Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Язык обслуживает потребности общества.




Hot summer 2010

«Незаконное копирование жестоко преследуется»

Made by (F.R.A.)

1) Языкознание – наука изучающая языки (существующие и существовавшие и,возможно, в которые будут существовать в будущем, а тем самым и человеческий язык вообще. На земле существовало и существует от 2500 до 5000 языков. Поскольку язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием, Языкознание входит (в качестве одной из центральных наук) в круг гуманитарных (социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество. Из этих наук с Языкознанием теснее всего связана этнография и её различные области, разрабатывающие, в частности, общие принципы функционирования языка в обществах разных типов, в архаичных, или «первобытных», коллективах (например, проблемы табу, эвфемизмов, в теории номинации - наименований, связанных с характеристиками архаичного сознания, и так далее.). Языкознание как наука о языковом общении всё ближе связывается с современной социологией. Разные виды коммуникации в обществе исследуются Языкознанием, теорией коммуникации, культурной антропологией (изучающей коммуникацию посредством любых сообщений, не только и не столько языковых и знаковых) и семиотикой. Естественный язык – наиболее важная (и лучше всего изученная) знаковая система, поэтому Языкознание часто рассматривается как важнейшая из семиотических дисциплин. Среди них Языкознание оказывается центральной наукой, поскольку язык служит средством для построения целого ряда текстов (в частности, в художественной литературе) и «надъязыковых» систем (семиотических моделей мира), изучаемых семиотическими дисциплинами. Для исследования языковых текстов, служащих знаковым задачам «надъязыковых» систем (мифологии, ритуала, религии, философии и тому подобное), соответствующие научные дисциплины обращаются за помощью к Языкознанию и кряду научных дисциплин, пограничных с Языкознанием, - к филологии, исследующей тексты, герменевтике, занимающейся пониманием текстов, и так далее. Но вместе с тем решение каждой из таких задач должно специально исследоваться и в Языкознании, так как любая новая социальная функция языка существенно влияет на некоторые его уровни.

2) Натуралистическая концепция – язык – природное явление. Язык – организмы: рождаются, растут, умирают, ведут борьбу за существование. Подчиняются законам естественного отбора. Основной представитель концепции - Август Шлейнгер.

Слабые стороны концепции:

1. Концепция не учитывает что язык- общественное явление

2. Язык не может существовать без общества

3. Смерть языка – социально экономический характер

4. «Язык – организм» - научная метафора. В язык, как и в природе, действуют определенные законы. Язык – это как целостное образование, в котором все элементы находятся в закономерных связях и отношениях.

Физическая концепция – язык является врожденным. Представитель - Ноам Хомский. Ребенок в возрасте 1.5 до 2.5 лет овладевает языком. Это связано с тем, что, в мозг человека «встроены» врожденные «глубинные структуры». Языковые структуры тесно связаны с мозгом и физиологией в целом. За порождение и восприятие речи отвечают определенные зоны мозга. Зона Брока – в нижней лобной извилине отвечают за порождение речи.

Слабые стороны:

Дети «Маугли» - дети потерянные в лесу или похищенные животными в младенческом возрасте и воспитанные обезьянами. Нервная система является пластичной в раннем возрасте (6-7 лет). Если в этом возрасте не стимулировать мозг речевыми сигналами, то речь не разовьется.

Психологическая концепция – язык – продукт психики человека и народа. Представители – Хейман Штейнталь, Александр Афанасьевич Потебин. Специализация языка определяется коллективным «духом народа».

Индивидуально- психологические направления

Карл Бругман:

Язык существует только в сознании отдельных людей, каждого говорящего индивида.

Сильные стороны теории: Язык тесно связан с сознанием и психикой и ряд языковых фактов можно объяснить при обращении к психологии.

Слабые стороны: Не все в языке объясняется особенностями коллективной психологии.

Язык - общественное явление

Сильные стороны: Социальная теория объясняет факты, которые не объясняют другие теории (дети маугли и т. п.). Независимо от своей этнической принадлежности дети обладают равными способностями изучать язык (любой)

Социальная теория приобрела радикальные формы: все языки развиваются по-разному.

3)Функции языка – роль или назначение языка в человеческом обществе, в человеческой жизни

1. Коммуникативная - язык средство общения. Информация – сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы.

2. Мыслительная - мысль человека при своем рождении опирается на категории и единицы конкретного языка. Внутренняя речь-использование языковых единиц в ходе мыслительной деятельности.

3. Позновательная функция - в языке отражаются и хранятся знания о мире. Языковая картина мира- совокупность представлений о мире, исторически сложившаяся в обыденном сознании языкового коллектива и отражаются в языке. Носители разных языков могут видеть мир по разному, через призму своих языков. У северных народом 20 синонимов слову «снег». А у африканских такого слова вообще может не быть. Особенности мышления человека определяются языком, носителем которого он является.

4. Номинативная - при помощи языка человек дает название важным для него объектам действия. Номинативная тесно связана с познанием. Есть много названий для съедобных грибов и мало названий для несъедобных. Лакуны – пробелы в картинах мира.

5. Регулятивная - при помощи языка можно воздействовать на адресата

6. Фактическая – контактоустанавливающая функция – общение людей в мире.

7. Эмоционально- экспрессивная – при помощи языка человек выражает свое личное отношение к тому, о чем говорит (эмоции).

Средства выражения:

Интонация

2.Экспрессивная лексика (ввау!!! Идиот!)

8. Эстетическая – эстетическое отношение к языку означает что речь может восприниматься как прекрасное или безобразное как эстетический объект. Эстетическая функция реализуется в первую очередь в художественной литературе.

9.Метаязыковая – речевой компонент к речи реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке.

4)Язык и мышление взаимосвязаны, это одна из важнейших и сложнейших проблем не только в лингвистике, но и в психологии, философии и логике. Возможна ли мысль без слов?

«я утверждаю, что слова полностью отсутствуют в моем уме, когда я действительно думаю» (Жак Адамар, математик).

Виды мышления:

Предметное

2.образное (мышление художников и музыкантов)

3.Абстрактно-логическое (словесное, вербальное, verbum- слово)

Язык – опора абстрактного мышления.

1)Абстрактное мышление человека невозможно без опоры на какую-либо символическую систему. Альтернатива словесному языку. Глухие – язык жестов. Слепоглухонемые - 2 канала – осязание и обоняние. Методика И.А. Соколянского – пластилиновые слепки предметов как материализованные смыслы. О.И. Скороходова, потерявшая зрение и слух в раннем детстве, смогла не только восстановить устную речь, но и защитить диссертацию по психологии (Книга «как я воспринимаю и представляю окружающий мир»)

Вывод: Язык – не оболочка для мысли, а один из способов мышления.

5)Общенародный язык – это совокупность всех норм существующих какого – либо языка.

Дифференция языка:

язык обслуживает потребности общества.

2.Общество неоднородно: в общенародном языке наблюдается дифференция.

Общенародные языки:

Не литературные нормы существования языка (см. табл. в консп.)

Литературный язык – это высшая форма существования языка.

Характеристики литературного языка:

1.Высокая степень обработанности (известно как надо говорить)

2.Полуфункциональность (используется в различных ситуациях для реализации различных коммуникативных целей и стилистическая дифференция.

Общенародный язык- это совокупность всех форм существования какого-либо языка.

Дифференция языка:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных