Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ахбердилов А. А., учитель истории и музыки Тидибской СОШ Шамильского района.

Правовое воспитание учащихся.

 

«Чтобы стать свободными, мы должны стать рабами… закона».

Цицерон).

Вот уже прошло почти 20 лет, как распалась великая держава, успехами которой мы гордились и в вечное процветание которой мы, будучи детьми, искренне верили. Нас воспитывали так, что мы и не представляли для себя другой образ жизни. С тех пор утекло не так уж много воды, а как круто изменилась наша жизнь, как быстро поменялись человеческие ценности. Люди, как известно, склонны бросаться из одной крайности в другую, не очень-то задумываясь о возможных последствиях. Отвергнув коммунистическое воспитание, многие кинулись в объятия западной демократии, «прелести» которой мы ощущаем на себе вот уже более двух десятков лет. Казалось бы, общество стало более свободным, жить стало комфортнее, но есть ценности, которые человек должен ставить превыше всего – это сохранение чистоты души. В своё время Александр Македонский говорил: «Чем завоевание стран, важнее завоевание душ людей».

Самую большую обеспокоенность сегодня вызывает поток насилия, нравственного падения и многих человеческих пороков, льющийся с голубых экранов, по Интернету и с других средств массовой информации. И эти сведения впитывают в себя, прежде всего, наши дети. Сердце обливается кровью, когда ребёнок, едва научившись ходить, начинает подражать зарубежным и отечественным гангстерам, при этом повторяя за ними нелицеприятные слова. Особенно на детскую психику плохое влияние оказывают жестокие сцены из художественных фильмов и некоторых телепередач. Дети, обычно по своей природе, воспринимают всё буквально, по телевизору, да и в повседневной жизни они часто наблюдают инциденты безнаказанности преступников. На уровне инстинкта у школьников вырабатывается желание быть похожими на этих «героев». И мы, педагоги, не можем себе позволить быть посторонними наблюдателями во всём, что касается наших воспитанников. Ибо нет ничего страшнее, чем равнодушие к происходящему вокруг нас.

Сегодня мы стремимся к созданию правового, демократического государства с законопослушными гражданами. Для достижения этой цели работу среди учащихся необходимо проводить, буквально, с младших классов. Не ограничиваясь классными часами и собраниями, нужно вести разъяснительную работу среди детей, особенно среди тех, которые в будущем могут создать проблемы для общества, придерживаясь правила: «Лучше проводить профилактику болезни, чем её последующее лечение». В учебно-воспитательном плане классного руководителя должен быть и раздел «Правовое воспитание», где в соответствии с возрастом учащихся указываются темы различных бесед и проводимых мероприятий. Нужно в корне пресекать поступки детей, способные впоследствии перерасти в тяжкие преступления, систематически работать над повышением уровня знаний учащихся о правонарушениях, наказаниях и судебной системе РФ. И проводить эту работу важно, не пугая детей угрозами, способными ранить мягкую, впечатлительную душу, а довести до них убедительным объяснением на конкретных примерах.

Есть много случаев, когда совершившие преступления люди на следствии оправдываются, что не знали о незаконности своих деяний. Как известно, незнание законов не освобождает от ответственности. Поэтому, жизненно важно информировать школьников через «Уголовный кодекс РФ», время от времени приглашать на классные часы участкового инспектора по делам несовершеннолетних, проводить беседы на темы: «Жизнь за решеткой», «Тюрьма ранит душу и губит здоровье», «Самая мягкая подушка – это чистая совесть», «Преступления и наказания» и другие. Систематически нужно учить детей вести себя в разных непредвиденных ситуациях. В последнее время в школы начали поступать интересные брошюры для правовой помощи учащимся, где в доступной для них форме освещаются их права и обязанности. Прививать интерес школьников в этом направлении можно через просмотр телевизионных передач «Федеральный судья», «Суд идёт» и других с последующим обсуждением. В газетах периодически публикуются откровения заключённых, раскаивающихся в содеянном, чтение данного материала является для учащихся ещё одним фактором убеждения остерегаться подобного. Существенным подспорьем в правовом и духовном воспитании детей являются проповеди религиозных деятелей, проводимых как мечетях, так и по телевидению. Ведь, все мировые религии учат нас законопослушанию. Методов воздействия и формирования у школьников правовой сознательности довольно много.

Но самым убедительным, наверное, будет откровенный рассказ человека, непосредственно побывавшего в тюрьме. Вряд ли кто-нибудь из бывших заключённых придёт на классный час и будет рассказывать о своей жизни за решёткой. Ну, а если класрук признается, что был там…? Первое, что происходит с учащимися при этой новости – это вытаращенные глаза и состояние, близкое к шоку. Как? Неужели наш учитель, который всегда учил нас только хорошему, побывал в местах, не столь отдалённых? Нет, нет! Не спешите с выводами. Просто, во время учёбы в ДГУ, мы – группа студентов (поэты, музыканты, певцы, пародисты) посетили одну из республиканских колоний строгого режима. В актовом зале мы сначала выступили перед заключёнными с хорошей концертной программой, после чего для нас была организована экскурсия по колонии. Отрадно отметить, что в ней нам показали и школу, и библиотеку, и небольшой стадион, и многое другое, чтобы изолированные от общества люди могли заниматься полезным делом, исправиться и самосовершенствоваться. Но при всех этих условиях, нам запомнились их глаза, в которых, как в открытой книге, можно было прочитать гнетущую обстановку, царившуюся в тюрьме. Человек в полной мере ценит свободу только тогда, когда лишается её. Мы провели в этой колонии только два часа, но уезжали оттуда с таким тяжёлым чувством, что хватило на всю жизнь. Описание нашего кратковременного пребывания, можно сказать, в другом мире, производит на учащихся большое впечатление и лучше многих слов убеждает их идти только по правильному жизненному пути, быть законопослушными, нравственно красивыми и духовно богатыми личностями. А для нас, учителей, что может быть важнее, кроме того, чтобы наши воспитанники были счастливы, стали хорошими специалистами и достойными людьми, которыми гордятся родная школа, односельчане, друзья и знакомые.

Ахбердилов А. А., учитель истории и музыки Тидибской СОШ Шамильского района.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приложения к главе 25-й | Накопичення порушень.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных