Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Позитивистское мышление и прагматический текст




Уверенность, что устройство мира разумно и непротиворечиво, общество становится все более справедливым, в познании окончательной истины для человека нет ничего невозможного, - царила в период расцвета рационализма. А потом нельзя не отметить, что логика легко становилась казуистикой, аксиомы превращались в догмы, а главное, - в социальной жизни не сходились концы с концами: вместо установления справедливого и разумного порядка одна революция сменяла другую, ужасая современников иррациональной жестокостью.

Рациональная картина мира не совпадала с иррациональностью общественного бытия. Привычные методы творческого отображения действительности утрачивали черты картезианской ясности и определенности. В живописи образ мира расплывается в цветовые пятна (импрессионизм), рассыпается на куски (кубизм), трансформируется в фантасмагорию (сюрреализм). В музыке прорываются мятежные порывы Бетховена, страстный иррационализм Вагнера, торжествующая дисгармония Стравинского.

Философы стали отказываться от философии. Огюст Конт первым произнес слово позитивизм. Никаких претензий на раскрытие окончательных истин, наука не объясняет, а лишь описывает явления. Главное не почему?, а как? Все универсальные законы бессмысленны, потому что верифицировать можно лишь некоторые наблюдаемые проявления закона.

В противовес дедуктивному подходу рационалистов родоначальники позитивизма считали, что только индукция (восхождение от частного к общему) может дать новое знание. Основоположник нового метода Чарльз Пирс: Все наше знание плавает в континууме недостоверности и неопределенности. А уже для Уильяма Джемса высшим критерием стала польза, практическая результативность рассуждения: мысль «истинна», поскольку вера в нее выгодна для нашей жизни. Джон Дьюи развернул всеобъемлющую теорию инструментализма – все законы, теории и гипотезы – не более чем инструменты для разрешения практической ситуации.

Чуть ли не единственным путем познания есть метод проб и ошибок. Внешний мир не что иное, как содержание опыта, а в категорию опыта включаются все явления и события, все возможные состояния индивида, включая сон и болезнь, войну и магию и т.п. Характерной особенностью нового понимания стало критическое отношение к результатам деятельности самого мышления, осознание субъективной структуры знания, обусловленного (а значит, ограниченного) практической деятельностью.

Основоположники прагматизма заострили до негативизма отношение к «самой метафизической реальности» - внутренним переживаниям, душе человека. Джон Уотсон так обосновывает новое направление в психологической науке бихевиоризм: «…поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии… Бихевиоризм заменяет поток сознания потоком активности…»

Задача ученого теперь была в том, чтобы, варьируя стимулы внешнего воздействия (St) и фиксируя изменения в ответных реакциях (R), прогнозировать. А когда жесткая взаимосвязь St -- R определялась, появлялась возможность программировать поведение. Бихевиористы основные исследования проводили на белых крысах.

Интроспекция (самонаблюдение в процессе мышления) была главным методом в эпоху рационализма. Шутники называли ассоциативную теорию «психологией профессоров психологии», у них появилось основание бихевиоризм называть «психологией большой белой крысы». Но опыты показали, что у крысы формируется не только реакция на отдельные стимулы, но целостная когнитивная карта, которую животное использует при изменении исходных условий. А когда вживили электроды в мозг, эксперименты показали, что поведение определяется не только внешними стимулами, а и внутренней потребностью.

Предмет исследования переместился на изучение ментальных структур – карт, планов, тезаурусов – внутренне детерминирующих поведение. Появился интерес к психическим функциям: внимание, память, мышление, язык, рассматриваемые теперь как уровни и этапы переработки информации. Открытия, связанные с распознавания образов, хранения и поиска информации, принятие решений нашли применение в кибернетике, бионике и пр. Не случайно структура памяти компьютера, включающая долговременную (жесткий диск), кратковременную (кэш-память), оперативную (ОЗУ) и видеопамять, полностью аналогична разделам памяти человека. И поисковый прибор ПК называется мышь, а надо бы – крыса.

Но самое большое влияние на общество бихевиоризм оказал через свои педагогические новации. Приемы оперантного (инструментального) научения, где главное – закрепление полезных реакций. Программированное обучение, техника пошагового овладения навыками, тестового контроля знаний и умений. При этом складывался особый тип личности: человек дела. Импульс психической деятельности давала выгода, личный успех – единственный критерий действенности и мощи мышления.

Хотя прагматизм вызвал понятное раздражение мыслителей и моралистов, позитивистская парадигма (исходная концептуальная схема, модель постановки проблем) расширяла возможности интеллекта. Важнейшим завоеванием стало критическое отношение к деятельности самого мышления, осмысление практики как текучего, но реального и наблюдаемого процесса взаимодействия объективного и субъективного (а также материального и идеального, физического и психического).

Такая структура сознания подходила для эпохи капиталистической экспансии и научно-технического бума. Теоретические концепции позитивизма и прагматизма вытекали из нового этапа развития социальной практики, осмысляли достижения и расчищали плацдарм для прорывных исследований природы и человека.

Просветители-рационалисты: «идеи правят миром», прогресс науки, переустройство общества и преображение человека. Но позитивисты ничего этого не нашли, и только, подвергнув сомнению сам феномен сознания, они обнаружили конструктивные возможности для проникновения в механизмы

природных явлений, общественных механизмов и ментальных структур человека. Как? - «черный ящик» - сначала это было сравнение, потом философическая метафора, конструктивный методический прием, эвристическая модель исследования закрытых систем.

Кровавые революции и демократические завоевания эпохи рационализма вывели на сцену истории людей, которых не занимало, что обещанное всеобщее братство все не наступало. Они умело пользовались тем, что теперь были лично свободны, равны в правах и не ограничены в предприимчивости. В среде бизнесменов: Если ты такой умный, то почему такой бедный?

В массовых коммуникациях убеждающий текст уступил место информативному, точнее, прагматическому. В газете “stoty” – четкий ответ на 6 практически значимых известных вопросов. Когда наши журналисты начали публиковаться за рубежом, то наше умение «блеснуть, высказаться, ради красного словца бросить все» столкнулось с ожиданием издателя получить текст «размыкающийся» на жизнь. С необходимостью показать не просветительский пафос учительства, духовное наставничество (убеждающий текст), а опору в разрешении конкретной житейской ситуации.

Автор прагматического текста осознает, что представляет один из вероятных способов решения проблемы, а окончательный выбор за читателем и целиком на его ответственности.

В каком бы виде СМИ или жанре не тиражировался прагматический текст (телекомментарий или статья в журнале, заметка в газете или радиорепортаж), его типологическими характеристиками будут:

· Локальность (конкретность, четкая проработка темы).

· Описательность (наглядные детали, последовательность, разговорный стиль).

· Фактологичность (подробности, «которые невозможно выдумать», документы, статистика, свидетели, эксперты).

· Безоценочность (подчеркнутое беспристрастие, безразличие).

· Деритуализация (скептическое отношение к высоким идеям, почитаемым героям, традиционным символам и устоявшимся ритуалам).

· Конструктивность (полезность «здесь и сейчас», то есть для решения конкретной проблемы конкретными людьми в конкретных обстоятельствах, но без претензий на истинность всегда и для всех).

· Прогностичность (попытка ориентации в «ожидаемом будущем»).

Пример Прониной. Когда журналисты «Комсомольской правды» решили помочь жертвам дедовщины, появился курс «Алого паруса». Правила и обоснования. Правило второе: Меры административного воздействия личные конфликты не решают никогда». Правило третье: Если тебе больше 15-ти, у тебя сломана дужка от очков, на ширинке нет пуговицы, на воротнике рубашки запеклись остатки борща – берегись дедовщины. Прикинь: что у окружающих вызывает особое раздражение и становится поводом для придирок… Конечно, это – компромисс, но вся жизнь состоит из компромиссов, и тебе, если уж очень надоело быть битым и бегать за выпивкой, то придется смириться и что-то в себе переделать.

В этом тексте нет никакой нравственной оценки «дедовщины». Автор лишь констатирует, что такие и такие особенности поведения провоцируют агрессию. За скобками остается вопрос справедливости сложившегося порядка. Важно лишь найти способ выживания. Автор прагматического текста не ставит задачу убедить всех и каждого, а предлагает информацию к действию для тех, кто нуждается.

Серия «Для чайников» - пошаговая инструкция, будь то родители трудного подростка, начинающие рекламные агенты или пользователи компьютерных программ. В основе выразительных средств и жанровых приемов лежит единый социально-психологический механизм: личная потребность в практическом разрешении данной проблемы. По сравнению с избыточно-рациональным убеждающим текстом прагматический выглядит более динамичным, энергичным, беспристрастным и, в конечном итоге, оказывается более суггестивным. Отсутствие явно выраженной оценки снимает психологическое сопротивление, приглушает критичность мышления, а лаконичное, словно недосказанное сообщение, как бы достраивается реципиентом, создавая иллюзию синхронности опыта автора и читателя.

В развернутом убеждающем тексте рабочая идея «предстает как своего рода логически обусловленный и взаимосвязанный комплекс элементов: цель–средства–исполнитель-гаранты». Но при любом уплотнении рабочая идея педалирует сугубо идеологический аспект рассуждения, в результате воскрешается опорная идея, которая всегда сохраняет непосредственное соприкосновение с архетипами коллективного бессознательного. Однако деиделогизированный и деритуализированный прагматический текст словно воплощает спонтанное роение массового мышления, он вплетается в ткань саморегуляции повседневного понимания и привычного поведения.

Пример знаменитого курьез -эффекта, когда радиопостановка по мотивам известного романа «Война миров», сделанная под прямой репортаж из Нью-Джерси вызвала панику. Население США весьма бурно отреагировало, потому что в прагматическом тексте события предъявляются предметно, тот, кого они касаются, реагирует целостно, включая глубинные структуры бессознательного. Прорыв получается стремительный (более чем с Ага-переживанием) от индивидуального сознания к коллективному бессознательному.

Получается, что прагматический подход к актуальным событиям может возбуждать архаические паттерны психики, потому что предметное предъявление провоцирует деятельную реакцию.

Интегральную единицу общения и автокоммуникации обозначить следует как конструкт - не спонтанно возникший, а специально смоделированный. Поскольку прагматический текст является рассмотрением актуальных явлений в практическом приложении, но всегда оказывается в контексте общественного мнения. А оно является состоянием массового сознания, то есть образованием надличностным, неподконтрольным для индивида.

Благодаря своей оперативности, бесперебойности и системности поток прагматических текстов способен структурировать и даже регулировать общественное мнение. Но это там, где аудитория доверяет своей прессе, представляет себе журналистов профессионалами, не поступающими интересами среднего класса.

«Коммерсант» и его создатель В.Яковлев: основная задача полно и оперативно рассказывать о событиях, объяснить непонятное, показать подоплеку событий, возможные перспективы их развития. Делать выводы и занимать позицию издание предоставляет читателю.

Классический прагматический текст требует от журналиста ума и чести, но можно сказать, что он и дает возможность ему сохранить самоуважение и независимость. Нет заказным идеям и личным предубеждениям. Конечно, от него могут потребовать, чтобы он вставил мифему или идеологему. Он сам может захотеть стать подручным партии или самовыразиться. Прагматический текст не панацея от нарушений или гарантия информационной безопасности. Это даже не самый влиятельный, не самый престижный и не самый массовый тип журналистских публикаций.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных