Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Природные предпосылки психики человека.




Психика - общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. Наиболее значительным изобретением человечества, стали знаковые системы. Знаковые системы, особенно речь, с самого начала их использования людьми стали действенным средством влияния человека на самого себя, управления своим восприятием, вниманием, памятью, другими познавательными процессами. Наряду с первой, данной человеку от природы, сигнальной системой (И. П. Павлов), которая представляла собой органы чувств, человек получил вторую сигнальную систему, выраженную в слове. Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Практически все психические процессы человека вследствие использования речи для управления ими вышли за пределы своей природной ограниченности, получили возможность дальнейшего, потенциально безграничного совершенствования.

Психика представляет собой отражение объективной действительности. В результате отражения у человека создается субъективный образ объективной действительности, то есть внутренний мир. Возникает и развивается психика в процессе практической деятельности человека под влиянием объективно складывающихся отношений с окружающим миром. Таким образом, психика как отражение объективной действительности отличается от всех других форм отражения тем, что она возникает, осуществляется и совершенствуется в процессе практической деятельности человека и оказывает на нее обратное организующее влияние.

Психика неотделима от человека и оказывает влияние на всю его жизнедеятельность. Психика она является познанием не только внешней стороны предметов и явлений объективной действительности. Психика человека - это отражение причинно-следственных связей и отношений, то есть закономерностей существования различных сторон и особенностей окружающего мира.

Психика во всех ее формах как отражение человеком объективной действительности по своей сущности - социальное явление, и, в отличие от психики животных, представляет собой осознанное познание. Психика как отражение возникает и развивается в процессе практической деятельности человека. Вне деятельности, вне жизненно складывающихся общественных отношений нет человека и его психики.

 

16. Проблема бессознательного в психологии и психоанализе.

Бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, о которых человек не даёт себе отчёта. В бессознательном невозможен целенаправленный контроль своих действий, невозможна оценка результатов этой деятельности. Бессознательное в личности человека – те качествава, интересы и потребностити, которые человек не осознаёт, но которые проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях и психических явлениях восприятия, влечения, сновидения. Бессознательное содержит 3 группы психических явлений: 1 гр. – ошибочные действия (оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов); 2 гр. – непроизвольное забывание (имён, обещаний, намерений, событий - всего того, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями); 3 гр. – относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью, воображение (сновидения, грёзы, мечты). Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, (мышечные ощущения). Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Психоанализ видит главную проблему в том, что человек не догадывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании “Я” своих запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд видел средство восстановления психического здоровья. Если говорить проще, то при помощи психоанализа обнаруживается то место в психике, в котором наблюдается давление и образуется, так называемая, выпуклость. Обнаружив это место и устранив в нем возникшее противоречие, человеку возвращается здоровая психика.

Психоаналитическая теория считает, что бессознательное, во-первых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, что именно энергия инстинктивных влечений определяет динамику психической жизни человека, в-третьих, что структура психики, характер индивида и все социально-культурные явления должны объясняться этой психодинамикой, “судьбами влечений”, наконец, что события и впечатления раннего детства определяют основные черты психики индивида. В основе лежат воззрения Фрейда и предложенный им метод дешифровки, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.

17. Принцип единства сознания и деятельности.

Является основополагающим принципом деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 1934-1940 гг. С. Л. Рубинштейном. Деятельность и сознание - не 2 в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое. При этом деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных внешних реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. Сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно м. б. познано лишь через систему субъективных отношений, в т. ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается.

Данный принцип разрабатывался эмпирически в обоих вариантах деятельностного подхода, однако между ними существовали различия в понимании характера этого единства. Противоположность по Леонтьеву, - противоположность процесса (деятельности, ориентировки, умственных действий и т. п.) и образа (как "накопленного", "остановленного на мгновение" процесса, как результативного выражения процесса). Результатами конкретно-эмпирической разработки Е. с. и д. п. являются исследования, доказывающие, что включение того или иного психического процесса в различные виды деятельности меняет его результативность.

Для человека типична асимметрия сознания и деятельности. Фихте писал, что человек формирует деятельности и их органы, "душой и сознанием намеченные".

Л. С. Выготский утверждал, что высшие психические функции источником своего происхождения имеют сознание. Сознание, как и его субъект, есть часть действительного бытия, - писал Г. Г. Шпет. Согласно М. М. Бахтину, сознание и мышление участны в бытии. М. К. Мамардашвили настаивал на существовании единого континуума бытия-сознания. Трактовка сознания как продукта деятельности есть упрощение действительного положения и ограничение свободы сознания по отношению к возможному пространству деятельностей.

Итак, специфика принципа единства сознания и деятельности заключается в том, что деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

 

18. Принцип целостности в гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология, одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины 20 в., выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений. Принцип Целостности подразумевает, что сознательный опыт нужно рассмотреть глобально (принимая во внимание все физические и умственные аспекты человека одновременно).

Непосредственное начало Г. положено проведённым М. Вертхеймером (Германия, 1912). Первые экспериментальные исследования Г. посвящены анализу восприятия и позволили выделить ряд новых феноменов в этой области (например, соотношение фона и фигуры). Принципы, выработанные при изучении восприятия, были перенесены на изучение мышления, которое трактовалось как процесс последовательного применения различных структур "видения" (гештальтов) к структуре проблемной ситуации, в которой возникла задача. Согласно Г., в случае совпадения этих структур наступает момент инсайта, озарения, и возникшая задача оказывается решенной. Для объяснения механизмов, обеспечивающих возможность совпадения структур, было постулировано не только существование гештальтов восприятия и мышления, но и наличие соответствующих им физиологических и физических гештальтов (Кёлер, 1931). Однако эти представления оказались необоснованными и в дальнейшем не получили развития.

В дальнейших экспериментальных исследованиях мышления, была показана зависимость процессов мышления от используемых средств, общественно-исторических по своей природе. Объяснение этой зависимости выводило за рамки исходных принципов Г. и резко подчеркнуло ограниченность данной концепции, предопределив её распад в предвоенные годы,

Ещё одно направление Г. посвящено изучению личности и связано с работами К. Левина. Центральным здесь оказалось представление о личностном поле, его целостной структуре и процессах её переструктурирования.

Как целостная психологическая концепция Г. не выдержала испытания временем. Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако серьёзные достижения Г. как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии.

 

19. Принцип детерменизма в психологии.

Принцип детерминизма — признание необходимости изучать закономерные зависимости психических явлений от порождающих их факторов. Д. п. — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Д. п. включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы Д. п., а именно: системный Д. п. (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), Д. п. типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), статистический Д. п. (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой Д. п. (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм Д. п. Длительное время оно ориентировалось на механический Д. п., который представлял обусловленность психических явлений материальными факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по образцу работы технических устройств. Это дало психологии ее важнейшие учения: о рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. возник биологический Д. п., открывший своеобразие поведения живых систем (учение Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для их выживания функцию. Если механический Д. п. представлял психику побочным явлением (эпифеноменом), то теперь она выступила в качестве неотъемлемого компонента жизнедеятельности. В дальнейшем, когда было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический Д. п., получивший, однако, неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной (В. Вундт).

Иное понимание психологического Д. п. сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И.М. Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественно-научного психологического Д. п. привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Новая форма Д. п. была разработана марксистской философией, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации Д. п. на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности.

20. Культурно – исторический подход в психологии.

Культурно-историческая теория - концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и Л. Р. Лурия. При формировании культурно-исторической теории ими был критически осмыслен опыт гештальт-психологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении ('формальная школа' в литературоведении и др.).
Согласно теории, главная закономерность развития психики состоит в интериоризации (принятия информации в свой внутренний мир) ребенком структуры его внешней, социально-символической (т. е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как 'натуральных' изменяется - опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся 'культурными'. Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация.
В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и 'сворачивается', с тем чтобы вновь трансформироваться и 'развернуться' в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится 'внешняя' социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак - слово. Здесь намечается возможность объяснениям вербального и символического характера когнитивных (познавательных) процессов у человека. Культурно-историческая теория на общепсихологическом уровне и с иных методологических позиций выдвинула проблематику, к которой обратились и другие направления.
Для проверки основных положений культурно-исторической теории Л.С. Выготским с сотрудниками была разработана 'методика двойной стимуляции', с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования, прослеживался механизм 'вращивания' знаков в структуру психических функций - внимания, памяти, мышления. Одним из важных понятий является важное для теории обучения положение о 'зоне ближайшего развития' - периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково опосредствованной деятельности.
В настоящее время обращение к культурно-исторической теории связано с анализом процессов общения, с изучением диалогического характера ряда когнитивных, связанных с познанием, процессов, с использованием в психологии аппарата структурно-семиотических исследований.

 

21 Закон в психологии.

Основным законом душевной жизни можно считать закон творческих производных. Он гласит, что при всех психических сочетаниях продукт не является простым сложением элементов, которые входят в его состав, но представляет собою новое образование, которое однако, что касается его плана, предустановлено этими элементами, так что дальнейшие составные части и не нужны для его возникновения, да с точки зрения психологического истолкования и вообще не представляются возможными. Так, в световых ощущениях сетчатки и в ощущениях напряжения в глазу при его движениях и фиксации содержится все существенное, что нужно для возникновения определенного пространственного образа. Несмотря на это само пространственное образование есть нечто новое, что еще не содержалось в тех элементах по своим производным свойствам. Точно так же и волевой акт, возникающий под влиянием большого числа частью содействующих, частью противодействующих друг другу мотивов, является необходимым продуктом этого взаимодействия мотивов, так что наблюдение не находит нигде никакого специфического процесса; и, несмотря на это, сам волевой акт не является простым сложением элементов, составляющих мотивы, но представляет собою нечто новое, претворяющее эти элементы в единую производную.

Закону производных противопоставляется принцип связующих отношений. Как закон производных объединяет в формуле виды психического синтеза, так закон отношений может считаться аналитическим законом, который подчиняет общему правилу отношения составных частей, содержащихся в одном таком синтетическом целом. Правило же это состоит в том, что психические элементы какого-нибудь продукта стоят друг с другом в таких внутренних связях, из которых необходимо образуется самый продукт, а в то же время этими связями мотивируется и свойственный всем психическим производным творческий характер. При этом под внутренними связями мы понимаем такие, которые зависят от качественного состояния отдельных содержаний и, таким образом, противопоставляются тем внешним связям, которые определены их формальным распределением, как специфически отличное и в то же время дополняющее отношение. В этом смысле отношение внешних и внутренних связей совпадает с отношением естественнонаучного и психологического рассмотрения явлений. Явления природы вполне определяются посредством склада пространственных и временных связей, в которых состоят друг с другом элементы явлений. Напротив, сущность душевных процессов, хотя они также не могут, в силу зависимости своей от явлений природы, обойтись без этих внешних обозначений, — обосновывается на внутренних качественных связях соединенных в одно целое элементов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных