Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Язык как знаковая система.




ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

Функции языка.

В языкознании слово «функция» обычно употребляется в смысле «производимая работа», «назначение», «роль».

Первейшей функцией языка является коммуникативная, - служит орудием общения, т.е. в первую очередь обмена мыслями. В науке выделяют отдельные стороны коммуникативной функции,т.е. частные функции:

Констатирующая – служит для простого «нейтрального» сообщения о факте (ср. повествовательное предложение)

Вопросительная – служит для запроса о факте (ср. вопросительные предложения, вопросительные слова)

Аппелятивная – служит средством призыва, побуждения к тем или иным действиям (ср. формы повелительного наклонения, побудительные предложения)

Экспрессивная – выражать (подбором слов или интонацией) личность говорящего, его настроение и эмоции,

Контактоустанавливающая – функция создания и поддержания контакта между собеседниками, когда передачи сколько-нибудь существенной информации еще (или уже) нет (ср. формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т.п.)

Метаязыковая – функция истолкования языковых фактов (например, объяснение значения слова, непонятного для собеседника)

Эстетическая – функция эстетического воздействия.

Особое место занимает функция индикатора принадлежности к определенной группе людей (к нации, народности, к той или иной профессии). В случае сознательного использования этой функции она превращается в своеобразное средство самоопределения индивида в обществе.

В конкретных высказываниях частные функции языка выступают в разнообразных сочетаниях друг с другом. Высказывание, как правило, многофункционально.

 

Но язык не только средство передачи «готовой мысли». Он и средство самого формирования мысли. Как говорил выдающийся советский психолог Л.С. Выготский, мысль не просто выражается в слове, но и совершается в слове. С коммуникативной функцией языка неразрывно связана вторая центральная функция – мыслеформирующая. Имея в виду эту функцию, Вильгельм Гумбольдт – крупнейший языковед-мыслитель – назвал язык «образующим органом мысли».

 

Язык и речь.

Язык не является «врожденным», а только «усвоенным в раннем детстве». В сознание каждого человека язык проникает «извне», проникает потому, что этим языком пользуются другие люди, окружающие. По их примеру им начинает с детства пользоваться и сам данный человек. С другой стороны, если человек перестает пользоваться языком (даже родным), то он постепенно забывается. Из всего следует, что о подлинном существовании языка можно говорить лишь постольку, поскольку им пользуются. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует. А функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах.

Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром. Затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности акад. Л.В. Щербой и его учениками.

Под речью современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т.е. мышление с помощью языковых средств (слов и т.д.), осуществляемое «про себя», без произнесения вслух.

Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременного слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.

В речевом акте создается текст – термин, обозначающий не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (записанное или только произнесенное) «речевое произведение» любой протяженности – от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создается «внутренний текст», т.е. речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.

Язык того или иного коллектива – находящаяся в распоряжении этого коллектива система элементов – единиц разных ярусов (слов, значащих частей слова и т.д.) плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком. Систему единиц называют инвентарем языка; систему высказывания – грамматикой языка.

В речевых актах и в текстах как инвентарь, так и грамматика языка существуют в «распыленном виде»: в каждом отдельном предложении представлены какие-то элементы из инвентаря языка и использован ряд правил грамматики.

Изучая живой язык, лингвист (по мнению Щербы) может экспериментировать, т.е. создавать сам слова, грамматические формы и целые тексты на исследуемом языке и проверять приемлемость и понятность созданного, привлекая живых носителей данного языка. Если изучается мертвый язык, ученый располагает только письменными текстами, более или менее ограниченными по объему. Ни наблюдения за актами общения. Ни эксперимент здесь уже невозможны.

Что касается природных носителей живых языков, то у них владение языком создается постепенно, начиная с раннего детства. Каждый человек познает свой родной язык, «добывая» его из речи. Процесс добывания носит в этом случае не вполне осознанный характер, протекает в основном интуитивно, особенно в детстве.

Речь есть форма существования языка. Язык функционирует и «непосредственно дан» в речи. Но в отличие от речи, от речевых актов и текстов всякий язык абстрактен.

Пример абстрактности:

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит

Сколько слов в этом открывке?

7 – экземпляры слов – «речевые слова» или отдельные «словоупотребления»

5 (ворон, к, ворону, летит, кричит) – словоформы – абстракция «первой степени»

лексемы – слово как абстрактная единица в системе данного языка: ворон – ворону - «абстракция второй степени»

С середины ХХ века сложилась еще одна наука, исследующая речевую деятельность человека – психолингвистика. Изучает (экспериментальными методами) психические закономерности порождения и восприятия речевых высказываний; механизмы, управляющие этими процессами и обеспечивающие владение и овладение языком; языковую способность человека в широком контексте его психических и интеллектуальных способностей.

 

Язык как знаковая система.

Язык – самая сложная из всех знаковых систем

Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой, или семиологией. Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т.е. системами знаков и правил их употребления.

Все знаки обладают материально, чувственно воспринимаемой «формой» - экспонентом знака. Экспоненты могут восприниматься зрительно (цвет, жест), слухом (звуки), осязанием (буквы шрифта для слепых), обоняние и вкус… Экспонент должен быть материальным, т.е. доступным для восприятия.

Если с объектом связывается в сознании общающихся та или иная идея, то мы будем говорить о содержании знака (Пр.: оставленный или случайно забытый портфели)

Важным свойством знака является его противопоставленность другому или другим знакам в рамках данной системы. Противоположность предполагает чувственную различимость экспонентов (поднятое/опущенное крыло семафора (шлагбаум)) и противоположность (путь открыт/путь закрыт).

Противопосталенность знаков ярко проявляется в случае нулевого экспонента, когда материальное, чувственно воспринимаемо отсутствие чего-либо (объекта, события) служит экспонентом знака, т.к. это отсутствие противопоставлено наличию какого-либо объекта или события в качестве экспонента другого знака.

Установленная для каждого данного знака связь между его экспонентом и содержанием является условной, основанной на сознательной договоренности, или мотивированной, внутренне обоснованной.

Содержание знака есть отражение в сознании людей, использующих этот знак, предметов, явлений, ситуаций действительности, причем отображение обобщенное и схематическое.

В общении выделяют две стороны:

1. план выражения – звуковая, материальная сторона высказывания, воспринимаемая слухом.

2. план содержания – выраженная в высказывании мысль, содержащаяся в нем информация, те или иные сопровождающие эту информацию эмоциональные моменты.

Существуют в тесной связи друг с другом.

Единицы языка:

Двусторонние:

1. слово

2. морф/ в системе языка – морфема – значащие частицы слова: корень, приставка, суффикс, окончание.

Слово и морф – двусторонние единицы речи, а лексема и морфема – двусторонние единицы языка.

Одночастные:

1. фоны (отдельные звуки)/ в системе языка – фонемы. Фоны – конкретные экземпляры фонем.

Пр. мама…. 4 фона, но 2 фонемы.

 

Высшая языковая единица – предложение – комбинация языковых знаков.

Между языковыми единицами одного уровня существуют отношения двух видов – парадигматические (отношения взаимной противопоставленности в системе языка между ед. одного уровня, связанными по смыслу) и синтагматические (вступают ед. одного уровня, соед. Друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных