Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Скульптура раннего Возрождения. Творчество Якопо дела Кверча




В XV в. итальянская скульптура, приобретшая самостоятельное, независимое от архитектуры значение, переживает расцвет. В практику художественной жизни начинают входить заказы богатых ремесленных и купеческих кругов на украшение общественных зданий; проводятся художественные конкурсы. Один из таких конкурсов — на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия (1401) — считается знаменательным событием, открывшим новую страницу в истории итальянской ренессансной скульптуры. В этом конкурсе участвовал Филиппо Брунеллески, ставший впоследствии знаменитым архитектором. Однако победу одержал Лоренцо Гиберти (1381—1455). Один из самых образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства, блестящий рисовальщик, Гиберти посвятил свою жизнь одному виду скульптуры — рельефу. Главным принципом своего искусства Гиберти считал равновесие и гармонию всех элементов изображения. Вершиной творчества Гиберти явились восточные двери флорентийского баптистерия (1425—52), обессмертившие имя мастера. Декорация дверей включает десять квадратных композиций из позолоченной бронзы («Сотворение Адама и Евы»), своей необыкновенной выразительностью напоминающих живописные картины. Художнику удалось передать глубину пространства, насыщенного картинами природы, фигурками людей, архитектурными сооружениями. С легкой руки Микеланджело восточные двери флорентийского баптистерия стали называть «Вратами рая».
Мастерская Гиберти стала школой для целого поколения художников, в частности, там работал знаменитый Донателло, великий реформатор итальянской скульптуры. Творчество Донателло (ок. 1386—1466), впитавшее демократические традиции культуры Флоренции XIV в., представляет собой одну из вершин развития искусства Раннего Возрождения. В нём воплотились свойственные искусству Ренессанса поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру. Донателло одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. Влияние творчества Донателло на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения — Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантенья, а позднее — Микеланджело и Рафаэлем.
Второе поколение флорентийских скульпторов тяготело к более лирическому, умиротворенному, светскому искусству. Ведущая роль в нем принадлежала семейству скульпторов делла Роббиа. Глава семьи, Лукка делла Роббиа (1399/1400 — 1482), современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурной техники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой. Техника глазури (майолики), известная с глубокой древности народам Передней Азии, в Средние века была завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку (откуда и пошло ее название), а затем широко распространилась в Италии. Лукка делла Роббиа создавал медальоны с рельефами на густо-синем фоне для зданий и алтарей, гирлянды из цветов и плодов, майоликовые бюсты Мадонны, Христа и святых. Жизнерадостное, нарядное, доброе искусство этого мастера получило заслуженное признание современников. Большого совершенства в технике майолики достиг также его племянник Андреа делла Роббиа (1435—1525) (рельефы на фасаде Оспедале дельи Инноченти).

Одним из крупнейших скульпторов первой половины XV в. был Якопо делла Кверча (1374—1438), старший современник Гиберти и Донателло. Его творчество, богатое многими открытиями, стояло как бы в стороне от общего пути, по которому развивалось искусство Ренессанса. Выполненные Кверча монументальные рельефы главного портала церкви Сан-Петронио в Болонье («Сотворение Адама») оказали значительное влияние на искусство Микеланджело.

Якопо дела Кверча родился около 1374 г. в местечке Кверча Гросса недалеко от Сиены, откуда и произошло его имя. Первоначально учился у своего отца, малоизвестного ювелира и резчика по дереву. В 1401 г. Кверча, уже известного скульптора, пригласили принять участие в конкурсе на лучший проект вторых северных дверей флорентийского баптистерия. (Конкурс выиграл Лоренцо Гиберти.)
Кверча, будучи прекрасно знаком с произведениями Никколо и Джованни Пизано, в своем творчестве опирался на традиции проторенессансной пластики, равно как и на античное наследие, которое он имел возможность изучать на примере римских подлинников в тосканских городах и в проторенессансном преломлении Никколо Пизано.
Одной из первых работ Кверча является статуя сидящей Мадонны с Младенцем (1406), ныне хранящейся в музее при соборе в Ферраре. Этим же годом датируется надгробие Иларии дель Карретто в соборе Сан-Мартино в Лукке. Илария была супругой тирана Лукки Паоло Гвиниджи, богатого купца и банкира. После его смерти в 1432 г. фамильная капелла была разграблена толпой, пострадала и гробница; но, по словам Вазари, толпа, завороженная красотой изображения умершей, не решилась его разрушить. Гробница была вновь собрана по кускам, однако нет полной уверенности, что реконструкция была произведена абсолютно точно. Гробница, вероятно, имела балдахин, была ярко раскрашена и находилась на несколько более низком уровне.
Со второго десятилетия Кверча вступил в трудную полосу жизни, т.к. ему одновременно приходилось работать над несколькими монументальными заказами, причем в разных городах. В 1408 г. Кверча получает заказ на изготовление водоема для центральной площади Сиены. Фонте Гайя стал одной из наиболее значительных работ мастера. Украшающие водоем рельефы и статуи (1414—19) образуют стройную систему, которая была призвана укреплять гражданские добродетели. Рельефы размещены на невысоких стенках водоема, образующих в плане прямоугольник. В центре дано изображение покровительницы города — Мадонны, окруженной ангелами и добродетелями. В декорации водоема очень своеобразно переплетаются библейские («Сотворение Адама», «Изгнание из рая») и античные темы. Статуи легендарных персонажей — Реи Сильвии и Акки Ларенции, матери и кормилицы Ромула и Рема, апеллировали к патриотическим чувствам сиенцев. К сожалению, эта замечательная работа Кверча дошла до нас в очень плохом состоянии (утрачены отдельные фигуры, многие головы, сильно повреждена поверхность камня). И все же трудно не поддаться очарованию этого великолепного произведения мастера.
В период между окончанием Фонте Гайя и получением заказа на болонский портал Кверча, не имевший монументальных заказов, обратился к деревянной скульптуре. Своей группой «Благовещение» (1421—26) в кафедральном соборе Сан-Джиминьяно мастер сказал новое слово и в этой области искусства, весьма близкой сиенцам.
В 1417—34 гг. силами целой группы скульпторов (среди которых были Гиберти, Донателло и Кверча) в сиенском баптистерии была создана шестигранная мраморная купель, украшенная рельефами в бронзе. В 1427 г. Кверча назначается руководителем работ; вероятно, он сыграл главную роль в скульптурной декорации мраморного табернакля (кивория), который был украшен рельефами с фигурами пророков и увенчан статуей Иоанна Крестителя. Купель сиенского баптистерия важна как памятник сотрудничества флорентийских и сиенских скульпторов.
В 1425 г. Кверча получил заказ на самую главную работу всей своей жизни — рельефы главного портала церкви Сан-Петронио в Болонье. Декорация портала была строго продумана как целостная система. Она символизировала постепенное восхождение через ряд промежуточных ступеней от мира земного к миру небесному. Самой значительной частью ансамбля являются ветхозаветные сцены («Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая», «Адам и Ева» и другие, всего десять), украшающие широкие пилястры. Они были выполнены в основном самим мастером, а лучшие из них полностью принадлежат его руке. В сценах из Ветхого Завета Кверча достигает наибольшей зрелости. Его художественный язык предельно лаконичен, число действующих лиц сведено к минимуму, пейзаж едва намечен. Не подробности рассказа, но лишь драматическое содержание сюжета занимает художника, основное внимание которого сосредоточено на фигурах, обладающих редкостной пластической выразительностью. Хотя Кверча не пользуется горельефом, он достигает и средствами барельефа такой монументальности и мощи, что невольно вспоминаются образы Микеланджело.

 

Билет 4.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных