Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Права и обязанности человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения.
Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан для обеспечения их безопасности и зашиты конституционного строя государства. Согласно ч. 2 ст. 56 Конституции РФ чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом. В настоящее время федеральный конституционный закон не принят и в Российской Федерации действует Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении», * который подлежит применению в части, не противоречащей нормам Конституции РФ. Данный закон определяет условия, основания и порядок введения чрезвычайного положения. Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть: 1) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; 2) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. Условием введения чрезвычайного положения является реальная, чрезвычайная и неизбежная угроза безопасности граждан или конституционному строю, вызванная обстоятельствами, послужившими основанием для введения чрезвычайного положения, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. Прерогатива решения вопроса о введении чрезвычайного положения принадлежит Президенту РФ. Президент РФ издает указ, о чем незамедлительно сообщает Федеральному Собранию (ст. 88 Конституции РФ). Указ о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (п. «в» ст. 102 Конституции РФ). В указе должны быть приведены обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан; государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов; границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; время вступления в силу указа, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение. Указ о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его в силу, за исключением случаев, требующих неотложных мер по спасению населения. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 дней, а на отдельных территориях - 60 дней. Если не отпали обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, оно может быть продлено на тот же срок. В Законе РСФСР «О чрезвычайном положении» установлен перечень чрезвычайных мер, включая исчерпывающий перечень ограничений прав и свобод граждан на период введения чрезвычайного положения. К ним относятся: особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; усиление охраны общественного порядка; запрещение проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций и др.); запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и их досмотр. В наиболее опасных случаях, когда чрезвычайное положение вводится по первой группе оснований, допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы СМИ, приостановление деятельности политических и иных общественных объединений, выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания за их счет. Вместе с тем ч. 3 ст. 56 Конституции РФ указывает на перечень прав и свобод человека, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Это право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, достоинство личности, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, а также права человека, связанные с осуществлением судебной защиты.
В условиях локальных военных действий, при массовых общественных беспорядках, катастрофах на части территории страны или в страж в целом вводится чрезвычайное, военное или осадное положение. Оно предполагает ограничение конституционных прав граждан, расширение их обязанностей и усиление ответственности. Это делается обычно актом главы государства или правительства, принятым на основе закона о чрезвычайном, военном, осадном положении, а в некоторых странах — на основе так называемых чрезвычайных законов, которые принимаются отдельно по каждому случаю и могут неоднократно продлеваться парламентом (страны англосаксонского права). В акте о чрезвычайном положении должен быть точно указан срок его действия, названа территория, на которую он распространяется, перечислены вводимые ограничения конституционных прав. Акт доводится до сведения населения немедленно, но вступает в силу не сразу, а по крайней мере через несколько часов после оповещения. Конституции многих стран устанавливают, что при введении чрезвычайного положения должен быть немедленно созван парламент, если он не заседает, для контроля за действиями исполнительной власти (иногда, например в Бразилии, установлен пятидневный срок для созыва парламента). При введении чрезвычайного положения могут быть ограничены свобода собраний, деятельность партий (партии нельзя распустить, так как это прерогатива суда), свобода передвижения граждан, а также запрещены демонстрации. Вводится цензура для публикаций радио- и телепередач. Граждане, призывающие к общественным беспорядкам, к нарушению закона, могут быть принудительно выселены на определенный срок из данного региона. Вводится досмотр транспортных средств и граждан. Если чрезвычайное положение введено в связи со стихийными бедствиями, катастрофами, возможны дополнительные меры: трудовая повинность, распределение предметов питания и первой необходимости среди населения, изменение режима работы предприятий и учреждений. При объявлении военного положения определенные полномочия гражданских органов власти переходят к органам военного управления, которые, по существу, ставятся над гражданскими органами. Осадное положение объявляется в критических ситуациях и характеризуется особенно жесткими ограничениями. В условиях чрезвычайного положения в городах и иных населенных пунктах может быть установлен комендантский час: в ночное время в определенные часы жителям запрещается появляться на улице без соответствующих пропусков, выдаваемых обычно военными властями, собираться группами более 3—4 человек (например, в некоторых городах Албании в феврале — марте 1997 г.) и т.д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|