Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. «Учёт производства готовой продукции на предприятиях общественного питания».




Теоретические вопросы

1. Документальное оформление движения продуктов и готовых изделий на производстве. Порядок выдачи и учёта дневных заборных листов.

2. Документальный учёт реализации и отпуска готовых изделий производства.

3. Отчёт о движении продуктов и тары на производстве.

4. Синтетический учёт продуктов, готовых изделий и тары на производстве ПОП.

Предприятия общественного питания занимаются не только реализацией, но и организацией производства, в состав которых входят кухни, цеха по выработке полуфабрикатов, кондитерских изделий, буфеты и мелкорозничная сеть.

Материальная ответственность за продукты на производстве возлагается на заведующего производством.

Учет операций производства (кухни) осуществляется по сумме. Контроль за сохранностью и правильным исполь­зованием сырья на кухне при стоимостном методе учета обеспечивается нормативным расходованием продуктов. При изготовлении продукции никаких отклонений от норм в расходовании сырья не допускается.

Единство оценки сырья и продукции на производстве требует списания реализованных готовых изделий по учет­ным ценам сырья.

Учетные цены берутся из калькуляционных карточек, что обеспечивает списание стоимости израсходованного сырья по тем же ценам, по которым оно было отпущено в производство.

В условиях стоимостного учета особое значение при­обретает четкий оперативный контроль за правильностью использования сырья, соблюдение норм его вложения и выхода готовых изделий (контроль закладки продуктов, качества, калорийности и т.д.).

Важную роль в контроле за правильным использова­нием продуктов на кухне играет четкая система документирования движения сырья и готовой продукции.

Готовые изделия отпускаются из производства на раздачу, в буфеты и мелкорозничную торговлю. Оформление отпуска готовых изделий с производства на раздаточную связано с ее расположением.

Если раздаточная отделена от производства, то материальную ответственность за готовые изделия, находящи­еся на раздаче, несет бригада работников раздаточной. В этом случае передачу готовых изделий с производства на раздачу оформляют дневными заборными листами по форме ОП-6 или накладными. Дневные заборные листы выписывает бухгалтер ежедневно в двух экземплярах отдельно на каждое материально ответственное лицо.

При выдаче заборного листа его нумеруют и регистрируют в специальном журнале. Дневной заборный лист подписывается директором предприятия и главным бухгал­тером после выписки, но до отпуска изделий из производства. При отпуске изделий из производства заведующий производством заполняет соответствующие графы заборного листа в двух экземплярах под копирку, указывая вре­мя отпуска каждой партии изделий. Оба экземпляра подписываются заведующим производством и лицом, получившим готовые изделия, в графах за каждый час от­пуска. Одним заборным листом можно пользоваться нео­днократно, но в течение одного рабочего дня.

В заборном листе может быть указано два вида цен – цены продажи, по которым изделия реализуются в буфете и других торговых точках, и учетные, по которым продук­ция списывается с заведующего производством. Изделия, не проданные в течение дня, возвращают на производство.

Количество таких изделий указывают в графе «Возвращено». В конце дня определяют общее количество и сто­имость отпущенной на раздачу продукции. Для этого скла­дывают общее количество изделий, переданных на раздачу в разное время дня, вычитают количество возвращенных изделий и полученный результат умножают на продажную Цену изделия.

Первый экземпляр вручается лицу, получившему про­дукцию (изделия) из кухни, второй — остается у заведую­щего производством. По окончании рабочего дня (смены) определяются итоги натуральных показателей и стоимость отпущенной продукции по заборному листу, которые взаимно сверяются.

Стоимость отпущенной продукции подтверждается подписями материально ответственных лиц, участвовавших в оформлении этих операций. Заборные листы (накладные) сдают в бухгалтерию при отчетах материально ответственного лица.

Если раздаточная не отделена от производства, то материальную ответственность за готовые изделия несут работники производства. В этом случае наименование и количество изделий, переданных с производства на раз­дачу, обычно регистрируют в контрольном журнале в опе­ративном порядке.

Работники мелкорозничной сети сдают заборные ли­сты в бухгалтерию с приложенной квитанцией о сдаче выручки.

Документальное оформление реализации и отпуска изделий зависит от способа реализации. Большая часть изделий отпускается потребителям через раздаточные или непосредственно в зал.

В зависимости от формы обслуживания готовая про­дукция отпускается потребителям с раздаточной линии или через официантов.

Реализация блюд и готовых изделий с раздачи производится, как правило, за наличный расчет. Отпуск блюд мо­жет осуществляться с последующей и предварительной оплатой. В зависимости от этого ведется либо суммовой учет реализации готовых изделий, либо количественно-суммовой. Суммовой учет — учет реализации по общей сумме выручки, количественно-суммовой — не только по сумме выручки, но и по количеству проданных блюд каж­дого наименования.

При самообслуживании с предварительной оплатой расчет с покупателями производится до отпуска продук­ции. Покупатель получает от кассира чек на каждое блюдо или один чек на комплексный обед и оплачивает их сто­имость. Кассовые чеки помещаются раздатчиками на на­колки (погашаются) по видам блюд и в конце дня (смены) используются для составления акта о реализации готовых изделий кухни за наличный расчет (форма №ОП-12).

Эта форма применяется в организациях для количественно-стоимостного учета реализации готовых изделий кухни по каждому наименованию. Составляется ежеднев­но комиссией на основании подсчета кассовых чеков и при­лагается к Ведомости учета движения продуктов и тары на кухне (форма №ОП-14). Реализованная продукция в акте показывается по видам: общие блюда, заказные блюда, обеды на дом, с указанием итоговой суммы по ним.

В акте (форма №ОП-12) кассир указывает сумму вы­ручки. Акт подписывается членами комиссии, кассиром, бухгалтером и утверждается руководителем организации.

Общая стоимость реализованных блюд должна соот­ветствовать выручке по показаниям счетчика контрольно-кассового аппарата.

При самообслуживании с последующей оплатой рас­чет с потребителями производится после выбора блюд. Покупатель оплачивает стоимость отобранной им продук­ции кассиру-контролеру, находящемуся в конце раздаточ­ной линии, и получает у кассира один кассовый чек на об­щую стоимость указанных блюд. Перед выдачей чека кассир-контролер обязан погасить его (надорвать).

При форме обслуживания, когда раздача не отделена от производства, объем реализованной продукции опре­деляется по сумме кассовой выручки, а количество блюд, переданных по каждому наименованию, определяется опе­ративным путем на основании кассового журнала. На этих предприятиях с разрешения администрации допускается составление акта о продаже и отпуске изделий кухни (фор­ма №ОП-11).

Форма №ОП-11 применяется в организациях обще­ственного питания, где форма расчетов с потребителями не позволяет получить данные о реализации изделий кух­ни по наименованиям и количеству.

Составляется ежедневно только в стоимостном выра­жении на основании кассовых чеков, накладных, дневных заборных листов и других документов на продажу и отпуск изделий из кухни и прилагается к Ведомости учета движе­ния продуктов и тары на кухне (форма №ОП-14).

Акт подписывается членами комиссии, кассиром и проверяется бухгалтером, утверждается руководителем организации.

На предприятиях системы общественного питания (кафе, рестораны), где посетителей обслуживают офици­анты, может осуществляться следующая система: письмом Минфина России от 20.12.93г. №16-31 утверждена форма бланка «Счета» в качестве документа строгой отчетности, который может использоваться при расчетах с посетителями.

Утвержденная форма счета содержит все необходи­мые реквизиты для оформления всего комплекса услуг на предприятиях системы общественного питания, где посе­тителей (население) обслуживают официанты, и может быть использована для оформления окончательных денеж­ных расчетов с посетителями (населением) с использова­нием ККМ.

В ресторанах, кафе, где посетителей (население) об­служивают официанты, за каждым официантом закрепляются либо ККТ, либо один или два денежных счетчика ККТ. Наличие ККТ не освобождает производителя услуги от оформления «Счёта». В настоящее время вместо ККТ используют специальные компьютерные терминалы, при работе на которых официанты используют свои личные пластиковые карты.

Поступление выручки в кассу предприятия оформля­ется приходным ордером. Лицу, сдавшему деньги, выда­ется квитанция за подписью бухгалтера, кассира.

Для контроля за движением и сохранностью сырья и готовых изделий на производстве заведующий производ­ством ежедневно составляет товарный отчет о движении продуктов и тары на кухне (Ведомость учета движения про­дуктов и тары на кухне. Форма №ОП-14).

Форма №ОП-14 применяется для контроля за движени­ем и сохранностью сырья и готовых изделий на кухне, в баре, буфете и других местах торговли.

Составляется в двух экземплярах ежедневно в стоимо­стном выражении заведующим производством. Первый экземпляр со всеми приложенными документами сдается в бухгалтерию под расписку, второй экземпляр остается у заведующего производством.

Движение продуктов в ведомости отражается по учет­ным ценам кухни. В отдельные графы записывают движе­ние специй, соли и тары.

Остаток на начало дня переносится из предыдущей ведомости или из инвентаризационной описи, если ведо­мость составляется после проведения инвентаризации.

Приходная часть ведомости заполняется по данным приходных документов с указанием их номеров.

В расходную часть ведомости записываются итоговые

данные актов реализации (продажи) готовых изделий за наличный расчет, а также данные отпуска по безналичному расчету (в буфеты, филиалы и т.д.), накладных на возврат продуктов и тары в кладовую.

Остаток по учетным данным на конец дня определяют путем вычитания из прихода с остатком суммы «Итого в расходе».

В бухгалтерии ведомость и приложенные документы тщательно проверяют. Проверенная ведомость служит ис­точником информации для ведения синтетического учета в бухгалтерии. Ведомость подписывается бухгалтером и материально ответственным лицом. В случае выявления расхождения с данными бухгалтерского учета, а также не­достачи продуктов и тары в ведомости записывается ре­шение руководителя и ставится его подпись.

Каждая сумма, приложенная к отчету по приходу и рас­ходу, подтверждается соответствующими документами, приложенными к отчету.

Приходные суммы подтверждаются накладными кла­довой, расходные — заборными листами, актом о реали­зации готовых изделий кухни за наличный расчет, актами о продаже и отпуске изделий кухни, накладными на возврат продуктов в кладовую и т.д.

К отчету прилагается план-меню, а также один экзем­пляр меню. Особое внимание обращают на законность хо­зяйственных операций, зафиксированных в документах, порядок их оформления, правильность цен, скидок, началь­ного и конечного остатков.

Приходную часть отчета сопоставляют со встречными документами кладовой.

Расходные документы сверяют с отчетами материаль­но ответственных лиц розничной сети. В акте реализации изделий кухни сумма проданных изделий за наличный рас­чет должна быть сверена с кассовым отчетом. Проверенный отчет служит источником информации для ведения уче­та в бухгалтерии.

Учет сырья на производстве ведется на активном сче­те «Основное производство». По дебету этого счета отра­жают по продажный ценам стоимость сырья, поступивше­го на кухню, а по кредиту – стоимость продуктов, израсходованных на приготовление продукции, а также возврат продуктов в кладовую, списание по актам (бой, брак, порча) и недостачи. Сальдо всегда дебетовое и пока­зывает стоимость остатков не переработанного сырья, а также полуфабрикатов и нереализованных готовых изде­лий, находящихся на кухне.

Учет операций производства (кухни) осуществляется по сумме. Контроль за сохранностью и правильным исполь­зованием сырья на кухне при стоимостном методе учета обеспечивается нормативным расходованием продуктов, в соответствии с калькуляцией и меню. Единство оценки сырья и продукции на производстве требует списания ре­ализованных готовых изделий по учетным ценам сырья (по­купным, продажным). Если учетные цены продуктов в кла­довой не совпадают с учетными ценами производства, в накладной на поступление продуктов на кухню указывают оба вида учетных цен и стоимость продуктов по этим це­нам. Аналитический учет ведется по каждому производству и материально ответственному лицу.

Бухгалтерские записи на счетах бухучёта по движению продуктов и готовых изделий на производстве ПОП:

 

 

№ операции Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет кредит
  Поступление сырья из кладовой на производство   41-1
  Списание сырья, израсходованного на приготовление реализованной продукции    
  Отпуск готовых изделий из произ­водства в буфеты и мелкорознич­ную сеть 41-2  
  Возврат продуктов из кухни в кладовую 41-1  

Таким образом, в бухгалтерском учете предприятий общественного питания затраты сырья учитывают на сче­те 20 «Основное производство», а издержки отражают на счете 44 «Издержки обращения». В отличие от общеуста­новленного порядка учета производственных затрат сто­имость продуктов (сырья) на счет 44 «Издержки обраще­ния» не относят. При определении себестоимости выпущенной продукции необходимо к стоимости затрачен­ных продуктов прибавить сумму издержек обращения, от­носящейся к выпущенной продукции.

Тема 3 «Учёт товаров в буфетах»

Теоретические вопросы

1. Документальное оформление и синтетический учёт движения покупных товаров и готовых изделий в буфете. Отчётность материально ответственных лиц.

2. Учёт торговой наценки на ПОП.

3. Синтетический учёт реализации покупных товаров и готовых изделий на ПОП. Определение валового дохода.

4. Учёт товарных потерь на ПОП.

Продукция общественного питания реализуется через буфеты, магазины кулинарии, магазины полуфабрикатов, мелкорозничную сеть. Они снабжаются покупными товарами, поступающими по накладным из кладовой, и продукции кухни, поступающей по дневным заборным листам (накладным).

Деньги за товары потребители уплачивают непосредственно буфетчику или через кассу (с обязательным ис­пользованием кассового аппарата). Ежедневно буфетчики сдают выручку в главную кассу бухгалтерии. На сумму сданной выручки буфетчику выдается квитанция приходного кассового ордера.

В установленные сроки буфетчики составляют и сдают в бухгалтерию товарный отчет, в котором записывают каждый приходный и расходный документ с указанием даты, номера, стоимости товара, тары. Бухгалтер, приняв и проверив товарный отчет, расписывается в его получе­нии на втором экземпляре, который остается у буфетчика.

Аналитический учет товаров в буфетах ведется по каждому материальному лицу.

При сменной работе по окончании каждой смены один буфетчик передает другому остаток товаров и других ценностей по акту с указанием в нем наименования ценностей, количества, цены и стоимости.

Бухгалтерские проводки при реализации товаров и продуктов в буфете:

 

 

№ опера­ции Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет кредит
  Получение товаров из кладовой 41-2 41-1
  Получение готовых изделий из про­изводства 41-2  
  Отражение суммы выручки от про­данных продуктов и товаров    
  Списание реализованных продуктов и товаров   41-2
  Начисление НДС    

Работникам мелкорозничной сети (лотков, киосков, ларьков, тележек и т.д.) из кладовых предприятий обще­ственного питания товары выдаются по накладным, а с кухни — по дневным заборным листам и накладным. Эти документы выписываются в двух экземплярах, из которых один передается продавцу, другой остается улица, выдавшего товар. С момента передачи продукции материальная ответственность переходит к лицу, принявшему товар. По окончании рабочего дня продавцы, получившие товар, сдают выручку в кассу предприятия, непроданные товары воз­вращают в кладовую и на кухню. Приходные кассовые ор­дера, накладные и дневные заборные листы сдаются продавцами в бухгалтерию. Продавцы лотков, ларьков товарных отчетов, как правило, не составляют.

На счете 42 «Торговая наценка» на предприятиях об­щественного питания учитываются суммы торговых скидок и надбавок на продукты питания и товары, находящиеся в

кладовых, буфетах, на кухне, а также суммы наценок, при­бавляемые в установленном размере к стоимости кухон­ной и буфетной продукции. Счет 42 «Товарная наценка» предназначен для обобщения информации о торговых на­ценках (скидках, накидках) на товары, если учет ведется по продажным ценам.

Скидки предоставляются поставщиками торговых организаций на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов.

Торговые надбавки (скидки), наценки на продукты (то­вары) используются для возмещения издержек производ­ства и являются источниками дохода. Бухгалтерские про­водки счета 42 даны ниже:

 

 

№ операции Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет кредит
  Отражена торговая наценка по оп­риходованным товарам    
  Списана торговая наценка по това­рам, использованным при реализа­ции (сторно)    
  Списана торговая наценка по недо­стающим товарам (сторно)    
  Списана торговая наценка по испор­ченным товарам в отношении пре­вышающей нормы естественной убыли (сторно)    

Счет 90 «Продажи» и счет 91 «Прочие доходы и расхо­ды» предназначены для обобщения информации о доходах и расходах.

На основании главы 25 НК РФ «Налог на прибыль орга­низаций» к доходам относятся:

- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и иму­щественных прав;

- внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявляемых в соответствии с НК РФ налого­плательщиком покупателю.

Доходы и расходы определяются на основании первич­ных документов налогового учета.

Счет 90 «Продажи» служит для обобщения информа­ции о доходах от реализации товаров (работ, услуг), иму­щественных прав и расходов, связанных с производством и реализацией, а также для определения финансовых ре­зультатов по ним.

Доходом от реализации признается выручка от реали­зации товаров (работ, услуг) как собственного производ­ства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. Выручка от реализации определяется на основе всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные то­вары (работы, услуги) с учетом положений статьи 271 либо статьи 273 главы 25 НК РФ.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» используется для обобщения информации о прочих доходах и расходах (вне­реализационных) отчетного периода. Этот вопрос рассмот­рен в главе 6 «Счет 99 «Прибыли и убытки».

При учете товаров по продажным ценам торговая на­кидка (наценка, скидка) отражается на кредите счета 42 «Торговая наценка». В этом случае валовой доход называет­ся реализованным торговым наложением и образуется он после реализации товаров. При исключении из валового до­хода издержек обращения (счет 44) получается доход от реализованных товаров. Отражение на счетах бухгалтерского Учета операций по реализации товаров с применением счета 42 «Торговая наценка» представлено в следующей таблице:

 

 

№ операции Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет кредит
  Списание сырья, израсходованного на реализованную продукцию 90-2  
  Списаны реализованные буфетом продукты (товары) 90-2 41-2
  Списана (сторно) торговая скидка, относящаяся к реализованным про­дуктам и товарам 90-2  

Продукцию собственного производства реализуют через обеденные залы как за наличный расчет с оплатой через кассу, так и по безналичному расчету. Выручку от ре­ализации продукции за наличный расчет по показаниям счетчиков контрольно-кассовых машин сверяют с докумен­тами производства: актами о реализации (продаже) и от­пуске изделий кухни, заборными листами, справками о ре­ализации изделий кухни за наличный расчет. Торговые наценки (скидки), относящиеся к реализованным товарам при их стоимостном учете определяются расчетным путем. На практике существует несколько способов таких расче­тов. Наиболее распространенным является способ расче­та по среднему проценту реализованного наложения.

Валовой доход ПОП, на которых ведётся суммовой учёт реализации покупных товаров и готовой продукции, определяется по формуле среднего процента реализованной торговой наценки.

Особенность определения среднего процента наценок (скидок) вытекает, прежде всего, из специфики формулы товарного баланса в общественном питании, которая вклю­чает показатели реализации продукции, а также остатки продуктов и товаров на конец месяца по подразделениям: в кладовой (субсчет 41-1 «Товары на складах»), на произ­водстве (счет 20 «Основное производство») и в буфетах (субсчет 41-2 «Товары в розничной торговле»).

Средний процент реализованного наложения можно определить с помощью следующей формулы:

Средний процент РТН= Сальдо сч.42 на начало месяца + Кредит оборота сч.42 за месяц - Дебет об. за месяц сч.42 (проч. выбыт.)   *100
Товарооборот за месяц+ (кредит об. сч.90 Остаток товара (дебет сч.41-1)+ Остаток товара (дебет сч.20)+ Остаток товара (дебет сч.41-2)

Пользуясь средним процентом, нетрудно определить, сколько торговых скидок и наценок падает на реализован­ную продукцию. Для этого используют формулу расчета ва­лового дохода:

где: ВД — валовой доход

РТН — реализованная торговая наценка.

Т – товарооборот за отчётный период

 

Сумму торговых скидок и наценок, относящихся к нереализованным продуктам и товарам, определяют вычитанием из суммы предварительного сальдо по счету 42 «Тор­говая наценка» суммы торговых скидок и наценок, относящихся к реализованным товарам и готовой продук­ции. Более точно объем валового дохода можно опреде­лить по фактическим остаткам продуктов, товаров и кули­нарных изделий, используя данные инвентаризационных описей. Применение этого способа определения реализованных торговых наценок и скидок затруднительно в связи с необходимостью проведения инвентаризации на отчетную дату.

В процессе транспортировки, хранения и отпуска про­дуктов и товаров в кладовых предприятий общественного питания возникают товарные потери, они подразделяются на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым поте­рям относят естественную убыль продуктов (товаров) в весе или объеме. К ненормируемым потерям относятся бой, брак, порча продуктов (товаров) вследствие неудов­летворительного обращения с ними.

Естественная убыль — это потери при перевозке, хра­нении и реализации товаров, обусловленные их физико-химическими свойствами (усушка, утруска, утечка и т.п.).

Поскольку вышеуказанные потери возникают объективно, их нормируют. Нормы убыли могут применяться и в случаях выявления фактических недостач. Размер норм естественной убыли определяется на основании расчетов, которые составляются бухгалтерией после инвентаризации и утверждаются руководителем.

Выявленную фактическую недостачу в пределах норм естественной убыли списывают после утверждения результатов инвентаризации.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета предусмотрено, что сумма недостач, хищений и потерь от порчи ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и реализации, независимо от того, подлежат они списанию на счет предприятия или виновных лиц, отражают по учетным ценам по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом 41 «Товары». Исключение составляют: недостачи и потери, выявленные при приемке товаров, образовавшихся по вине поставщиков или транспортных предприятий (эти суммы списывают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; потери ценностей, возникшие в результате стихийных бедствий (относят в дебет счета 99 «Прибыли и убытки»).

 

 

№ операции Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет кредит
  Отражение недостачи товаров, выявленных при инвентаризации    
  Списание за счет торговой организации 44,91  
  Отражение недостачи, отнесенной на виновных лиц    
  Поступление в кассу от виновного лица недостачи    
  Удержание недостачи из заработной платы виновного лица    
  Оприходование излишка товара, выявленного при инвентаризации    
  Списание сумм недостачи на убытки    

 

Если товары учитывают по продажным ценам, то одновременно списывают со счета 42 торговую надбавку, от­носящуюся к недостающим или испорченным товарам.

Порядок списания со счета 94 сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законода­тельством и учредительными документами.

По кладовым предприятий общественного питания нормы убыли применяют по продуктам и товарам, отпущен­ным за отчетный период, независимо от сроков их хранения в кладовой. Размер естественной убыли определяют по каждому продукту и товару в отдельности, умножая ко­личество отпущенного продукта, товара на норму есте­ственной убыли, а затем определяя ее сумму.

Формула расчета:

где:

У — величина естественной убыли;

Т — реализация отпуска товара за межинвентаризационный период;

Н — норма естественной убыли.

Нормы естественной убыли применяются только в том случае, если при инвентаризации фактическое количество продуктов окажется меньше, чем поданным учета. Размер естественной убыли определяется по каждому товару в отдельности после инвентаризации на основании расчета, составленного бухгалтерией и утвержденного руководителем предприятия.

Для расчетов норм естественной убыли разработаны нормы на каждый товар, которые даны в письме Минтогра РСФСР от 21 мая 1987г. №085. Действие этих норм про­длено с 1 января 1997г. согласно приказу МВЭС РФ от 19 декабря 1997г. №631.

Нормы естественной убыли не распространяются на штучные и фасованные товары, которые приняты и отпу­щены без перевешивания, а также по продуктам (товарам), списанным по актам вследствие лома или порчи.

Тема 4 «Инвентаризация товаров и готовой продукции в кладовых, на производстве и в буфетах»

Теоретические вопросы

1 Порядок проведения инвентаризации в кладовой.

2 Инвентаризация продуктов, готовых изделий и тары на производстве.

Важным средством контроля за состоянием товарных запасов и сохранностью ТМЦ являются их периодические инвентаризации.

Инвентаризация – это проверка фактического наличия ценностей и сопоставления фактических остатков с данными бухгалтерского учета.

Методика проведения инвентаризации, порядок документального оформления ее результатов определены «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденных приказом МФ РФ от 13.06.1995 года № 49.

Основными задачами инвентаризации являются:

1. Контроль за сохранностью ТМЦ;

2. Выявление продуктов (товаров) частично потерявших свои первоначальные свойства;

3. Проверка соблюдения правил хранения ценностей и условий правильной организации МО.

Инвентаризации ценностей проводят:

1. Годовые – перед составлением бухгалтерской годовой отчетности;

2. Периодические – в течение года в установленные сроки (обычно не реже 1 раза в квартал;

3. При переоценке ТМЦ;

4. При смене МОЛ;

5. После краж, ограблений, стихийных бедствий;

6. В других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Организацию инвентаризаций и контроль за их проведением осуществляет постоянно действующая инвентаризационная комиссия, создаваемая приказом руководителя. В ее состав входят: сам руководитель или его заместитель (председатель комиссии), главный бухгалтер, руководитель структурных подразделений, другие специалисты (экономисты, товароведы, технологи).

Инвентаризация продуктов (товаров) в кладовых осуществляется рабочей инвентаризационной комиссией, назначаемой руководителем ПОП в составе представителя администрации (председатель комиссии), МОЛ и бухгалтера, что также оформляется приказом.

Инвентаризации ценностей должны проводиться внезапно. До начала инвентаризации рабочая инвентаризационная комиссия прекращает все операции по отпуску и приемке товаров, закрывает помещение, пломбирует все подсобные помещения и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы.

Перед началом проверки рабочая инвентаризационная комиссия должна получить от МОЛ последний на момент инвентаризации товарный отчет с приложением всех приходных и расходных документов, каждый из которых визирует председатель комиссии записью «До инвентаризации» (дата, подпись).

Инвентаризация производится путем пересчета, перевешивания и перемеривания продуктов (товаров). Одновременно проверяют фактические остатки тары, стеклянной посуды.

Данные о фактических остатках ТМЦ записывают в инвентаризационные описи, заполняемые в 3-х или 4-х экземплярах.

Если продукты или товары упакованы, то комиссия должна проверить выборочно не менее 10 % не распакованных мест.

Инвентаризационные описи составляют по каждому МОЛ или бригаде и по каждому месту хранения ценностей в отдельности. Их заполняют четко, ясно, без помарок и ошибок.

Каждая страница и опись в целом подписывается всеми участниками инвентаризации. В конце описи МОЛ дают расписку в том, что инвентаризация проведена правильно, все продукты (товары) и тара включены в опись, никаких претензий у МОЛ не имеется и все ценности, перечисленные в описи, приняты ими на ответственное хранение.

Отдельная опись составляется на тару. Продукты (товары), пришедшие в негодность, в опись не включаются, на них составляется акт на бой, лом, порчу.

Работа инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором отражаются результаты инвентаризации, результаты проверки условий хранения и обеспечения сохранности ТМЦ, а также предложения по устранению выявленных недостатков.

В результате инвентаризации продуктов (товаров) в кладовой могут быть выявлены недостачи, излишки, пересортица.

В случае установления недостачи продуктов по количеству начисляется естественная убыль (Е.У.) по установленным нормам.

Взаимный зачет излишков и недостач от пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же МОЛ и в отношении ТМЦ одного и того же наименования.

МОЛ по результатам инвентаризации дают подробные объяснения.

Предварительные результаты должны быть выведены на месте немедленно после окончания инвентаризации и до начала работы кладовой.

Окончательный результат инвентаризации устанавливает бухгалтерия не позднее 3-х дней после снятия остатков ценностей путем составления сличительных ведомостей, в которых числящиеся по учетным данным остатки сопоставляются с фактическим наличием продуктов (товаров), выводятся расхождения по количеству и сумме в отдельности по каждому наименованию, сорту, цене продуктов (товаров) и тары.

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия проверяет правильность составления сличительной ведомости и свои заключения и предложения по результатам инвентаризации отражает в протоколе, который утверждает руководитель ПОП не позднее 10 дней после окончания инвентаризации.

Отражение в учете результатов инвентаризации:

1. Недостачи по количеству и сумме в пределах норм Е.У. и другие потери ценностей списываются, при этом составляется запись: Дт 94 Кт 41-1 – по учетным ценам.

2. Затем суммы недостач списываются:

· в пределах норм Е.У. по покупным ценам: Дт 44 Кт 94.

· на сумму торговой наценки: Дт 98 Кт 42.

· Сверх норм Е.У. на виновных лиц (МОЛ): Дт 73.2 Кт 94

Для контроля за сохранностью продуктов на производстве и проверки реальности учетных данных проводятся инвентаризации: плановая – не реже одного раза в месяц, внеплановая – при смене МОЛ, изменений цен на продукты, в случае краж, стихийных бедствий.

Назначение инвентаризационной комиссии оформляется приказом.

В состав рабочей комиссии входят представитель администрации (председатель), технолог, МОЛ (бригадир, члены бригады), бухгалтер.

Инвентаризация продуктов на производстве начинается со снятия показаний счетчика ККТ и определения суммы выручки. Результат оформляется актом по установленной форме.

Затем МОЛ составляет и сдает комиссии отчет о движении продуктов и тары на кухне и подписку в том, что все документы на поступившие и выбывшие ценности включены в отчет и никаких документов у него не осталось.

Председатель комиссии визирует каждый приходный и расходный документ и передает его в бухгалтерию предприятия.

Данные о фактических остатках сырья, полуфабрикатов и ГИ записывают в инвентаризационную опись по установленной форме.

Остатки полуфабрикатов и ГИ включают в опись по наименованиям, количеству порций (штук) и продажным ценам без перерасчета на сырье. Количество порций и изделий определяют путем пересчета, перевешивания или по объему.

Одновременно снимают остатки специй и соли и проверяют наличие тары, на нее составляют отдельную опись.

Инвентарные описи заполняют в 2-х, а при смене МОЛ – в 3-х экземплярах.

После окончания инвентаризации 1-ый экземпляр описи председатель инвентарной комиссии перелает в бухгалтерию для выявления результатов инвентаризации.

2-ой экземпляр передается заведующим производством (бригадиру) под расписку на 1-ом экземпляре.

Бухгалтерия, проверив правильность цен на продукты, ГИ и тару, указанные в описи, таксировку и подсчет итогов, не позднее следующего дня определяет окончательный результат инвентаризации, который оформляется актом результатов проверки ценностей.

При выявлении недостачи на предприятии, использующем мясные полуфабрикаты, исчисляется естественная убыль по установленным нормам от массы переработанных полуфабрикатов.

По всем недостачам и излишкам заведующий производством обязан дать письменное объяснение.

Результаты инвентаризации отражаются в отчете о движении продуктов и тары на кухне, составленному к началу инвентаризации.

Результаты инвентаризации и объяснение МОЛ главный бухгалтер передает на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссии и руководителя, который обязан утвердить их в 2-х дневной срок.

Инвентаризационная комиссия вносит предложение о порядке регулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей.

Недостачу сырья взыскивают с МОЛ по розничным ценам. При крупных недостачах МОЛ отстраняют от работы, а материалы передают в следственные органы.

· Отражена недостача продуктов и готовых изделий на производстве:

Дебет 94 Кредит 20

· Недостача и порча продуктов сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц:

Дебет 73-2 Кредит 94 – по учетным ценам.

· И одновременно списывают торговую наценку по недостающим ценностям:

Дебет 42 Кредит 98.4 – на сумму торговой наценки.

· Возмещение ущерба виновными МОЛ отражаются записью:

Дебет 50, 70 Кредит 73-2.

· И одновременно относят на доходы торговую наценку:

Дебет 98.4 Кредит 91.1

· Если виновные не установлены, то убытки списываются на финансовые результаты:

Дебет 91.2 Кредит 94 – по учетным ценам.

Дебет 20 Кредит 91.1.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных