Процедура исследования. Исследование состоит из двух опытов и проводится с одним испытуемым.
Исследование состоит из двух опытов и проводится с одним испытуемым.
Опыт №1
Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.
В опыте используется классический метод удержания членов ряда. Экспериментальный материал состоит из 20 не связанных между собой простых слов, состоящих из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача запомнить предъявляемые слова и по команде воспроизвести их на бумаге для записей. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2 с. После окончания чтения через 10 с. испытуемому предлагается воспроизвести вслух или записать на бумаге запомнившиеся слова в любом порядке. Экспериментатор отмечает у себя в протоколе те слова, которые воспроизведены правильно. Ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании. Протокол исследования выглядит следующим образом.
Испытуемый: Экспериментатор:
| Дата: Время опыта:
| Опыт 1
| №/п слова
| Предъявлено
| Воспроизведено
| Примечание
| 1. 2. 3.......... 20.
|
|
|
| Словесный отчет испытуемого о запоминании и воспроизведении слов
| Наблюдения экспериментатора
|
Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам ряд слов, слушайте меня внимательно и постарайтесь их запомнить. Когда я кончу читать слова и скажу "Говорите!", назовите те слова, которые Вы запомнили, в том порядке, в каком они Вам вспоминаются. Внимание! Начали!"
Слова для запоминания в опыте 1:
1. Рыба
| 6. Власть
| 11. Белка
| 16. Чулки
| 2. Фунт
| 7. Огонь
| 12. Песок
| 17. Волк
| 3. Бант
| 8. Кофта
| 13. Зубы
| 18. Завод
| 4. Нога
| 9. Хлеб
| 14. Окно
| 19. Лилия
| 5. Сено
| 10. Совок
| 15. Ручка
| 20. Пирог
|
По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким способом он старался запоминать слова. Этот отчет и наблюдения экспериментатора записывают в протокол.
Опыт №2
Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.
В опыте используют метод удержания пар слов. Так же, как и в первом опыте, слова состоят из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов – 2с. После окончания чтения экспериментатором нижеприведенных пар слов для запоминания, через 10 с. он снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары. В протоколе второго опыта отмечают правильно воспроизведенные слова, причем ошибочные – фиксируют в примечании.
Инструкция испытуемому: "Я назову Вам пары слов. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить вторые слова каждой пары. Когда я закончу чтение этих пар, то буду снова читать первые слова, а Вы в ответ на названное первое слово отвечайте запомнившимся вторым словом этой же пары. Внимание! Приготовились слушать и запоминать!"
Слова для запоминания в опыте 2:
1. Курица – яйцо
| 11. Перо – бумага
| 2. Кофе – чашка
| 12. Закон – декрет
| 3. Стол – стул
| 13. Грамм – мера
| 4. Земля – трава
| 14. Солнце – лето
| 5. Ложка – вилка
| 15. Дерево – лист
| 6. Ключ – замок
| 16. Очки – газета
| 7. Зима – снег
| 17. Туфли – обувь
| 8. Корова – молоко
| 18. Полка – книга
| 9. Вино – стакан
| 19. Голова – волосы
| 10. Печка – дрова
| 20. Голос – певец
|
По окончании опыта экспериментатор записывает в протокол словесный отчет испытуемого и свои наблюдения об особенностях запоминания слов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|