Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этнические процессы 3 страница




Таким образом, основные идеи социологической школы за­ключаются в следующем:

- в каждом обществе существует комплекс «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества;

- функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей;

- в каждом обществе существует своя мораль, она динамична и изменчива;

- переход от одного общества к другому представляет собой трудный процесс и осуществляется не плавно, а рывками.

 

 

СТРУКТУРАЛИЗМ

Зарождение структурализма произошло в рамках функциона­лизма, и поэтому первая его форма получила название структур­ного функционализма. Как уже было отмечено, основоположни­ком нового направления в этнологии стал английский ученый Альфред Радклифф-Браун, который первым начал рассматривать общество как структурно взаимосвязанную систему отдельных функционирующих элементов. Согласно его мнению, обществен­ная жизнь людей может рассматриваться как их функциониро­вание в рамках определенной социальной структуры. Функция каждой повторяющейся в ее пределах деятельности заключается в решении тех социально значимых задач, на которые она наце­лена, в ее вкладе в поддержание структурной преемственности. Функциональный подход к социокультурной жизни, таким об­разом, означает изучение устойчивых форм, с помощью которых индивиды осваивают социальную жизнь, приспосабливаются к ней и поддерживают ее. Поэтому главной задачей этнологии, по мнению Радклифф-Брауна, должно было быть не выявление причин структурных изменений человеческого общества и его культуры, а показ постоянно повторяющихся в них структурных взаимосвязей.

Эдуард Эванс-Притчард (1902-1972). Будучи видным исследователем африканских культур, Эванс-Притчард строил их изучение на основе структуралистско­го метода, в соответствии с которым описание конкретных фак­тов подчинялось определенной социологической теории. С по­мощью этого метода можно понять структурное устройство об­щества и существующие в нем межличностные отношения, а ко­нечной целью этого метода является более ясное понимание сис­темы общества в целом.

Выдвигая такую цель структуралистского метода, Эванс-Притчард исходил из убеждения, что элементы системы влияют друг на друга, а структурный подход изучает эти связи между эле­ментами. По его мнению, социальные и культурные системы со­ставляют единое целое, поскольку создаются человеком. Эти систе­мы отвечают его потребностям в упорядоченных отношениях с ок­ружающим миром. Использование этого метода предполагает сравнение нескольких исследуемых однородных объектов, чтобы определить существенные черты их структурных форм и причины их изменений. Для этого сначала нужно извлечь «социальный факт из культурной формы». Каждый такой факт обладает первичными и вторичными качествами. Первичные качества- структура - это то, что действительно существует и играет роль причины. Вторич­ные качества - культура - порождаются, с одной стороны, путем воздействия окружающего мира на органы чувств человека, а с другой - выбором символических знаков в данном обществе. Во взаимоотношении этих качеств первые составляют основу вторых, т.е. культура имеет также свою структуру и это позволяет понять и объяснить связь всех культурных явлений.

Билет №8

Рубеж 40-50-х годов в мировой этнологии был ознаменован рождением новых научных школ в США и Европе, среди которых видное место занял культурный релятивизм.. Главная идея культурного релятивизма заключается в признании равноправия различных культур, созданных и созда­ваемых разными народами (независимо от уровня их развития, сложности и самобытности), и абсолютном отрицании этноцентризма в любой форме, в том числе и господствующего до сих пор европо- и американоцентризма. Сторонники культурного реляти­визма провозглашают идею несравнимости культурных типов разных народов, невозможности их измерения единым масшта­бом, поскольку каждая культура представляет уникальную систе­му ценностей, несопоставимых между собой. Любая культура по-своему сложна, ценна и самобытна, так как является особым спо­собом приспособления к данным условиям, вполне равнозначным любому другому. Каждая культура должна рассматриваться в своих собственных рамках, как закрытая система специфических форм существования. Исходные идеи релятивизма были сформулированы еще Боасом, который первым высказал мысль о самоценности отдель­ных культур. Ее поддержали и развили А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Херсковиц, разработавшие в итоге концепцию культурного релятивизма.

Херсковиц решительно высказался против трех главных детерминант культуры, признававшихся прежними теориями: расистских объяснений специфики культу­ры, сводящих все культурное многообразие к изменчивости те­лесной организации индивида; географического детерминизма, который объяснял своеобразие культур особенностями природ­ной среды обитания; экономического детерминизма, согласно ко­торому определяющим фактором культуры является способ про­изводства материальных благ.

Этим теориям Херсковиц противопоставил отказ от этноцентризма и европоцентризма в описании и объяснении культур раз­ных народов. Общий культурно-исторический процесс представ­лялся ему в виде суммы разнонаправленно развивающихся куль­тур. Культуру он понимал в самом общем плане как созданную человеком среду обитания. Каждую отдельную культуру он рас­сматривал как неповторимую, уникальную модель, определяемую постоянно присутствующей традицией, которая проявляется в при­сущих каждому народу специфических системах ценностей, часто несопоставимых с системами других народов. В культуре каждого народа, считал Херсковиц, всегда есть некий «культурный фокус» -самая существенная черта этой культуры.

Историю человечества Херсковиц понимал как сумму само­стоятельно развивающихся культур и цивилизаций. При этом ис­точник динамики культур он видел в их единстве и изменчивости. Он особенно подчеркивал, что любая культура должна быть од­новременно и стабильной, и изменчивой и всякое ее изменение возможно лишь при сохранении некоторых консервативных структур, которые и составляют субъект культурного развития. По его мнению, отсутствие изменений вообще означает смерть культуры. В то же время разрушение устойчивых структур в куль­туре в угоду ее быстрым изменениям означает ее деградацию, ут­рату самобытности.

Следуя американской антропологической традиции, Херско­виц отделил понятие «культура» от понятия «общество». По его представлению, культура - это способ жизни людей, в то время как общество есть организованный взаимодействующий агрегат индивидов, ведущих определенный образ жизни. Проще говоря, общество состоит из людей, а способ поведения, ими избираемый, есть их культура.

Раскрывая сущность культурного релятивизма, Херсковиц вы­делил три его аспекта: методологический, философский и практи­ческий.

Методологический аспект предполагает познание культур на основе ценностей, принятых у данного народа; это означает, что описание жизнедеятельности индивидов необходимо производить в терминах их собственной культуры.

Философский аспект культурного релятивизма состоит в при­знании множественности путей культурного развития, в плюра­лизме взглядов при оценке культурно-исторического процесса. Он отрицает обязательную эволюционную смену стадий культурного роста и доминирование одной тенденции развития.

И практический аспект предполагает вовлечение в индустриальную цивилизацию архаических культур при сохране­нии их культурной самобытности. При этом некоторые культуры желательно оставлять в неприкосновенности. Плодотворность этих идей Херсковица стала очевидной в наше время, когда искус­ственное создание «культурных» условий существования отсталых народов нередко приводит к массовой деградации населения, ал­коголизму, воровству и т.д.

Билет №9

Географическая классификация:

С помощью такой классификации этносов выделяются услов­ные географические регионы, в которых расселены народы мира. Эта классификация используется главным образом при внешнем описании народов и в некоторых случаях, когда пространствен­ное расселение народов может иметь существенное значение при решении этнологических проблем.

Классификация такого типа опирается на факт географическо­го соседства народов и отражает совместный характер их прожи­вания в пределах какой-то определенной, чаще всего обширной территории. Так появились понятия «народы Кавказа», «народы Восточной Европы» и т.д. Но подобное географическое объеди­нение народов возможно лишь в той мере, в какой географиче­ский принцип классификации совпадает с этническим. Географическая классификация не отвечает на вопросы о происхождении народов, о процессах их формиро­вания, о хозяйственном и культурном облике, об уровне социаль­но-экономического развития, но позволяет пространственно упо­рядочить и распределить этносы по регионам. На более низком уровне, в пределах пространственно незначительных территорий последовательное проведение в жизнь географической классифи­кации этносов приводит к непримиримым противоречиям с пред­ставлениями о родстве этнических групп. Поэтому географиче­ская классификация носит вспомогательный характер. Единой принятой во всех странах географической классифика­ции не существует. Самое простое деление: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, наро­ды Европы.

 

Антропологическая классификация:

Такие особенности, передаваемые по наследству и характерные для больших групп людей, принято называть расо­выми признаками. Важнейшими из них являются следующие:

1) форма волос, где учитываются две особенности: жесткость и извилистость. Площадь сечения жесткого волоса в 2 раза больше, чем мягкого. По извилистости волосы разделяют на прямые, ши­роковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней. Изви­листость волос определяется расположением их корней в коже и формой поперечного сечения волоса. Прямой волос выходит из кожи под углом, близким к прямому, и корень его не имеет изги­ба. У волнистых волос корень изогнут и угол выхода более ост­рый. У курчавых волос изгиб корня еще больше, а угол выхода еще меньше. Поперечное сечение прямых волос по форме близко к кругу, а волнистые и курчавые волосы в сечении дают овал;

2) третичный волосяной покров, появляющийся в период по­лового созревания. Его развитие оценивается в баллах от 1 (очень слабое) до 5 (очень сильное). При этом учитывается густота волос и площадь поверхности кожи, которую они занимают: особое внимание обращается на усы и бороду мужчин;

3) цвет кожи. Он может изменяться в диапазоне от бледно-розового до темно-коричневого и почти черного. Шкала цветов кожи насчитывает до 36 оттенков. Наиболее светлая кожа - у жи­телей Северной Европы, наиболее темная - у жителей Централь­ной Африки;

4) цвет волос. Принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы;

5) цвет глаз (окраска радужной оболочки). Темные глаза - чер­ные, карие, желтые; глаза смешанных или переходных цветов -желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза - светло-серые, го­лубые, синие;

6) рост. Средняя длина тела у человека составляет 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Наименьший средний рост на пла­нете зафиксирован у пигмеев бассейна реки Конго - 141 см для взрослого мужчины. Самый высокий средний рост - 182 см отме­чен для населения, живущего южнее озера Чад. Средний рост вы­ше 175 см имеют черногорцы, шотландцы, шведы, норвежцы, по­линезийцы;

7) пропорции тела. По пропорциям соотношения длины конеч­ностей и длины тела, ширины плеч и таза выделяют следующие ти­пы фигур: а) брахиморфный («брахис» - короткий, «морфо» -форма) тип - относительно короткие руки и ноги, длинное туло­вище, широкие плечи и таз; б) долихоморфный («долихос» -длинный) тип - сравнительно длинные конечности, короткое ту­ловище, узкие плечи и таз; в) мезоморфный («мезос» - средний) тип - занимает промежуточное положение между первыми двумя;

8) параметры головы. Здесь основным показателем является соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Соотношение меньше 75,9% - доликефалия («кефалос» - голова); между 76 и 80,9%- мезокефалия; больше 81%-брахикефалия.

Кроме отмеченных выше расовых признаков в антропологии отмечают также ширину, высоту, горизонтальную профилировку лица, выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикры­вающая слезный бугорок), параметры носа, высоту и толщину губ.

В отечественной и зарубежной антропологии до сих пор от­сутствует единая система классификации рас, но наиболее распространенной в настоящее время является классификация, в несоответствии с которой выделяют четыре большие расы: 1) европеоиды (евразийская раса); 2) монголоиды (азиатско-американская раса); 3) негроиды (африканская раса); 4) австралоиды (океанийская раса).

 

Так, у европеоидов беловатый или смугловатый цвет кожи, во­лосы самых разных оттенков, волнистые или прямые, обычно мягкие, растут на лице и на теле, нос узкий, выступающий, а вот скулы выступают слабо, губы тонкие или средней толщины. Глаза разных оттенков, широко открыты, оси их горизонтальны, склад­ка верхнего века, частично прикрывающая его наружную поверх­ность, отсутствует или развита слабо. Челюстная часть лица поч­ти не выступает вперед.

У австролоидов цвет кожи темный, волосы курчавые или вол­нистые, притом темные и жесткие, скулы выступают вперед уме­ренно, а челюстная часть лица - значительно, нос широк, губы толстые. На лице и на теле обильно растут волосы.

У монголоидов цвет кожи желтоватый или темно-смуглый, во­лосы большей частью тугие (жесткие), по форме прямые. Окраска волос и глаз, как правило, черная или темно-коричневая, борода и усы у мужчин появляются поздно и редко достигают большой гус­тоты. Лицо широкое и высокое, уплощенное, скулы сильно высту­пают, а нос - слабо. Глаза нередко узкие, оси их наклонены, склад­ка верхнего века сильно развита, часто доходит до ресниц. Харак­терен также эпикантус - особая кожная складка, частично или пол­ностью закрывающая слезный бугорок во внутреннем углу глаза. Эти признаки характерны для азиатской ветви этой расы.

А у индейцев Америки, тоже принадлежащих к монголоидам, лицо совсем не плоское, на нем выдается крупный нос, часто даже с горбинкой. Эпикантус у них развит слабо. Цвет кожи - красно­ватый.

Для негроидов характерны курчавые, обычно жесткие, черные волосы, очень темный (до шоколадно-коричневых оттенков) цвет кожи, карие глаза. Борода и усы растут плохо, как и у монголои­дов. Лицо узкое и низкое, скулы выступают слабо или умеренно. Ширина носа очень велика, почти равна его высоте. Глаза, как и у европейцев, широко открыты, горизонтально расположены, складка верхнего века небольшая. Челюстная часть нередко вы­ступает вперед. Слизистая оболочка рта сильно или даже очень сильно выступает наружу.

Европеоиды сегодня населяют не только Европу. Они занимают всю Северную Африку (алжирцы и египтяне), запад Азии (турки и арабы), Сибирь (русские), почти весь Кавказ, часть Средней Азии, Ирак, Афганистан, Индию. За последние четыреста лет европеои­ды стали главной частью населения Северной Америки и многих стран Южной Америки.

Негроиды сегодня живут в Африке, на многих островах Тихого океана, очень много в свое время их было завезено в Америку, где и сегодня живут их потомки.

Австралоиды, во многом близкие к негроидам, живут в Авст­ралии, Меланезии.

Монголоиды (азиатская ветвь) населяют Китай, Вьетнам, Япо­нию, Индонезию, Филиппины. К ним относятся казахи, киргизы, некоторые другие народы Средней Азии, коренные народы Севе­ра и Дальнего Востока.

В составе названных больших рас выделяют несколько малых рас (их называют иногда этногенетическими пучками или локаль­ными расами), численность которых достигает 25. Между боль­шими и малыми расами существует довольно большое количество переходных форм. Например, между негроидами и европеоидами -эфиопы и мулаты; между монголоидами и австралоидами - юж­ноазиатская раса, японцы и т.д.

Языковая классификация:

. Ученым известно около 6000 языков, на которых разговаривают различные этнические общности и группы. При­чем только в редких странах люди разговаривают на одном языке, зато есть страны, где существует более 100 языков. Всего насчитывается около 240 языковых семей.

Самая крупная

· индоевропейская языковая семья (славянские, балтийские, германские, кельские, романские, греческие, албанские, иранские, индийские, армянские языки)

· семито-хамитские языки (семитские, тербетские, кушитские, чадские)

· кавказские языки

· дравидийские языки(индия)

· уральские языки(фино-угорские, самодиские)

· изолированные языки С. Азии (кетский, чукотско-камчатские, юкагирский)

· алтайские языки(тюркские, монгольские, тунгусо-манчжурские)

· корейский язык

· японский язык

· баскский язык(испания)

· нигеро-кордофанские языки (нигер-конго, кордофанские)

· нило-сахарские языки (сонгаи, сахарские, наба, фур, шари-нидьские, нама)

· койсанские языки (бушницские и готгентотские, сандаве, хатса)

· китайско-тибетские (китайский, тибетский)

· тайские языки

· австраазиатские языки

· австранизийские

· андаманские

· папуасские

· языки коренного населения австралии

· айнский язык

· эскимосо-алеутские языки

· языки индейцев америки

 

 

Билет № 10

 

Историко-этнографические области – регионы, в которых в следствии длительного обитания разных народов на одной территории, возникла определенная культурная общность, которая определяется общими хозяйственно и культурными бытовыми чертами.

 

Культурно-хозяйственный тип – определенный комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях.

 

Критерии:

1. приобладание в хозяйстве охоты, собирательства, рыболовства

2. мотыжное(ручное) земледелие и пастушное животноводство

3. плужное земледелие с использованием тягой силы домашних животных

 

Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традицион­ных культур и не идет дальше средних веков.

 

Для типов первой группы характерно то, что единственным источником существования людей являются дикорастущие растения и дикие животные (включая рыб), т. е. готовые дары природы, которые надо, конечно, добыть и соответствующим образом обработать для употребления в пищу, но не надо выращивать, искусственно культивировать или выкармливать. Учитывая эти обстоятельства, охоту, собирательство и рыболовство называют иногда «присваивающими» видами хозяйства, что, однако, не вполне точно, так как трудовая деятельность людей отнюдь не ограничивается здесь простым «присвоением», но включает действия, иногда очень сложные, связанные как с организацией соответствующих видов хозяйства, так и с переработкой добываемой продукции, требующей разнообразных технических навыков. Сюда относится производство средств производства, в первую очередь орудий охоты, собирательства и рыбной ловли.

Все же несомненно, что возможности развития производительных сил в типах первой группы ограничены, производительность труда низка, а следовательно, и прибавочный продукт почти полностью отсутствует. Нет еще экономической основы для сколько-нибудь значительного имущественного неравенства и тем более для образования классов. Только в некоторых группах оседлых рыболовов и морских зверобоев прибавочный продукт начинает появляться, а вместе с тем создаются экономические предпосылки для известной социальной дифференциации, в частности для возникновения домашнего рабства. Эти явления имеют, однако, зачаточный характер. На базе охоты, собирательства или рыболовства никогда не возникало ни одного развитого классового общества. Пока эти отрасли хозяйства были единственными, человечество жило в условиях первобытнообщинного строя.

Хозяйственно-культурные типы второй группы — мотыжно-земледель- ческие и животноводческие — представляют собой несомненно значительный шаг вперед по сравнению с типами первой группы. Основным источником существования здесь являются искусственно выращиваемые растения и домашние животные. Экономика более устойчива, чем у охотников и собирателей; производительность труда выше. Прибавочный продукт становится регулярным и обеспечивает возможность некоторого накопления. У земледельцев делаются запасы продуктов питания; у животноводов такими «запасами» служит живой скот, постоянно находящийся на подножном корму. Имущественное неравенство может быть значительным, формы эксплуатации — разнообразными. На базе развитого мотыжного земледелия и животноводства вполне возможно возникновение раннеклассовых отношений — рабовладельческих и феодальных. Ремесло у народов этой группы уже может отделиться от сельского хозяйства и достигнуть довольно высокого развития.

К третьей группе хозяйственно-культурных типов относится плужное (пашенное) земледелие. Самая характерная черта этих типов — использование при сельскохозяйственных работах тягловой силы домашних животных. Пашенное земледелие, в сущности говоря, является своего рода синтезом ручного земледелия и животноводства и возникает всюду как соединение первой отрасли хозяйства со второй. Без рабочего скота широкое применение плуга невозможно (случаи пахоты на людях редки и основным способом обработки земли никогда не были). Производительность труда при переходе к плужному земледелию сильно возрастает; растут и возможности накопления, а вместе с тем и эксплуатации. Ремесло, как правило, бывает отделено от сельского хозяйства; постепенно развивается также промышленность сначала мануфактурного, а затем и фабрично-заводского характера. Подавляющее большинство классовых обществ Азии, Африки и Европы вплоть до эпохи капитализма имело своей главной экономической базой именно плужное земледелие.

 

 

билет №11

Хозяйственно-культурные типы народов Восточной Азии (как и всего мира) отражают особенности их социально-экономического развития в различных естественногеографических условиях. Типы эти в первую очередь связаны с общим уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений, так как именно они определяют в конечном счете специфику взаимодействия людей с окружающей природой в разные исторические эпохи. С этой точки зрения можно говорить о трех основных группах хозяйственно-культурных типов, отличающихся друг от друга все более и более высокой производительностью труда, а вместе с тем и последовательно нарастающей величиной прибавоч ного продукта. К первой группе относятся типы с преобладающей ролью охоты, собирательства или рыболовства, ко второй — мотыжного (ручного) земледелия или животноводства, к третьей — плужного (пашенного) земледелия. Эта группировка применима ко всем хозяйственнокультурным типам, сложившимся до эпохи капитализма и частично существующим еще в настоящее время.

Для типов первой группы характерно то, что единственным источником существования людей являются дикорастущие растения и дикие животные (включая рыб), т. е. готовые дары природы, которые надо, конечно, добыть и соответствующим образом обработать для употребления в пищу, но не надо выращивать, искусственно культивировать или выкармливать. Учитывая эти обстоятельства, охоту, собирательство и рыболовство называют иногда «присваивающими» видами хозяйства, что, однако, не вполне точно, так как трудовая деятельность людей отнюдь не ограничивается здесь простым «присвоением», но включает действия, иногда очень сложные, связанные как с организацией соответствующих видов хозяйства, так и с переработкой добываемой продукции, требующей разнообразных технических навыков. Сюда относится производство средств производства, в первую очередь орудий охоты, собирательства и рыбной ловли.

Все же несомненно, что возможности развития производительных сил в типах первой группы ограничены, производительность труда низка, а следовательно, и прибавочный продукт почти полностью отсутствует. Нет еще экономической основы для сколько-нибудь значительного имущественного неравенства и тем более для образования классов. Только в некоторых группах оседлых рыболовов и морских зверобоев прибавочный продукт начинает появляться, а вместе с тем создаются экономические предпосылки для известной социальной дифференциации, в частности для возникновения домашнего рабства. Эти явления имеют, однако, зачаточный характер. На базе охоты, собирательства или рыболовства никогда не возникало ни одного развитого классового общества. Пока эти отрасли хозяйства были единственными, человечество жило в условиях первобытнообщинного строя.

Хозяйственно-культурные типы второй группы — мотыжно-земледель- ческие и животноводческие — представляют собой несомненно значительный шаг вперед по сравнению с типами первой группы. Основным источником существования здесь являются искусственно выращиваемые растения и домашние животные. Экономика более устойчива, чем у охотников и собирателей; производительность труда выше. Прибавочный продукт становится регулярным и обеспечивает возможность некоторого накопления. У земледельцев делаются запасы продуктов питания; у животноводов такими «запасами» служит живой скот, постоянно находящийся на подножном корму. Имущественное неравенство может быть значительным, формы эксплуатации — разнообразными. На базе развитого мотыжного земледелия и животноводства вполне возможно возникновение раннеклассовых отношений — рабовладельческих и феодальных. Ремесло у народов этой группы уже может отделиться от сельского хозяйства и достигнуть довольно высокого развития.

К третьей группе хозяйственно-культурных типов относится плужное (пашенное) земледелие. Самая характерная черта этих типов — использование при сельскохозяйственных работах тягловой силы домашних животных. Пашенное земледелие, в сущности говоря, является своего рода синтезом ручного земледелия и животноводства и возникает всюду как соединение первой отрасли хозяйства со второй. Без рабочего скота широкое применение плуга невозможно (случаи пахоты на людях редки и основным способом обработки земли никогда не были). Производительность труда при переходе к плужному земледелию сильно возрастает; растут и возможности накопления, а вместе с тем и эксплуатации. Ремесло, как правило, бывает отделено от сельского хозяйства; постепенно развивается также промышленность сначала мануфактурного, а затем и фабрично-заводского характера. Подавляющее большинство классовых обществ Азии, Африки и Европы вплоть до эпохи капитализма имело своей главной экономической базой именно плужное земледелие.

Несмотря на огромное разнообразие хозяйственно-культурных типов второй и третьей групп, всем им свойственны и некоторые общие особенности. Главная из них заключается в том, что экономической базой всех типов обеих этих групп является производительное сельское хозяйство, основанное на выращивании культурных растений, или на разведении домашних животных, или на том и другом занятии одновременно. Большинство населения у народов рассматриваемых групп всегда остается занятым в сельском хозяйстве, все остальные занятия — разные промыслы, отрасли домашнего производства, ремесла, промышленности и торговли — остаются подсобными. Такое соотношение сохраняется на протяжении всего рабовладельческого и феодального периодов; только с развитием капитализма в некоторых странах — наиболее индустриальных — большинство населения втягивается в промышленность, и хозяйственно-культурные типы с земледельческо-животноводческой базой на чинают постепенно терять свое ведущее экономическое значение. Процесс этот идет, однако, очень неравномерно; во многих странах, в том числе и экономически передовых, основные массы трудящихся остаются занятыми в сельском хозяйстве и при капитализме. Подобное положение может сохраняться длительное время и при переходе к социализму.

Очевидно, таким образом, что выделение хозяйственно-культурных типов необходимо при историко-этнографическом изучении народов всех ступеней социально-экономического развития — от первобытнообщинного строя до социализма. Для народов Восточной Азии это особенно важно, так как даже в наиболее развитой капиталистической восточноазиатской стране — Японии — хозяйственно-культурные типы сельского населения до сих пор накладывают свой отпечаток на образ жизни большинства народа. В Китае, Монголии и Корее крестьянство, занятое преимущественно в земледелии или животноводстве, и в наши дни составляет абсолютное большинство населения. Даже в условиях социалистической индустриализации в КНР, МНР и КНДР сельское хозяйство и связанные с ним особенности культуры и быта продолжают играть огромную роль в народной жизни. Многие хозяйственно-культурные типы, базирующиеся на плужном земледелии и животноводстве, имеют все перспективы дальнейшего* существования и прогрессивного развития и в социалистическую эпоху.

Хозяйственно-культурные типы первой группы (охотничьи, собирательские и рыболовческие) на чали складываться на востоке Азии еще в период позднего палеолита я мезолита. В Южном, Юго-Западном, а вероятно, и в Центральном Китае древнейшим из них был несомненно тип собирателей и охотников тропических и субтропических влажных лесов. С этим типом можно связывать пещерные стоянки Гуанси и прилегающих районов северного Индокитая (Вьетнама и Лаоса). Очень вероятно также, что лесным собирателям и охотникам теплого пояса принадлежали самые ранние памятники южнокитайского неолита (до распространения земледелия). Не приходится сомневаться, что с этого именно типа началось хозяйственное и культурное развитие предков всех или почти всех народов, говорящих на южно- азийских (мон-кхмерских), индонезийских, чжуан-дунских и мяо-яоских языках.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных