Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СТРУКТУРА ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА




ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Методические указания для студентов

I курса

Дневного и заочного

Отделений

Факультета журналистики

Уральского Государственного Университета им. А.М.Горького

 

Основное внимание в разделе «Лексикология» уделяется анализу лексического значения слов и фразеологизмов и умению читать словари, выбирать оттуда нужные сведения. Поэтому в методических указаниях рассказывается о структуре лексического значения, об отражении его в словарях и о работе со словарем при выполнении различных контрольных заданий.

 

СТРУКТУРА ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА

 

Слово - это знаковая единица языка. Оно представляет собой единство материальной формы и идеального содержания. Мы используем звуковую оболочку - комплекс звуков или один звук (вода, к, над) - для передачи какой-то информации. Эта информация, исторически закрепленная за данным звуковым комплексом, и является лексическим значением слова.

Лексическое значение слова складывается из нескольких элементов. Мы назовем четыре основных элемента, учет которых необходим при ответах на контрольные вопросы.

1. Употребляя звуковой комплекс, мы способны передать информацию о конкретном явлении действительности. Когда я писала эти строки, за окном наступал рассвет. За всеми знаменательными словами предшествующей фразы стоят конкретные явления: я - автор текста; эти строки - данные строки, которые вы читаете в этот момент; рассвет - время восхода солнца, когда писались эти строки. За служебными словами тоже стоит информация о действительности: союз когда передает отношение одновременности двух ситуаций (я пишу - рассвет наступает). предлог за передает пространственные отношения. За каждым словом языка закрепился какой-то кусочек действительности: звуковой комплекс стол связан с классом определенных предметов и с каждым предметом из этого класса в отдельности; звуковой комплекс красный связан с определенным цветом и с каждой разновидностью этого цвета в отдельности (цвет крови, заката, рябины, кирпича и т.д.). Связь звукового комплекса с кусочком действительности называется предметной отнесённостью слова. В ситуациях общения и мышления мы замещаем словами реальные явления и с помощью слов перерабатываем, передаем и воспринимаем информацию об этих явлениях. Так, если вы хотите рассказать своим знакомым о прогулке в лес, вам нет нужды вести собеседников на место событий. Отобрав нужные слова, построив из них предложения, где в связях слов будут смоделированы связи между реальными явлениями, вы прекрасно сможете передать нужное содержание.

2. Передача информации с помощью слов возможна только потому, что у всех носителей языка с каждым из слов связано сходное содержание. Например, со словом стол мы ассоциируем такое содержание: «предмет мебели в виде широкой доски на высоких опорах, на который ставят что-то при работе, еде» (0,759; МАО,1У,372). Наличие общего в содержании, закрепленном за звуковым комплексом, обусловлено тем, что звук связан с фрагментом действительности не непосредственно, а через отражение этого фрагмента в сознании носителей языка.

Класс предметов или явлений отражается в нашем сознании в форме понятия, которое и входит составным элементом в лексическое значение слова. Элемент этот так и называется: понятийное содержание слова. Понятие представляет собой обобщенное отражение класса предметов в виде совокупности существенных признаков. Например, в понятие «стол» не входят такие признаки, как величина, материал, цвет, форма столешницы, количество ножек. Для понятия важны лишь существенные признаки - то, что это вид мебели, общая форма, функция.

Мы не можем наблюдать понятие непосредственно, так, как оно хранится в нашей памяти. Поэтому, чтобы рассуждать о природе понятия, нужно воспользоваться его словесной моделью. Такой моделью является определение понятия через род и видовое отличие. Сравним несколько определений: скрипач «музыкант, играющий на скрипке»; виолончелист «музыкант, играющий на виолончели»; пианист «музыкант, играющий на фортепьяно». Как видим, в понятие входит признак, который включает данный предает в более широкий класс (в данном случав это признак «музыкант») и который называется родовым. Кроме него, в понятие входит один или несколько признаков, выделяющих предмет из широкого класса и называемых видовыми, или отличительными (в нашем примере - указание на инструмент).

Понятийное содержание складывается из признаков понятия, которые применительно к лексическому значению называются семами и, соответственно родовому я видовым признакам, делятся на семы интегральные (музыкант) и дифференциальные (играющий на скрипке, виолончели, фортепьяно).

3. Третий элемент лексического значения представляет собой различные сопутствующие смыслы (семы), которые являются факультативными, то есть у одного слова могут присутствовать, а у другого - отсутствовать.

К таким семам относится прежде всего оценка явления» которая может передаваться словом наряду с называнием предмета. Сравним, например, слова юноша и юнец. Юноша «человек в возрасте, переходном от отрочества к зрелости»; юнец «пренебр. Юноша, мальчик» (0,896), Если словом юноша мы только называем лицо, то словом юнец мы, кроме этого, передаем отрицательное отношение к человеку. Именно благодаря наличию оценочного содержания в слове юнец невозможно сказать вместо «На работу приглашаются юноши и девушки» - «На работу приглашаются юнцы».

Оценка может касаться не явления действительности, а самого слова: мы воспринимаем его как разговорное, грубое, книжное, торжественное, официально-деловое; устаревшее, новое.

Этот третий элемент называется коннотативным: в слове может присутствовать эмоционально-оценочная, образная, стилистическая, историческая коннотация, то есть дополнительные, сопутствующие понятийному содержанию семы.

4. Последний основной элемент лексического значения называется структурной значимостью слова. Он представляет собой своеобразный адрес слова в лексической системе языка. Чтобы правильно использовать слово в речи, надо знать его связи с другими словами по сходству в лексическом значении и по смежности в потоке речи.

По общности тех или иных элементов лексического значения слово включается в группы различного объема – парадигмы. Поэтому и связи эти называются парадигматическими, Группы, как уже било сказано, различаются по объему: от самых крупных - частей речи -до мельчайших, состоящих из двух элементов (антонимические пары).

Части речи выделяются в семантическом отношении на том оснований, что в лексическом значении всех слов одной части речи есть общая, так называемая категориальная сема: все существительные обладают семой предмет, все глаголы - семой действие, все прилагательные - семой пассивный признак предмета.

Тематическая группа выделяется на основе сходства слов в их предметной отнесенности: слова разных частей речи, составляющие тематическую группу, обозначают предметы и явления одной области действительности (сравните темы «Семья», «Транспорт», «Театр»). Именно по темам располагаются слова в пособиях по иностранному языку.

Лексико-семантическая группа объединяет слова одной части речи, обладающие общей интегральной семой: склеить «скрепить клеем», сшить «соединить посредством шитья», связать «завязывая, соединить одно с другим», сколотить «колотя, соединить». Это фрагмент лексико-семантической группы глаголов соединения (общая интегральная сема подчеркнута).

О синонимических рядах и антонимических парах как разновидностях парадигматических классов слов будет сказано ниже.

Некоторые парадигматические группировки» например, тематические группы, представляют большой интерес в связи с построением текста. Развертывание его смысловой структуры связано с привлечением слов одной темы, членящейся на подтемы, или слов разных тем.

Представим, что текст посвящен проблемам строительства и имеет главную мысль «Строительство школы затягивается и может оказаться не законченным к первому сентября». В тезисах отражены причины этого положения: нехватка кадров, плохая работа смежников, поставляющих строительные материалы. Каждый из тезисов вычленит в теме свою подтему. Первый привлечет, например, слова маляры, штукатуры, отделочники, второй - слова кирпич, доски, кровельное железо. Говоря о последствиях затягивания строительства, автор может привлечь слова из темы «Школа»: учащиеся не начнут занятия, учителя не успеют оборудовать учебные кабинеты. На примере этого текста мы видим, что темы и подтемы могут объединяться за счет формулировок тезисов логической схемы текста. Это первая разновидность логического объединения тем. Вторая разновидность логического объединения - это введение новых тем в иллюстрациях к тезисам. Например, если многофактовый фельетон рассказывает о последствиях недисциплинированности, безответственности, то в качестве иллюстраций могут быть приведены сюжеты на разные темы: производственные, театральные, школьные. И каждый из них привлечет в текст свою тематическую группу слов.

Кроме логического способа объединения тем, выделяются событийный и образный. Суть первого легко понять, если представить текст с событийной композицией, когда, например, рассказывается, как герой учился в школе, потом в вузе, а затем работая на заводе. Ясно, что каждый эпизод введет в текст слова своей тематической группы. Возможны и другие событийные мотивировки объединения тем - путешествие героя, беседы его с людьми, рассказывающими о своей жизни.

Образное объединение тем возникает в тексте, если в нем использованы развернутое сравнение, развернутая метафора, сквозное олицетворение (см. далее анализ авторских метафор).

Кроме слов, принадлежащих к определенной теме, в языке есть слова межтематические, как в вышеприведенном примере: начать, успеть, оборудовать, закончить, мочь, оказаться, затягиваться. Без таких слов не обходится никакой текст.

По смежности в потоке речи слова также объединяются в группы, называемые синтагмами. Поэтому данные отношения обозначаются термином синтагматические. По типу синтагматических связей слова с другими словами обычно выделяется четыре типа лексического значения.

Во-первых, существует свободное значение слова, когда связи слова с другими словами в предложении ограничены только предметно-логически, объективным положением вещей и регулируются лишь интересами моделирования, отражения в высказывании связей между предметами во внеязыковой действительности. Например, у слова книга или у слова спать свободное лексическое значение.. Отражал реальное положение вещей, мы можем сказать: интересная книга, читаю книгу, книга из библиотеки, но без особых условий не можем сказать: книга голодает, вздыхает, книга вкусная.

Во-вторых, связи, в семантическом отношении обусловленные лишь предметно-логически, могут осложняться грамматическими требованиями. Например, при глаголе коснуться в результате отражения к. реального положения вещей допустимо употребить слова: коснуться руки, стекла, но без особых установок нельзя сказать: коснуться тумана, холода. Однако нельзя сказать и просто «Я коснулся», не добавив, чего именно. При данном глаголе обязательно должно быть | зависимое слово, обозначающее объект действия и стоящее в родительном падеже. Если слово в данном значении требует зависимого слова в определенной грамматической форма, значение это называется конструктивно обусловленным.

В-третьих, язык может в силу традиций налагать на сочетаемость слова чисто количественные ограничения. Например, слово склад в значении «часть слова, слог» употребляется только в выражении «читать по складам», то есть «не бегло, неумело» (0,712), а в других случаях мы говорим: «разбить слово на слоги», «переносить по слогам», «ударный слог» и ни в коем случае не «ударный склад». Это запрещает делать языковая традиция, хотя само значение слова, казалось бы, не препятствует свободной сочетаемости. Если связи слова в данном значении ограничены языковой традицией, значение называется фразеологически связанным.

В-четвертых, слово может иметь такое лексическое значение, которое требует употребления данной лексической единицы в определенной синтаксической функции. Так, слово бревно имеет свободное значение «очищенный от веток и верхушки ствол срубленного большого дерева» (0,56). А вот значение «тупой человек» передается этим словом, когда оно употреблено как именное сказуемое (»Он настоящее бревно»), как обращение (»Эй ты, бревно!»). В других синтаксических функциях слово бревно в таком характеризующем значении может быть употреблено лишь как повторная номинация, то есть при условии, что речь идет об известном, уже упоминавшемся лице (»А я этому бревну и говорю»). Этот тип значения называется синтаксически обусловленным.

Структура лексического значения обеспечивает смысловую связность речи. Рассмотрим предложение «Ученик читает книгу». Значение каждого слова представим нак сумму сем: ученик - категориальная сема «предмет»; конкретизация категориальной семы «конкретный предмет, одушевленный, лицо»; интегральная сема «человек»; дифференциальные семы «который учится в школе или обучается какой-нибудь профессии, мастерству» (0,832); читать - категориальная сема «действие предмета «; конкретизация категориальной семы «действие, направленное на прямой объект, незаконченное»; интегральная сема «воспринимать»; дифференциальные семы «написанное, произнося вслух или воспроизводя про себя» (0,871); книга - категориальная сема «предмет»; конкретизация категориальной семы «конкретный предмет, неодушевленная»; интегральная сема «произведение»; дифференциальные семы «печати в виде сброшюрованных, переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом» (0,272). Мы видим, что слова имеют общие семы (они подчеркнуты). Такое совпадение сем у сочетающихся слов называется семантическим согласованием, которое является непременным условием любого связного текста.

Мы рассмотрели пример нормативного, нейтрального согласования. В художественной и публицистической речи могут быть случаи экспрессивного согласования. Вспомним строчку из стихотворения Л. Мартынова, которое было рассмотрено в предыдущих методических указаниях: «Я поднял стихотворную волну». Если мы обратимся к прямым значениям слов, то связность речи как будто оказывается нарушенной: поднять «сделать более высоким», волна «водяной вал, то есть нечто поднятое, возвышающееся над поверхностью», Эти два слова ее сочетаются друг с другом. А как быть с прилагательным стихотворный «написанный стихами», ведь у него нет общих сем ни с глаголом, га с существительным (за исключением категориальной семы «пассивный признак предмета»)? Но мы чувствуем, что высказывание связно. Следовательно, совпадение сем должно существовать. Действительно, подумаем, о чем говорится в стихотворении. Поэт пишет не о реальной волне, а об ее изображении, изобразить же можно не только в красках, но и в стихах. Таким образом, слово волна обозначает не просто «водяной вал», а «изображение водяного вала», поэтому с данным существительным сочетаются и глагол, и прилагательное. Значит, если в хорошем художественном или публицистическом тексте мы встречаемся с необычной сочетаемостью слов, нужно выяснить, как автор изменил их значение, чтобы возникли общие семы и связность речи была сохранена.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных