Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учение как деятельность




Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности - общение, игра, учение, труд.

Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки, формы поведения и деятельности. Учение - специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).

В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Любая деятельность - это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых. Если учение - деятельность, то может ли она осуществляться без внешних и видимых форм? Исследования ученых показали, что кроме практической деятельности, человек способен ещё осуществлять особую гностическую (познавательную) деятельность. Цель её - познание окружающего мира.

Гностическая деятельность, как и практическая, может быть предметной и внешней. Это может быть также перцептивная деятельность или символическая деятельность. В отличие от практической деятельности, гностическая деятельность может быть еще и внутренней, или, по крайней мере, не наблюдаемой. Так, восприятие часто осуществляется с помощью внешне не наблюдаемых перцептивных действий, обеспечивающих формирование образа предмета. Процессы запоминания реализуются путем специальных мнемических действий (выделение смысловых связей, мысленная схематизация и повторение). Специальные исследования обнаружили, что наиболее развернутые формы мышления осуществляются посредством особых умственных действий, выполняемых человеком "про себя" (например, действия анализа и синтеза, отождествления и различения, абстрагирования и обобщения). В процессе учения эти виды деятельности обычно тесно переплетены. Так, изучая классификацию растений, ученик рассматривает их (перцептивная деятельность), отделяет основные части цветка (предметная деятельность), описывает то, что видит (символическая, или речевая деятельность), зарисовывает (предметная перцептивная деятельность) и т.д. В разных случаях соотношение этих видов деятельности различно, но во всех случаях учение выражается в активной гностической деятельности, которая часто имеет внутренние формы.

Работы многих психологов (Выготского, Леонтьева, Гальперина, Пиаже и др.) показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации, благодаря которой предметное действие отражается в сознании и мышлении человека. Например, предметное действие разделения, разборки вещи на части при решении соответствующих задач замещается действием в уме (расчленением вещи на основе её образа или понятия о ней). Предметное действие превращается в процесс интериоризации, в действие мысленного анализа. Системы таких мысленных (умственных) действий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность.

Установлено, что основным средством интериоризации является слово. Оно позволяет человеку как бы "оторвать" действие от самого предмета и превратить его в действие с образами и понятием о предмете.

Внешняя гностическая деятельность обязательная для учения, когда в сознании человека ещё не сформированы образы, понятия о предмете и соответствующие им действия. Если же образы, понятии и действия, необходимые для усвоения новых знаний и умений у ребенка уже имеются, то для научения достаточно внутренней гностической деятельности.

Решая вопрос о характере учебной деятельности, надо прежде всего проанализировать, каких знаний и умений требует усвоение нового материала. Если ученик не владеет ещё определенными образами, понятиями и действиями, то учение надо начинать с предметной гностической деятельности. Ученик должен своими руками осуществить соответствующие действия. Затем, выделяя и закрепляя их с помощью слов, он постепенно должен переводить их выполнение в идеальный внутренний план. Если же ученик уже владеет арсеналом необходимых исходных понятий и действий, то учение он может начинать прямо с внутренней гностической деятельности. В этом случае ученику можно преподносить соответствующие слова, поскольку он уже знает, что они означают, и какие действия с ними необходимы. На этом основано традиционное обучение методом общения и показа. Ему соответствуют такие способы обучения, как слушание, чтение, наблюдение.

Учебная деятельность - ведущая деятельность в школьном возрасте. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются новообразования, соответствующие возрасту (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Особенно интенсивно формируется учебная деятельность в период младшего школьного возраста.

В ходе учебной деятельности происходят изменения:

- в уровне знаний, умений и навыков;

- в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;

- в умственных операциях, особенностях личности, т.е. в уровне общего и умственного развития.

Учебная деятельность - это, прежде всего, индивидуальная деятельность. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и труд, учебная деятельность характеризуется целями и задачами, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем, как, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно не делает, т.е. он не обладает навыками учебной деятельности. В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Культура умственного труда

Школа и учение занимают большое место в жизни детей. С переходом учащихся из класса в класс учебная нагрузка школьника значительно усложняется, им предстоит овладеть большим объемом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны требует более высокого уровня учебнопознавательной и мыслительной деятельности, а с другой умения организовать свой умственный труд. Неправильные способы усвоения учебного материала, его заучивания ведут к пробелам в знаниях, снижению успеваемости. Успех в учении закладывается на уроке, а на уроке все зависит от учителя, его подготовленности к уроку, тщательном продумывании всех его этапов, подборе задач, культуре речи и пр.

Основным требованием к учащемуся на уроке должно быть, на мой взгляд, таким: изучаемый материал должен быть понят. Невнимательное отношение учащегося к материалу, его недооценка является достаточно распространенными. Совершенно недостаточно просто запомнить правило и уметь его воспроизвести. То значимое и важное, что в нем содержится, может быть извлечено только при работе с чертежом, при решении задач. Приведу пример: учащиеся 6 классов, прочно запоминают теорему (даже самые слабые) «медиана в равнобедренном треугольнике, проведенная к основанию, является высотой и биссектрисой». Недостаточная глубина понимания этой теоремы, небрежность в ее формулировке приводит к грубым ошибкам в решении задач: часть учащихся склонны наделять таким свойством и другие медианы равнобедренного треугольника. Следовательно, при работе на уроке важна не только установка на то, чтобы понять материал, но и запомнить его в строгой и определенной словесной формулировке (теоремы, формулы, правила). Многие наши учителя на своих уроках, добиваясь четкой и грамотной математической речи, используют разные приемы, в том числе и комментируемый ответ. К культуре умственного труда относится:

- его организация: состояние классного помещения, наличие в нем необходимого дидактического материала, наглядных пособий, инструментов (классных и личных у учащихся), деловая серьезная обстановка.

У учителя должен быть запас бумаги на весь учебный год, инструменты на каждого учащегося, индивидуальные карточки. Особо хочется сказать об использовании классной доски: все записи на ней, особенно которые делает учитель, должны быть образцом рационального места, образцом для учащихся, чертежи должны выполняться цветными мелками, при необходимости заранее, на перемене, чтобы учащиеся, попав в кабинет математики, сразу оказались в области науки, которая не терпит несобранности. С учащихся надо проводить показательные приемы обучения: как слушать объяснения учителя, как работать с учебником, правила домашней работы, как ускорить работу и др. В каждом кабинете математики нашей школы есть такие советы по организации культуры умственного труда. Само собой разумеется, что на уроке математики должна быть отличная дисциплина. Доказательство теоремы или вывод формулы нельзя просто слушать, как, например, рассказ о Великих географических открытиях. Минутное отвлечение на уроке геометрии может привести к тому, что станет непонятным все последующее. Усваивать материал такого рода можно, лишь понимая и удерживая в сознании логику всего предшествующего рассуждения и доказательства. Именно от нас, учителей, зависит как длительно мы можем удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале. Итак, уроки закончены, учащиеся приступают к выполнению домашних заданий. Домашнее задание должно быть выполнено возможно лучше и возможно в короткое время. Прежде всего есть общие правила организации домашней работы. Однако только организации рабочего места, режима работы недостаточно. Многие школьники жалуются на плохую память.

Рано или поздно память перестает справляться с возрастающим объемом материала, если он не обработан и разобран по смыслу, если ученик не обладает культурой запоминания, не умеет использовать подсобные приемы, облегчающие работу. Каковы же основные законы культуры запоминания? Это прежде всего «закон распределения повторений по времени». Например, школьнику надо выучить большой объем материала сразу. И вот старательный ученик накануне сидит целый вечер над одним предметом 4-5 часов, несколько раз повторяет, прочитывает весь материал, т.е. поступает как раз вопреки закону распределения повторений. А этот закон прямо велит: чем больше материала надо запомнить, тем важнее делать это не в один присест, и уж конечно, не накануне дня опроса. Даже и не очень большой текст лучше выучивать не сразу, а так: немного сегодня, потом завтра. На сколько же повторений распределять материал? На 2-3 через 2-3 дня.

Второе правило малой механизации памяти: чередовать пассивные восприятия материала с активными попытками припоминания его.

Как учить теорему? Незачем перечитывать текст несколько раз: для ориентировки, для примерки, для запоминания, для самопроверки, для успокоения и т.д. Как же надо действовать? Нужно прочесть всего один раз, закрыть книгу и припомнить все, что удастся. Так надо учить теорему, и разве что на другой день (по закону распределения повторений по времени) пробежать еще раз, или припомнить про себя. Многие учащиеся, особенно в начале изучения геометрии, испытывают большие затруднения при выучивании теорем, поэтому советы и консультации учителя по этим вопросам на уроке, или через «уголок математики» совершенно необходимы. Следующий совет – разнообразить сенсорные опоры памяти: стараться запоминать и зрением, и слухом, и и активным проговариванием. А для вывода формул по алгебре полезно включать и руки для записи хода рассуждений, для записи формул. Несколько слов о мнемотехнике. Нам всем со школы помнится фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Эта фраза позволяет в любой момент восстановить последовательность семи цветов радуги (спектр белого цвета). Такие фразы, которые запоминаются механически, при знании «ключа» к ней помогают запомнить и некоторые формулы, числа в математике.

При выполнении домашней работы надо экономить время, но это не значит излишне торопиться и суетиться. Есть два способа экономить время: ускорять действия и применять выгодные способы работы. Ускорять действия – значит не терять время на раскачку перед работой, не расходовать время на поиск учебников, тетрадей, а все необходимое иметь под рукой, не допускать вялости, ненужных пауз во время работы. Применять выгодные способы работы – это значит постоянно искать такие способы выполнения заданий, которые ведут к цели кратчайшим путем. Решая любую задачу, надо вспомнить известные приемы решения подобных задач, припомнить нужные формулы и правила, а не пользоваться методом проб и ошибок. Учителю хорошо известно, что многие школьники отождествляют заучивание учебного материала с зубрежкой и ошибочно полагают, что достаточно понять урок и уметь приблизительно его пересказать, чтобы знать материал. Поэтому полезно познакомить учащихся с некоторыми правилами запоминания.

Культура умственного труда – это умение работать над текстом учебника, правилами, формулировками, умение конспектировать, составлять алгоритм решения задач.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных