Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
График выполнения и сдачи заданий СРСП
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общего языкознания и переводческого дела
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор-проректор
Высшей школы международного права и международных отношений КазГЮУ
к.ю.н. профессор
Калишева Ж.Г. «______»___________ 2011 г.
СИЛЛАБУС
по дисциплине
Введение в языкознание
(название дисциплины)
Специальность 5В020700 «Переводческое дело»
Количество кредитов - 2
Курс 2
Семестр 2 Лекции 20 ч.
Практические 10 ч.
СРСП 15 ч.
СРС 45 ч.
Экзамен 2 семестр
Всего часов 90
АСТАНА 2011
Учебная программа (силлабус) дисциплины составлена на основании Типовой программы по дисциплине «Введение в языкознание» по специальности 020700 «Переводческое дело», утвержденной и введенной в действие протокольным решением Республиканского учебно-методического совета высшего и послевузовского образования МОН РК от 22.06.2006 г.
Учебную программу составил: к.ф.н. доцент Шахин А.А.
(подпись, ученая степень, ученое звание Ф.И.О.)
Обсуждена на заседании кафедры общего языкознания и переводческого дела
Протокол № _____от «________________» 2011 г.
Зав. кафедрой: _д.ф.н. проф. Бейсенова Ж.С. _
___________________________
(подпись)
1. Преподаватель (office-hour):
Шахин Айгуль Акинжановна - доцент, кандидат филологических наук
КазГЮУ, г. Астана, Коргалжинское шоссе, 8 Понедельник - Суббота
кафедра общего языкознания и переводческого дела, 08.30 - 22.00
каб. № 312, тел: 70-30-47
2. Пререквизиты курса: для освоения изучаемого курса необходимо знание русского языка в объёме средней общеобразовательной школы. Необходимо иметь элементарные знания по лингвистике. Студенты должны иметь представление об уровнях языка и об их единицах - звуке, слоге, слове, предложении, фразе, тексте. Студенты должны хорошо знать функции, выполняемые языком – коммуникативную, познавательную, социально-культурную и т.д., различать языковые семьи и группы – индо-европейские, тюркские и т.д.
3. Постреквизиты курса: по окончании курса обучающиеся должны знать и уметь следующее:
· цели задачи науки о языке;
· место и роль лингвистики в современном мире;
· систему языковых знаков, уровни языковой системы;
· на примерах родного языка демонстрировать знание явлений, которые характеризуют систему языка и его функционирование;
· должен правильно пользоваться терминологическим аппаратом, уметь применять распространенные методы анализа,
· знать классификацию языков и особенности использования языка в разных сферах деятельности человека,
· ознакомиться с взаимодействием языков и их развитием, представлять состояние языков на лингвистической карте мира.
4. Характеристика дисциплины: дисциплина «Введение в языкознание» изучается в соответствии с требованиями Государственного стандарта. Курс является основополагающим для формирования теоретической базы общефилологического кругозора студентов и изучения проблем частного языкознания (теоретической фонетики, лексикологии, грамматики изучаемого языка), рассматриваемых в специальных курсах. Занимая важное место в системе лингвистической подготовки будущих переводчиков, данный курс является вводным в изучении всех лингвистических дисциплин.
Данный курс имеет теоретическую и практическую направленность. В теоретической части содержатся сведения о языкознании как науке, методологии языкознания, методах изучения языка, сущности языка, его общественном характере, происхождении и историческом развитии языка. Рассматриваются вопросы фонетики, лексикологии, словообразования, грамматики, классификации языков, развития письма.
4.1. Цель курса: сформировать у студентов общелингвистическую компетенцию – ознакомить будущих переводчиков с основными понятиями и терминами языкознания. Заложить основы теоретических знаний, способствующих углубленному изучению языка, а также практическому овладению изучаемыми иностранными языками.
4.2. Задачи курса: дать студентам научные знания об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования человеческих языков, о сущности языка, его роли в истории общества, о соотношении понятий «язык и мышление», «язык и речь», «язык и культура», о системе языка и его единицах, о генетическом и типологическом своеобразии языков мира; дать понятие об основных методах и приемах лингвистического исследования, представление об истории лингвистических учений, об известных ученых-лингвистах; научить студентов анализировать основные единицы родного и иностранного языков, выявлять способы выражения грамматических значений, проводить сравнение грамматических фактов и явлений родного и иностранного языков, определять место языка в генеалогической, морфологической классификациях.; сформировать у студентов навыки лингвистического анализа, умения применения лингвистической терминологии при анализе языковых единиц.
Тематический план лекций
№
тем
| Темы и их объем в часах
Контрольные вопросы
| Цели и задачи занятий
| Проблемные вопросы
|
| Введение. Язык как объект самостоятельной науки – языкознания. Место языкознания в системе наук, связь с другими науками. 1 ч.
| Определить предмет, цели и задачи науки. Определить место языкознания в системе наук. Рассмотреть многообразие языков мира и языковые универсалии.
| Основные отрасли языкознания: теоретическое и прикладное, общее и частное, описательное и историческое. Чем обусловлено включение языкознания в число социальных, общественно-исторических наук? Какие смежные научные дисциплины существуют в пределах лингвистики?
|
| Сущность языка и проблема его специфики. 1 ч.
| Понять природу и сущность языка. Определить основные и факультативные функции языка.
| Язык как общественное явление. Функции языка. Язык как система. Структура языка.
Идеальное и материальное в языке. Язык и мышление. Знаковая природа языка.
|
| Система, структура и функции языка. 1 ч.
| Дать общее понятие об основных единицах языка.
| Синтагматика и парадигматика. Синхрония и диахрония.
|
| Проблема происхождения языка. 1 ч.
| Раскрыть причины возникновения языка. Познакомить с наиболее распространенными гипотезами происхождения языка.
| Логосическая теория.
Доктрина общественного договора (звукоподражательная, междометная теории, трудовая теория и теория трудовых выкриков и команд).
Эволюционная теория.
|
| Закономерности исторического развития языка. 1 ч.
| Рассмотреть основные процессы развития и формы взаимодействия языков.
| Интеграция и дифференциация. Одноязычие и многоязычие. Билингвизм. Литературный язык и диалекты.
|
| Фонетика. Звуковой строй языка. 1 ч.
| Дать основные сведения по акустике и артикуляции.
| Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.
Аспекты характеристики звуков речи: акустический и собственно лингвистический. Акустико-артикуляционные различия гласных и согласных звуков.
|
| Взаимодействие звуков в потоке речи. 1 ч.
| Изучить фонетические процессы
| Причины изменения звуков. Позиционные фонетические процессы. Комбинаторные изменения звуков.
|
| Функциональный аспект изучения звуков. 1 ч.
| Научить выделять в речи единицы звуковой цепи.
| Интонация и ее составные элементы: мелодика, ритм, интенсивность, паузировка, темп, тембр. Фонетический такт. Дифтонги, дифтонгоиды, полифтонги.
|
| Понятие о фонеме. 1 ч.
| Рассмотреть типы фонем.
| Дифференциальные и интегральные типы фонем
|
| Слово как предмет лексикологии и семасиологии. 1 ч.
| Дать общее понятие о слове и его месте в структуре языка.
| Обобщающий характер слова. Слово и понятие. Значение слова и многозначность (полисемия) слова. Слово и контекст.
|
| Фразеология. Этимология научная и ложная (народная).
1 ч.
| Познакомить с основными классификациями фразеологических единиц.
Научить применять приемы, принципы этимологического исследования. Рассмотреть деэтимологизацию, ее принципы.
| Вопрос о целесообразности пополнения словарного состава языка за счет других элементов других языков. Основные классификации фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
|
| Лексикография. Словарный состав языка как открытая лексико-семантическая система. 1 ч.
| Научить работать с энциклопедическими и лингвистическими словарями.
Одно-, дву- и многоязычными лингвистическими словарями.
| Основные типы одноязычных словарей (толковый, исторический, этимологический, словари синонимов, омонимов, иностранных слов, терминологический, словари языка писателя, частотные, обратные, идеографические словари и др.).
|
| Морфемика. 1 ч.
| Изучить морфемное строение слова. Рассмотреть понятие морфемы.
| Типы морфем: корень, аффиксы, классификация аффиксов по положению, значению и роли; основа слова: производная и непроизводная.
|
| Словообразование (дериватология) и его основные единицы. 1 ч.
| Изучить способы словообразования
| Понятие производящей основы. Исторические изменения в структуре слова (опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция и др.).
|
| Грамматика как наука о грамматическом строе языка.
1 ч.
| Рассмотреть основные разделы грамматики.
| Особенности грамматической абстракции. Грамматические значения и их типы (реляционные и деривационные грамматические значения).
|
| Части речи и их различия по языкам. 1 ч.
| Рассмотреть проблему сущности частей речи и принципов их выделения в различных языках мира.
| Принципы разграничения частей речи. Система частей речи.
|
| Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Принципы разграничения частей речи и членов предложения. 1 ч.
| Научить определять основные единицы синтаксиса. Рассмотреть типы предложений. Рассмотреть принципы разграничения частей речи и членов предложения
| Синтагмы и их типы. Отношения между членами синтагмы.
Предикативность и модальность как синтаксические категории.
Предложение.
Члены предложение и части речи.
|
| Языки мира и их классификация. 1 ч.
| Показать многообразие языков. Познакомить с историей разработки генеалогической, морфологической, ареальной, функциональной классификаций языков.
| Классификация языков. Типологическая характеристика русского, казахского, английского языков. Лингвистическая карта республики Казахстан.
|
| Графика и орфография. 1 ч.
| Познакомить с основными алфавитами, основными принципами орфографии.
| Звук и буква. Задачи, виды и принципы транскрипции. Транслитерация.
|
| Письмо. 1 ч.
| Познакомить с происхождением и основными этапами развития начертательного письма.
| Пиктография. Идеография. Рисуночное и иерографическое письмо. Фонография (консонантное, силлабическое и фонематическое письмо)
| ВСЕГО
|
| Тематический план семинарских занятий
№
| Темы и их объем в часах
| Устный опрос.
Решение задач, проблемных вопросов
| Письменный опрос
(тестовый опрос,
контрольные работы,
работа по карточкам,
доклады, сообщения,
рефераты, дом. задания и др. виды);
| Применение
современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе
| Изучение учебно-монографической литературы
| 1.
| Проблема специфики языка (общественное значение и функции языка. Язык и мышление. Язык и речь). 1 ч.
| Решение проблемных вопросов
| Конспект статьи
| Использование Интернет-ресурсов
| И.А. Бодуэн де Куртенэ. Некоторые общие замечания о языковедении и языке
|
| Язык как знаковая система особого рода. Свойства языкового знака. 1 ч.
| Устный опрос
| Составление генеалогического древа языковых семей
| Работа с электронными словарями
| Реформатский А.А. Введение в языкознание, гл. 6, § 74-78
|
| Происхождение языка. 1 ч.
| Устный опрос: логосическая теория (ее ведическая, библейская, конфуцианская разновидность); доктрина общественного договора (звукоподражательная, междометная теории, трудовая теория и теория трудовых выкриков и команд); эволюционная теория.
| Подготовка доклада «Первичный материал языка у первобытного человека», «Причины возникновения языка»
| Работа с аудиотекстами
| Реформатский А.А. Введение в языкознание, гл. 7, § 80-82
| | Фонетический строй языка. Фонетическое членение речи. Варьирование гласных и согласных в потоке речи. Функциональные свойства звуков. 1 ч.
| Устный опрос
| Работа по карточкам
| Работа в лингафонном кабинете
| См. основную и дополнительную литературу по теме
|
| Морфемика. Морфемная структура слова. 1 ч.
| Решение проблемных вопросов: понятие морфемы, типы морфем.
| Работа по карточкам: морфологический состав слова
| Работа в электронной библиотеке
| См. основную и дополнительную литературу по теме
|
| Лексикография. Термин, основные свойства термина. Терминология. 1 ч.
| Смысловой анализ текста
| Составление глоссария
| Работа с интерактивной доской
| См. основную и дополнительную литературу по теме
|
| Лексический строй языка.
1 ч.
| Решение проблемных вопросов: полисемия, типы лексических значений слова
| Работа по карточкам: лексема и семема, основы семного (комплонентного) анализа
| Работа с электронными словарями
| См. основную и дополнительную литературу по теме
|
| Фразеология. Классификация Фею Источники фразеологии. Деэтимологизация и ее причины. 1 ч.
| Решение проблемных вопросов: мотивированность и этимология
| Выполнение рекомендованных упражнений
| Работа в лингафонном кабинете
| См. основную и дополнительную литературу по теме
|
| Системные связи в лексике. Разграничение типов фразем.
1 ч.
| Решение задач: лексическое значение слова и его структура, интегральные и дифференциальные семы, денотат и конотат
| Сообщение «Лексема и семема», выполнение рекомендованных упражнений: методика компонентного (семного) анализа
| Работа с интерактивной доской
| См. основную и дополнительную литературу по теме
|
| Грамматический строй языка.
1 ч.
| Решение задач: средства выражения грамматического значения слова
| Сообщение «Грамматические значения и их типы»
| Работа в электронной библиотеке
| См. основную и дополнительную литературу по теме
|
| Принципы разграничения частей речи и членов предложения.
1 ч.
| Решение проблемных вопросов: синтагмы и их типы, виды связей между членами синтагмы.
| Подготовка доклада «Сложное синтаксическое целое», «Гипотаксис и паратаксис»
| Работа с интерактивной доской
| См. основную и дополнительную литературу по теме
| ВСЕГО
|
|
График выполнения и сдачи заданий СРСП
№
| Название темы
| Содержание задания по теме
| Рекомендуемая литература
| Форма проведения СРСП
| Неделя проведения СРСП
|
| История письма и его типы: пиктография, идеография рисуночная и иероглифическая, фонография (консонантное, силлабическое и фонематическое письмо). 2 ч.
| Письменные ответы на вопросы: как они возникли? Что из себя представляют? Какие алфавиты известны и как они складывались?
| Изучить начертательное письмо, его происхождение и основные этапы развития
| Устный опрос
| 1-2
|
| Фонетика и фонология. 2 ч.
| Выполнение рекомендованных упражнений
| См. основную и дополнительную литературу по теме
| Устный опрос
| 3-4
|
| Фонетическое членение речи. 2 ч.
| Фонетический анализ слов
| См. основную и дополнительную литературу по теме
| Проверка письменных работ
| 5-6
|
| Ударение. Изменения звуков в речевом потоке.
2 ч.
| Отражение акцентологических норм в словарях
| См. основную и дополнительную литературу по теме
| Проверка письменных работ
| 7-8
|
| Лексикология и семасиология. 2 ч.
| Выполнение рекомендованных упражнений
| См. основную и дополнительную литературу по теме
| Проверка письменных работ
| 9-10
|
| Словарный состав языка как открытая лексико-семантическая система. Лексикография.
2 ч.
| Работа с лексикографическими источниками
| См. основную и дополнительную литературу по теме
| Проверка письменных работ
| 11-12
|
| Этимология научная и ложная (народная). Фразеология. 2 ч.
| Работа с художественными текстами, этимологическими словарями
| См. основную и дополнительную литературу по теме
| Проверка письменных работ
| 13-14
|
| Морфемика и словообразование. 2 ч.
| Морфемный и словообразовательный анализ лексических единиц
| См. основную и дополнительную литературу по теме
| Проверка письменных работ
|
|
| Грамматика как наука о грамматическом строе языка. 2 ч.
| Выполнение рекомендованных упражнений
| См. основную и дополнительную литературу по теме
| Устное собеседование
| 1-2
|
| Части речи и их различия по языкам. Морфологическая классификация языков. 2 ч.
| Выполнение рекомендованных упражнений
| См. основную и дополнительную литературу по теме
| Устный опрос.
| 3-4
|
| Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. 2 ч.
| Научить определять основные единицы синтаксиса. Рассмотреть типы предложений.
| См. основную и дополнительную литературу по теме
| Проверка письменных работ
| 5-6
|
| Грамматический строй языка. 2 ч.
| Рассмотреть грамматические значения и их типы
| См. основную и дополнительную литературу по теме
| Проверка письменных работ
| 7-8
|
| Принципы разграничения частей речи и членов предложения. 2 ч.
| Рассмотреть принципы разграничения частей речи и членов предложения
| См. основную и дополнительную литературу по теме
| Проверка письменных работ
| 9-10
|
| Язык и общество.
2 ч.
| Показать связь культуры и языка. Рассмотреть понятия языковая ситуация и языковая политика.
| См. основную и дополнительную литературу по теме
| Проверка письменных работ
| 11-12
|
| Язык во времени и пространстве. 2 ч.
| Рассмотреть внешние и внутренние законы развития языка.
| См. основную и дополнительную литературу по теме
| Проверка письменных работ
| 13-14
| ВСЕГО
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|