Обработка результатов. По каждому из критериев (1 и 2) на основе ответов учащихся оформляется социоматрица (см
По каждому из критериев (1 и 2) на основе ответов учащихся оформляется социоматрица (см. таблица 1). Она составляется следующим образом: по вертикали располагаются фамилии учащихся в алфавитном порядке, по горизонтали - их порядковые номера. В строке напротив фамилии данного ученика отмечаются знаком «+» (плюс) те одноклассники, которых он выбрал. Отметив в матрице выборы всех учащихся, кружком обводятся «+», соответствующие взаимным выборам. В нашем примере №1 (Алексеев) №5 (Павлов) выбирают друг друга. Обратите внимание на то, что взаимные выборы располагаются симметрично относительно диагонали социоматрицы.
Затем в столбиках подсчитывается общее количество все выборов у данного ученика (сколько человек выбрали его), и количество взаимных выборов.
На основе анализа всех полученных данных определяется социометрический статус ученикав данном коллективе. Количество выборов является показателем популярности-непопулярности его в группе.
Учащиеся, получившие наибольшее количество выборов, относятся к I группе - это «звезды»; ко II группе «предпочитаемых» относятся те, кто получил 3-4 выбора; к III группе «приняты х» относятся ребята, получившие 1-2 выбора; и к IV группе — «пренебрегаемых» или «изолированных» относятся школьники, не получившие ни одного выбора.
Таким образом, учащиеся, оказавшиеся в I и II группах занимают благоприятное положение в классе, а учащиеся III и особенно IV группы имеют неблагоприятное положение среди сверстников.
Полученная информация не должна сообщаться учащимся в полном объеме. Ни в коем случае не разглашаются сведения о том, кто кого выбрал. Можете сказать ученику, сколько всего выборов он получил. Если ученик попадает в категорию непринятых, т.е. его никто не выбрал, не стоит ученика травмировать, лучше сказать, что у него есть 2-3 выбора. Не стоит озвучивать и такие понятия, как звезды, принятые, непринятые и т.п., тем более, говорить, кто к какой категории относится.
На основе полученных количественных показателей по каждому критерию определяется уровень благополучия взаимоотношений (УБВ)в группе, коэффициент взаимности (КВ) и индекс изолированности, являющиеся существенными показателями характера межличностных отношений.
1) УБВ определяется по соотношению числа членов группы, находящихся в благополучных статусных категориях (I и II), счислом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III и IV группы).
УБВ высокий — при I+II>III + IV;
средний — при l+II= III +IV;
низкий — при l + II<III+IV.
2) Индекс изолированности - важный показатель уровня благополучия взаимоотношений. Это процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории: количество учащихся IV группы разделить на количество всех учащихся в классе и умножить на 100%. Индекс изолированности не должен быть не больше 15%.
3) Коэффициент взаимностиКВ является показателем сплоченности группы и удовлетворенности в общении.
, где
Р1 — число взаимных выборов в классе,
Р —число всех выборов в классе,
KB ниже 20 % может рассматриваться как отрицательный показатель.
Таблица 1.
Образец социоматрицы
Название критерия
№п/п
| Ф.и.учащегося
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Алексеев
| *
| +
|
|
| +
| +
|
|
|
| Андреева
|
| *
| +
|
| +
|
|
| +
|
| Бирюков
| +
|
| *
|
|
|
| +
| +
|
| Володин
|
| +
| +
| *
| +
|
|
|
|
| Павлов
| +
|
|
|
| *
| +
|
| +
|
| Смирнов
|
| +
| +
| +
|
| *
|
|
|
| Сычева
| +
|
|
|
|
| +
| *
| +
|
| Якушенко
|
| +
| +
| +
|
|
|
| *
| Колич. полученных выборов
|
|
|
|
|
|
|
|
| Колич.взаимных выборов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|