Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Контрольная работапредставляет собой созданный студентом психологический кейс, задание к кейсу, его решение

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЕЙС

Контрольная работапредставляет собой созданный студентом психологический кейс, задание к кейсу, его решение, список использованных источников. Контрольная работа предоставляется в распечатанном виде на кафедру психологии (ауд. 428) до 17 мая 2013 г.

 

Требования к содержанию психологического кейса. Кейс содержит ситуацию (сконструированную или реальную) и представляет собой текст в виде художественного рассказа или справки с подробным описанием действующих лиц и проблемной ситуации.

К психологическому кейсу должно быть сформулировано задание, представляющее собой совокупность вопросов, ответы на которые позволяют структурировать его решение (по содержанию и логической последовательности).

NB! Если используется уже готовый кейс (из учебно-методической литературы, взятый из форума, отрывок художественного произведения и т.д.), в обязательном порядке должна быть указана ссылка на его источник (см. примеры).

Требования к решению психологического кейса. Решение кейса предполагает выполнение сформулированных заданий, а также анализ, интерпретацию и прогнозирование развития событий описанного случая. При этом обязательным является теоретическое сопровождение и обоснование практического решения кейса (ссылки на психологические теории, научные публикации, монографии и т.д., использованные при решении кейса).

 

Требования к оформлению контрольной работы. Контрольная работа оформляется согласно требованиям ФФСН. Работа должна состоять из: титульного листа (см. приложение), текста контрольной работы (кейс, задание, решение) и списка использованных источников (не менее пяти научных источников).

Размеры полей: левое – 30 мм, правое –10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. В наборе текста используется шрифт Times New Roman размером 14 пунктов. Количество знаков в строке должно составлять 60–70, межстрочный интервал должен составлять 18 пунктов, количество текстовых строк на странице – 39–40. Выравнивание основного текста – по ширине страницы, заголовков – по центру. Отступ первой строки– 1,25.

 

Критерии оценки:

• широта и глубина знаний, грамотное оперирование ими;

• аналитичность;

• логическая связанность и аргументированность изложения авторской точки зрения;

• соответствие требованиям.

Примеры кейсов

Кейс 1. «Планы капитана Флинта»[1] Капитан Флинт решил собрать команду из проверенных в деле пиратов, чтобы с ними совершить набег на богатый прииск «Золотое Дно», расположенный в русле реки Аламо. Капитан Флинт неоднократно совершал подобного рода операции, большинство из которых заканчивались для пиратов успешно. Эти и другие авантюры снискали Флинту славу непревзойденного стратега, отважного и везучего предводителя морских разбойников. Капитан никому не признавался, что начал чувствовать тяжесть прожитых лет, он стареет, и скоро все заметят, что знаменитый Флинт «уже не тот». Пора уходить на покой. Но прежде, чем круто изменить свою жизнь, капитан решил напоследок исполнить свою заветную мечту – напасть на прииск «Золотое Дно». Помимо крупной добычи, он хотел посчитаться со своим давним врагом, Джексоном, который контролировал добычу алмазов в этом районе. Для исполнения задуманного плана капитану Флинту были нужны следующие пираты: 1. Соленый Пес – отличный стратег и хитрый выдумщик различных приемов одурачивания противника. 2. Крутой Кулак – владелец прекрасного арсенала оружия и боевой дружины. 3. Жестянка – капитан большого фрегата, которому не было равных в Карибском бассейне. Однако в данный момент ситуация складывалась следующим образом: Соленый Пес утверждал, что «завязал». Он открыл легальный бизнес (казино). По слухам, он скучал по старой жизни, полной приключений. Но внешне выглядел довольным и преуспевающим. Крутой Кулак известен тем, что любит деньги и может предать. Он очень опасный партнер, но отличный воин. Жестянка в данный момент остро нуждается в деньгах. Его дочь похищена, и ему срочно нужен крупный выкуп. Таких денег у него нет. Поговаривают, что он может продать свой корабль. Хотя это не очень похоже на правду. У Жестянки неплохая команда, но она давно сидит «на мели». Пираты не организованы и давно забыли о боевой дисциплине. Заместитель Жестянки, Одноглазый Бык, расширяет свое влияние на команду и может взбунтовать в любой момент. Рваное Ухо – молодой, дерзкий и хитрый пират, на протяжении полугода предлагает себя в партнеры и союзники Флинту. Однако Флинта что-то сдерживает. Флинт навел справки и выяснил, что Рваное Ухо неразборчив в средствах, властен и жесток, но, если надо, он может проявлять покорность и послушание. Рваное Ухо имеет относительно небольшое судно, но после капитального ремонта, и плохо вооруженную команду из 90 «отморозков». Задание: 1. Проанализируйте описанную ситуацию. 2. Выявите проблему капитана Флинта, связанную с мотивацией каждого из возможных членов команды. 3. Смоделируйте структуры мотивации героев. 4. Разработайте оптимальную модель мотивации каждого героя в соответствии с планами капитана Флинта. 5. Оцените результативность вероятных действий.

 

Пример решения (решение студентов-психологов команды «Пси-фактор»)

1. Анализ описанной ситуации

Описанную ситуацию можно рассматривать как своего рода метафору трудовой деятельности. В ситуации можно выделить следующие составляющие: инициатор активности и взаимодействия (руководитель), потенциальная команда (подчиненные-исполнители), цель предполагаемой активности, условия деятельности. Рассмотрим более подробно составляющие ситуации:

Руководитель – Капитан Флинт. Этот участник компании описывается как «непревзойденный стратег, отважный и везучий предводитель морских разбойников», поэтому мы можем заключить, что Капитан Флинт является достаточно эффективным руководителем, обладающим достаточным опытом и управленческими компетенциями.

Члены потенциальной команды: Соленый Пес, Крутой Кулак, Жестянка (и его команда), Рваное Ухо (и его команда).

Соленый Пес описывается как «отличный стратег и хитрый выдумщик различных приемов одурачивания противника», т.е. его можно рассматривать как очень важного «стратегического» сотрудника, как основного помощника и, возможно даже консультанта всей предполагаемой кампании. По классификации ролей в команде С.М. Белбина Соленый Пес выполнял бы в команде роль генератора идей.

Крутой Кулак описывается как владелец оружия и боевой дружины, кроме того, указывается, что он хороший воин, т.е. Крутой Кулак обладает необходимыми профессиональными компетенциями, материальными и человеческими ресурсами. Крутой Кулак выполнял бы в команде роль реализатора.

Жестянка характеризуется как «капитан большого фрегата, которому не было равных в Карибском бассейне». Таким образом жестянку также можно рассматривать как очень важного союзника, обладающего необходимым опытом, квалификацией и материальной базой.

Рваное Ухо описывается достаточно скудно: на основании имеющихся данных можно заключить лишь, что Рваное Ухо амбициозен и энергичен, о его профессиональных качествах и компетенциях судить сложно.

Цель активности – ограбить прииск «Золотое Дно». Исходя из описания ситуации, можно заключить, что в основе этой цели лежит три основных стремления руководителя: а) получение материальных благ; б) поддержание и закрепления собственной репутации; в) исполнение давней профессиональной задумки-плана.

Условия деятельности: известно, что Капитан Флинт не обладает достаточными ресурсами, чтобы осуществить задуманное. По крайней мере в описании ситуации не говорится о том, что Капитан Флинт обладает какими-либо необходимыми ресурсами для осуществления задуманного кроме личного опыта, желания и своего рода управленческой компетенции. Кроме того, говорится, что давний враг капитана Флинта – Джексон контролирует интересующую Капитана Флинта сферу уже на протяжении долгих лет. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Капитан Флинт для осуществления задуманного нуждается как материально технической базе (в первую очередь корабль), так и в надежной команде единомышленников (сотрудников-исполнителей). Команду сотрудников-единомышленников могут составить перечисленные выше персонажи. Материально-техническую базу, т.е. корабль могут предоставить либо Жестянка, либо Рваное Ухо. В случае сотрудничества с Жестянкой, Капитан Флинт может рассчитывать на старый проверенный корабль и команду Жестянки, однако, исходя из описания ситуации, следует иметь в виду, что команда Жестянки несколько не надежна вследствие особенностей социально-психологического климата в коллективе: «…заместитель Жестянки, Одноглазый Бык, расширяет свое влияние на команду и может взбунтовать в любой момент». Кроме того, следует иметь в виду, что, возможно, Жестянка в скором времени лишится материального ресурса, в котором заинтересован Капитан Флинт, т.к. существует слух, о том, что Жестянка намерен продать корабль. При рассмотрении потенциального сотрудничества с Рваным Ухом, Капитану Флинту следует иметь в виду, что, во-первых, не смотря на то, что Рваное Ухо демонстрирует достаточную заинтересованность мотивацию совместной деятельности, характер мотивации сотрудничества Рваного Уха с Капитаном Флинтом не ясен, во-вторых, профессиональная репутация Рваного Уха достаточно противоречива: «…Рваное ухо не разборчив в связях, но, если надо, он может проявить покорность и послушание», в-третьих, команда Рваного Уха характеризуется в негативном свете как «команда из 90 «отморозкаов»». Однако, следует иметь в виду, что у Рваного уха есть необходимая материальная база: небольшое судно после капитального ремонта.

 

2. Проблема капитана Флинта, связанная с мотивацией каждого из возможных членов команды

Проблема капитана флинта, связанная с мотивациейкаждого из возможных членов команды состоит в том, что потребности и мотивы, на которые может опираться Капитан Флинт при совместной работе и при мотивировании потенциальных членов команды несколько отличаются. Таким образом, для достижения цели и максимальной эффективности совместной деятельности Капитану Флинту следует во-первых, определить наиболее приемлемый состав команды, основываясь на анализе и осмыслении особенностей, которые были описаны выше, во-вторых, разработать индивидуальную систему мотивации для каждого из членов команды.

В случае с Соленым Псом основная проблема мотивации состоит в том, чтобы «пробудить» внутреннюю мотивацию этого члена команды, т.е. в том, чтобы актуализировать потребности, которые характерны для него, исходя из особенностей потребностно-мотивационной сферы его личности.

В случае с Крутым Кулаком задача Капитана Флинта состоит в том, чтобы обеспечить этого потенциального члена команды достаточными внешними стимулами, которые поспособствуют развертыванию мотивационного процесса у него. В этом случае Капитану Флинту следует предоставить достаточное материальное вознаграждение, или, на раннем этапе совместной работы, надежную гарантию материального вознаграждения.

В случае с мотивированием Жестянки, задача Капитана Флинта также состоит в том, чтобы организовать достаточное внешнее стимулирование. Однако в данном случае наряду с использованием такого внешнего стимула как деньги, можно порекомендовать к использованию каких-либо других внешних стимулов, которые бы актуализировали развертывание мотивационного процесса посредствам удовлетворения потребности в безопасности. Это могут быть стимулы, относящиеся к тем или иным видам помощи, защиты, предоставлению поддержки и гарантий. Кроме того, можно рекомендовать направить усилия на мотивирование не только Жестянки, но и его команды, т.к. есть данные о том, что социально-психологический климат внутри команды Жестянки неблагоприятен.

У Рваного Уха уже есть определенные мотивы вступить в группу с капитаном Флинтом. Чтобы обезопасить себя, а также эффективно мотивировать этого героя, капитану Флинту стоит выяснить эти основные мотивы. На команду Рваного Уха не стоит рассчитывать. Поручать им только простые задания, которые легко контролировать. А самый эффективный способ вообще не связываться с его командой.

 

3. Структуры мотивации героев

Мотивация в данном случае – это процесс сопряжения целей капитана Флинта и целей героя для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения общих целей. Важно создать условия отождествления интересов капитана Флинта с интересами каждого героя, при которых то, что выгодно и необходимо одному, становится столь же необходимым и выгодным другому (рис. 1).

             
             
  Потребности героев       Цели капитана Флинта  
         
Интересы работников   Структура мотивации   Интересы капитана Флинта
         
  Мотивы труда   Задачи  
     
         
         
    Фактическая дея-ть работников   Желательная дея-ть работников    

 

Рис. 1. Целевая структура системы мотивации [на основании рис. 8 источника 23]

Для эффективной мотивации нужно выявить особенности потребностно-мотивационной сферы каждого героя, т.е. структуру мотивации капитана и потенциальных членов команды.

А) Капитан Флинт: если рассмотреть стремления, которые лежат в основе поставленной руководителем цели, с точки зрения теории иерархии потребностей А. Маслоу, то можно предположить, что в основе стремления к получению материальных благ лежат базовые потребности (физиологические и безопасности), в основе стремления к подержанию и закреплению репутации – потребности в принадлежности и самоуважении, в основе стремления к исполению давнего плана – стремление к самоактуализации [19, с. 60-112]. Если проанализировать мотивацию Капитана Флинта с точки зрения теории внешней и внутренней мотивации, то можно заключить, что мотивация руководителя имеет смешанный характер. Внутреннюю мотивацию определяют как свободное участие в деятельности при отсутствии внешних требований или подкреплений: человек пробует новую деятельность, решает исследовательские задачи или стремится к освоению своей среды просто ради опыта, который он получает. Процесс открытия, приобретения опыта сам по себе является наградой. О внешней же мотивации, по мнению речь идет в том случае, если сама награда или стимул деятельности является внешней по отношению к человеку [Ryan]. Таким образом, стремление Капитана Флинта к осуществлению давнего плана можно считать внутренне мотивированным, а стремления к получению денег и репутации – внешне мотивированными.

Б) Соленый Пес: данный потенциальный участник команды имеет внутреннюю мотивацию, т.к. в описании ситуации говорится, что Соленый Пес скучает по «старой жизни полной приключений», т.е. Соленый Пес заинтересован скорее в самой деятельности как таковой, т.к. она представляет для него интерес и доставляет ему удовольствие. Если рассуждать о потребностях, которые лежат в основе его активности в рассматриваемой сфере, то можно предположить, что это скорее потребности, относящиеся к высшему уровню в иерархии А. Маслоу. Однако, нам известно, что Соленый Пес «завязал» с прошлой деятельностью, т.е. не смотря на то, что в основе его потребностно-мотивацийонной сферы лежат потребности и мотивы, которые могут быть удовлетворены в кампании Капитана Флинта, в настоящий момент он недостаточно мотивирован: рассмотренные потребности и мотивы пока не достаточно актуализированы.

В) Крутой Кулак: известен тем, что «любит деньги и может предать». Т.к. деньги представляют собой вознаграждение за осуществляемую деятельность и не содержатся в ней непосредственно, то можно заключить, что мотивация Крутого Кулака является внешней. Кроме того, можно предположить, что потребности, лежащие в основе мотивации Крутого Кулака относятся скорее всего к уровню базовых потребностей или, в лучшем случае, к уровню потребностей в принятии и самоуважении.

Г) Жестянка: нам известно, что он нуждается в деньгах. При чем, очень остро. Исходя из этого можно заключить, что мотивация Жестянки является внешней (как и в случает с Крутым Кулаком). Исходя из описанных особенностей ситуации личной жизни Жестянки, мы можем предполагать, что в основе его мотивации лежит потребность в безопасности. Таким, образом, т.к. деньги Жестянке нужны срочно и в достаточном объеме, можно предполагать, что мотивы и потребности к которым Капитан Флинт может обратиться, уже актуализированы.

Д) Рваное Ухо: о потребностях и мотивах данного героя сложно судить исходя из описания ситуации. Мы можем предполагать, что Рваное Ухо достаточно мотивирован на совместную работу с Капитаном Флинтом, т.к «… на протяжении полугода предлагает себя в союзники и партнеры Капитану Флинту».

 

4. Оптимальная модель мотивации каждого героя в соответствии с планами капитана Флинта и оценка результативности вероятных действий

 

Герой Краткая характеристика Мотивация и принципы управления Результативность вероятных действий
Благоприятный исход Вероятность благоприятного исхода
  Соленый Пес генератор идей, отличный стратег, независимый 1) дать ответственное серьезное творческое задание: разработать полную стратегию набега на богатый прииск "Золотое Дно" 2) поддерживать с ним доверительные отношения 3) аккуратно критиковать Соленый Пес разработает хорошую стратегию, которая позволит осуществить задуманное, после этого дела останется хорошим приятелем и надежным партнером 90% возможно, не захочет снова заниматься нелегальным делом
  Крутой Кулак любит деньги, корыстный, реализатор, хороший воин, ненадежный 1) дать достойное материальное поощрение (20% от прибыли) 2) давать боевые задания 3) контролировать все его планы и действия Загорится идеей, активизирует все свои ресурсы, направит все свои умения на достижение поставленной цели, будет доволен материальным вознаграждением 85% трудно расчитывать на члена команды, у которого только материальная заинтересованность в деле
  Жестянка нуждается в деньгах, чувствует опасность со сотороны своего заместителя Одноглазого Быка 1) дать достойное материальное поощрение (20% от прибыли) 2) помочь повысить авторитет в его команде: назначить капитаном на корабле Организует свою команду, займет жесткую лидирующую команду, будет эффективно управлять своим кораблем, останется довольным материальным вознаграждением 99% в сотрудничестве с капитаном Флинтом для Жестянки можно найти только плюсы
  Рваное Ухо хитрый, властный, может проявлять покорство 1) жестко дисциплинировать, контролировать все действия 2) создать иллюзию возможности "карьерного роста" 3) использовать его хитрость в борьбе с врагом Будет преданным членом команды, будет стремиться зарекомендовать себя перед капитаном Флинтом и всей командой, будет использовать свою хитрость во благо достижения общей цели 55% этот герой уже зарекомендовал себя как ненадежный партнер, имеет какие-то скрытые мотивы вступления в команду капитана Флинта

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Барсегян, А.Э. Психологические особенности планирования кадров организации на основе карьерных ориентаций сотрудников: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.02 / А.Э. Барсегян; Ереванский гос. ун-т. – Ереван, 2010. – 20 с.

2. Белбин, Р.М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Р.М. Белбин. – Изд-во: HIPPO, 2003. – 315 с.

3. Бочарова, Е.Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.05 / Е.Е. Бочарова; Саратовский гос. ун-т. – Саратов, 2005. – 23 с.

4. Васильева, Е.О. Карьерный успех в жизненных стратегиях управленческого персонала современной организации: автореф. дис. … канд. социологических наук: 22.00.08 / Е.О. Васильева; Южный федеральный ун-т. – Ростов-на-Дону, 2009. – 28 с.

5. Веснин, В.Р. Организационная культура / В.Р. Веснин // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 3. – С. 184–200.

6. Джанерьян, С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный подход: автореф. дис. … д-ра псих. наук: 19.00.01 / С.Т. Джанерьян; Ростовский гос. пед. ун-т. – Ростов н/Д, 2005. – 46 с.

7. Дизель, П.М. Поведение человека в организации / П.М. Дизель, Р.У. Мак-Кинли. – М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993. – 272 с.

8. Донцов, А. И. Психологическое единство коллектива / А.И. Донцов. – М.: Знание, 1982. – 64 с.

9. Зайцева, Л.А. Характеристики и факторы выбора карьеры в связи с индивидуально-психологическими особенностями и этапами профессионального становления субъектов: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.01 / Л.А. Зайцева; Ростовкий гос. ун-т. – Ростов н/Д, 2006. – 25 с.

10. Замфир, К. Удовлетворенность трудом: Мнение социолога / К.Замфир. – М.: Политиздат, 1983. – 142 с.

11. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.

12. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура / Э.А. Капитонов. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2001. – 383 с.

13. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. – М.: Изд-во МПСИВоронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 455 с.

14. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебн. пособие / Е.А. Климов. –М.: Академия, 2004. – 304 с.

15. Кондаков, И.М. Ценностные ориентации / И.М. Кондаков // Психология: Иллюстрированный словарь. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – С. 662.

16. Левченко, В.В. Конкурентные отношения в труде / В.В. Левченко // Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь / отв. ред. В.А. Ядов. – СПб., 2006. – С. 115–116.

17. Левченко, В.В. Соревновательные отношения в труде / В.В. Левченко // Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь / отв. ред. В.А. Ядов. – СПб., 2006. – С. 295–296.

18. Марков, В.Н. Потенциал профессионального взаимодействия / В.Н. Марков // Мир психологии. – 2008. – № 1. – С. 108–121.

19. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

20. Мильман, В.Э. Мотивация творчества и роста / В.Э. Мильман. – М.: Мирея, 2005. – 165 с.

21. Петрушин, В.И. Психология карьеры / В.И. Петрушин. – М.: Академический проект: Альма матер, 2004. – 208 с.

22. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии / Ю.П. Платонов. – Спб.: Речь, 2004. – 624 с.

23. Родионова, Е. А. Мотивация и стимулирование персонала в организации [http://kafpsy.spbstu.ru/index.php?mod=articles3_items_more&id_item=42&a_part=1&id_cat_prec=70].

24. Соломин, И.Л. Психосемантический подход к исследованию трудовой мотивации: дис. … канд. псих наук: 19.00.03 / И.Л. Соломин. – СПб., 2009. – 167 л.

25. Шульженко, Е.Н. Взаимосвязи индивидуальных и групповых ценностей в организационной культуре коммерческого предприятия: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.05 / Е.Н. Шульженко; Российский гос. педагогич. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб., 2005. – 23 с.

26. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.

27. Lawler, E.E. Job attitudes and employee motivation: theory, research and practice / E.E. Lawler // Personnel Psychology. – 1970. – Vol. 23, № 2. – P. 223-237.

28. McGregor, D. Motives as toll of market research / D. McGregor // Harvard Business Review. – 1940. – Vol. 37. – P. 433-434.

29. Motivational and other sources of work accomplishments in mid-life: a longitudinal study / D.C. McClelland [et al.] // Journal of Personality. – 1992. – Vol. 60, № 4. - P. 679-707.

30. Ryan, R.M. Intrinsic and extrinsic motivations: classic definitions and new directions / R.M. Ryan, E.L. Deci // Contemporary Educational Psychology. – 2000. – Vol. 25, № 1. – P. 54-67.

31. Vroom, V.H. Leadership and the decision-making process / V.H. Vroom // Organizational Dynamics. – 2000. – № 2. – P. 82-94.


Кейс 2. «Дети-воспитатели» В детском саду проводился эксперимент. В старшей группе детского сада исследователи наблюдали за общением педагогов и дошкольников через зеркало Гезелла. На основе наблюдения были отобраны педагоги, проявляющие в общении с детьми доброжелательность, положительные эмоции. Дети в отношении к воспитателям были настроены позитивно, в целом, в выбранных группах конфликтов взрослых и детей не наблюдалось. Затем экспериментаторы выводили педагога из группы, оставляя старших дошкольников без взрослых, «самостоятельными». Вместо педагога «воспитателем» назначали одного из детей, придавая ему полномочия взрослого: следить за порядком в группе, за чистотой, за детьми и их поведением. Наблюдение за общением ребенка-«воспитателя» и других дошкольников продемонстрировало такой интересный феномен. Дети-«воспитатели» проявляли в общении со сверстниками жесткость и императивность: замечали множество недостатков в поведении, обзывали, часто угрожали, ставили их в угол и наказывали за любые провинности. Причем демонстрировали такие поведенческие воспитательные акты, которых реальные педагоги не применяли никогда. Задание: 1. Объясните поведение детей. 2. Идентифицируйте описанный феномен. 3. Приведите «параллельные» примеры для других возрастных групп. 4. Смоделируйте дальнейшую деятельность педагога по преодолению данного эффекта.

Пример решения (решение студентов-психологов команды «Пси-фактор»)

 

В первую очередь, в описанном эксперименте отражен феномен влияния социальной роли на поведение. Люди склонны принимать на себя роли и испытывать свойственные этой роли эмоции и переживания.

Социальная роль (франц. role – лицо, изображаемое актером; текст действующего лица пьесы) – 1) ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус (Р. Линтон, Д. Мид); 2) совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определённое положение (статус) в данном обществе; 3) нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе; 4) Роль – это шаблон, набор определенных прав и обязанностей. При этом границы роли весьма размыты и неопределенны [6;7]. Вследствие этого, поведение человека в роли, наделенной властью и правом влиять на других людей, может выходить за рамки социально одобряемого поведения. Дети-воспитатели, в данном случае, проявляли авторитарность, императивность, жестокость. Под влиянием принятой роли могут изменяться установки, ценности и поведение человека, даже если эта роль игровая и временная.

Таким образом, в условиях данного эксперимента ребенок-воспитатель принял возложенную на него роль, которая, исходя из его личных представлений, сопряжена с властью и правом требовать от других определенного поведения. Остальные дети, следовательно, приняли на себя подчиненную роль и признали право ребенка-воспитателя предъявлять к ним некоторые требования.

Ситуацию можно рассмотреть также как демонстрацию явления деиндивидуализации как явления поглощения личности его ролью, при котором представления о роли начинают влиять на поведение более значимо, чем присущие личности качества, установки, ценности. В этом случае, не личностные качества формируют поведение, а ролевые предписания [5].

Почему же ребенок выбрал для себя не демонстрируемый в группе образец доброжелательного воспитателя, а агрессивный? Объяснением этому может служить ряд причин:

1) Субъективность роли или индивидуальный «стиль исполнения».

Так как сама по себе социальная роль не определяет деятельность каждого конкретного ее носителя в деталях – все зависит от того, какую модель поведения индивид возьмет за образец и насколько он ее интернализует. Акт интернализации определяется индивидуально психологическими особенностями и личным опытом каждого конкретного носителя данной роли [1].

Таким образом, можно предположить, что ребенок имел опыт взаимодействия не только с воспитателем, использующим неконфликтный, доброжелательный стиль взаимодействия с детьми, но и с человеком, исполняющим данную роль в агрессивном и властном ключе, при чем и вторая модель могла казаться ему более эффективной (либо наблюдал жестокую модель воспитания в собственной семье, другой группе, в фильмах и др.).

2) Агрессивная модель поведения, возможно, была выбрана в качестве образца в силу личностных особенностей ребенка-воспитателя. Не стоит упускать определяющего влияния мотивационной сферы на выбор поведенческих паттернов индивида[2; 4].

Таким образом, на выбор дошкольника могло оказать существенное влияние ориентация ребенка на реализацию собственного мотива власти путем агрессивного поведения в отношении сверстников.

3) Непринятие конкретного ребенка группой в роли авторитетного лица, отказ в подчинении, и/или изначально негативное и конфликтное отношение группы к нему. В силу того, что у ребенка еще до начала эксперимента сложились проблемные отношения с детьми в группе – модель доброжелательного и чуткого воспитателя заменяется на более уместную и эффективную, с точки зрения дошкольника, жестокую модель поведения.

4) Возможно, воспитатели, демонстрирующие в присутствии экспериментатора социально желательный стиль воспитания, основанный на внимании, любви и неконфликтном общении, вне эксперимента, иногда все же прибегали и к альтернативным формам работы с детьми, включающим наказания за проступки и строгое обращение.

В качестве примера проявления данного явления в других возрастных группах можно привести Стэнфордский тюремный эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологом Ф.Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и влияние навязанной социальной роли на поведение. В ходе эксперимента было выявлено, что роль надзирателя оказывает влияние на личность испытуемых, вызывая у ее исполнителей поведение, несвойственное им ранее. Так несколько охранников все больше и больше превращались в садистов – особенно ночью, когда им казалось, что видеокамеры выключены. Экспериментаторы утверждали, что примерно каждый третий охранник показывает настоящие садистские наклонности [3]. Таким образом, особенности поведения испытуемых-охранников так же, как и у дошкольников-воспитателей были обусловлены особенностями имеющегося у них образа надзирателя. Если обратиться к примерам из обыденной жизни – данный эффект можно встретить среди руководителей, милиционеров, уборщиц, вахтеров, комендантов, преподавателей и представителей других профессий, предполагающих наличие власти и возможность ее вымещения.

Педагогу можно предложить следующие мероприятия по преодолению данного эффекта:

· Проанализировать взаимодействие детей в группе, их игровую деятельность. Дать ребенку проективные методики (нарисовать хорошего/плохого воспитателя, + «я и группа», + «моя семья» и т.д.). Если есть психолог в детском саду – направить ребенка к нему.

· Если описанный эффект вызван конфликтными отношениями ребенка-воспитателя и группы – выявить причину; работать с группой по устранению напряженных отношений, вовлекать ребенка-воспитателя в совместную игровую деятельность (давать игры на сплочение и др.).

· Если конфликтов со сверстникам не наблюдается, и причина заключается в несовершенстве семейной модели воспитания ребенка – беседа с родителями на тему агрессии в воспитании ребенка, рекомендация к сокращению просмотра жестоких фильмов и передач.(Обращение к психологу).

· В случае, когда пусковым механизмом является нереализованный мотив власти ребенка – организовывать в группе ролевые игры, где каждый ребенок смог бы примерить роль руководителя, милиционера, судьи или учителя (данные профессии предполагают реализацию данного мотива).

· Если причиной жестокого поведения ребенка-воспитателя послужило отсутствие навыков конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта – посредствам игры обучить группу способам сотрудничества, доброжелательного общения, уважительному отношению и др.

· Также воспитатель должен проанализировать собственное поведение на предмет ошибок, попытаться исключить действия, которые могут быть восприняты детьми как неуважительные, агрессивные и отражать властное отношение к детям.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Задание 2. Сделать небольшие проблемные доклады с презентациями.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных