Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Уровень развития материи. 1 страница




ПЕРВЫЙ БЛОК

Взаимозависимость мышления и речи, мышления и эмоции

Мышление неразрывно связано с речью. Эта связь обозначает специфику психики человека. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Человеческое мышление невозможно без языка. Чем лучше продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в речи. Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться к этой мысли, более глубокому ее осмыслению, сравнивать одну мысль с другой. Важную роль здесь играет внутренняя речь. Речь является материальной (словесной) оболочкой мышления. Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Оно связано с непосредственно воспринимаемым предметом. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку. Мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена.

Мышление и эмоции – взаимозависимы. Эмоции человека во многом определяются его мышлением, и если изменить мышление, то можно поменять эмоциональное состояние человека. Эмоции – это обобщённые чувственные реакции, возникающие в ответ на разнообразные по характеру экзогенные (из окр. среды) и эндогенные (из собств. органов и тканей) сигналы, обязательно влекущие за собой определенные изменения в физиологическом состоянии организма. Если эмоции влияют на мышление, то и характер мыслей, сказывается на состоянии эмоциональной сферы. Мысль может не только радовать, но и способствовать возникновению негативных эмоций.

 

Виды ощущении и восприятия

Первая психическая реальность, которая возникает при действии раздражителей внешнего мира на наши органы чувств - это ощущение и восприятие. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Ощущения подразделяются на три вида:

Экстероцептивные ощущения идут от рецепторов, расположенных на поверхности тела. Здесь имеются в виду не только кожные рецепторы, но и те, которые находятся во всех наших органах чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые. Вся информация из внешнего мира отражается в экстероцептивных ощущениях, отсюда и их значение в психической деятельности.

Интероцептивные ощущения идут от рецепторов, расположенных во внутренних органах тела. Они сигнализируют о состоянии внутренней среды, формируют самочувствие человека. Если человек здоров, его органы функционируют нормально, интероцептивных ощущений нет, человек не чувствует, где у него печень, а где сердце. Эти ощущения возникают тогда, когда начинаются неполадки в работе внутренних органов.

Проприоцептивные ощущения идут от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, благодаря им человек получает представления о статике-динамике своего тела, ориентируется в пространстве. На основе проприоцептивных ощущений у него формируется «схема тела», которая является неотъемлемой частью физического «Я» личности, дает осознание строения своего тела, взаимного расположения его частей.

Из отдельных ощущений, на основе их синтеза и выделения общей структуры объекта формируются образы восприятия. Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В основе классификации восприятий, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют такие виды, как восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человека человеком (социальная перцепция).

 

Восприятия формы и цвета

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (А. В. Петровский).

Психология восприятия цвета — способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета. Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов.

Неосознаваемая психологическая коррекция восприятия цвета.

Зрительные рецепторы по праву считаются «частью мозга, вынесенной на поверхность тела». Неосознаваемая обработка и коррекция зрительного восприятия обеспечивает «правильность» зрения, и она же является причиной «ошибок» при оценке цвета в определенных условиях. Так, устранение «фоновой» засветки глаза (например, при разглядывании удаленных предметов через узкую трубку) существенно меняет восприятие цвета этих предметов.

По А. В. Петровскому восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестезического анализаторов. Наиболее информативный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, это контур. Именно контур служит разделительной гранью двух реальностей, т.е. фигуры и фона. Благодаря микродвижением глаз может выделять границы объектов. Зрительная система должна быть способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и научиться следовать за ней. Это осуществляется посредством движений глаза, которые как бы вторично выделяют контур и являются необходимым условием создания образа формы предмета.

 

Личность как система психологических свойств человека

Личность – категория общественно-историческая. Главным в характеристике личности является ее общественная сущность и социальные функции. Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется и проявляет себя как личность.

Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида). Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. (Модель разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым).

Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности:

• самосознание;

• направленность личности;

• темперамент и характер;

• психические процессы и состояния;

• способности и задатки;

• психический опыт личности.

Различные теории личности:

Наиболее ранней и традиционной для психологии является теория черт личности Г. Оллпорта. Эта концепция схватывала скорее формально-ситуативную и статическую, нежели содержательно-динамическую сторону личностных особенностей человека.

Значительную роль в развитии психологических исследований личности сыграл психоанализ З. Фрейда. Для психоаналитиков школы Фрейда и его последователей характерно особое понимание личности как айсберга, лишь малая часть которого видна нам, а большая часть причинных механизмов поведения скрыта в глубинах бессознательного.

В бихевиористских теориях личности, нашедшие свое отражение в трудах Л. Торндайка, Е. Толмена и др., личность (а точнее персональные переменные) понимается как некая система, связывающая совокупность ответных действий индивида на стимулы внешней среды, а диагностика личностных переменных основывается на фиксации внешних наблюдаемых реакций на эти стимулы и их совокупности.

Концепции и теории личностикогнитивной психологии (Т. Бауэр, С. Шахтер, Д. Келли и др.), поведение личности понимают как функцию внутренних структурных образований, сформированных в процессе взаимоотношений человека с окружающим миром.

Гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.) утверждает личность как целостное и неповторимое образование.

В отечественной психологии (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) получил распространение деятельный подход. Личность – система и системные качества личности – результата широкой социальной внешней и внутренней, умственно-нравственной деятельности человека.

 

Мышление как высшей уровень переработки информации

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике. Оно корректирует все недочёты информации после обработки восприятия и памяти. Мышление обладает свойством управлять состоянием человека. Оно способно работать с информацией, которая не имеет чувственной основы и позволяет охватить те образы и предметы, которые не могут воспринимать органы чувств. От мышления не было бы толку, если бы оно не материализовало идеальное. Человек вербализуя мысли, материализует их, и мышление превращается не только в инструмент познании, но и в инструмент созидания.

В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления:

Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Этот вид мышления оказывается необходимым и незаменимым во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий. Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность.

Особенностью словесно-логического мышления является то, что задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи. В этом главное достоинство, но и возможные недостатки данного вида мышления.

 

Обсуждение предмета и задачи в психологии.

По мнению Гальперина П. Я., предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля. К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления.

Таким образом, предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).

При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи (по Рубинштейну):

· Теоретическая задача психологии заключается в раскрытии специфических психологических закономерностей.

· Исходная задача психологического исследования - изучение психических процессов, психической деятельности.

 

Общая характеристика психических познавательных процессов

Психические познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов:

v ощущение - отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

v восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

v память -психический познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание той или иной информации.

v мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.

v эмоции - психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

v воображение - психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

v внимание - это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности.

v речь - один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.

 

Общая характеристика психологии как наука и практика.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

Человек — это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям — мимике, жестам, интонации, особенностям поведения — эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек — своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.

 

Основные принципы, понятие и методы психологии

Принципы психологии:

1) принцип детерминизма — признание взаимосвязи и взаимообусловленности психических явлений как друг с другом, так и с окружающей материальной средой. С этих позиций, в частности, обосновываются: тесная связь сферы подсознания и сознания человека; единство его внутренних психических состояний и поведения; взаимозависимость психики и окружающей человека внешней природной и социальной среды;

2) принцип системности — трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации. Этот принцип позволяет выделять особые типы темпераментов, характеров людей, такие, например, как стабильный и нестабильный, интровертный и экстравертный, меланхоликов и сангвиников и т.п.;

3) принцип развития — признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому; этот принцип определяет возможность корректировки, совершенствования как индивидуальной, так и групповой психики.

4) принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей.

Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей (С.Л. Рубинштейн).

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики:

· Организационные методы:

- Сравнительный метод – сопоставление групп испытуемых с целью найти сходство и различия между ними.

- Сравнительно-возрастной метод – сопоставление отдельных особенностей людей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

- Лонгитюдный метод – многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.

- Комплексный метод предполагает реализацию исследовательских программ, в которых принимают участие представители разных наук, такого рода исследования позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного рода (физическими, физиологическими, психическими, социальными и т. п.).

· Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрический метод, интервью и беседа); анализ процесса и продуктов деятельности; биографические методы.

· Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание типичных случаев, описание исключений и т. п.).

· Интерпретационные методы:

- Генетический метод – интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития с выделением фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития.

- Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

 

Основные этапы развития психологии как науки.

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою исто­рию, которую условно можно разделить на четыре этапа.

На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. Арис­тотель распространил понятие психического на все органические про­цессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — мате­риалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от по­следней, идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеаль­ном мире до того, как попала в тело человека.

На втором этапе развития психологии как науки сначала вXVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа со­знания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили де­терминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функ­ционирования психики. А французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социаль­ном опосредовании психики человека.

На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. боль­шую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыгра­ли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непо­средственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции созна­ния и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

На четвертом (современном) этапе развития психологиче­ской науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в мно­гоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интере­сы практической деятельности людей и общества.

 

Ощущение и восприятие как первый уровень системы психических процессов.

Первая психическая реальность, которая возникает при действии раздражителей внешнего мира на наши органы чувств - это ощущение и восприятие.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы).

Ощущения подразделяются на три вида:

Экстероцептивные ощущения идут от рецепторов, расположенных на поверхности тела. Здесь имеются в виду не только кожные рецепторы, но и те, которые находятся во всех наших органах чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые. Вся информация из внешнего мира отражается в экстероцептивных ощущениях, отсюда и их значение в психической деятельности.

Интероцептивные ощущения идут от рецепторов, расположенных во внутренних органах тела. Они сигнализируют о состоянии внутренней среды, формируют самочувствие человека. Если человек здоров, его органы функционируют нормально, интероцептивных ощущений нет, человек не чувствует, где у него печень, а где сердце. Эти ощущения возникают тогда, когда начинаются неполадки в работе внутренних органов.

Проприоцептивные ощущения идут от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, благодаря им человек получает представления о статике-динамике своего тела, ориентируется в пространстве. На основе проприоцептивных ощущений у него формируется «схема тела», которая является неотъемлемой частью физического «Я» личности, дает осознание строения своего тела, взаимного расположения его частей.

Из отдельных ощущений, на основе их синтеза и выделения общей структуры объекта формируются образы восприятия.

Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В основе классификации восприятий, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют такие виды, как восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человека человеком (социальная перцепция).

 

Понятие о деятельности

Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Р.С.Немов

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Р.С.Немов

 

Проблема сознания в психологии.

Само понятие "сознание" долгое время не имело точного определения. Так, В.М.Бехтеревым за основу определения сознания было взято отличие сознательных психических процессов от бессознательных. Он понимал под сознанием ту субъективную окраску, которой сопровождаются многие из наших психических процессов.

Деятельностный подход к изучению сознания представлен в работах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. А.Н. Леонтьев, подвергая критике учение Л.С. Выготского о сознании, видит ошибочность его теории в том, что сознание не было понято Л.С. Выготским как предмет деятельности человека. Суть сознания, по А.Н. Леонтьеву, составляют психические образы продукта как цели. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, сознание есть специфическая форма отражения объективной действительности, появляющаяся в процессе общественной практики, трудовой деятельности, формирования речи. Подобная позиция наблюдается в работах А.Г. Спиркина, по мнению которого сознание направлено на отражение и преобразование действительности. Если сознание, по А.Г. Спиркину, есть "субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире", то самосознание является условием ориентировки человека в своей личности. Вопрос самосознания личности широко рассматривался в работах Л.С. Выготского, И.И. Чесноковой, О.В. Гордеевой и др. Говоря о связи сознания и самосознания, И.И. Чеснокова называет самосознание тем же сознанием, только с другой направленностью.

Таким образом, установлено, что сознание: высший уровень психического отражения и саморегуляции; присуще только человеку как общественно-историческому существу; формируется в процессе общения, опосредствуется речью; направлено на преобразование действительности; связано с самосознанием, ориентированным на внутренний мир субъекта.

 

Психологическая структура деятельности

Деятельность имеет определенную структуру. Прежде всего, выделяют цели и мотивы. Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек. Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, в целом системой целей и мотивов – ближайших, более отделенных и общих.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных