ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Девиантное поведение детей и подростков. Делинквентность. Аддиктивное поведение. Общая характеристика.Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050706 Педагогика и психология Девиантное поведение детей и подростков. Делинквентность. Аддиктивное поведение. Общая характеристика. Подростковый возраст является определенным этапом созревания и развития человека между детством и взрослостью, это один из важных периодов становления личности. Проблема девиантности носит междисциплинарный характер и находится на стыке социологии, психологии, медицины, биологии, юриспруденции и этики. С позиции концепции социализации, лицами с девиантным поведением становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т.д.), считаются нормальными, или общество относится к ним довольно толерантно. Наряду с термином «девиантное поведение» исследователями употребляются как синонимы термины «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «дезадаптивное поведение», «асоциальное поведение», «неадекватное поведение», «деструктивное поведение», «акцентуированное поведение» и т.п. Если говорить о девиантных отклонениях в поведении подростков, то по мнению К. Левина, подросток находится в положении маргинальной личности (принадлежащей к двум культурам). Он больше не хочет быть в сообществе детей, и в то же время он знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения маргинальной личности является эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряж.нность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам. Давая характеристику симптомам негативной фазы подросткового возраста, Л. С. Выготский отмечает: а) их крайнюю вариативность; б) ситуационную зависимость (например, негативизм проявляется в семье и отсутствует в школе, и наоборот); в) неоднородность и сложность поведения. Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др. Согласно И.А. Горьковой, «важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). Аддиктивное поведение — одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях, азартных играх, бродяжничестве и т.п.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|