ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности сознания.1. Присвоение социального опыта и его использование/оперирование: - овладение знаниями; - пользование языком; - пользование орудиями. 2. Целенаправленный характер активности человека. - прогнозирующий характер психики; - творческий характер сознания. Личностные характеристики – наличие определенных отношений к социальному окружению; особенности человека. 3. Система мотивов = направленность личности. - соподчинение мотивов (познавательные, взгляды, убеждения, есть соц.мотивы). Личность = система отношений. Поддаются нравственной оценке. Формируются социумом. Особое отношение: отношение к себе – самосознание. 4. Самосознание. Человек отдает отчет в особенностях своей психики и регулирует/контролирует себя. В развитии психики произошел качественный скачок. Кроме сознания в психике человека существует другой мощный пласт – бессознательное (неосознаваемые компоненты деятельности человека). Компоненты: 1. Подсознательные (неосознаваемое сопровождение деятельности): - автоматизмы; - навыки; - привычки; - установки (если проблема – начинаем решать); - сопровождение тех или иных действий (пилить – напряжение - сжимаются зубы). 2. Неосознаваемые побудители деятельности. 3. неосознаваемые установки (пр: задача про лодки). 4. Надсознательные явления (интуиция, вдохновение). 5. Субсенсорное/подпороговое восприятие (пр: звуки не слышим, но мозг реагирует). 6. Неосознаваемые явления социально-психологического порядка (толпа, подражание (неосознанное)). 7. сознательное и бессознательное – взаимодействуют. Могут противоречить друг другу, и наоборот. 8. иррациональное побуждение – то, что не поддается сознательной оценке. Методы психологии. Возможности познания психики: Специфика - психические явления не материальны и непосредственному восприятию не поддаются. Но другого пути познания нет, кроме как через органы чувств. Познаем не сами психические явления, а их проявления. Возможности самонаблюдения ограничены. Объективный подход (через какие-то факторы). В акте деятельности существует единство внешнего и внутреннего, что дает возможность познавать внутреннее через внешнее. Проявления: 1. Результат деятельности. 2. Протекание деятельности. 3. Речевая деятельность. 4. Мимика и пантомимика. 5. Вегетативные проявления (изменения во внутренних органах: краснеет, бледнеет, руки дрожат). 6. Регистрация электрической активности кожи, мозга, мышц,… Нужно пользоваться разными проявлениями, чтобы выводы были обоснованными. Между внешними проявлениями и психологическими причинами связь не однозначная, а многозначная. Надо собирать достаточное число фактов для обоснованных выводов. Возникает необходимость определенной математической работы. Методы: 1. Неэкспериментальные. 2. Экспериментальные. 3. Опросные. 4. Тесты. 5. Моделирование. 6. Метод интроспекции. Неэкспериментальные методы. - изучает проявления психики в естественных ситуациях, без специально созданных условий. 1. Наблюдение – один из самых широко применяемых и простых методов. Основан на планомерном наблюдении за деятельностью людей. В житейских условиях без к-либо вмешательства наблюдателя со стороны. Недостаток: – исследователь находится в относительно пассивном состоянии (не может влиять, изменять условия). - возможное проявление субъективной позиции исследователя в толковании материала наблюдения. Плюсы: - доступность; - дает возможность получить достоверную информацию о психике в естественных условиях. Виды наблюдений: I. по целям. 1. Целенаправленное/стандартизированное – заранее спланированное, четко ограниченное по схеме. В естественных условиях. Целенаправленное восприятие. 2. Случайное/свободное – не имеет заранее установленных рамок, методов, цели, и т.д. может меняться характер наблюдения. Имеет попутный характер. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|