слово), слог (2 звука, один из которых гласный или полугласный), союз, имя, глагол, артикль, падеж и предложение. Аристотель затронул все уровни языка и заложил основы лингвистической терминологии.

Говоря об античной традиции, думаю, стоит пару слов сказать про деятельность Александрийской грамматической школы, потому что она натворила много важного (см. ниже: достижения АГШ). Персоналии: Дионисий Фракиец, Дионисий Галикарнасский, Деметрий Хлор, Асклепиад. Из этих товарищей нас более всего интересует фигура Дионисия Фракийца, который написал первую грамматику древнегреческого языка для римлян (Грамматика Дионисия Фракийского – II в. до н.э.). Важно: у Дионисия уже наблюдается отход от античного логицизма! (Но это не значит, что логицизм в лингвистике в тот момент почил навсегда! Он просто на тот момент перестал хапужнически тянуть одеяло на себя. Впоследствии же он то и дело проглядывал то тут, то там. Подробнее см. ответ на вопрос 2) В его грамматике описываются законы соединения языковых единиц; первая ее часть посвящена фонетике, вторая – морфологии. В морфологической части мы найдем деление слов на части речи и описания этих частей речи. Здесь деление на части речи идет уже по чисто лингвистическим основаниям (выделяются имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие, союз). Например, имя определяется как склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь [семантика имени!] и высказывающая как общее, так и частное [степень абстрактности!]. Ну и глагол у него – беспадежная часть речи, принимающая времена, числа и лица и представляющая действие или страдание.

!! Достижения АГШ:

    • Лингвистика освобождается от логики (формируется собственно лингвистический подход к языку).
    • Формируется уровневая модель описания языка.
    • Формируется базовая лингвистическая терминология.

Александрийские грамматики стали прообразом практически всех европейских грамматик вплоть до 17 в.!

2. Универсализм как подход.

Эпоха Просвещения, первые универсальные грамматики. 17 в. отделяет период лингвистической науки от грамматического искусства, которое было раньше. К 17 в. Европа сильно обновила уклад своей жизни под влиянием следующих обстоятельств:

    • На дворе – эпоха Великих географических открытий, открываются новые страны, новые культуры и – новые языки. В Европу попадают описания совершенно незнакомых языков.
    • Европа бурно развивалась в экономическом отношении. Одновременно происходила централизация власти, завершалось становление наций. Как результат – латынь отходила на второй план.

· Наука освободилась от власти религии (йееее!). Место религии заняла рационалистическая философия (все можно и нужно познать). Наука перестает быть привилегией горстки людей. Книгопечатание набирает все большую силу => доступ к книгам получило много людей.

Языковой материал

       
   
 
 


философское грамматические сравнительное

осмысление исследования изучение языков

 

грамматики универсальные гр-ки

отдельных языков (модель языка в принципе)

 

На этом держится лингвистика до наших дней!

 

Чтобы понять основной пафос эпохи и носившиеся в воздухе идеи – о каждом из трех направлений поподробнее:

Философское осмысление языка.

Ф. Бэкон, Р. Декарт и К. Лейбниц помышляли о создании некоего искусственного языка, который мог бы использоваться человечеством. Т.е. надо создать модель языка!

· Бэкон считал, что надо сравнить все существующие языки, взять от них только хорошее, а недостатки безжалостно отринуть. Из достоинств создать идеальный язык – четкий по структуре, прозрачный и исключающий непонимание.

· Декарт, думая над этой же идеей, называл такой язык всеобщим и полагал, что в нем должно быть 1 склонение, 1 спряжение и не должно быть чередований и многозначности, но предполагал, что такой язык мог бы использоваться в основном в науке (а Бэкон считал, что идеальный искусственный язык мог бы обслуживать все сферы общения).

· Бешеный Лейбниц взял еще круче и предлагал вообще ввести для идеального языка символическую запись (как в алгебре). Тогда, по его мнению, новый язык сможет быть и средством общения, и средством получения новых знаний (так, в алгебре мы, имея синус и косинус, получаем тангенс).

Все они видели в языке нечто феноменальное, что можно рассматривать как некую модель.

Грамматические исследования языков.

В 1660 г. появляется грамматика Пор-Рояля (она же грамматика универсалий; авторы Арно и Лансло). Основная идея авторов – на основе известных им языков создать описание всего того, что в принципе может быть в языке. Они создали абстрактную модель языка, но, как вы догадываетесь, Арно и Лансло были очень ограничены в материале, и потому эта модель охватывает только те языки, которые им были доступны, а значит, их модели могут быть дополнены, если добавлять другие языки (например, русский).

Немножко о самой грамматике: она начинается с фонетики (6 глав) (сводная таблица звуков, известных в европейских языках). Сходным образом авторы рассуждают о морфологии и синтаксисе (24 главы). Каждой части речи посвящается отдельный раздел (где описывается, какими признаками определенная часть речи может обладать в принципе) + отдельно описаны категории, которые могут существовать в языке (например, о числе, роде (как могут выражаться), об артиклях, об именах и т.д.).

Вообще универсализм в их грамматике местами отдает некоторой абсурдностью с точки зрения логики: так, Арно и Лансло, повторяя классическую систему, выделяют 3 рода, хотя во многих языках категории рода нет. Однако Арно и Лансло все равно логически объясняют наличие трех родов, смотря через призму языка, а не мышления.

Исследуется одна языковая группа => никаких выводов сделать нельзя. Но поставлена цель типологического сравнения языков.

Грамматика Пор-Рояля произвела бум в лингвистике, была переведена на многие языки и стала пособием по, скажем так, общему языкознанию. Из грамматики ПР выросла лингвистика универсалий и порождающая грамматика Хомского.

В конце 17 в. появился еще ряд универсальных грамматик (например: Бозэ «Всеобщая грамматика», дю Марсэ «Законы грамматики», Кондильяк «Грамматика»).

Сравнительное изучение языков.

1599 г. – сочинение Скалигера «Рассуждение о языках европейцев». Он делит все языки на 11 групп, считая, что у каждой группы был свой язык-мать => отсюда родство и сходство языков. Между «матерями» родство он считает невозможным.

1666 г. – хорват Юлий Криж`анич дает первую классификацию славянских языков.

1755 г.Ломоносов ская классификация языков.

А еще была приколюха.

Два путешественника, Кёрду и Джонс, побывали в Индии, изучили там санскрит и страшно удивились его поразительному сходству с европейскими языками. Вернувшись, они поведали об этом научной общественности, но другие ученые сочли это бредом:) Однако возникла научная интрига, которая была очень сильна, и поэтому эту загадку стали разгадывать.

3. Психологическое направление (вторая ½ 19 в.).

Русская и немецкая версии. Немчики: Герман Штейнталь и Мориц Лацарус.

Русскую версию представляет, конечно, А.А. Потебня (1835-1891)

Потебня не создал как таковой грамматики – но психологическое направление. [Поэтому особо много про него излагать, я подозреваю, не потребуется; я повыбирал из него то, что более-менее имеет отношение к грамматическому описанию языка].

Появлению этого направления способствовало мощное развитие психологии (зарождается общая и экспериментальная психология, расцветает пышным цветом психиатрия). Представители этого направления (психологического вообще) определяли язык через душу, психику. Как нетрудно догадаться, для всех этнопсихолингвистов были очень привлекательны идеи Гумбольдта. Штейнталь так вообще считал себя его учеником и продолжателем.

Говоря о Потебне и его теории грамматики.

Потебня находился под сильным влиянием идей Гумбольдта, однако переосмыслил их в психологическом духе. Много занимался изучением соотношения мышления и языка, в том числе в историческом аспекте, выявляя, прежде всего на русском и славянском материале, исторические изменения в мышлении народа. Занимаясь вопросами лексикологии и морфологии, ввел в русскую грамматическую традицию ряд терминов и понятийных противопоставлений. В частности, он предложил различать «дальнейшее» (связанное, с одной стороны, с энциклопедическими знаниями, а с другой — с персональными психологическими ассоциациями, и в обоих случаях индивидуальное) и «ближайшее» (общее для всех носителей языка, «народное», или, как чаще говорят теперь в русской лингвистике, «наивное») значение слова. В языках с развитой морфологией ближайшее значение делится на вещественное и грамматическое. Его работы,которые можно тут помянуть к слову: «Мысль и язык» (1862 г.), «Из записок по русской грамматике» (1874 г.).

Развитие языка Потебня впервые рассмотрел в диахронии и предположил, что в соотношении языка и мысли было 3 периода:

· Начальный: человек способен формировать представления о мире, оперировать ими, но мысль еще не доросла до языка (не все, что видим, можем описать с помощью языка).

· Второй период: мысль и язык соединяются (связь очень тесная), человек начинает выражать свое представление о мире с помощью языка.

· Третий период: мысль становится сильной и стремится оторваться от слова (эдакая телепатия, которая бьет голой мыслью прямо в моск, в обход языка).

Так вот Потебню больше всего интересовал второй этап, и он предлагал способы реконструкции мышления народа того времени (сейчас этим занимается теория номинации).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Агглютинирующие (агглютинативные). | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных