Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






График выполнения и сдачи заданий СРСП




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общего языкознания и переводческого дела

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор-проректор

Высшей школы международного права и международных отношений КазГЮУ

к.ю.н. профессор

Калишева Ж.Г. «______»___________ 2011 г.

 

 

СИЛЛАБУС

по дисциплине

Введение в языкознание

(название дисциплины)

 

Специальность 5В020700 «Переводческое дело»

 

Количество кредитов - 2

Курс 2

Семестр 2 Лекции 20 ч.

Практические 10 ч.

СРСП 15 ч.

СРС 45 ч.

Экзамен 2 семестр

Всего часов 90

 

АСТАНА 2011

Учебная программа (силлабус) дисциплины составлена на основании Типовой программы по дисциплине «Введение в языкознание» по специальности 020700 «Переводческое дело», утвержденной и введенной в действие протокольным решением Республиканского учебно-методического совета высшего и послевузовского образования МОН РК от 22.06.2006 г.

 

 

Учебную программу составил: к.ф.н. доцент Шахин А.А.

(подпись, ученая степень, ученое звание Ф.И.О.)

 

 

Обсуждена на заседании кафедры общего языкознания и переводческого дела

 

Протокол № _____от «________________» 2011 г.

 

Зав. кафедрой: _д.ф.н. проф. Бейсенова Ж.С. _

 

___________________________

(подпись)

 

 

 

1. Преподаватель (office-hour):

Шахин Айгуль Акинжановна - доцент, кандидат филологических наук

КазГЮУ, г. Астана, Коргалжинское шоссе, 8 Понедельник - Суббота

кафедра общего языкознания и переводческого дела, 08.30 - 22.00

каб. № 312, тел: 70-30-47

2. Пререквизиты курса: для освоения изучаемого курса необходимо знание русского языка в объёме средней общеобразовательной школы. Необходимо иметь элементарные знания по лингвистике. Студенты должны иметь представление об уровнях языка и об их единицах - звуке, слоге, слове, предложении, фразе, тексте. Студенты должны хорошо знать функции, выполняемые языком – коммуникативную, познавательную, социально-культурную и т.д., различать языковые семьи и группы – индо-европейские, тюркские и т.д.

3. Постреквизиты курса: по окончании курса обучающиеся должны знать и уметь следующее:

· цели задачи науки о языке;

· место и роль лингвистики в современном мире;

· систему языковых знаков, уровни языковой системы;

· на примерах родного языка демонстрировать знание явлений, которые характеризуют систему языка и его функционирование;

· должен правильно пользоваться терминологическим аппаратом, уметь применять распространенные методы анализа,

· знать классификацию языков и особенности использования языка в разных сферах деятельности человека,

· ознакомиться с взаимодействием языков и их развитием, представлять состояние языков на лингвистической карте мира.

4. Характеристика дисциплины: дисциплина «Введение в языкознание» изучается в соответствии с требованиями Государственного стандарта. Курс является основополагающим для формирования теоретической базы общефилологического кругозора студентов и изучения проблем частного языкознания (теоретической фонетики, лексикологии, грамматики изучаемого языка), рассматриваемых в специальных курсах. Занимая важное место в системе лингвистической подготовки будущих переводчиков, данный курс является вводным в изучении всех лингвистических дисциплин.

Данный курс имеет теоретическую и практическую направленность. В теоретической части содержатся сведения о языкознании как науке, методологии языкознания, методах изучения языка, сущности языка, его общественном характере, происхождении и историческом развитии языка. Рассматриваются вопросы фонетики, лексикологии, словообразования, грамматики, классификации языков, развития письма.

4.1. Цель курса: сформировать у студентов общелингвистическую компетенцию – ознакомить будущих переводчиков с основными понятиями и терминами языкознания. Заложить основы теоретических знаний, способствующих углубленному изучению языка, а также практическому овладению изучаемыми иностранными языками.

4.2. Задачи курса: дать студентам научные знания об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования человеческих языков, о сущности языка, его роли в истории общества, о соотношении понятий «язык и мышление», «язык и речь», «язык и культура», о системе языка и его единицах, о генетическом и типологическом своеобразии языков мира; дать понятие об основных методах и приемах лингвистического исследования, представление об истории лингвистических учений, об известных ученых-лингвистах; научить студентов анализировать основные единицы родного и иностранного языков, выявлять способы выражения грамматических значений, проводить сравнение грамматических фактов и явлений родного и иностранного языков, определять место языка в генеалогической, морфологической классификациях.; сформировать у студентов навыки лингвистического анализа, умения применения лингвистической терминологии при анализе языковых единиц.

 

Тематический план лекций

№ тем Темы и их объем в часах Контрольные вопросы Цели и задачи занятий Проблемные вопросы
  Введение. Язык как объект самостоятельной науки – языкознания. Место языкознания в системе наук, связь с другими науками. 1 ч.   Определить предмет, цели и задачи науки. Определить место языкознания в системе наук. Рассмотреть многообразие языков мира и языковые универсалии. Основные отрасли языкознания: теоретическое и прикладное, общее и частное, описательное и историческое. Чем обусловлено включение языкознания в число социальных, общественно-исторических наук? Какие смежные научные дисциплины существуют в пределах лингвистики?
  Сущность языка и проблема его специфики. 1 ч. Понять природу и сущность языка. Определить основные и факультативные функции языка. Язык как общественное явление. Функции языка. Язык как система. Структура языка. Идеальное и материальное в языке. Язык и мышление. Знаковая природа языка.
  Система, структура и функции языка. 1 ч. Дать общее понятие об основных единицах языка. Синтагматика и парадигматика. Синхрония и диахрония.
  Проблема происхождения языка. 1 ч. Раскрыть причины возникновения языка. Познакомить с наиболее распространенными гипотезами происхождения языка. Логосическая теория. Доктрина общественного договора (звукоподражательная, междометная теории, трудовая теория и теория трудовых выкриков и команд). Эволюционная теория.
  Закономерности исторического развития языка. 1 ч. Рассмотреть основные процессы развития и формы взаимодействия языков. Интеграция и дифференциация. Одноязычие и многоязычие. Билингвизм. Литературный язык и диалекты.
  Фонетика. Звуковой строй языка. 1 ч. Дать основные сведения по акустике и артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей. Аспекты характеристики звуков речи: акустический и собственно лингвистический. Акустико-артикуляционные различия гласных и согласных звуков.
  Взаимодействие звуков в потоке речи. 1 ч. Изучить фонетические процессы Причины изменения звуков. Позиционные фонетические процессы. Комбинаторные изменения звуков.
  Функциональный аспект изучения звуков. 1 ч. Научить выделять в речи единицы звуковой цепи. Интонация и ее составные элементы: мелодика, ритм, интенсивность, паузировка, темп, тембр. Фонетический такт. Дифтонги, дифтонгоиды, полифтонги.
  Понятие о фонеме. 1 ч. Рассмотреть типы фонем. Дифференциальные и интегральные типы фонем
  Слово как предмет лексикологии и семасиологии. 1 ч. Дать общее понятие о слове и его месте в структуре языка. Обобщающий характер слова. Слово и понятие. Значение слова и многозначность (полисемия) слова. Слово и контекст.
  Фразеология. Этимология научная и ложная (народная). 1 ч.   Познакомить с основными классификациями фразеологических единиц. Научить применять приемы, принципы этимологического исследования. Рассмотреть деэтимологизацию, ее принципы.   Вопрос о целесообразности пополнения словарного состава языка за счет других элементов других языков. Основные классификации фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
  Лексикография. Словарный состав языка как открытая лексико-семантическая система. 1 ч. Научить работать с энциклопедическими и лингвистическими словарями. Одно-, дву- и многоязычными лингвистическими словарями.   Основные типы одноязычных словарей (толковый, исторический, этимологический, словари синонимов, омонимов, иностранных слов, терминологический, словари языка писателя, частотные, обратные, идеографические словари и др.).
  Морфемика. 1 ч.     Изучить морфемное строение слова. Рассмотреть понятие морфемы. Типы морфем: корень, аффиксы, классификация аффиксов по положению, значению и роли; основа слова: производная и непроизводная.
  Словообразование (дериватология) и его основные единицы. 1 ч.   Изучить способы словообразования Понятие производящей основы. Исторические изменения в структуре слова (опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция и др.).
  Грамматика как наука о грамматическом строе языка. 1 ч.   Рассмотреть основные разделы грамматики. Особенности грамматической абстракции. Грамматические значения и их типы (реляционные и деривационные грамматические значения).
  Части речи и их различия по языкам. 1 ч.   Рассмотреть проблему сущности частей речи и принципов их выделения в различных языках мира. Принципы разграничения частей речи. Система частей речи.
  Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Принципы разграничения частей речи и членов предложения. 1 ч.   Научить определять основные единицы синтаксиса. Рассмотреть типы предложений. Рассмотреть принципы разграничения частей речи и членов предложения Синтагмы и их типы. Отношения между членами синтагмы. Предикативность и модальность как синтаксические категории. Предложение. Члены предложение и части речи.
  Языки мира и их классификация. 1 ч.   Показать многообразие языков. Познакомить с историей разработки генеалогической, морфологической, ареальной, функциональной классификаций языков. Классификация языков. Типологическая характеристика русского, казахского, английского языков. Лингвистическая карта республики Казахстан.
  Графика и орфография. 1 ч.   Познакомить с основными алфавитами, основными принципами орфографии. Звук и буква. Задачи, виды и принципы транскрипции. Транслитерация.
  Письмо. 1 ч.   Познакомить с происхождением и основными этапами развития начертательного письма. Пиктография. Идеография. Рисуночное и иерографическое письмо. Фонография (консонантное, силлабическое и фонематическое письмо)
ВСЕГО  

Тематический план семинарских занятий

 

Темы и их объем в часах Устный опрос. Решение задач, проблемных вопросов Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др. виды); Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе Изучение учебно-монографической литературы
1. Проблема специфики языка (общественное значение и функции языка. Язык и мышление. Язык и речь). 1 ч. Решение проблемных вопросов Конспект статьи Использование Интернет-ресурсов И.А. Бодуэн де Куртенэ. Некоторые общие замечания о языковедении и языке
  Язык как знаковая система особого рода. Свойства языкового знака. 1 ч. Устный опрос Составление генеалогического древа языковых семей Работа с электронными словарями Реформатский А.А. Введение в языкознание, гл. 6, § 74-78
  Происхождение языка. 1 ч. Устный опрос: логосическая теория (ее ведическая, библейская, конфуцианская разновидность); доктрина общественного договора (звукоподражательная, междометная теории, трудовая теория и теория трудовых выкриков и команд); эволюционная теория. Подготовка доклада «Первичный материал языка у первобытного человека», «Причины возникновения языка» Работа с аудиотекстами Реформатский А.А. Введение в языкознание, гл. 7, § 80-82
  Фонетический строй языка. Фонетическое членение речи. Варьирование гласных и согласных в потоке речи. Функциональные свойства звуков. 1 ч. Устный опрос Работа по карточкам Работа в лингафонном кабинете См. основную и дополнительную литературу по теме
  Морфемика. Морфемная структура слова. 1 ч. Решение проблемных вопросов: понятие морфемы, типы морфем. Работа по карточкам: морфологический состав слова Работа в электронной библиотеке См. основную и дополнительную литературу по теме
  Лексикография. Термин, основные свойства термина. Терминология. 1 ч. Смысловой анализ текста Составление глоссария Работа с интерактивной доской См. основную и дополнительную литературу по теме
  Лексический строй языка. 1 ч. Решение проблемных вопросов: полисемия, типы лексических значений слова Работа по карточкам: лексема и семема, основы семного (комплонентного) анализа Работа с электронными словарями См. основную и дополнительную литературу по теме
  Фразеология. Классификация Фею Источники фразеологии. Деэтимологизация и ее причины. 1 ч. Решение проблемных вопросов: мотивированность и этимология Выполнение рекомендованных упражнений Работа в лингафонном кабинете См. основную и дополнительную литературу по теме
  Системные связи в лексике. Разграничение типов фразем. 1 ч. Решение задач: лексическое значение слова и его структура, интегральные и дифференциальные семы, денотат и конотат Сообщение «Лексема и семема», выполнение рекомендованных упражнений: методика компонентного (семного) анализа Работа с интерактивной доской См. основную и дополнительную литературу по теме
  Грамматический строй языка. 1 ч. Решение задач: средства выражения грамматического значения слова Сообщение «Грамматические значения и их типы» Работа в электронной библиотеке См. основную и дополнительную литературу по теме
  Принципы разграничения частей речи и членов предложения. 1 ч. Решение проблемных вопросов: синтагмы и их типы, виды связей между членами синтагмы. Подготовка доклада «Сложное синтаксическое целое», «Гипотаксис и паратаксис» Работа с интерактивной доской См. основную и дополнительную литературу по теме
ВСЕГО  

График выполнения и сдачи заданий СРСП

 

№   Название темы Содержание задания по теме Рекомендуемая литература Форма проведения СРСП Неделя проведения СРСП
  История письма и его типы: пиктография, идеография рисуночная и иероглифическая, фонография (консонантное, силлабическое и фонематическое письмо). 2 ч. Письменные ответы на вопросы: как они возникли? Что из себя представляют? Какие алфавиты известны и как они складывались? Изучить начертательное письмо, его происхождение и основные этапы развития Устный опрос 1-2
  Фонетика и фонология. 2 ч. Выполнение рекомендованных упражнений См. основную и дополнительную литературу по теме Устный опрос 3-4
  Фонетическое членение речи. 2 ч. Фонетический анализ слов См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 5-6
  Ударение. Изменения звуков в речевом потоке. 2 ч. Отражение акцентологических норм в словарях См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 7-8
  Лексикология и семасиология. 2 ч. Выполнение рекомендованных упражнений См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 9-10
  Словарный состав языка как открытая лексико-семантическая система. Лексикография. 2 ч. Работа с лексикографическими источниками См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 11-12
  Этимология научная и ложная (народная). Фразеология. 2 ч. Работа с художественными текстами, этимологическими словарями См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 13-14
  Морфемика и словообразование. 2 ч.   Морфемный и словообразовательный анализ лексических единиц См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ  
  Грамматика как наука о грамматическом строе языка. 2 ч. Выполнение рекомендованных упражнений См. основную и дополнительную литературу по теме Устное собеседование 1-2
  Части речи и их различия по языкам. Морфологическая классификация языков. 2 ч. Выполнение рекомендованных упражнений См. основную и дополнительную литературу по теме Устный опрос. 3-4
  Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. 2 ч.   Научить определять основные единицы синтаксиса. Рассмотреть типы предложений. См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 5-6
  Грамматический строй языка. 2 ч. Рассмотреть грамматические значения и их типы См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 7-8
  Принципы разграничения частей речи и членов предложения. 2 ч. Рассмотреть принципы разграничения частей речи и членов предложения См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 9-10
  Язык и общество. 2 ч. Показать связь культуры и языка. Рассмотреть понятия языковая ситуация и языковая политика. См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 11-12
  Язык во времени и пространстве. 2 ч. Рассмотреть внешние и внутренние законы развития языка. См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 13-14
ВСЕГО  

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных