Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Зоология позвоночных

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цикл общепрофессиональных дисциплин

Направление подготовки 020200 – «биология»

Принята на заседании кафедры зоологии позвоночных (протокол № 1 от «1» сентября 2008 г.)

Заведующий кафедрой (В.А.Кузнецов)


 


Утвержден Учебно-методической комиссией

биолого-почвенного факультета КГУ

(протокол № от «____»________________ 200 г.)

Председатель комиссии (О.А.Тимофеева)


Рабочая программа дисциплины: «зоология позвоночных»

Предназначена для студентов 2 курса

Направление подготовки 020200 «Биология»

 

АВТОР: проф. А.В. Кузнецов

 

Краткая аннотация: в курсе зоологии позвоночных рассматривается организация и разнообразие хордовых животных, их филогения и хозяйственное значение. Этот курс содействует расширению и углублению биологического образования студентов, формированию у них материалистического естественно-научного мировозрения. Кроме того, преподавание этого курса обеспечивает студентов современными зоологическими знаниями, необходимыми для прохождения других общепрофессиональных дисциплин (физиологии человека и животных, теории эволюции, генетики и др.).

 

 

1.Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины зоологии позвоночных.

 

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

- понимать закономерности развития животного мира от низших хордовых до класса млекопитающих, морфофизиологическую организацию отдельных таксономических групп, происхождение, особенности эмбрионального развития, систематику и разнообразие видов, экологическую роль и хозяйственное значение;

- обладать теоретическими знаниями следующих разделов зоологии: морфофизиологическая организация всех классов хордовых животных, происхождение, система, эмбриональное развитие; экология и поведение; экономическое значение; эволюционное развитие классов;

- ориентироваться в справочной, учебно-методической литературе (определители, методические пособия и т.п.);

- приобрести навыки анатомического вскрытия животных, зарисовки, пользование оптико-механической техникой, определения животных и умение пользоваться определителями, овладения первоначальными методами камеральной обработки материала, умение творчески обобщать полученные знания.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах).

Форма обучения очная.

Количество семестров 1.

Форма контроля 2 семестр - экзамен

 

Виды учебных занятий Количество часов
    1 семестр 2 семестр
1. Всего часов по дисциплине    
2. Самостоятельная работа    
3. Аудиторных занятий    
  в том числе лекций    
  семинарских (или лабораторно-практических)    

 

3.Содержание дисциплины.

3.1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Индекс Наименование дисциплины и ее основные разделы Всего часов
ОД.01.2 ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ. Тип Хордовые Общая характеристика типа хордовые. Положение хордовых в системе животного мира. Связь с другими типами животных: билатеральная симметрия, вторичная полость тела, вторичноротость. Специфические черты строения хордовых и их биологическое значение. Система типа, подтипы. Теоретическое и практическое значение хордовых. Подтип Оболочники Основные черты организации подтипа. Класс асцидии. Биологические особенности; одиночные и колониальные. Сидячие и плавающие формы. Строение асцидий. Размножение и развитие: бесполое и половое размножение, строение личинки. Класс сальпы. Биология; одиночные и колониальные формы. Строение, размножение и развитие сальп и боченочников. Метагенез и его биологическое значение. Класс аппендикулярии.Биология и строение аппендикулярий; размножение и развитие этих животных. Гипотезы о происхождении и эволюции оболочников; гипотеза неотении (Гастранг), взгляды А.Н. Северцова и Н.А. Ливанова. Роль исследований А.О. Ковалевского в понимании места оболочников в системе и эволюции хордовых. Подтип Бесчерепные Биология, строение и развитие ланцетника. Черты организации бесчерепных, характеризующие их как группу, близкую к предкам позвоночных. Особенности строения и биологии, сближающие их с беспозвоночными. Специфические черты строения, связанные с придонным образом жизни. Подтип Позвоночные Общая характеристика подтипа. Основные черты организации: осевой скелет, череп, скелет конечностей; пищеварительная система; кровеносная система; органы дыхания; центральная нервная система и головной мозг; выделительная и половая системы. Усложнение организации и интенсификация функций - основное условие прогрессивной эволюции позвоночных. Система подтипа позвоночных. Деление на классы; объединение классов в таксономические (надклассы, разделы) и нетаксономические (анамнии и амниоты, пойкилотермные и гомойотермные) группы.   Раздел Бесчелюстные Класс круглоротые. Характеристика класса. Строение скелета, органов дыхания и пищеварения, кровеносной системы. Отряды миног и миксин, их биологические и морфологические особенности. Географическое распространение; промысловое значение. Ископаемые круглоротые. Эволюция круглоротых и их место в системе подтипа позвоночных.   Раздел Челюстноротые Надкласс Рыбы Общая биологическая и морфологическая характеристика надкласса рыб как первичноводных челюстноротых позвоночных. Принципы организации опорно-двигательной системы, органов дыхания, кровеносной и выделительной систем рыб как водных животных. Экология рыб: биологические группы и соответствующие морфофизиологические адаптации; размножение, миграции; промысловое значение рыб, рыбоводство. Класс хрящевые рыбы. Морфологические и биологические особенности класса; специфические черты строения и физиологии. Обзор по системам органов. Особенности размножения и развития. Система класса: подклассы поперечноротых (отряды акул и скатов) и цельноголовых (химеровых). Происхождение и эволюция хрящевых рыб; проблема происхождения парных конечностей. Класс костные рыбы. Морфологические и биологические особенности класса. Обзор организации по системам органов на примере костистых рыб. Происхождение костной ткани и ее роль в эволюции рыб. Размножение и забота о потомстве. Система класса. Подкласс лучеперые; надотряды хрящевых ганоидов, костных ганоидов, многоперых; группа надотрядов костистых рыб. Морфобиологические характеристики надотрядов, их роль в эволюции рыб, практическое значение хрящевых ганоидов и костистых рыб. Подкласс мясоплавниковые; надотряды кистеперых и двоякодышащих, их место в эволюции и системе рыб. Эволюционное значение рыб и их положение в системе позвоночных.   Надкласс Четвероногие   Происхождение наземных позвоночных. Экологические и морфофизиологические предпосылки выхода позвоночных на сушу. Палеозойские земноводные - стегоцефалы (панцирниковые) как первые представители класса земноводные. Класс земноводные (амфибии). Общая биологическая и морфологическая характеристика класса. Главные морфологические перестройки в связи с выходом позвоночных на сушу: формирование наземного типа конечностей, легочного дыхания, реконструкция системы кровообращения. Биология амфибий: основные экологические группы, питание, размножение и развитие. Система класса: отряды безногих, хвостатых и бесхвостых амфибий; особенности их строения в связи с образом жизни. Географическое распространение и практическое значение земноводных. Класс пресмыкающиеся (рептилии). Морфологические и физиологические особенности амниот по сравнению с анамниями. Развитие: строение яйца, образование зародышевых оболочек. Строение кожного покрова и его производных. Перестройка выделительной системы. Значение этих преобразований как приспособлений к наземному образу жизни. Молфобиологическая характеристика рептилий как первого класса первичноназемных позвоночных. Прогрессивные преобразования конечностей, осевого скелета, черепа. Органы дыхания. Строение сердца и кровеносной системы. Биология рептилий: географическое распространение, экологические группы, размножение, элементы терморегуляции. Питание и защита от врагов. Экономическое значение пресмыкающихся. Система класса.Подклассы ящерогадов (гаттерия), крокодилов, чешуйчатых (отряды ящериц, змей, хамелеонов), черепах; краткая морфобиологическая характеристика подклассов. Происхождение и эволюция пресмыкающихся. Ископаемые формы, их экологическое и морфологическое разнообразие. Древние пресмыкающиеся как предки млекопитающих и птиц. Класс птицы. Особенности строения птиц как амниот, приспособившихся к полету. Адаптивные черты в строении и функции скелета, дыхательной системы, сердца и системы кровообращения; гомойотермия и терморегуляция. Биология птиц: географическое распространение, экологические группы: полет и его вариации в связи с биологией; размножение и развитие, забота о потомства; миграции птиц. Питание и народохозяйственное значение птиц: птицы как истребители вредных насекомых и грызунов; отрицательное значение некоторых видов в сельском хозяйстве, медицине и авиации. Промысловые и домашние птицы; птицеводство. Охрана и привлечение полезных птиц. Система класса птиц. Подклассы ящерохвостых и веерохвостых. Раздление веерохвостых на бескилевых, плавающих и килевых (летающих). Происхождение птиц; археоптерикс и другие ископаемые формы. Класс млекопитающие.Общая характеристика класса. Особенности строения, связанные с происхождением от древних рептилий; черты прогрессивной эволюции; гомойотермия и ее морфофункциональные основы. Многообразие класса в связи с освоением различных экологических условий. Морфофункциональный очерк основных систем органов. Особенности строения центральной нервной системы и головного мозга; сложные формы поведения. Особенности размножения и развития; забота о потомстве. Биология млекопитающих. Географическое распространение; экологические группы, вторичное освоение водной среды. Питание. Место в экосистемах. Запасание корма, миграция, спячка и другие приспособления к переживанию неблагоприятных условий. Значение млекопитающих в жизни человека. Промысловые виды, их охрана и воспроизводство. Вредители сельского хозяйства, переносчики эпидемических заболеваний, проблема контроля их численности. Домашние млекопитающие, биологические основы животноводства. Система класса млекопитающих. Подкласс яйцекладущих млекопитающих (прототериев); представители, распространение; примитивные черты организации, приспособительные особенности; размножение, развитие. Подкласс живородящих млекопитающих (териев). Инфракласс сумчатые; особенности строения, размножения, развития; географическое распространение, экологический параллелизм с высшими млекопитающими. Инфракласс плацентарные; морфобиологическая характеристика, плацента, ее строение и функция; обзор главнейших отрядов. Происхождение млекопитающих; вымершие формы, их связь с древнейшими рептилиями; прогрессивная эволюция, примеры эволюционных рядов (лошади, слоны). Место человека в системе млекопитающих. Биологические и социальные факторы в становлении человека; Ф. Энгельс о роли труда в происхождении человека; место и роль человека в биосфере.  

 

 

3.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Название темы и ее содержание Количество часов
лек- ции сем. (лаб. зан.)  
1. Тема 1. Общая характеристика типа хордовых, их положение в системе, связи с другими типами. Основные морфофизиологические, биохимические и экологические особенности хордовых. Миохондральный комплекс. Роль преобразований на разных уровнях организации: молекулярно-клеточном, организменном и надорганизменном. Система. Роль в природе, значение для человека.      
2. Тема 2. Основные черты организации подтипа оболочников. Классы: асцидии, сальпы и аппендикулярии. Их строение, биология, питание, размножение, метаморфоз. Метагенез сальп. Неотения аппендикулярий. Гипотезы о происхождении личиночнохордовых (Гарстранг, Северцов, Ливанов). Регресс и прогресс оболочников.      
3. Тема 3. Основные черты организации подтипа бесчерепные. Класс головохордовые. Организация, развитие, биология. Ланцетники, как группа близкая к предкам позвоночных.      
4. Тема 4. Общая характеристика подтипа позвоночные. Покровы, скелет, мускулатура, пищеварительная система, кровеносная система и ее форменные элементы, органы дыхания, нервная система и органы чувств, выделительная и половая системы, органы внутренней секреции и гормоны. Поведение позвоночных. Система подтипа и экологические особенности (анамний и амниот; гомойотермные и пойкилотермные). Происхождение и филогения.      
5. Тема 5. Раздел бесчелюстные. Класс круглоротые. Строение, биология, питание, дыхание, размножение. Положение в системе и происхождение. Современные отряды и промысловое значение      
6. Тема 6. Раздел челюстноротые. Надкласс рыбы. Общая морфофизиологическая характеристика. Биомеханические принципы организации рыб. Филогения рыб: панцирные, челюсножаберные и др. Класс хрящевые рыбы. Морфофизиологические и биохимические особенности. Строение, размножение и развитие.      
7. Тема 7. Подкласс пластиножаберные. Особенности строения. Система: акулы и скаты. Биология, распределение, промысловое значение. Подкласс цельноголовые. Характерные морфологические и биологические особенности химеровых. Происхождение и эволюция хрящевых рыб.      
8. Тема 8. Класс костные рыбы. Морфофизиологические и биохимические особенности; размножение, развитие; поведение.      
9. Тема 9. Подкласс лучеперые. Общая морфологическая характеристика. Система: надотряд хрящевые ганоиды. Биоморфологические черты. Отряд осетровые. Костные ганоиды. Многоперые. Распространение, биология, промысловое значение. Надотряды костистых рыб. Особенности строения, биология. Система. Промысловое значение. Рыбное хозяйство. Подкласс лопастеперые. Надотряды: кистеперые и двоякодышащие. Особенности строения, биология. Положение в системе позвоночных.      
  Тема 10. Надкласс четвероногие. Происхождение наземных позвоночных. Перестройка органов дыхания и образование пятипалых конечностей. Реконструкция дыхания, кровообращения и других систем органов. Перестройка водносолевого обмена. Работы И.И. Шмальгаузена.      
  Тема 11. Класс земноводные. Общая морфологическая и биологическая характеристика амфибий. Двойственное приспособление к водному и наземному образу жизни. Развитие, размножение, экология, поведение. Отряды земноводных, их характеристика. Хозяйственное значение амфибий.      
  Тема 12. Анамнии и амниоты. Морфофизиологические и экологические различие. Яйцевые и зародышевые оболочки. Анатомические отличия взрослых организмов. Класс рептилии. Основные черты организации. Особенности газообмена, водного и солевого обмена. Размножение. Экологическое и хозяйственное значение.      
  Тема 13. Система рептилий. Подкласс лепидозавры. Отряд клювоголовые (гаттерия). Отряд чешуйчатые (ящерицы, змеи, амфисбены, хамелеоны). Черты организации, биология, распространение. Подкласс архозавры. Отряд крокодилы. Организация, биология, распространение. Подкласс анапсиды. Отряд черепахи. Биологическая характеристика и особенности строения. Происхождение и эволюция пресмыкающихся.      
  Тема 14. Класс птицы. Обзор организации птиц. Комплекс приспособлений птиц к пролету. Биомеханика полета. Биология и поведение птиц. Размножение, эмбриональное и постэмбриональное развитие. Миграции. Происхождение. Экологическое и хозяйственное значение.      
  Тема 15. Система птиц. Подклассы: археорнитес и неорнитес. Надотряды: плавающие, или пингвины и новонебные. Характеристика и краткий обзор отрядов.      
  Тема 16. Класс млекопитающие. Общая характеристика класса. Просхождение млекопитающих. Морфофизиологический очерк организации млекопитающих. Размножение, эмбриональное развитие, питание, миграции. Экологическое и хозяйственное значение.      
  Тема 17. Система млекопитающих. Подкласс первозвери. Примитивные черты организации. Подкласс звери. Инфракласс низщие звери. Характерные черты организации. Размножение, распространение. Инфракласс плацентарные млекопитающие. Общая характеристика. Краткий обзор отрядов. Распространение. Биология. Место человека в системе млекопитающих.      
  Тема 18. Сравнительно-анатомический обзор позвоночных. Эволюционное преобразование покровов, скелета, мускулатуры, нервной системы и органов чувств, пищеварительной, дыхательной и половой систем. Главные направления эволюционного процесса (А.Н. Северцов)      

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Наумов Н.П. Зоология позвоночных. Ч.1,2. М.: Высшая школа,1979 - 332 и 272 с.

2. Бобринский Н.А. и др. Курс зоологии. Т.2. М.: Высшая школа,1966 - 483 с.

3. Огнев С.И. Зоология позвоночных. М.: Советская наука, 1945 - 517 с.

4. Наумов С.П. Зоология позвоночных. М.: Просвещение, 1982 - 464 с.

5. Карташев Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных. М.: Высшая школа,1969.

6. Гуртовой Н.Н. и др. Практическая зоотомия. М.: Высшая школа,1976 - 352 с.; 1978 - - 405 с.

7. Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных. М.: Академия,2000.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

8. Левушкин С.И., Шилов А.А. Общая зоология. М.: Высшая школа, 1994 - 432 с.

9. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. Т. 1 и 2. М.: Мир, 1992.

10. Шмальгаузен И.И. Основы сравнительной анатомии позвоночных. М.,1947 - 487 с.

11. Никольский Г.В. Частная ихтиология. М.: Высшая школа,1971 - 471 с.

12. Терентьев П.В Герпетология М.: Высшая школа, 1964 - 536 с.

13. Хорн Э., Вернер Р. Общая зоология. М.: Мир,1989- 523 с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
в 1 семестре 2012-2013 учебного года | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных