Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИО­НАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

 

  1. Патриотическое воспитание молодежи

Под патриотизмом понимают любовь к своей Родине, к своему дому, деревне, городу или области, ко всей стране. Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность служить ее интересам, выполнять конституционные обязанности по защите Родины. Он неразрывно связан с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе. Это ес­тественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям.

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе.

Патриотизм функционирует и проявляется через нацио­нальное. Необходимо иметь в виду первоначальный смысл понятия «национализм» как приверженность и любовь к своему народу и отличать его от шовинизма, который оз­начает высокомерное превозношение своего народа за счет других и презрительное отношение ко всему чужеродному.

Безусловно, патриотическое и национальное имеют сфе­ру сближения не только в понятиях, но и явлениях малой родины, среды обитания, детства, семейного, бытового ук­лада жизни.

Национальная идея осознается с разной степенью глуби­ны, но без нее человек перестает быть полноценной личнос­тью. Поэтому одна из важных задач школы — передать бу­дущим поколениям человеческий опыт в его национальной форме, воспитать людей высоконравственных, образован­ных, духовно богатых, обладающих чувством гражданско­го долга и любовью к Родине.

Национальное чувство ведет народ к духовному расцве­ту. Чем выше чувство национального, чем более человек осознает сущность и историческую роль своего народа, тем более личность — человек, тем ярче ее достоинства.

Таким образом, необходимо возродить национальную школу, развивать национальное самосознание и тем самым обеспечить будущее своего народа как самобытного, равно­правного и достойного участника земного бытия. Это зна­чит, необходимо поддерживать и развивать в отечественном образовании все то прекрасное, что заложено в националь­ной идее.

Национально-патриотическое воспитание помогает утвер­ждаться отношениям дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи народов и наций. Истинный патриот уважительно относится к другим культурам, людям других национальностей.

Чем выше уровень национальной культуры, тем выше культура человека вообще, тем бережнее он относится к лю­дям другой национальности.

Первостепенное значение имеют проблемы формирования этики поведения ученика в условиях многонациональной среды, воспитание толерантности и веротерпимости.

 

  1. Воспитание культуры межнационального общения

В условиях многонационального государства решение про­блем межнациональных отношений приобретает судьбонос­ное значение. Только учитель, истинный интеллигент, может в каждом конкретном поселке, деревне, городе помочь де­тям найти правильную позицию, научить межнациональ­ным человеческим взаимоотношениям.

Надо учитывать, что сегодня школьники живут в услови­ях особо повышенной социальной тревожности, экономического напряжения, когда возникающие столкновения в сфере быта, торговли, общественного транспорта легко переносятся на межнациональные отношения.

К конфликтным ситуациям приводят не только разный культурный уровень людей, расхождения во взглядах, по­требностях, вкусах, но и элементарная невоспитанность, эгоизм, грубость, вспыльчивость, неуступчивость, нетерпи­мость, национальная кичливость.

В сегодняшних условиях возрастает важность формиро­вания культуры межнационального общения подрастающе­го поколения.

Культура межнационального общения зависит от обще­го уровня обучающихся, от их умения воспринимать и со­блюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудни­чества.

Культура межнационального общения — это многофунк­циональное явление, имеющее интегративную характерис­тику. Она имеет следующие структурные компоненты:

· когнитивный — знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики — таких, как долг, ответственность, честь, добро, справедли­вость, совесть и др.; проблем теории и практики меж­национальных отношений;

· мотивационный — желание освоить историю и культу­ру своей нации, а также других народов; интерес к об­щению с другими людьми, представителями других национальностей;

· эмоционально-коммуникативный — способность к иден­тификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соуча­стию, адекватной самооценке; самокритичность, толе­рантность;

· поведенческо-деятельностный — владение своими эмо­циями, умение объективно оценивать ситуацию, непри­миримость к нарушению прав человека любой нацио­нальности и веры.

В соответствии с этими компонентами выделяются и глав­ные направления педагогической деятельности.

Организованный процесс воспитания культуры межна­ционального общения, по мнению 3. Т. Гасанова, включает ознакомление молодежи с системой научных знаний о пра­вах и свободах человека и народов, о нациях и их отноше­ниях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; раз­витие позитивного опыта культуры общения с людьми раз­ных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высо­конравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.

Межнациональные отношения в совокупности представ­ляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объ­единениях.

Важную роль в приобщении к культурам, решении про­блем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Разви­тие национальных языков является сегодня одной из при­оритетных задач государственной политики Российской Фе­дерации. Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания. Изучение языков коренных народов представите­лями других национальностей — могучее средство для усво­ения лучших национальных традиций и культуры.

 

  1. Воспитание толерантности и веротерпимости

 

Основным принципом в общении между людьми должны стать терпимость, причем терпимость не пассивная, а ак­тивная, когда люди настойчиво ищут не то, что их разъединяет, а то, что объединяет.

Толерантность означает уважение, принятие и правиль­ное понимание богатого многообразия наших форм само­выражения и способов проявления человеческой индиви­дуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии.

Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.

Толерантностьреализуемая готовность к осознан­ным личностным действиям, направленным на достиже­ние гуманистических отношений между людьми и группа­ми людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то и проявляется во всех жизненных ситуа­циях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в от­ношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относится к людям другой веры или националь­ности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о меж­личностной, социальной, национальной толерантности и ве­ротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная — к конкретной группе, обществу; национальная — к другой нации; веротерпимость — к другой вере.

Толерантность является структурным компонентом лич­ности и затрагивает все сущностные сферы человека.

Основой толерантности является признание права на от­личие. Оно проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь; в понимании и принятии тради­ций, ценностей и культуры представителей другой нацио нальности и веры.

В словаре «национальная толерантность» трактуется как «специфическая черта национального характера, духа на­родов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ори­ентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отно­шениях». Таким образом, межнациональная толерантность — это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической груп­пы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия само­выражения.

Межнациональная толерантность тесно связана с веро­терпимостью, которую также необходимо воспитывать у мо­лодого поколения. Сегодня часто бесцеремонно в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно ст. 14 Конституции РФ наше государство — светское, ни­какая религия не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной.

Воспитание толерантности и веротерпимости является важнейшим элементом и условием формирования культу­ры межнационального общения.

 

  1. Методика воспитания толерантности и культуры межнационального общения

Воспитанию культуры межнационального общения способствуют средства массового воздействия на человека, наше окружение и, в частности, школа. Формирование культуры межнационального общения осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей.

Следует учитывать, что вся система учебно-воспитатель­ной работы, все педагогические средства влияют на форми­рование этой культуры. В то же время необходимо предус­мотреть специальную целенаправленную работу по воспи­танию культуры межнационального общения.

Значительными возможностями в решении этой пробле­мы располагает учебный процесс. Многие изучаемые пред­меты содержат информацию об истории и культуре народов мира, страны, региона, о межнациональных отношениях. Так, изучение своей Родины обеспечивают непосредственно три предмета: родной язык, отечественная история и отече­ственная литература. Эту проблему решают также геогра­фия, биология, музыка, изобразительная деятельность, тех­нология и другие предметы.

Методика воспитания культуры межнационального об­щения базируется на знании учителем особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по вос­питанию культуры межнационального общения педагогам необходимо знать и учитывать:

· индивидуальные особенности каждого ребенка, особен­ности воспитания в семье, семейной культуры;

· национальный состав коллектива учащихся;

· проблемы в отношениях между детьми, их причины;

· культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнацио­нальные отношения среди учащихся и в семьях.

Следует исходить из того, что культура межнациональ­ных отношений — категория общечеловеческих ценностей и базируется на общечеловеческой нравственности. Основа ее — формирование гуманных отношений между людьми, независимо от их национальности, воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, к чужому языку. Это возможно осуществлять в учебное и внеурочное время через всю систему отношений в коллективе класса, школы, любого образовательного учреждения.

Формирование культуры межнационального общения — длительный и многогранный процесс, который связан с формирования культуры межличностных отношений.

В условиях образовательных учреждений воспитание культуры межнационального общения начинается в началь­ных классах с воспитания устойчивого проявления заботы старших о младших, дружелюбия к одноклассникам, сво­им сверстникам во дворе, на улице, в доме, вежливости в отношениях с людьми, сдержанности в проявлении нега­тивных чувств, нетерпимого отношение к насилию, злу, лживости.

В средних классах задачи нравственного воспитания ус­ложняются. Особое внимание обращается на товарищескую взаимопомощь в трудную минуту, чуткость к горю и другим нуждам чужих людей, проявление милосердия к больным, пожилым, всем нуждающимся в помощи, участии, нетер­пимость к национальному самовозвеличиванию, чванству.

У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на ком­промисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.

Эти качества формируются в процессе деятельности и об­щения, направленных на созидание, заботу о людях, вызыва­ющих потребность взаимного обмена мыслями, идеями, спо­собствующих проявлению внимания и сочувствия к людям.

Наиболее благоприятна для формирования культуры межнационального общения совместная деятельность с об­щественно значимым смыслом. Для этой цели могут быть ис­пользованы все виды учебной и внеурочной работы, содер­жание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.

Успешное решение этой задачи во многом зависит от зна­ния характера свободного общения школьников, их психо­логической предрасположенности к контактам в коллекти­ве. Так, можно предложить учащимся небольшие сочинения с последующим обсуждением (дискуссией) на такие темы: «Как найти друзей?», «Кто друг, а кто враг?» Школьники определяют в процессе обсуждения, на каких правилах ба­зируется их общение с людьми, какие ценности они испове­дуют, на что ориентируются.

На уроках, диспутах можно обсудить такие вопросы: «Наши идеалы в новом времени», «Легко ли быть не та­ким?», «Что значит быть патриотом?», «Национальное и интернациональное — не противоположность, а гармо­ния» и др.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся педагогу необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкну­тость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры об­щения всего ученического коллектива, использовать его воз­можности для противодействия вредным националистичес­ким влияниям.

Большую ценность для учащихся имеют этнографичес­кие знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы учитель не только проявлял компетентность в этих вопро­сах, но и использовал накопленные знания в учебной и вне­классной работе (во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных нацио­нальных культурных центров, театров, выставок, фольк­лорных концертов, просмотров фильмов национальных сту­дий и т. д.).

Особую актуальность проблема интернационального вос­питания приобретает в условиях многонациональных кол­лективов, где учатся дети из семей различных националь­ностей.

При организации внеклассной и внешкольной работы крайне необходимо сближать интересы учащихся различных национальностей. Для этого нужно, чтобы любое школьное или классное меро­приятие было обращено к личности ученика, чтобы учащие­ся разных национальностей, обучаясь в одной школе, не оставались равнодушными друг к другу, а проявляли вза­имный интерес к личностным качествам, духовным запро­сам. При этом необходимо сочетать коллективные и инди­видуальные формы работы с детьми.

Сегодня целесообразна работа с ветеранами, общение с которыми — настоящая школа патриотизма. К ним мож­но отнести не только участников Великой Отечественной войны, но и совсем молодых людей, за плечами которых Афганистан, Чечня и другие «горячие точки». Приближен­ность к реальным судьбам людей позволит более гибко и все­сторонне обсуждать проблемы патриотизма и интернацио­нализма.

Эффективным средством воспитания может быть этно­графический музей, который создается в результате совме­стной поисковой работы педагогов, учащихся и родителей с целью воспитания памяти о нашем прошлом, нравствен­ных ценностях, формирования представлений у учащихся о быте, культуре, образе жизни своего народа, воспитания бережного отношения к предметам старины. Учащиеся не только собирают и изучают этнографический материал, знакомятся с историей, культурой и искусством народа, но и сами изготавливают копии предметов быта, шьют и де­монстрируют модели национальной одежды, организуют народные гулянья и праздники, вовлекая в них и ро­дителей. Большую ценность для учащихся имеют этнографичес­кие знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы учитель не только проявлял компетентность в этих вопро­сах, но и использовал накопленные знания в учебной и вне­классной работе (во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных нацио­нальных культурных центров, театров, выставок, фольк­лорных концертов, просмотров фильмов национальных сту­дий и т. д.).

Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности детей, ко­торая вместе с трудом, учением, искусством, спортом обес­печивает необходимые эмоциональные условия для форми­рования национального сознания, культуры межнациональ­ных отношений учащихся.

Дети могут совершать очное и заочное путешествие в ис­торию родного края, знакомиться с интересными людьми, народными умельцами, проводить конкурсы юных талан­тов, заниматься поисковой работой, добрыми делами (акты милосердия, операция «Забота»).

Можно дифференцировать содержание игры по классам. Так, в 1-м классе дети знакомятся с народным фолькло­ром, посещают музеи, театры. Этот этап можно завершить праздником сказочных героев. Во 2-м классе учащиеся глубже изучают творчество национальных поэтов и писа­телей, знакомятся с историей своего края, участвуют в по­исковой работе, проводят «Город веселых мастеров». Этап завершается игрой «Поле народных чудес». В 3-м классе дети продолжают знакомиться с культурой, литературой и искусством своего народа. Проводят беседы «Кто это? Что это?», путешествия «Их именами названы улицы нашего города», выставки народного творчества, организуют кон­церты для жителей микрорайона, встречаются с творческой интеллигенцией, участвуют в экспедиции «Мой край род­ной». Заканчивается этап интеллектуальной игрой «Эрудицион».

В 5—7 классах основу такой работы составляют поиск и пропаганда новых интересных и полезных дел, которые развивают и обогащают знания учащихся о родном крае, национальной культуре. Главное — это деятельность, на­правленная на развитие творческих способностей детей, воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку, исто­рии, литературе, культуре. В то же время в виде заочных путешествий дети знакомятся с жизнью, традициями дру­гих народов.

Для старшеклассников привлекательным может быть КВН, аукцион народных мудростей, содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные про­мыслы. Так, например, в форме сюжетно-ролевой игры, в творческой форме могут быть представлены «Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья», «Белорусская семья», «Молдавская семья» и т.д. В активной форме они изучают народные и семейные праз­дники, традиции народов, живущих рядом, историю соб­ственного народа, его духовную

Проблема воспитания культуры межнационального общения — общая для учителей и родителей. Семья во многом может помочь школе. В этой связи целенаправленную работу необходимо про­водить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах.

Следует учитывать, что, прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное созна­ние, отношение к своей Родине, чувство уважения к дру­гим нациям и культурам, толерантность к другим взгля­дам, традициям, верам.

Сегодня, как никогда, возрастает значение моральной от­ветственности, социальной позиции самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения от­ношений между педагогами и детьми. Учителя должны лич­ным примером показать образец гражданственности, гуман­ного, уважительного отношения к людям независимо от их национальности, вероисповедания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Строение и функции органов пищеварения


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных