Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






анатомо-физиологических основах психики.




Идея о том, что мозг орган души принадлежит древнегреческому врачу –

Алкмеону, который пришел к такому выводу в результате наблюдений и

хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий

«идут к глазным впадинам две узкие дорожки». Полагая, что ощущение возникает

благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон

вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и

мозгом.

Т. о., учение о психике как о продукте мозга зародилось благодаря тому, что

была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга. Тем самым и

другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом,

хотя знание об этих процессах не могло опираться на анатомо-физиологический

опыт.

Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая,

что он является большой железой.

9 По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой. С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. За основные элементы организма принимались жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. – «жидкость»).

По мнению Гиппократа, есть некие законы гармонии, которые смешивают противоположности в устойчивом гармоничном аккорде. Природа и люди имеют свои гармоничные сочетания. Как природа соответствует четырем основным сторонам света – восток, запад, север и юг, так и люди, рожденные в той или иной стране света, отличаются собой по телосложению и душевному складу, который Гиппократ обозначил как темперамент.

Исходя из этого, Гиппократ выделяет четыре основных типа темперамента. Темперамент характеризуется не только в динамических характеристиках эмоциональности, но и в психологических характеристиках взаимоотношений между людьми, отношением к самим себе и к миру вообще.

Первую классификацию темпераментов человека дал почти 2500 лет назад знаменитый врач Гиппократ. Им было создано учение о соках организма и типах телесного строения. Он разделил людей на:

  • меланхолик (черная желчь) -" мелайна холе "
  • холерик (желтая желчь)- " холе "
  • сангвиник (кровь) - " сангвис "
  • флегматик - (слизь) - " флегма ".

10 Первый этап. Времена античностипредметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей, тело тленное. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков. Основная идея – душа материальна, состоит из атомов различных веществ.Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.

11 Демокрит был представителем атомистического материализма. Он полагал, что все сущее сотсоит из двух начал - бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота). Атомы - мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам, различающиеся по форме, величине и подвижности. Все качества возникают в человеческом восприятии и являются продуктом соединения атомов.
Душа - это особое тело, она материальна и состоит из самых мелких круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему телу. По своей форме и активности это атомы огня. Душа понимается им как продукт распределения атомов в теле, именно по причине движения этих атомов движется тело. Душа принадлежит даже мертвому телу, но только в малых количествах. После распада тела атомы выходят из него, рассеиваются в пространстве и пропадают. Т.о. душа также смертна. Посредством дыхания душа непрерывно материально обновляется. То есть для него душа не принцип, а продукт организации тела.
В старости число подвижных атомов уменьшается. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены для восприятия.
Мозг - место высших душевных функций. Сердце - орган благородных страстей, печень - орган чувственных желаний и вожделений.
Выделялось два вида познания - ощущение и мышление. Первое дает единичное представление, оно не может проникнуть глубоко, до уровня атомов.
В учении Демокрита об ощущении содержится непоследовательность, связанная с различением качеств, которые существуют объективно, и лишь “в общем мнении”. От вещей истекают тончайшие пленочки, копии, эйдолы, по внешнему виду подобные самому предмету. Из органов чувств направляются встречные потоки атомов души, которые улавливают образы. Он получает отпечаток, который отражается во влажной части глаза. Видения же мы видим вследствии вхождения в нас образов. Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем через органы чувств. Мышление по своему механизму аналогично ощущению.

Демокрит различал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного.
Воля: учение о необходимости и случайности: ничто не происходит случайно, все подчинено необходимости. Демокрит отвергал идеалистическое учение о целесообразности в природе. Но уже на основе противоречивости его учения о воле становится очевидной невозможность решить проблему свободы на основе жесткого детерминизма.

12 Представления Платона о душе и ее функциях.
Идеи - истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, они незримы и безвидны, существуют независимо от чувственных вещей.
Материя - это небытие, бесформенное незримое, которое при соединении с идеей может стать любой вещью. Идеи - образцы, вещи - их подобия.
Душа выступает в качестве начала, посредующего между миром идей и чувственных вещей. Она существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом и в своем первобытном состоянии составляет часть мирового духа, пребывая в царстве идей. Поэтому природа души сродни природе идей. Индивидуальная душа - образ и истечение универсальной мировой души.
Душа по своей природе выше тела, и потому может властвовать над ним. Телесное же само по себе пассивно.
Платон различал 9 разрядов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку: философу принадлежи высшая душа, далее - правитель, гос.деятель, врач, пророк, ремесленник, софист, тиран. Душа и тело должны соответствовать друг другу и развиваться в равновесии. Учил о тройственном составе души: вожделеющая душа - разумная душа (противостоит вожделеющей) - яростный дух. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.
Нарушение гармонии частей души приводит к страданию. А ее восстановление - к чувству удовольствия. Он считал душу бессмертной, и через нее - вечным духовный опыт.

15 Представления Аристотеля о душе. Способности души.
Душа по Аристотелю – сущность живого органического тела, его энтелехия (суть, причина и цель его существования). Именно душа делает тело живым, в ней – все функции тела (в том числе и то, что мы теперь называем ВПФ). Душа неразрывно связана с телом.
Носителем души является особое вещество – пневма, которое у животных вырабатывается в крови. орган души – сердце. В мозгу кровь охлаждается до нужной нормы. Критиковал Платона за деление души на части, утверждал, что душа едина. он говорил об отдельных способностях души – растительной, животной и человеческой душах. психические способности принадлежат как душе, так и телу. Разумная душа идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. после смерти она возвращается в эфир пространства. В то же время он признавал разделение души как энтелехии и как божественного начала, приходящего в тела в момент рождения.
Каждая из частей обладает ощущением и способностью двигаться в пространстве.
Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души.
Познавательные способности ведут свое начало от чувственного восприятия. Ощущение вызывается воздействием извне. Ощущение уподобляется воспринимаемому объекту через посредство пяти внешних чувств. Органы чувств обладают ощущающей способностью в потенции. Уподобление, как и разумное познание, предполагает по Аристотелю активность познающего субъекта.
Осязание (его орган – душа) является главнейшим ощущением. необходимым для жизни. остальные ощущения нужны для удоьства.
Кроме того, Аристотель выделял еще общее чувство. отвечающее за восприятие общих качеств, сосознание чувств и ставнение. объединение ощущений в образ предмета. Органом общего чувства является сама душа.
ощущение обладает непосредственной истинностью. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Различаются три вида памяти: низшая – сохраняющая полученные ощущения в виде представлений, копий предметов, она свойственна всем животным; собственно память – образ в соединении с временной характеристикой, она присуща только животным, обладающим способностью восприятия времени; высшая память – процесс воспоминания, в котором участвует суждение. Воспоминание происходит путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым. По существу речь идет о механизме ассоциаций.
Из воспоминаний складывается опыт, из опытности берут начало искусства и наука.
Еще одна познавательная способность – воображение как образование представления. Представление – это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне, обобщенные ощущения. Аристотель считал. что животным и людям в ситуациях отказа разума воображение заменяет мышление.
Мышление характеризуется составлением суждений, протекает в понятиях, постигает общее. Так как постигнуть чувствами общее невозможно. Органом мышления является нус – часть души, свойственная только человеку и не привязанная ни к какому внутреннему органу. Он различал низшее и высшее мышление. Низшее мышление – это мнение или предположение; оно не исследует и не утверждает, не отвечает на вопрос “почему?”. Высшее мышление познает основы вещей, высшие принципы науки. Существует три вида высшего мышления:
1)рассуждающее, логическое;
2)интуитивное – умение находить посылки;
3)мудрость, наивысший тип;
в зависимости от того, на что напрвлено мышление, Аристотель различал ум теоретический и практический Первый направлен на сущее. второе – на деятельность.
познавательные способности не существуют отдельно друг от друга и все берут начало от ощущения.
Учение Аристотеля о действии и поступке. Практическое назначение этого учения.
Действия Аристотель делил на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом. Произвольное ¹ волевое. Волевыми называются только действия по разумному стремлению (намерению). намерение является результатом взвешивания мотивов – делиберации. Волевое действие всегда направлено на будущую цель, о которой может рассуждать только ум, поэтомугде нет разума – нет воли (например, у животных и детей). волевое действие является свободным и ответственным.

16 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СТОИКОВ

Школа стоиков возникла в IV в. до н. э. История стоицизма делится на периоды: древний, средний и поздний. Родиной древней стои являются Афины, а средняя и поздняя стоя развивались в Риме. Основателями древней были Зенон, Хризипп и их последователи Аристон и Персей. Первыми и крупными представителями римской стои были Cенека и Эпиктет. Между древней и поздней стоей имеются существенные различия. Объединяют же всех представителей этой школы идеи всеобщей неотвратимости событий, предопределенности. Согласно этому учению мировая пневма идентична мировой душе, божественному огню, который является Логосом, судьбой. Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу. Все явления Космоса связаны единством своего происхождения. Стоики полагали, что возникновение всех вещей происходит в результате взаимодействия двух мирообразующих начал — пассивного и активного. Активной мирообразующей силой является воздухо- огненная стихия, названная стоиками пневмой. Пассивным началом выступает материя, представляющая собой полужидкую холодную массу, состоящую из воды и земли. Разнообразие материального мира есть результат многообразных сцеплений и расщеплений пассивных элементов под влиянием деятельности пневмы. Весь Космос представлялся стоикам состоящим из четырех уровней. Первым уровень неживой природы, при котором имеет место слабое проявление пневмы. На втором уровне — уровне растений — пневма достигает известного развития, она более подвижна и активна, в результате чего она оказывается способной обеспечить функции роста, питания и размножения у растительных организмов. На третьем уровне — уровне животных, пневма также проявляет себя в чувственности, побуждениях и инстинктах. Высшее свое выражение пневма получает на уровне человека. Пневма в ее наиболее совершенных проявлениях и есть то, что составляет человеческую душу. Из вышеизложенного видно, что душа человека по своей природе материальна. В основе своей душа едина, на части нечленима, но может проявляться в различных способностях, каждая из которых определяется разной степенью развития и интенсивности пневмы. Всего стоиками выделялось восемь способностей души: свойственная человеку, как и всему живому, способность к размножению и росту, речь, пять видов чувствительности и гегемоникон, выступающий в качестве носителя высшей и ведущей способности, связанной с переработкой всех поступающих впечатлений в общие представления, волевые и побудительные акты.

17 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ КЛАВДИЯ ГАЛЕНА

Гален (130—200 гг. до н. э.) — известный древнеримский мыслитель, работавший в течение ряда лет врачом у гладиаторов, позднее при дворе римского императора. Он часто занимался сечением трупов, благодаря чему ему удалось описать строение системы дыхания, кровообращения, мышечной и нервной систем. По Галену жизнь возникла в результате постепенного развития природы, а психическое есть порождение органической жизни. За исходную основу деятельности и всех проявлений души он принимал кровь. Гален полагал, что кровь образуется в печени в результате соединения переваренной пищи с воздухом. Далее через вены она поступает к сердцу, а от него по артериям растекается по всему телу. На пути к мозгу кровь, испаряясь и очищаясь, превращается в психическую пневму. Гален выделял два вида пневмы: жизненную (кровь) и психическую (мозговую), возникающую из жизненной пневмы путем очищения. Каждый из трех названных органов души отвечает за определенные ее функции. Печень являлась носителем низших проявлений души — побуждений, влечений, потребностей. В сердце локализуются эмоции, аффекты, страсти. Мозг выступает носителем разума. С учением о движениях связаны представления Галена об эмоциях и аффектах. Аффекты понимались им как такие душевные состояния, которые вызываются изменениями крови. Гнев, например, возникает в результате повышения теплоты крови, ее кипения. У человека, считал Гален, аффекты не должны переходить установленных природой границ, ибо это приводит одновременно и к страданиям тела, и к страданиям души. Поэтому сильные эмоции должны умеряться и сниматься разумом, возвращающим душе состояние равновесия. Состояние и динамика крови обусловливают не только эмоциональную сторону души, но и общую активность человека, его темперамент и даже характер. Тип темперамента зависит от пропорции или преобладания артериальной или венозной крови. В первом случае, люди более подвижны, энергичны, мужественны, во втором — медлительны и малоподвижны. Итак, все функции души, начиная от ощущений и кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморальноCмозговые процессы. Поскольку все названные проявления души зависимы от тела, то с гибелью последнего они исчезают. Однако Гален не смог до конца остаться последовательным сторонником материалистической линии. Подобно Аристотелю, он, помимо индивидуальной разумной души, приписывал человеку еще и божественный разум, делая уступку идеализму.

19 Общая характеристика психологии Средневековья

Эпоха Средневековья, длившаяся почти 10 веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи и установление христианства в Европе, т.е. V век.
Древнегреческая цивилизация в силу нарастающей социально-экономической деградации общества разрушилась. Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь, которая разрушала ее памятники и создавала атмосферу воинственной нетерпимости ко всему языческому. Окончание средневекового периода связывают с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием Америки.
Одной из важнейших характеристик средневековой науки была ее тесная связь с религией. В развитии религиозной мысли выделяют этап апологетики (2-4 вв.), этап патристики (4-8 вв.), этап схоластики (11-14 вв.)
На этапе апологетики церковь сурово осуждала не только усомнившихся в ее истинах, но даже тех, кто пытался их доказать. Наиболее ярко эту позицию выразил Квинт Тертуллиан.
Однако после упрочения господства христианской церкви, к 5-6 вв., появилась необходимость внести дополнения, разъяснения в положения христианства в соответствии с новыми реалиями. Так возник новый этап – патристика, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. В это время церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний.
К 12-13 вв. положение начало изменяться. С укреплением государств, развитием городов и ремесел мрак начал рассеиваться, стали появляться первые светские университеты, школы.
Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное усвоение старого, но и его активное разъяснение. Схоластика развивала умение логически мыслить и строить свою речь.
После античного этапа развития психология стремилась найти свое место в исследовании души, занять свою нишу, выделиться из богословия. Это привело к появлению теории двух истин, которая утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу.
Важной психологической проблемой, изучаемой в эпоху Средневековья, стала проблема мышления и его взаимосвязи с речью (реализм, томизм, номинализм).
Новой проблемой психологии Средневековья стало изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся арабским психологом и врачом Ибн Синой.

20 Альгазена и Аверроэса

Характеристика арабской средневековой психологии оказалась бы далеко не полной без упоминания двух других видных арабских ученых Средневековья – Ибн аль-Хайсама, или Альгазена (965-1038), и Ибн Рушда, известного под именем Аверроэса (1126–1198). Альгазену принадлежит заслуга в выдвижении новой точки зрения на механизм ощущений и восприятий, механизм построения зрительного образа. Альга-зен впервые, опираясь на эксперимент, показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор и что причиной возникновения чувственного образа являются законы отражения и преломления света. Альгазеном были изучены такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т. д.

Схема Альгазена разрушала прежние несовершенные теории зрения и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от имеющих опытное и математическое основание законов оптики и от свойств нервной системы.

Изучением функций глаза занимался и другой ученый той эпохи – Аверроэс. Он установил, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка.

За работой по изучению оптических функций глаза стояли решающие сдвиги теоретико-методологического характера. Рассмотрение глаза как оптического прибора несло с собой новое понимание природы психических процессов вообще. Объяснение процесса построения психического изображения в терминах оптики означало распространение физических законов на психические явления, что способствовало преодолению телеологической интерпретации психики.

Опыты, проведенные арабскими учеными, показали, что нет необходимости объяснять работу глаза участием души как управляющей по отношению к нему силы или способности. Зрение есть естественный процесс преломления света в физической среде. Это был первый поворотный шаг к тому, чтобы подчинить физическим законам природы и другие психические явления.

Аверроэс также известен тем, что перевел с сирийского и объяснил сочинения Аристотеля с превосходным знанием предмета. Но нельзя не заметить в его работах, как и у большинства арабских философов, влияния александрийских взглядов, положенных в основание комментариев Аммония, Фемистия и др.

21 и 23 Психологические знания в средневековой Европе (Фома Аквинский, У. Оккам). Самый видный схоласт, система которого стала ведущим направлением католицизма стал Фома Аквинский (1226 – 1274). В психологии папский престол поручил Фоме борьбу против восстановленного аверроистами учения Аристотеля за Аристотеля в его христианской интерпретации. Он наиболее тонко справился с поставленной задачей адаптации трудов Аристотеля, его учение было канонизировано в папской энциклике (1879) как истинно католическая философия

(и психология) и получило название томизма (несколько модернизированного в наши дни под именем неотомизма). Фома отстаивал одну истину – религиозную, "нисходящую свыше". Он считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство. Описывая душевную жизнь, Фома Аквинский расположил различные ее формы в виде своеобразной лестницы – от низших к высшим. В этой иерархии каждое явление имеет свое место, установлены грани между всем

сущим и однозначно определено, чему где надлежит быть. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая), внутри каждой из них – способности и их продукты (ощущение, представление, понятие). Фома Аквинский учил что душа одна. Она обладает бытием, отдельным от тела нематериальным и индивидуальным. Душа выступает источником движения тела. Различаются способности, свойственные душе как таковой (разум

(нус), воля), а также растительные (вегетативные) и животные функции. Растительная и животные функции нуждаются в теле для деятельности в земной жизни. Соотношение между душой и телом рассматривается как соотношение формы и материи. Но учение о материи форме изменяется. Различаются чистые формы в бестелесном мире и формы, осуществляющиеся лишь в материи. Человеческая душа является: низшей из форм и потому бессмертна и высшей из форм второго

яда и потому она принцип всей органической жизни. Благодаря расчленению понятий душа это узловой пункт в мироздании, а призвание человека соединить в себе оба круга бытия. Душа, как чистая форма, замкнута в себе и не зависит от телесного разрушения. Но хоть она и бессмертна природа её не вполне соответствует божественной, так как об этом говорит наличие познавательного процесса, который не является чисто духовным процессом.

В познании различает: естественный разум и сверхъестественное, откровение. Естественное познание – это познание истины посредством чувств и интеллекта. В нем различаются два уровня: Первый уровень образует область чувственного познания. Оно функционирует посредством внешних внутренних познавательных органов, познание через внешние и внутренние познавательные органы. Внешние органы – это органы чувств.

Восприятие начинается воздействием какой-либо вещи. Образы, воспринимаемые чувствами, суть бестелесные впечатления души, лишены материи – в особой форме интенциональности. В них открываются чувственные качества отдельных вещей. Ощущение является актом телесного органа – уха, глаза и т.п. Дает знание о единичном. Чувственный образ есть подобие единичного предмета.

В этом, а так же в том, что он не охватывает сущности, проявляется ограниченность восприятия. Вместе с тем познание посредством внешних чувств является источником всего нашего познания: умственное познание генетически связано со всем материалом, полученным с помощью чувственных впечатлений. Внутренние познавательные органы – это, во-первых, общее чувство, здесь происходит группировка впечатлений от внешних чувств. Благодаря общему внутреннему чувству свидетельства зрения, звуки, вкусовые впечатления

и др приходящие к нам из какого-либо источника, связываются между собой и относятся к тому предмету, который является их источником. Во-вторых, пассивная память воображение – это склад, где сохраняются все восприятия, созданные общим чувством; в-третьих, активная память; в-четвертых, орган суждения, который воздействует на чувственные органы познания, добывая из представлений неизменное содержание – сущность отдельных конкретных вещей. Это преддверие второго – умственного уровня познания – интеллектуального.

Интеллект не является актом какого-либо телесного органа. Через интеллект познаем сущности, которые хотя существуют в материи, но познаются не постольку, поскольку они даны в материи, а как абстрагированные от материи через интеллектуальное созерцание. Интеллект расширяет человеческое познание, превышает ощущение, поскольку может воспринимать вещь обобщенно, в её родовом естестве. В самом интеллекте различается ряд ступеней.

На каждой из них происходит все большее отвлечение от материального объекта, от пространственно-временной области бытия. Переход от образов к понятию называется процессом абстракции. Человеческий разум может прийти к познанию бога, поскольку оно продолжается до тех пор, пока, наконец, не обнаруживается область имматериальных субстанций, то есть таких сущностей, которые существуют без всякой материи (и отражают её в виде понятий бытия, единого, потенции, акта), иными словами –

БОГ. Бог есть высшая и конечная цель познания: познается через божественное откровение. Отстаивание абсолютной необходимости божественного откровения как основы религиозной веры и утверждение превосходства церковных авторитетов над разумом приводят к тому, что разум оказывается на службе у веры. Будучи не в состоянии доказать истинность религии, разум в силах оградить её от нападок и сделать истину церковного учения понятной. Отрицая врожденное знание,

Фома Аквинский вместе с тем признавал врожденные общие схемы, которые назвал принципами познания, вложенными самим богом. Они начинают действовать, когда сталкиваются с огромным чувственным материалом. Как механизм познания у Фомы Аквинского выступает специальная операция сознания – интенциональность. В чедлвеческлй жуще есьб какая-то сила, интенция, «внутреннее слова», которое придает определенную направленность (интенциональность) акту восприятия и познанию в целом.

Интенциональность, как активность и предметность познания есть внутреннее свойство человека, прирожденное ему. Учение об интенциональности идеалистически объясняет активный характер процесса познания. Обладание разумом и возникающей на его основе свободной волей делают человека ответственным за свои поступки, ибо он в состоянии выбирать между добром и злом: над нами не тяготеет слепая судьба – fatum. Разум имеет примат над волей: нельзя желать того, что до этого не признано разумом.

Цель выбирает интеллект. Не следует хотеть того, что не было бы прежде познано. Но воля иногда может побуждать к познанию. Впречем, конечным источником свободных человеческий решений, Фоме Аквинскому, является не сам человек, а бог, который вызывает в человеке стремление поступать так, а не иначе. Благодаря такому расчленению понятий душа получает значение узлового пункта в мироздании, а человеку выпадает на долю призвание – соединить в себе оба круга бытия.

Душа, которая причисляется к чистой форме, замкнута в себе, её не касается разрушение тела. Она бессмертна. Но природа её не вполне божественна. Об этом свидетельствует процесс познания, который не есть чисто духовный процесс. В Англии против томистской концепции души вы ступил номинализм (от лат, "немей" – имя). Он воз ник в связи со спором о природе общих понятий, или универсалий.

Суть спора состояла в том, существуют ли эти общие понятия сами по себе, самостоятельно и независимо от нашего мышления, или представляют собой только имена, реально же познаются лишь конкретные явления. Номинализм утверждал общие понятия – это создаваемые нашим мышлением названия, имена (nomina). Реально существуют только определенные вещи. Никакой «идеи» человека отдельной от всех человеческих личностей нет. Уильям Оккам (ок. 1285-1349) был представителем номинализма, профессор

Оксфордского университета. Отвергая томизм и отстаивая учение о "двойственной истине" (из которого явствовало, что религиозные догматы не могут быть основаны на разуме), он призывал опираться на чувственный опыт; при этом следовало ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен, знаков. Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека. К знакам как главным регуляторам душевной активности неоднократно обращались многие

мыслители последующих веков. В психологии утвердилось правило известное как «Бритва Оккама». Согласно этому правилу «не следует умножать сущности без надобности», то есть нет смысла прибегать к объяснению каких-либо явлений многими силами и факторами, когда можно обойтись меньшим их числом. Иначе говоря: "Бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего". Эта "бритва" стала основой своего рода "закона экономии" в психологии, проиллюстрировать

который можно таким, примером: изучая поведение животных, не надо наделять их умом человека, если есть более простой способ объяснения.

22 Неоплатонизм. Христианская религия проповедовала отрешенность от внешнего мира, призывала людей к смирению и покор­ности, уединению и погружению в собственный внутрен­ний мир. Эта общая установка и ориентации человека на его внутренний личный мир и получила богословскую, теологическую интерпретацию в философско-психологических взглядах одного из первых и наиболее крупных идеологов раннего христианства Плотина (205-270 гг.). В значительной части учение Плотина опиралось на идеи Платона, однако в нем содержались новые акценты.

В учении Плотиназа основу всего сущего прини­малось божественное. К этому первоначалу не приложимо никакое определение. О сверх­природном можно судить только по тому, что им порож­дается. Природа создается из материи путем проникно­вения в нее божественного начала. Развитие мира - это постепенное восхождение или нисхождение божественно­го. В этом движении божественного выделяются четыре сменяющих одна другую ступени: божественное перво­начало - божественный ум - божественная душа - приро­да. По мере нисхождения верховного начала, оно от пер­возданного своего единства переходит во множество умов и душ. Материя представляет последнюю стадию дроб­ления единого первоначала.

Душа человека происходит из мировой души. Она нематериальна, непространственна. Душа по своей дея­тельности едина. Разлагаться на элементы или слагаться из них душе не свойственно. Однако это единство может проявлять себя в трех сторонах, выступающих как отно­сительно самостоятельные уровни или части души - умо­постигаемая душа, чувственная душа, тело. Основная де­ятельность души заключается в трех функциях: 1) в обра­щении к мировому разуму; 2) в обращении к чувственному миру и телу; 3) в обращении к самой себе. Если у Платона, как известно, активность души проявлялась, главным образом, в приобщении к идеям мирового разума, а так­же в обращении ее к чувственному миру, то у Плотина, помимо этих двух функций, душе приписывается новая форма активности, состоящая в способности к анализу и отображению собственной деятельности. Благодаря внут­реннему взору душа располагает знаниями обо всех своих прошлых и нестоящих действиях. Учение Плотина о существовании универсальной способности души к наблюдению за своими состояниями знаменова­ло собой первую поступь интроспективной психологии.

Следующий шаг в развитии интроспективного на­правления в психологии был сделан Августином (354-430). Во многих отношениях Августин идет за Плотином. Ав­густин полагал, что мир создан богом; его постоянным участием и творением определяется развитие природы. Божественное происхождение имеет и душа человека. Она отлична и независима от тела, В вопросе о возникновении человеческих душ Августин колебался между двумя наме­тившимися в тот период точками зрения - традукционизмом и креацинизмом. Согласно первой точке зрения, души передаются через размножение от одного поколе­ния к другому, а согласно второй - души создаются бо­гом в момент рождения людей.

В учении о познании Августин близок к Плотину, но вносит и собственные коррективы. Новым в психоло­гии Августина является признание воли как универсаль­ного принципа, организующего деятельность души во всех ее проявлениях. Воля выполняет следующие функции: а) управляет всеми душевными актами; б) направляет душу к самой себе; в) управляет телом, включая его органы движения, органы чувств и мозг. Благодаря функ­циям воли душа оказывается способной воспринимать как собственную деятельность, так и недоступные внешнему взору продукты этой деятельности.

Истина может быть установлена только через знание человека о самом себе. Что же касается существования внешних вещей, то их реальность должна быть принята на веру. Итак, объек­том познания, по Августину, является собственный ду­шевный мир, а способ, которым человек может познавать его - это внутреннее чувство и разум, управляемые во­лей.

Взгляды Плотина и Августина на протяжении последующих столетий станут основами средневековой схоластики. Следы их можно будет заметить и в Новом времени. Учение о душе Плотина и Августина станет отправным для Р.Декарта, который, выступив со своей теорией сознания, окончательно оформит и утвердит интроспективное направление в европейской психологии XII – XIX вв.

Томизм. В начале XIII в. идеи арабских мыслителей начинают проникать в Европу. На Востоке же в связи с усилением церкви естественнонаучная разработка проблем психики приостанавливается. Через арабскую философию Европа знакомится с учением Аристотеля. Первым, кто попытался осмыслить учение Аристотеля в традициях богословской догматики, был Фома (Томос) Аквинский (1225 – 1274 гг.). Теологическое учение, выдвинутое Фомой Аквинским и впоследствии названное его именем – томизмом, - получило в религиозных кругах широкое признание и распространение. Оно оценивалось церковью как “истинное”, а сам Фома Аквинский в 1323 г. был причислен к лику святых.

Воп­рос о том, как соотнести данную Аристотелем биологи­ческую трактовку природы души с представлением о ней как бессмертной и богоподобной сущности имел прин­ципиальное значение для католической церк­ви. Для того чтобы устранить противоречие меж­ду естественнонаучными взглядами Аристотеля и рели­гиозной доктриной Ф. Аквинский обращается к идее, высказанной ранее его учителем Альбертом Великим о двойственной природе истины. Согласно этой теории счи­талось, что имеется два рода истин, соответственно от­носящихся к двум противоположным мирам - матери­альному и сверхприродному. Первые истины, относящи­еся к области природных явлений, постигаются на основе опыта и разума. Истины второго рода, имеющие отно­шение к сверхъестественному миру, разуму не доступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения. Знания, получаемые из этих двух принци­пиально различных источников, также обособлялись Альбертом Великим в две самостоятельные области - философию, предметом которой должны стать истины разума, и теологию, содержанием которой явились бы истины откровения.

Для Ф. Аквинского не был безразличным вопрос о том, в каком взаимоотношении должны находиться на­званные две области знания. Им была выдвинута идея гармонии веры и разума, причем решающее значение сохранялось за верой.

Началом всему, по мнению Ф. Аквинского, служит бог, который является первейшей, продуцирующей суб­станциональной формой. Такой же чистой формой, оторван­ной от материи и преобразованной в самостоятельную сущность, является индивидуальная душа. Душа су­ществует сама по себе в чистом виде без постоянной и органической связи с телом. Проникает душа в организм в момент рождения людей благодаря творческому акту божества. С гибелью тела душа не прерывает своего вечного существования. При соединении с телом, душа теряет свою духовную чистоту, образуя иерархию различных форм или сил - растительных, животных и ра­зумных. Каждая из этих сил различается друг от друга степенью близости или удаленности к богу или к телу.

Касаясь уровня ощущений и восприятий, Ф. Аквин­ский во многом идет за Аристотелем. Им выделялось во­семь видов чувствительности. Механизм возникновения чувственного образа описывался как переход чувствую­щей способности из потенциального состояния в акту­альное. В результате актуализации ощущающих сил душа принимает “вид” предмета без его материальности.

Ощущения и восприятия воспроизводят конкретные вещи в их специфических подробностях и различиях, т.е. они связаны с единичными случайными и изменчивыми качествами. Став содержанием души, чувственные “ви­ды” подвергаются посредством внутренней деятельности преобразованию в интеллигибельные виды или формы, на уровне которых происходит снятие деталей и актуализация общих для ряда конкретных вос­приятий признаков. Завершается чувственный уровень практическим индивидуальным разумом, где осуществ­ляется переход от собирательного образа (представления) к понятийному мышлению. Ощущения и восприятия, представления и образное мышление - все они являются различными продуктами первого внутреннего душевно­го акта - акта познания.

Второй формой деятельности души является акт, который сообщает душе о производимых ею действиях и вызванных этими действиями последствиях. Заверша­ет триединую деятельность души акт самопознавания, самопостижения или общения души самой с собой, с це­лью постижения своей сверхприродной, уникальной сущ­ности.

Для того чтобы нагляднее подчеркнуть перемены, произведенные Ф. Аквинским в учении Аристотеля, име­ет смысл сопоставить некоторые исходные подлинные положения Аристотеля с их богословской интерпретаци­ей Ф. Аквинским. Так, если у Аристотеля был провозгла­шен и обоснован тезис о неотделимости формы от мате­рии, души от тела, то у Ф. Аквинского форма трактуется как бестелесная субстанциональная сущность, а душа как независимая от тела сила. В учении Аристотеля расти­тельные, животные и разумные способности описывают­ся как различные формы организации живых существ и потому выступают как этапы развития и эволюции души. В теологической системе Ф. Аквинского растительные чувствующие и разумные силы представлены как установ­ленные богом статические уровни души, различающиеся степенью близости к богу. Аристотелем обосновывается принцип биологической целесообразности психических функций, Ф. Аквинским - внутреннее, присущее самой ду­ше целеполагание или интенция.

24 Материалистические тенденции в средневековой науке о душе. За освобождение идей Аристотеля от теологии с критикой схоластики и томизма выступал знаменитый анг­лийский мыслитель Р.Бэкон (1214-1292). В противоположность Ф. Аквинскому, Р.Бэкон первое место отводил не теоло­гии, а естественным наукам, которые бы опирались на эксперимент и математику. В ряду естественных наук ведущее место отводилось физике, а точнее физической оптике. Главенствующую роль, которую Р.Бэкон приписывал оптике, он объяснял тем, что только благодаря зрению человек устанавливает различие предметов, а умение ви­деть различие в вещах лежит в основе всех наших зна­ний о мире. Поскольку зрение рассматривалось им в качестве первейшего источника наших знаний, то стро­ение и работа глаза явились для Р.Бэкона центральным вопросом, подлежащим изучению. Ориентируясь на опы­ты и работы Авиценны и Альгазена, Р.Бэкон считал, что глаз действительно есть тончайший оптический инстру­мент. Зрительные ощущения и восприятия являются ре­зультатом действия, преломления и отражения света. В данном отношении Р.Бэкон целиком шел за Альгазеном.

В развитии материалистических тенденций в средневековой психологии особая заслуга принадлежит В.Оккаму (1300-1350). Взгляды В.Оккама занимали про­межуточное положение между двумя крайними точками зрения, возникшими в средневековье в связи с вопросом о природе понятий. Сторонники первого течения, назы­ваемого реализмом, считали, подобно Платону, что по­нятия есть единственные реальности бытия. Представители другого направ­ления, известного под названием номинализма, наоборот, утверждали, что реальными являются сами вещи и яв­ления, а общие понятия по отношению к ним есть только названия, имена, знаки, метки. Ни покидая целиком по­чву номинализма, В.Оккам занял среднюю позицию ме­жду упомянутыми противоположными течениями. В.Оккамом признавалась реальность общих понятий или уни­версалий, но существующих не вне и независимо от субъекта, а внутри него в виде концептов или умствен­ных образов. В составе души В.Оккам выделял перцепты и концепты. Перцепты - это термины или знаки, имею­щие отношение к единичным предметам; концепты же представляют собой термины или знаки, обозначающие отношения между перцептами и относятся ко многим сходным объектам. Понятия являются производными от перцептов, кото­рые в свою очередь вызываются внешними предметами. Преобразование перцептов (знаки первого рода) в кон­цепты (знаки второго рода) осуществляется с помощью речи.

Напомним, что центральным понятием в учении В.Оккама является категория знака. Знаковая теория чув­ственного и умственного образа была направлена не толь­ко против телеологической интерпретации психического, при которой идеальное, данное изначально и интроспек­тивно, отождествлялось с внешним предметом (понятие шара - шар), но также против теории “идолов” древне­греческих материалистов, в которой утверждалось и ус­танавливалось полное подобие между объектом и его субъективным образом. Отношение между объектом и его образом, по мнению В.Оккама, имеет знаковый ха­рактер. Чувственный образ - это нечто вроде метки вещи, как, например, дым есть знак огня. Т. обр., ощущения, восприятия, понятия есть составляющие системы знаков, которой человек оперирует для обозначения внешних предметов, явлений и связей между ними.

Если ощущения и восприятия суть знаки, производимые вещами. То психические явления могут быть раскрыты без привлечения активности души. Положение В. Оккама о том, что следует избегать создания избыточных сущностей там, где можно обойтись без этого, получило название “бритвы Оккама”. Этот принцип сыграл немаловажную роль в дальнейшем развитии психологии и философии

26 Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил имя эпохи Возрождения.

Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от«средневековых варваров».

Эпоху Возрождения нередко называют периодом гуманизма, так как он связан с пробуждением всестороннего интереса к человеку. Существенными сторонами психологических знаний в данный период являются стремление вернуть человека с божественных высот на земную почву, отказ от религиозных схоластических представлений о душе, призыв к правдивому и опытному описанию душевного мира людей.

В основном очаге Возрождения - Италии - разгорелись споры между спасшимися там от инквизиции сторонниками Аверроэса (аверроистами) и все еще более радикально настроенными александристами.

Коренное различие касалось вопроса о бессмертии души, на котором покоилось церковное вероучение. Аверроэс, разделив разум (ум) и душу, считал его, как высшую статья души, бессмертным. Александр же настаивал, что все способности души начисто исчезают одновременно с телом.

Оба направления сыграли важную роль в создании другой идейной атмосферы, проложив способ к естественнонаучному изучению организма человека и его психических функций. По данному маршрута пошли многие философы, натуралисты, врачи, которых отличал интерес к изучению природы, подавляемый теологией. Их творчество пронизывала вера во всемогущество опыта, в достоинство наблюдений, прямых контактов с реальностью, в независимость подлинного знания от схоластической мудрости.

Среди первых крупных мыслителей, попытавшихся выступить против традиций средневековой схоластики, видное служба занимает Лоренцо Валла (1407-1457). Главные собственные взгляды Валла изложил в трактате «О наслаждении как истинном благе». Он утверждал, что в основе в конечном счете лежит природа, а человек является ее частью. Так как человек есть пункт природы, то и душа его есть не потусторонняя, надприродная сущность, а лишь только проявление природы. Ведущим признаком, отличающим всю живую природу, Валла считал надобности и стремления.

С утверждением природной детерминации души человека выступал новый крупный представитель итальянской мысли XV столетия - П. Помпонацци (1462-1524). В книге «О бессмертии души» Помпонацци, критикуя схоластику, указывал, что Бог в делах природы участия не принимает. Бессмертие Бога и вечность души опытным средством установить невозможно. Душа - это земное, природное свойство, связанное с жизнедеятельностью организма.

Психические явления являются продуктом вакантной должности нервной системы и мозга. С разрушением и смертью тела, исчезают и все способности души. В равной мере это касается и мышления. Оно является задачей мозга, появляется и умирает одновременно с гибелью и смертью человека. Психическое развивается от ощущений посредством память и представления к мышлению. Мышление предназначено для познания общих истин, устанавливаемых на основе частных, которые в собственную очередь даны в чувственных формах познания, ощущениях, восприятиях и представлениях.

27 Психология нового времени характеризуется изменением взглядов на сам предмет психологии: понятие души становится излишним.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) создал предпосылки новой науки о сознании. Он заложил основы эмпирического изучения явлений сознания (призывал перейти к простому описанию его процессов, способностей, но отказывался от изучения души как особого предмета). Таким образом, если древние понимали душу очень широко, практически отождествляли ее с жизнью, то у Ф. Бэкона впервые «жизненность» и «душевность» отделяются друг от друга, хотя Бэкон и не приводит критерии их отличия.

Фрэнсис Бэкон первый положил начало теории индукции и указал на опыт и наблюдение как на единственные основания для расширения знаний, в том числе и психологических. Он положил начало сознательному эмпиризму в психологии. Он первый заговорил о том, что человеческаядеятельность может быть правильно исследована путем опыта; естественно, это было ново для умов, привыкших строить системы психологии путем умозрения и переставлявших в разных сочинениях древние наблюдения Аристотеля и Платона.

Взгляд Гоббса на душу и ее деятельность был началом материалистического учения новейшего времени. Он объяснял душевную деятельность как продолжение движений, начатых внешними впечатлениями в чувственных органах. Гоббс может быть признан одним из основоположников ассоциативной психологии. Он полагал, что чувственные восприятия являются единственным источником психической жизни, что ощущения вступают в ассоциативную связь с хронологической последовательностью восприятий. Он верил, что все психологические феномены регулируются инстинктом сохранения жизни и необходимостью организма искать удовольствий и избегать боли.

Большой вклад в психологию нового времени внес Репе Декарт (1596-1650). Декарт впервые дал критерий отличия психических процессов от «жизненных», или физиологических. Он состоит в том, что всепсихические процессы мы осознаем, тогда как физиологические — нет. Декарт сузил психическую реальность до сознания, не признавая наличия бессознательных физических процессов, которые, являясь не физиологическими, а психическими, тем не мепее, не осознаются. Он открыл путь изучения осознаваемых психических процессов — путь непосредственного самонаблюдения своих переживаний. Декарт первым ставит психофизическую проблему, то есть проблему отношения души и тела. Древние тоже говорили о связи души и тела, о различиях между ними, но никто не доходил до такого полного противопоставления этих двух реальностей, как Декарт.

30 Учение Декарта о страстях души.

Рене Декарт (1596-1650). «Страсти души» - последний его труд. Страсти души в самом широком смысле – продукт соединенной деятельности души и тела: голод, жажда, восприятие света, цвета, звука, запаха, вкуса, тепла и твёрдости. Рационалистическое учение о страстях. Страсти – «восприятие, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, называемая, поддерживая и подкрепляемые каким либо движением «духов». Двойственная природа страстей: 1. Телесное начало – предает страстям непроизвольный характер. 2. Мысль о предмете – позволяет управлять страстями, воспитывать их. Причина страстей: движение животных духов, под влиянием которых, в теле происходят физиологически изменения → уделяется внимание телесным проявлениям. Источник страстей – воздействие внешних предметов → главная особенность чувств – их предметность. Выделяются: 1) Первичные страсти (врожденные): удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. 2) ØВторичные страсти – это виды первичных, образующиеся при жизни. Пр.: ревность (любовь + ненависть). §Активные страсти: отождествляются с желаниями, которые исходят от души и зависят только от неё; так же они отождествляются со стремлениями и аффектами, которые зависят не только от души, но и от тела, и служат связующим звеном между ними. Функции активных страстей: §Обеспечивают единство души и тела ØСигнализируют душе, что полезно, а что вредно. üСтрадательные страсти – результат взаимодействия с предметами окружающего мира; отождествляются с чувственным познанием, они привносятся из вне и в таком же виде осознаются душой, и она не может их изменить. Вывод: страсти – источник волевого, инстинктивного, стремящегося к самосохранению поведения. Недостатки страстей: üИногда страсть не дает полной информации телу о вреде/пользе чего бы то ни было. Пр.: накурился человек, ему психологически приятно, а мозгу и телу – вред. Страсти часто заставляют вести себя неадекватно ситуации («у страха глаза велики!»). Задача воспитания страстей. Средства борьбы с нежелательными страстями: 1. Разум. От него зависит знание жизни, на котором основывается оценка предметов (опыт). 2. Воля. Увидели предмет, он вызвал движения духов, которое вызвало бы возникновение нежелательной страсти, но воля позволила отделить мысль о предмете от движения «животных духов», возникших от этого предмета, и связать их с другой мыслью о нём, которою мы получили из разума (опыта). Воля может не подчиниться страсти и не допускать движений, которым страсть располагает тело: хочу кого-нить убить, но почему-то этого не делаю – воля работает. Резюме: лучшее средство овладения страстями – опыт: надо вырабатывать у себя привычку поступать согласно правилам.

31 История изучения рефлексов. Представление о Р. было впервые выдвинуто французским философом Р. Декартом. Уже в эпоху древней медицины (К. Гален, 2 в.) определилось деление двигательных актов человека на «произвольные», требующие участия сознания в их выполнении, и «непроизвольные», осуществляемые без участия сознания. Учение Декарта о рефлекторном принципе нервной деятельности основано на представлениях о механизме непроизвольных движений. Весь процесс нервного действия, характеризующийся Автоматизмоми непроизвольностью, состоит в раздражении чувствительных аппаратов, проведении их влияний по периферическим нервам к мозгу и от мозга к мышцам (рис. 1). В качестве примера подобных действий Декарт приводил мигание при внезапном появлении предмета перед глазами и отдёргивание конечности при внезапном болевом раздражении. Для обозначения влияний, проводимых по периферическим нервам, Декарт заимствовал у древних медиков термин «животные духи». Несмотря на спиритуалистическую оболочку этого термина, Декарт придавал ему реальное и для своего времени вполне научное значение, основанное на идеях механики, кинематики, гидравлики.

33 Д. Локк является предвестником и предшественником ассоциативной психологии, основной смысл которой заключается в развитии локковской идеи о том, что все психические образования являются продуктом связи простейших элементов.
Как в области политики, так и в своих философско-психологических воззрениях Д. Локк выступил как выразитель компромисса. Разработанная им в целом материалистическая сенсуалистическая теория познания содержала элементы непоследовательности, нашедшие свое выражение в молчаливом признании духовной субстанции, в отрицании души у животных, в признании внутреннего субъективного источника познания, в оценке вторичных идей как производных от самого субъекта. Все эти идеалистические колебания послужили основанием для последующего раздвоения локковского учения на солипсизм Дж. Беркли и Д. Юма и материалистический сенсуализм Д. Дидро, Д. Пристли и др.

34 Б. Спиноза и его детерминистическое учение о психике

Собственно процесс познания и состоит в поступательном движении от модального уровня знаний о всем конечном, временном и случайном к общим логическим основаниям природных законов и необходимости, от множественности модусов к субстанции. Самый процесс перехода от познания конкретного и индивидуального к общему, от случайного к закономерному, от неадекватного к адекватному проходит ряд этапов и уровней, которых у Б Спинозы выделяется три — чувственное познание, демонстративное познание и интуитивное познание.
Познание первого рода, названное философом мнением, представляет собой знания, приобретаемые посредством чувственного опыта. Чувственные впечатления вследствие своей зависимости от природы внешних тел и природы человеческого тела, не точны, смутны, не вполне отчетливы и адекватны. Например, понятия запаха, вкуса, тепла, холода и т.п. есть субъективные порождения, результат антропоморфизации свойств природы. Они не выражают объективных свойств вещей. А из неточного знания невозможно вывести отчетливых и адекватных идей. Обычно опытное познание имеет случайный и беспорядочный характер и связано с восприятием единичных вещей. В этом смысле опыт не может научить никаким сущностям вещей, и на его основе нельзя подняться до познания субстанции, ее всеобщих свойств и законов.
Адекватное познание субстанции и ее атрибутов достигается рациональными уровнями познания. Низшим из них является демонстративное знание как такой способ познавательной деятельности, который связан с образованием понятий и логических связей. Возможности рассудочного познания ограничены выведением (демонстрацией) атрибутивных аспектов, свойств субстанции. Сущность же самой субстанции доступна только на высшем уровне познания -рациональной интуиции. Интуиция как особый интеллектуальный акт имеет место там, где есть идеи идей. Он связан с состоянием высшей углубленности, сосредоточенности и интенсивности самосознания, порождающим с наибольшей отчетливостью, ясностью и очевидностью высшие универсалии, выражающие всеобщие связи природы в их единстве.
Учение Б. Спинозы о познании имело одной из своих целей разрешить ряд этических проблем, связанных с поиском путей, указывающих человеку его возможности в приобретении свободы и счастья. Одна из этих проблем состояла в выяснении меры свободы и необходимости человеческих поступков. Для ее решения Б. Спиноза обращается к понятию

свободной или внутренней необходимости, которая свойственна субстанции. По его мнению, субстанция свободна в том смысле, что она подчиняется необходимости как причина самой себя и какого-либо принуждения извне не испытывает. Иначе обстоит дело с модусами. Модусы не могут иметь начало в самих себе и потому внешние для них принуждения являются общей неизбежной необходимостью. Человек как один из модусов субстанции не составляет исключения в своей абсолютной зависимости перед лицом внешней детерминации. И глубоко заблуждается тот, кто полагает, что человек может поступать или говорить по своему усмотрению. Это свобода мнимая. На самом деле кажущиеся человеку произвольными его собственные поступки не более свободны, чем, скажем, падение камня в соответствии с его природой. Каков же выход и каковы те пути, которые могли бы привести человека к свободе В самом общем плане эти пути Б. Спиноза видит в понимании и осознании человеком внешней необходимости и принятии ее как основания для добровольных решений и действий.
В более развернутом виде путь преобразования внешней необходимости во внутреннюю необходимость или свободу представлен у Б. Спинозы в учении о страстях и аффектах, анализ которых занимает почти две трети основного произведения философа «Этика». Исходным в теории аффектов Б. Спинозы является положение о самосохранении, согласно которому все живые существа, в том числе и человеческий организм, стремятся сохранить и утвердить свое существование. Для своего сохранения человеческое тело нуждается во многих веществах, посредством которых оно могло бы непрерывно возрождаться. Для того, чтобы обладать этими веществами человеческое тело должно и от природы в действительности быть наделено способностью к действию. Способности тела к деятельности могут повышаться или понижаться, а вместе с ними увеличиваться и уменьшаться степень осознания душою этих действий

35 "Под аффектами, — пишет Спиноза, — я разумею состояния тела (corporis affectiones), которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний. Если, таким образом, мы можем быть адекватной причиной какого-либо из этих состояний, то под аффектом я разумею состояние активное, в противном случае — пассивное". В отличие от Декарта Спиноза применяет понятие "страсть души" только к тем аффектам, где идеи смутны, а аффективные состояния пассивны. Несмотря на различие терминологии Декарт и Спиноза в принципе одинаково выделяют для исследования сложный, можно сказать, "комплексный" объект — состояние человеческого тела, возникающее, с одной стороны, под влиянием воздействия вещей внешнего мира, а с другой — благодаря определенному осознанию этих воздействий.

В учении об аффектах у Спинозы, как и у других мыслителей XVII в., ключевым является понятие души. Вводя это понятие, Спиноза снова подчеркивает значимость методологического правила: никогда не забывать о начальной причине всех духовных реакций, а именно о воздействии тел природы на человеческое тело. Понятие "душа" приобретает у Спинозы особое, достаточно конкретное содержание. Душой он называет именно процессы осознания человеком состояний собственного тела, определяемых воздействием вещей природы, — процессы, которые затем оказывают немалое влияние на всю духовную жизнь. Согласно Спинозе, душа — это сама возможность для человека воспринимать как состояния тела, так и идеи этих состояний, причем идеи могут быть не только ясными и отчетливыми, но и смутными. Для дальнейшего осмысления волевого и чувственно-аффективного аспектов человеческого действия такое определение души очень существенно. Прежде всего решительно отвергается представление о неких "внечеловеческих" абсолютных разуме, воле, стремлении и т.д. Раз все действия "души" причинно обусловлены именно воздействием тел природы на человеческое тело, а также вытекающим отсюда специфическим (сложным, часто неадекватным) осознанием состояний тела, то "абсолютным" духовным сущностям, в том числе и "безличным" страстям, не остается места.

На всех этапах анализа, осуществляемого в «Этике», видно стремление Спинозы воспроизвести цепь причинных зависимостей, начинающихся от действия внешних тел на человеческое тело. Спиноза в конце концов обнаруживает механизмы, не просто плавно и последовательно передающие телесные воздействия, но преобразующие их в человеческие аффекты. Это и есть наиболее интересный переломный момент в анализе. С одной стороны, воздействие тел природы на тело человека и вызываемые им ответные реакции "души" (ясное или смутное осознание воздействия, а также "осознание осознания") — первичная "клеточка", от которой Спиноза отталкивается при изучении аффектов. Но, с другой стороны, существенно то, что при объяснении специфики аффектов мыслитель отправляется не от физиологических констатации (тело природы — тело человека и его реакции), но от более сложного факта: состояния тела осознаются ясно, отчетливо или неадекватно. Итак, осознанность аффектов, по сути дела, и исследует Спиноза, опираясь на понятие души. Далее он устанавливает: осознание человеком воздействия внешних тел на его собственное тело протекает таким образом, что он может судить, благоприятно или неблагоприятно внешнее воздействие для тела (или, как говорит Спиноза, увеличивается или уменьшается этим воздействием способность человеческого тела к самосохранению и к действию). Тело человека, как и всякая вещь, стремится сохранить свое существование. Поскольку душа — не что иное, как осознание состояний тела, она также зависит от этого закона. "Душа, имеет ли она идеи ясные и отчетливые или смутные, стремится пребывать в своем существовании в продолжение неопределенного времени и сознает это свое стремление". "Благоприятственные" для души состояния — такие, которые увеличивают её способность к осознанию (мышлению).

Итак, в чем же существо того нового уровня анализа страстей, который начинается вместе с введением понятия души?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных