Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этапы развития группы.

25..

самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

Известно, что самооценка может быть:

— заниженной (из-за кажущейся недооценки себя и своих возможностей);

— завышенной (из-за надуманной переоценки себя);

—адекватной (нормальной), соответствующей реальному представлению о себе.

 

26.27. Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Свойства: Сензитивность- чувствительность, Реактивность- непроизвольная реакция, Активность- энергичность в преодолении, Темп реакции- скорость протекания рекаций и процессов, Пластичность – приспособление, Регидность – противопол пласт, Экстраверсия-интроверсия –в данный момент – прошлое и будущее

описанные темпераменты.

Сильный, уравновешенный и подвижный – живой тип – сангвинический темперамент.

Сильный, уравновешенный инертный – спокойный, медлительный тип – флегматический темперамент.

Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением – возбудимый, безудержный тип – холерический темперамент.

Слабый тип – меланхолический темперамент.

28. Характером называется совокупность существенных, стержневых свойств личности, которые отличают человека как члена общества.

Свойства, называемые чертами характера, всецело обусловлены социальными особенностями личности: политическими убеждениями, отношением к труду, к своим обязанностям, к другим людям, к самому себе и т. д. Свойства личности составляют характер человека лишь тогда, когда отличаются большим постоянством и проявляются во всех многообразных формах его поведения: в трудовой деятельности, в учении, во взаимоотношениях с людьми, в играх и развлечениях, в спортивной деятельности и т. д.

В связи с этим характер нельзя определить какой-нибудь одной чертой, он всегда многогранен и является совокупностью многих взаимно связанных черт личности, к которым относятся:

Черты личности, выражающие наиболее общее отношение человека к окружающему миру, к общественным явлениям и событиям, например принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм.

Черты, выражающие отношение человека к его общественно-трудовой деятельности, например трудолюбие, энтузиазм, настойчивость, аккуратность или, напротив, лень, разгильдяйство, неряшливость.

Черты, выражающие отношение человека к другим людям, например общительность или замкнутость, товарищеская чуткость или черствость, доверчивость или подозрительность, откровенность или скрытность.

Черты, выражающие отношение человека к самому себе, например скромность или самомнение, самокритичность или зазнайство.

30.31.Способности – это совокупные психические особенности человека, которые позволяют ему усиленно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Основу способностей составляют задатки.

Способности бывают общие (к выполнению жизнедеятельности вообще) и специальные (возможность развития отдельных психических процессов или свойств личности или конкретного вида деятельности).

Совокупность общих и специальных способностей конкретного человека составляют его одаренность. Одаренность обуславливает особенности усиленной деятельности человека в определенной области и выделяться из тех лиц, кто выполняет то же на тех же условиях.

Следующая ступень – талант – это высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.

Высшая ступень одаренности, выраженная в выдающихся результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью.

По уровню развития:

· Репродуктивные – умение человека овладевать знаниями и осуществлять деятельность на основе этих знаний.

· Творческие – обеспечивает способы человека открывать новое, оригинальное и т.д.

 

29. Акцентуация характера – это межевые варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.

Гипертимный тип. Людей этого типа характеризует чрезмерная контактность, разговорчивость, выразительность жестов, мимики, пантомимики.

Дистимный тип. Противоположный гипертимному. Его характеризует слабая контактность, немногословность, доминирующий пессимистичный, подавленное настроение.

Циклоидный тип. Довольно частые периодические смены настроения, присущие представителям этого типа, вызывают изменения и манеры общения с окружающими людьми.

Застревающий тип. Представители этого типа умеренно коммуникабельны, занудны, склонны к морализации, неразговорчивы.

Педантичний тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной.

Тревожный тип. Людям этого типа свойственны низкая контактность, неуверенность в себе, минорное настроение.

Эмотивный тип. Характеризуется глубокими реакциями в области тонких эмоций.

Демонстративный тип. Представители этого типа легко устанавливают контакты, стремятся к лидерству, власти и похвалы.

Экзальтированный тип. Этому типу свойственны высокая контактность, разговорчивость, влюбчивость.

Экстравертивный тип отличается высокой контактностью. У таких людей много друзей, знакомых, они болтливая, открыты для любой информации.

Интровертивный тип. Характеризуется низкой контактностью, замкнутостью, оторванности от реальности, склонностью к философствований

Экстравертивный тип характера. Люди этого типа легко адаптируются к среде, умело используют все возможности для приспособления к жизни, обращенные к миру внешних предметов, уверены в себе, влиятельные, не погружены в “личные” проблемы, их поведение обусловлено непосредственными обстоятельствами.

 

32. Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп.

Объектом социальной психологии являются сообщества людей.

Задачи социальной психологии:

1) продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;

2) содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5) анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;

6) взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

В социальной психологии различают теоретическую и практическую части.

 

33. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ — это общности, внутри которых осуществляется общение.

Классификация.

В зависимости от близости и глубины, складываемых отношений: 1)малая; 2)большая. Малая группа — относительно устойчивое, немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами (от 2 до 40 человек).

По принципу и способу образования: 1)реальная; 2)условная. Условная группа — номинальная, т.е. реально не существующая. Официальная — группа, существующая на основе официальных документов.

По признаку отношения личности к нормам группы. Референтная (эталонная группа) — группа, взгляды и нормы которой служат образцом для личности

Этапы развития группы.

Диффузная (очередь в магазин, молодежь на дискотеке).

Ассоциация (студенческая группа в первые месяцы образования).

Коллектив.

Корпорация ( объединённая группа, круг лиц одной профессии, одного сословия)

Понимание малой группы — это небольшое по размеру объединение людей, объединенных общей целью и которые могут контактировать между собой. Количественная характеристика: нижняя граница — 2−3 человека, верхняя — 20−25. Наиболее оптимальная группа 7±2

Качественная характеристика: контактность группы — способность каждого члена группы беспрепятственно контактировать друг с другом целостность социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу.

 

34. Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Основные функции общения:

1) информационно-коммуникатывные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга);

2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);

3) аффектно-коммуникативные (они связаны с эмоциональными сферами человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личных качеств человека.

Различаются следующие виды общения:

1) по положению коммуникантов в пространстве и времени – контактное-дистантное,

2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» – непосредственное-опосредованное,

3) с точки зрения формы существования языка – устное-письменное,

4) с точки зрения письменной и постоянной позиции я–говорящего и ты–слушающего – диалогическое-монологическое,

5) с точки зрения количества участников – межличностное-групповое-массовое,

6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частное-официальное,

7) с точки зрения отношений и оценок при соблюдении или нарушении социального равновесия – кооперативное – кофликтное

8) по характеру передоваемого содержания – информативное-фатическое.

35 Конфликт в конфликтологии – это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.

Столкновение субъектов происходит в процессе их взаимодействия: в общении, действиях, направленных друг на друга, и поведении.

Объектом конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. В объекте выделяют три основных вида конфликтов:

1) социальные;

2) внутриличностные;

3) зооконфликты.

Анализ этих попыток приводит к мысли, что выход, из кризиса современной конфликтологии связан с необходимостью разработки и построения целостной полной структуры конфликта, включающей три уровня:

1) основания столкновения, т. е. то противоречие, актуализация которого являет нам конфликт как феномен;

2 ) действительность столкновения, которая представляет собой взаимодетерминированные действия, стремящиеся к автономии путем доминирования, приспособления, элиминации и др.;

3) метаконфликтные феномены — переживание отношений к предмету противоречия и (или) конфликтного действия, интеротношений, аутоотношения субъекта конфликтного действия, экспектации и т.д.

 

36.Структура конфликта Условия протекание конфликта (сделать анализ среды). 2.Образы конфликтных ситуаций (идеальная картинка КТ). 3. Возможные действия участников (характер взаимодействий – убегать, бороться). 4. Исход конфликтных действий. Участники конфликта имеют некий образ исхода конфликта и в соответствии с ним выбирают поведение. (Помимо структуры нужно анализировать конфликт по 4 группам: Структура конфликта (кто?, стороны…)

Динамика конфликта. (Леонов и Петровская) 1. Возникновение конфликтной ситуации – возникает тогда, когда стремление одного партнера к достижению его цели объективно препятствует достижению другим партнером его цели. Первоначально конфликтная ситуация не осознается и этот период получил название – потенциальный конфликт. 2. Осознание участниками объективной конфликтной ситуации.

 

Социальные статусы

В повседневных разговорах слово “статус” используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. Однако социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный – все это статусы.

Референтные группы

Мы оцениваем себя и задаем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте..Референтные группы – это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания.

Следовательно, в групповом окружении некоторые члены имеют, как правило, большее влияние, чем прочие. Таких индивидов называют лидерами. Маленькие группы способны обходиться без лидера, однако в группах большой численности отсутствие руководства приводит к хаосу.

 

38 Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Ключевое понятие возрастной психологии — понятие «развитие». Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

 

40Дошкольный возраст -- этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет).

Игра - ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определённых общественных функций, вступающий в определённые отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определённые правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребёнка отходят на второй план, и на первый план выходит чёткое выполнение правил игры.

Роль игры в развитии психики ребёнка.

1. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2. Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

3. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5. В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

 

 

41 Ведущая деятельность. Виды деятельности, которыми занимается ребёнок, разнообразны: он с увлечением рисует, лепит, конструирует, танцует, учится выразительно читать стихи, петь, считать, ухаживать за растениями и животными, мастерит с отцом, помогает маме, с удовольствием занимается гимнастикой, плавает, играет. И каждый из этих видов вносит свой вклад в его развитие. Особенно важное значение имеет при этом ведущая, главенствующая на каждом этапе деятельность. Особая её роль обусловлена не временем, которое посвящает ей ребёнок, а вкладом в формирование важнейших изменений в психике, в подготовку к следующему возрастному периоду. В ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие виды деятельности, в ней формируются или перестраиваются психические процессы, от неё главным образом зависят наблюдаемые основные изменения личности ребёнка.

В раннем детстве (2-й и 3-й год жизни) ведущей является предметная деятельность. Надо активно помогать малышу осваивать её. Ведь с нашей помощью ребёнку намного легче усвоить назначение и научиться пользоваться различными предметами (куклой, юлой, машинкой, мячом, водой, строительным материалом, ложкой, карандашом и др.). Наше внимание к этой деятельности будет способствовать развитию мышления, поможет сформировать у ребёнка готовность к деловому общению с другими детьми и взрослыми.

43 Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека.. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками. Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Объект и предмет психологии. Методы психологии.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных