Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3. Ощущения. Восприятия.




1. Совершенствование ощущений в результате упражнений 2. Зависимость полноценного развития личности от богатства ощущений 3.Компенсаторные возможности ощущений 4. Принципы организации восприятия согласно Гештальт-психологии 5. Восприятие мира и подпороговое восприятие 6. Внутренняя картина здоровья и болезни 7. Роль и значение восприятия в профессиональной деятельности врача. Восприятие в лечебно-диагностическом процессе Повышение чувствительности (сенсибилизации) возможно достичь и в результате упражнений, т.е. путем условнорефлекторного повышения чувствительности. Например, если испытуемому сначала включают метроном, его звук не оказывает существенного влияния на изменение световой чувствительности; однако, если несколько раз подряд сочетать этот звук со светом, направляемым в глаза, через некоторое время один только звук метронома вызовет снижение чувствительности. Характерно, что подобные изменения чувствительности наблюдаются и тогда, когда в качестве условного раздражителя применяют какое-либо слово. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно, под-бирая побочные раздражители, повышать чувствительность органов чувств. Известный пример повышения чувствительности в результате упражнений — развивитие звуковысотного слуха у детей, занимающихся музыкой. Сенсибилизация органов чувств путем упражнений может стать необходима по двум причинам: во-первых, необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота); во-вторых, специфические требования некоторых профессий. Так, утрата зрения или слуха в определенной степени компенсируется развитием других видов чувствительности. Слепота вызывает повышение тактильной чувствительности, и люди могут читать книги со специальной азбукой Бройля с помощью пальцев. Известны случаи, когда слепые занимались скульптурой, что свидетельствует о высокоразвитом осязании. Глухота вызывает развитие вибрационных ощущений. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слышать музыку - для этого они кладут руку на инструмент. Слепоглухонемые, держа руку у горла говорящего собеседника, могут таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц определенных профессий. Красильщики могут различать до 50—60 оттенков черного цвета. Известна способность музыкантов улавливать различия в тонах, не воспринимаемых обычным слушателем или чувствительность вкусового анализатора у дегустаторов. Все эти факты показывают, что острота абсолютной и разностной чувствительности может существенно изменяться и что участие человека в разных формах сознательной деятельности может изменить остроту этой чувствительности.     Чувствительность, т. е. способность иметь ощущения, является врожденной и безусловно-рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Поэтому нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами — памятью, мышлением, воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребенка, который чаще всего в полной мере не реализуется. Развитие ощущений происходит в связи с практической, прежде всего трудовой, деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Высокой степени совершенства достигают, например, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, вина, духов и пр. Живопись предъявляет особые требования к ощущению пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов, которое у художников развито выше, чем у лиц, не занимающихся живописью. У музыкантов на точность определения звуков по высоте влияет, например, то, на каком инструменте человек играет.   Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин и др.). Яркое проявление подобного рода синестезии мы находим в творчестве литовского художника М. К. Чюрлёниса, в его симфониях красок. Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них высоко развито осязание. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухая О. Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, может таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. У слепоглухонемой Элен Келлер так высоко развита обонятельная чувствительность, что она может ассоциировать многих друзей и посетителей с запахами, исходящими от них, и воспоминания о знакомых так же хорошо связываются у нее с обонянием, как у большинства людей ассоциируются с голосом. Особый интерес представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанционная чувствительность к препятствиям у слепых.     Гешта̀льт психоло́гия (от нем. Gestalt — образ, форма) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году. Гештальт психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву. Все свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе), схожесть(стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе), целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности), замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму), смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое), общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).     Восприятие мира. Человечество всегда испытывало трудности в разрушении сте­реотипов. Единожды восприняв мир, человек пытается его как бы законсервировать, сделать незыблемым, постоянным – ходить по одной и той же дороге, праздновать одни и те же праздники, пла­тить одни и те же налоги, иметь один и тот же курс национальной валюты. Можно себе представить, каково врачу на протяжении своей жизни несколько раз изменять восприятие своей профессии, потому что в среднем врач работает 30-35 лет. Его обучают пра­вилам, сведениям, которые получены за 15-20 лет до начала его обучения, и во время его работы эти сведения меняются несколько раз, поэтому врач должен постоянно трансформироваться. И, ве­роятно, одна из главных истин, которую может усвоить студент-медик, та, что восприятие мира как стабильного – это хорошо во избежание хаотичности и разбросанности этого мира, но это имею­щий определенные ограничения принцип восприятия мира. Про­фессиональная картина мира врача обязательно будет меняться. И он может совершить то, что позволит ему чувствовать себя стабиль­ным – он должен позволить себе право на изменение. В этой нехитрой, формуле заключены одновременно и стабильность, и воз­можность все время меняться. В желании человека жить в стабильном, неменяющемся мире заключается одно важное свойство психических процессов: орга­низацию психической деятельности не следует рассматривать толь­ко с позиции одобрения или порицания, плюса или минуса. Психическая деятельность постоянно стремится к саморегуляции, что является одним из проявлений того факта, что восприятие мира является адаптационным процессом. Поэтому медицина, ориентированная на обучение человека саморегуляции, поисков в нем механизмов саморегуляции – перспективная медицина. Этот принцип может стать стабильным элементом в идеологии врача на многие годы его работы, равно как и то, что мир постоянно ме­няется. ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ,неосознаваемая реакция психики на свет, звук или другие стимулы, сила которых не достигает порогов чувствительности. Если интенсивность или длительность стимула уменьшается, наступает момент, когда стимул (раздражитель) перестает осознаваться. Например, интенсивность света может снижаться до тех пор, пока он не станет настолько слабым, что не будет восприниматься зрением; длительность вспышки света может быть так мала, что глаз ее не улавливает. Звуки могут быть такими слабыми или иметь такую высоту, что человек их не слышит. Стимуляция других органов чувств подобным же образом может усиливаться или ослабляться настолько, что осознания сенсорных стимулов не происходит. Значение интенсивности, длительности или частоты, при котором осознанное восприятие стимула прекращается, называется порогом. Статистические значения порогов характеризуют средний уровень, при достижении которого стимул оценивается правильно чаще, чем это возможно при случайном угадывании. У разных людей пороги восприятия неодинаковы. На протяжении жизни человек все время подвергается воздействию неосознаваемых стимулов. Они могут быть лишь слегка ниже порога восприятия или же бесконечно слабыми. Для возникновения подпорогового восприятия стимул должен быть ниже порога, но все же достаточно сильным, чтобы вызвать эффект. Хотя подпороговые стимулы вполне реальны и возможна выработка условных рефлексов на неосознаваемые раздражители, данные об их воздействии противоречивы. При экспериментальном определении подпорогового восприятия были получены как положительные, так и отрицательные результаты. Поскольку величина порога определяется статистически, а эксперименты проводятся со стимулами, близкими к пороговым значениям, возможно, что при каких-то определениях имело место частичное (т.е. кратковременное) осознание стимула, так что он не был в полном смысле слова неосознаваемым. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. Проблема здоровья человека ставится сегодня в ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология. По своей практической значимости и актуальности, она считается одной из сложнейших проблем современной науки. Обобщая мнения специалистов относительно феномена здоровья, можно сформулировать несколько положений: В абсолютном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье – идеал. Каждый человек здоров условно. Каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат, пища, труд). Есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальные для другого. Определение здоровья по ВОЗ: «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). Внутренняя картина здоровья – составная часть самосознания, представление о своем физическом состоянии, которое сопровождается своеобразным эмоциональным и чувственным фоном. Выделяют три вида здоровья: физи­ческое, психологическое и социальное. Физи­ческое здоровье – важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы, обладающей интегральными качествами, которыми не обладают отдельные ее составляющие элементы (клетки, ткани, органы, системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование. Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т.е. жизни. Физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок. Факторы физического здоровья: Уровень физического развития. Уровень физической подготовленности. Уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок. Уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания. Содержание физического здоровья часто связыва­ется с понятием возраста человека. Биологический возраст от­ражает функциональную зрелость организма, как его отдельных тканей, органов, систем, так и всего организ­ма в целом. Для принятия решений о физическом, или биологическом, возрасте человека, а значит, и о состоя­нии его здоровья, в детском и юношеском возрасте используют целый ряд показателей. Критериями биологического воз­раста могут быть морфологические, функциональ­ные и биохимические показатели, диагностическая цен­ность которых меняется в зависимости от периода развития ребенка или юноши. ^ Морфологические критерии – скелетная зрелость (сроки оссификации скелета); зубная зрелость (прорезывание и смена зубов); зрелость форм тела (пропор­ции, телосложение); развитие вторичных и первичных половых признаков. ^ Функциональные критерии – показатели, отража­ющие зрелость центральной и вегетативной нервных систем и опорно-двигательного аппарата. Биохимические критерии – ферментативные, гор­мональные и цитохимические показатели. В практической работе пользуются так называемой зубной и половой формулами. Для оценки биологичес­кого возраста в период полового созревания учитыва­ется развитие первичных и вторичных признаков. Считается, что определить степень физического здоровья человека достаточно просто - здоровый человек удовлетворен функционированием своего организма. Эту степень здоровья достоверно устанавливает медицина, используя специальные дифференциально-диагностические приемы. Анализируя литературу по психологии здоровья, можно выделить три основные группы психологических факторов, коррелирующих со здоровьем и болезнью: I. Независимые 1. Предрасполагающие: а) поведенческие паттерны; б) поддерживающие диспозиции (выносливость, оптимизм/пессимизм, сила «Я»); в) эмоциональные паттерны (алекситимия, репрессивный личностный стиль). 2. Когнитивные факторы: а) представление о болезни; б) восприятие риска и уязвимость; в) контроль. 3. Факторы социальной среды: а) социальная поддержка; б) брак и семья; в) профессиональное окружение. 4. Демографические переменные: а) пол; б) возраст; в) этнические группы и социальные классы. II. Передающие 1. Совладание (копинг). 2. Употребление и злоупотребление веществами. 3. Виды поведения, способствующих здоровью. 4. Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им. III. Мотиваторы 1. Стрессоры. 2. Существование в болезни. Рядом отечественных авторов (Громбах А.М., 1988; Карвасарский Б.Д., 1982 и др.) представили показатели психического здоровья и выделили четыре группы людей: 1-я группа - совершенно здоровые люди, жалоб нет; 2-я группа - легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микро­социальных факторов; 3-я группа - лица с доклиническими состояниями и клинически­ми формами в стадии компенсации, стойкие астено-невротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации (в анамнезе у таких лиц неблагополучие беременности, родов, диатезы, травмы головы и хронические инфекции); 4-я группа - клинические формы заболевания в стадии субком­пенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов. ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ, (ВКБ) предложил Л.Р. Лурия (1930). Основной формой влияния соматического заболевания на психику человека является психологическая реакция личности на сам факт заболевания и его последствия: астению, болезненные ощущения и нарушения общего самочувствия. ^ Субъективно-психологическую сторону любого заболевания чаще всего обозначают понятием «внутренняя (или аутопластическая) картина болезни», которая характеризуется формирова­нием у больного определенного рода чувствований, представлений и знаний о своем заболевании. Субъективное отношение к заболеванию называется «внутренней картиной болезни» (Р.А. Лурия), концепцией болез­ни, нозогнозией. Суть его заключается в интеллектуальной интер­претации диагноза заболевания, когнитивной оценке его тяжести и прогноза и в формировании на этой основе эмоционального и поведенческого паттерна. ^ Аутопластическая картина болезни (Гольдшейдер Л., 1929) - создается самим больным на основе совокупности его ощущений, пред­ставлений и переживаний, связанных с его физическим состоянием («сенситивный» уровень болезни базируется на ощущениях, а «интел­лектуальный» уровень болезни является результатом размышлении больного о своем физическом состоянии). Внутренняя картина болезни отражает внутреннюю картину здоровья. Люди, которые чувству­ют источник силы внутри себя, болеют реже, чем те, кто видит источник силы в других людях. Аутопластическая картина болезни зависит от сознания (осознания) заболевания. Сначала она складывается бессознательно и осознается частично. Срабатывает механизм «уход в болезнь», если человек использует болезнь, как вторичную выгоду. Например, подобный «уход в болезнь» наблюдается при нарушениях сердечной деятельности. У ответственного руководящего работника, который узнал о своей некомпетентности развился сердечный приступ, и затем он закрылся этой болезнью как щитом, чтобы сохранить свой престиж. Внутренняя картина болезни, по мнению Лурия Р.А. (1977), находится в очень большой зависимос­ти от личности больного, его общего культурного уровня, социаль­ной среды и воспитания. В отечественной литературе проблема целостного рассмотрения личности и болезни поднималась в трудах таких врачей-интернистов, как М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, Н.И. Пирогов и другие. Отражение болезни в психике человека
Термин, автор, год Содержание термина Характеристика содержания переживания больного
Аутопластическая картина болезни (Гольдшейдер А., 1926) Создается самим боль­ным на основе его ощу­щений и переживаний, связанных с его физичес­ким состоянием Уровни: 1) «сенситивный» - основан на ощу­щениях; 2) «интеллек­туальный» - размышления о своем физическом состоянии.
Внутренняя картина болезни (Лурия А.Р., 1944; 1977) Все то, что испытывает и переживает больной – его общее самочувствие, само­наблюдение, его представ­ление о своей болезни; это сочетание восприятия, ощущений, эмоций, аффек­тов, конфликтов, психичес­ких травм и переживаний. Выделяет те же уровни переживания. Особое значение отводит интеллектуальной части.
Переживание болезни (Ковалев В.В., 1972) Общий чувственный и эмоциональный фон, на котором проявляются ощущения, представления, связанные с болезнью. Типы пе­реживания болезни: депрессивный, дистимический, ипохондричес­кий, фобический, истероидный, эйфорически-анозогнозический
Реакция адаптации (Шевалев Е.А., 1936) Комплекс приемов, выраба­тываемых личностью в це­лях преодоления сознания неполноценности, пережи­ваний ограничения своих физических и психических возможностей для преодо­ления изменившегося само­чувствия и различных про­явлений болезни. Реакции компенсаторного типа определя­ются концепцией бо­лезни, которую создает пациент.
Позиция к болезни (Фрумкин Л.П., Мизрухин И.А., 1970) Реакция личности по отношению к болезни. Наиболее важна реакция больных на существен­ные симптомы, обраща­ющие патогенетическую сущность болезни.
Отношение к болезни (Рахлин Л.Л., 1971) Сознание болезни - гнозис болезни, сдвиг в психике, отношение к за­болеванию. Составляющие: восприятие своей болез­ни, ее оценка и пережи­вания по ее поводу.

 

 

Можно себе представить, каково врачу на протяжении своей жизни несколько раз изменять восприятие своей профессии, потому что в среднем врач работает 30-35 лет. Его обучают пра­вилам, сведениям, которые получены за 15-20 лет до начала его обучения, и во время его работы эти сведения меняются несколько раз, поэтому врач должен постоянно трансформироваться. И, ве­роятно, одна из главных истин, которую может усвоить студент-медик, та, что восприятие мира как стабильного – это хорошо во избежание хаотичности и разбросанности этого мира, но это имею­щий определенные ограничения принцип восприятия мира. Про­фессиональная картина мира врача обязательно будет меняться. И он может совершить то, что позволит ему чувствовать себя стабиль­ным – он должен позволить себе право на изменение. В этой нехитрой, формуле заключены одновременно и стабильность, и воз­можность все время меняться.

 

Тема 4. Внимание

1.Теория Внимания.   Исследования внимания и когнитивной психологии.   2 Развитие внимания и внимательности.     3 Внимание в профессиональной деятельности врача. Способы управления внимания пациента.   Теории внимания. Специфическое значение внимания как отношение человека к окружающей действительности сделало это понятие чрезвычайно дискуссионным Представители английской эмпирической психологии-асоцианисты - вовсе не включали внимание в в систему психологии, для них не существовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации Лишь в конце XIX - начале XX века понятие внимания начинает играть все большую ролл ь Оно выступает как выражение активности сознания и служит коррективом для ассоциативной психологии, которая сводит сознание к механическим связям ощущений и представлений Но при этом внимание выступает пер еважно как внешняя по отношению ко всему содержанию сила, внешне формирует данный сознания материал. Существующие теории и концепции внимания можно объединить в несколько групп 1 Внимание как результат двигательного приспособления Сторонники этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движение хов Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятияння. 2 Внимание как результат ограниченности объема сознания и Герберт и УПмильтон, не объясняя \"объем сознания\", считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные 3 Внимание как результат эмоции Эта теория основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления Достаточно хорошо известное выражение Шмель \"Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к нему внимательным - это одно и то жеаме". 4 Внимание как результат апперцепция Согласно этой теории внимание является результатом жизненного опыта индивида 5 Внимание как особая активная способность духа Сторонники данной теории считают внимание первичной и активной способностью, происхождение которой нельзя ОБЪЯСНИТЬ 6 Внимание как усиление нервной раздражительности Согласно этой теории, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы 7 Теория нервного подавления Сторонники этой теории пытаются объяснить преобладание одного представления над другим тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические пр роцесы, результатом чего является особая концентрация сознанияті. 8 Французский психолог трибы и российский психолог ММЛанге считаются основоположниками моторной теории внимания Данная теория оказывает чрезвычайно большое значение внешним проявлениям внимания, рассматривая движения как основу ее возникновения Движение, как отмечали ученые, физиологически поддерживает и усиливает акт внимания, настраивая органы чувств на сосредоточения или отвлечение внимания Произвольно регулируя движения, связанные с отметим сь значимым, можно соответственно активизировать и направлять внимание Если подчеркивали сторонники этой теории, устранить движения, то от внимания ничего не останется, то есть невозможной станет же вниманиема увага. Т Рибо считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими Особенно тесная связь существует между эмоциями и произвольным вниманием Интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена??интенсивностью и т продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состоянияхном. Т Рибо доказывал, что внимание сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма Это связано с тем, что с точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных х, двигательных и других непроизвольных или произвольных реакций При этом особая роль отводится движениям Состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всего тела - лица, туловища, конечностей, которые вместе с ор ганичнимы реакциями является необходимым условием поддержания внимания на данном ровнойівні. Движение физиологически поддерживает и усиливает состояние сосредоточенности частности для органов зрения и слуха внимание проявляется в сосредоточении и задержке движений Усилия по сосредоточению внимания имеет физиологическое основание, я котором, по мнению трибы, соответствует напряжение мышц время отвлечения внимания связаны с усталостью мышц Таким образом, по мнению трибы, эффективность произвольного внимания связана со способностью управлять руха мы Поэтому эта теория получила название моторной теории вниманияя уваги. 9 Рефлекторная теория внимания (ИМ Сеченов, ИППавлов, ООУхтомський) связывает причины, вызывающие внимание и ее развитие, с влиянием среды Предметы и явления окружающего мира, действуя через рецепторы на а мозг человека, вызывают у нее ориентировочные рефлексы и приспособительные двигательные реакции, которые в процессе развития достигают тонких дифференциаций и совершенства ориентировочной реакции меняют ход м озкових процессов в коре больших полушарий головного мозга, создают оптимальный очаг возбуждения (по ИППавловим) или доминанту (за ООУхтомським) В этих зонах легко образуются временные нервные связи и, решаются новые проблемы Возникновение доминанты вызывает торможение в соседних участках коры головного мозга, блокирует другие реакции организма, подчиняет себе побочные импульсы - раздражение, посыл юючы благодаря им внимание к основной деятельности Другие действия в это время могут выполняться преимущественно в автоматизированном режиме, ограничиваясь менее активными участками коры мозга Не подлежит сомнению тот факт, щ в рефлекторные установки играют существенную роль в начальных, примитивных формах поведения Хорошо известно, что при воздействии на организм любого раздражителя последний, как правило, рефлекторно приспосабливается к лучшему его восприятие Так, когда на периферическую часть сетчатки попадает световой раздражитель, глаз поворачивается в его сторону, так что он попадает в поле лучшего зрения При воздействии на барабанную перепонку в раздражителя, идущий сбоку, следует рефлекторный поворот в сторону источника звука Таким образом, уже рефлекторные реакции организма создают благоприятные условия для выделения некоторых раздражителей До сих Рефлект рных установок и сводят рефлексологи вниманиеять рефлексологи увагу. Понятно, что объяснение внимания без механизма установки и рефлекторных реакций невозможно, но есть ряд вопросов, которые действием только этих механизмов объяснить нельзя, поскольку довольно часто сами установки далеко о не всегда является рефлекторным. Кроме указанных теорий, существуют и другие, не менее известные подходы к истолкованию природы внимания Так, Д Узнадзе считал, что внимание непосредственно связана с установкой Согласно этой теории, внимание - особый с состояние настроенности, порожденный влиянием предшествующего опыта на следующие действия субъекта По его мнению, установка является внутренним проявлением состояния внимания Под влиянием установки происходит выделение определенного в Браге или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности Этот образ или впечатление и становится объектом внимания, а сам процесс называется объективациивацією. Современный отечественный ученый ПЯ Гальперин предложил оригинальное толкование внимания Главные положения его концепции можно свести к следующим тезисам 1 Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и является психологическим воздействием, направленным на содержание образа, мысли, другого феномена, существующего в данный момент в психике человека 2 По своей функции внимание является контролем за содержанием действий В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части Эта последняя и представлена??собственно вниманием 3 На отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата 4 Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным \"Каждая новая действие контроля превращается в умственную и сокращенное тогда и только тогда, когда она в тает вниманием Не каждый контроль является вниманием, но любая внимание является контроль \"(ПЯ Гальперин) Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует ее совершенствованиювдосконаленню. 5 Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания - непроизвольного и произвольного - являются результатом формирования новых умственных действий 6 Произвольное внимание есть планомерно осуществляемая внимание, есть такая форма контроля, которая выполняется по ранее определенному плану или образцу 7 Чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание, проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план Несмотря на значительное количество существующих теорий, природа внимание все же остается значимой для психологии, и дискуссии по этому поводу ведутся до сих пор. Исследования внимания в когнитивной психологии. Многие современные моде­ли внимания основываются на экспериментальных исследованиях с использованием методического приема, который носит романтическое название «вечеринка с коктей­лем». Действительно, вы не можете обойтись без напряжения вашего внимания, ко­гда, находясь в большой комнате, где все громко разговаривают, смеются или даже поют, вы должны слушать собеседника. Эту ситуацию можно смоделировать в экспе­риментальных условиях, если надеть на испытуемого наушники и подавать на пра­вое ухо одно сообщение, а на левое — другое. Характеристики подаваемых сообщений можно менять. После передачи сообщений ис­пытуемых просят воспроизвести то, что они слы­шали. В 1958 г. была опубликована книга Дональда Бродбента «Восприятие и коммуникация», где он сравнивал функционирование внимания с работой электромеханического фильтра, осуществляюще­го отбор (селекцию) информации и предохраняю­щего канал передачи информации от перегрузки. Термин прижился в когнитивной психологии и по­родил значительное число моделей внимания. Все модели такого рода можно услов­но разделить на модели ранней и поздней селекции. Были предложены и различные компромиссные варианты. Модели ранней селекции (к ним прежде всего относится ранняя модель Бродбента) предполагают, что информация отбирается на основе сен­сорных признаков фильтром, работающим по принципу «все или ничего». Модели поздней селекции (наиболее известной является модель Д. Навона) предполагают, что вся поступающая информация параллельно обрабатывается и опознается, после чего отобранная информация сохраняется в памяти, а не отобранная — очень быстро забывается. Компромиссная модификация модели ранней селекции была предложена Э. Трейсман. Согласно этой модели на ранних этапах информация фильтруется на основе физических признаков, но она не отбрасывается, а лишь «затеняется», ослабляется, а затем на поздних этапах переработки подвергается еще одной селекции по смысло­вым признакам (Величковский Б. М„ 1982; Дормышев Ю. Б., Романов В. Я., 1995). Как альтернативные моделям селекции были предложены модели У. Найссера (Найссер У., 1981) и Дж. Хохберга. Внимание в этих моделях понимается как актив­ное предвосхищение результатов восприятия, ведущее к синтезу сенсорных данных на основе внутренних схем. Найссер разделяет все познавательные процессы на два уровня: грубые, быстрые параллельные процессы предвнимательной обработки и де­тальные, медленные последовательные процессы фокального внимания. Он подчеркивает циклический, разворачивающийся во времени характер познавательной ак­тивности. По его мнению, бессмысленно локализовать воронку ближе к стимулу или ближе к ответу, так как восприятие активно и стимулы неразрывно связаны с ответа­ми. Избирательность — один из аспектов восприятия, обеспечиваемый предвосхище­нием необходимой информации и непрерывной настройкой перцептивной схемы. Разработав вместе с коллегами методику избирательного смотрения, Найссер про­демонстрировал, что внимание связано не столько с фильтрацией признаков, сколь­ко с циклической организацией деятельности, в частности действий слежения. Был проведен эксперимент, в котором испытуемым предъявляли два наложенных друг на друга фильма. В обоих сюжетах три игрока двигались по комнате и перебрасывали друг другу мяч. В одной экспериментальной ситуации обе записи были полностью идентичны: игроки оказывались одинаково одетыми, в том же самом помещении, с тем же самым мячом; в другой ситуации игроки отличались цветом майки. Одна ви­деозапись начиналась несколько раньше, и испытуемые должны были ее отслежи­вать, нажимая на ключ всякий раз, когда мяч в этой игре переходил от одного игрока к другому. Показатель продуктивности решения задачи составил 0,67 для условий полной идентичности и 0,87 для условий различающихся футболок. Когда показыва­ли только одну игру, этот показатель составил 0,96. В дополнительной серии в тот момент, когда испытуемый отслеживал одну из двух наложенных друг на друга ви­деозаписей, на этом же экране неожиданно появлялась и проходила среди игроков по той же комнате девушка с раскрытым зонтиком. Наивные испытуемые (не имеющие опыта распределения внимания) никак не реагировали на ее появление. Непредвосхищенная информация также может быть воспринята, но при соблюде­нии некоторых условий. Во-первых, некоторые стимулы (например, громкие звуки или яркие вспышки) автоматически запускают ориентировочные реакции, дающие начало новым перцептивным циклам. Информация такого рода «навязывает» себя воспринимающему. О таком снятии информации можно сказать, что оно осуществ­лено на стадии «предвнимания» с тем, чтобы отличить ее от стадии истинного внима­ния. Второй тип снятия информации на стадии предвнимания происходит скорее как следствие индивидуального опыта, чем в силу врожденной способности. Может слу­читься так, что человек является более или менее готовым к восприятию некоторых видов информации, которая при своем появлении запускает ориентировочные реак­ции. Здесь речь идет об индивидуально значимых стимулах, связанных с личными именами, с профессионально значимой информацией и так далее. Информация, по­лучаемая «до внимания», более скудна и фрагментарна, смысл ее лишь в том, что она запускает перцептивный цикл (Величковский Б. М., 1982; Дормышев Ю. Б., Романов В. Я., 1995). В 1973 году Д. Канеман опубликовал монографию, в которой изложил трактовку внимания как умственного усилия. Это послужило исходной точкой для моделей внимания «второго поколения». Наиболее существенной идей всех теорий такого рода является понятие «ресурс». По мнению Канемана, количество ресурсов, лими­тирующих умственные усилия в каждый момент времени, — величина постоянная, хотя она и может изменяться в ограниченных пределах под влиянием активации. Ум­ственное усилие, которое равнозначно акту внимания, определяется не столько же­ланиями или сознательными интенциями субъекта, сколько сложностью задачи. По мере роста сложности задачи происходит некоторый рост активации, а также уве­личивается количество ресурсов внимания, выделяемых на решение задачи. Но ко­личество выделяемых ресурсов постепенно отстает от растущей сложности задачи, что проводит к возникновению ошибок. Экспериментально свою теорию внимания как умственного усилия Канеман под­тверждает на материале исследований одновременного выполнения двух деятельностей. В таких экспериментах оценку результатов при одноврменном выполнении двух задач сравнивают с продуктивностью, которая достигается в условии их раздельного выполнения. Были выявлены следующие закономерности: степень интерференции (отрицательного влияния решения одной задачи на другую) тем больше, чем больше сложность задач и чем они более сходны друг с другом. Можно предположить, что интерферирующие задачи соревнуются за общую мощность. Канеман полагает, что существует единый ресурс внимания для любых задач, и интерферируют не только задачи, заданные в одной модальности или аналогичные по сути, но и такие совер­шенно различные деятельности, как ходьба и счет в уме. Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, проявляясь часто, постепенно превращается в устойчивое свойство личности — внимательность. При этом круг объектов может ограничиваться тем или иным видом деятельности (и тогда говорят о внимательности именно в этом виде, и чаще всего речь идет о профессиональных занятиях), а может распространяться на все виды деятельности (в этом случае говорят о внимательности как общем свойстве личности). Люди различаются по степени развития этого свойства. Крайний случай называют невнимательностью. Инженеру важно знать и то, насколько сформирована внимательность у рабочего, и причины, обусловливающие его невнимательность, поскольку все это связано с познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности. В зависимости от форм невнимательности можно говорить о трех ее типах. Первый тип — рассеянность. Она появляется, когда внимание неинтенсивно и подвержено отвлечению, чрезмерно легко и непроизвольно переключается с объекта на объект, ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют «порхающим» вниманием. Он результат отсутствия навыков к сосредоточенной работе. Другой тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Это возникает вследствие того, что внимание человека сосредоточено на каких-то событиях, происшедших ранее, или явлениях, с которыми человек столкнулся, которые он эмоционально воспринял. Третий вид невнимательности — результат переутомления. Он обусловливается постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. Характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью. Формирование внимательности заключается в управлении вниманием человека в процессе его трудовой и учебной деятельности. При этом необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию его внимания: приучать работать в различных обстоятельствах, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов; упражнять произвольное внимание; добиваться осознания общественной значимости осваиваемого вида труда и чувства ответственности за выполняемую работу; связывать внимание с требованиями дисциплины и т. п. Объем и распределение внимания следует формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких действий в условиях нарастающего темпа работы. Развитие устойчивости внимания нужно обеспечивать формированием волевых качеств личности. Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения с предварительным объяснением «маршрутов переключения». Обязательное условие при формировании у человека внимательности — ни при каких обстоятельствах не позволять ему любую работу делать небрежно.   Четыре основных направления обеспечивают исследования внимания в профессиональной подготовке врача: * умение врача регулировать свою деятельность, учитывая при этом особенности работы внимания (сюда относятся задачи сохранения концентрации внимания, профилактика отвлечения внимания от задач деятельности под воздействием факторов внешней и внутренней среды, задачи распределения внимания между несколькими деятельностями); Использование закономерностей внимания для управления своей профессиональной деятельностью должно строится на практике непрерывной тренировки, так как, во-первых, набольшее число помех принадлежит внутренним факторам отвлечения внимания, во-вторых, трудности представляет не столько выделение фрагмента действительности, сколько торможение не относящейся к задаче информации. Одного из восточных мудрецов спросили: «Где он научился столь удивительному и совершенному владению вниманием? Мудрец ответил: «У кошки, которая ждала мышь возле норки»». * умение врача учесть в процессе взаимодействия индивидуальные особенности внимания человека, пришедшего на прием, в частности, человека болеющего;  

Тема 5. Память






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных