Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие референдума и его виды




 

Референдум - это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Основными признаками референдума являются:

1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;

2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.

Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям. В зависимости от предмета референдума - выносимого на него вопроса выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы. Предметом конституционного референдума является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции. Предметом законодательного референдума является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов. Международно –правовой референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории. Административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, * прокладка дорог и т. п.). Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.

 

 
 

 


* Первый в России местный административный референдум был проведен в 1990 г. в г. Воронеже по поводу строительства в городе атомной электростанции. Большинство граждан проголосовало против строительства, и оно было заморожено.

 

По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (обязательный) референдумы. Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы. Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство Российской Федерации предусматривает проведение только императивного референдума.

Референдумы в зависимости от условий, необходимых для их проведения, делятся на обязательные и факультативные. Обязательный референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Например, в Японии поправки к Конституции могут быть приняты только на референдуме. Факультативные референдумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума, но предоставляет право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в своих правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.

По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные. В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Региональные референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации. Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

В Российской Федерации законодательство о референдуме состоит из Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», * Федерального закона от 19 сентября 1997 г. (в редакции от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» **, Федерального закона от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» *** законодательства субъектов Российской Федерации.

 

24ВОПРОС

Президент РФ – глава российского государ­ства. Он представляет российское государство во взаимоотношениях с иностранными государствами и субъектами РФ. Президент РФ избирается путем всеобщего, рав­ного и тайного голосования. Срок полномочий Пре­зидента РФ равен 4 годам. Одно и то же лицо не может быть избрано более 2 сроков подряд.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет, в пользу которого на выборах Президента России проголосовало большинство граждан РФ, достигших возраста избирательного права (18 лет).

Не может выдвинуть свою кандидатуру на выборы Президента РФ гражданин РФ, в отношении кото­рого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в тече­ние определенного срока, если такое наказание пре­дусмотрено федеральным законом, либо ограничен­ное в дееспособности (лишенное ее) вступившим в законную силу решением суда.

Президент РФ обладает президентской непри­косновенностью, т. е. в отношении Главы россий­ского государства не допускаются: 1) арест; 2) лич­ный досмотр; 3) обыск; 4) иные оперативные меры, применение которых ограничено федеральными законами. Применение этих мер к Президенту РФ возможно только в исключительных случаях, например задер­жание на месте преступления, личный досмотр, если это необходимо в целях безопасности населения.

Основные направления деятельности Президен­та РФ: 1) Президент РФ – гарант Конституции РФ, в силу этого он наделен неограниченным правом за­конодательной инициативы, а также правом вето в от­ношении принятых Государственной Думой федераль­ных законов в случае, если он считает, что вновь принятый закон не соответствует Конституции РФ, ее принципам и сущности; 2) Президент РФ гарантирует соблюдение конституционных прав и свобод челове­ка и гражданина в РФ; 3) Президент РФ является Вер­ховным Главнокомандующим Вооруженными Сила­ми РФ, поэтому он вправе назначать и отзывать высших должностных лиц Вооруженных сил РФ, дип­ломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, прини­мать верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, награждать государственными наградами и выполнять иные функ­ции в силу своего особого положения главы государ­ства; 4) Президент РФ обеспечивает суверенитет РФ, ее независимость и государственную целостность, в связи с чем он вправе самостоятельно принимать оперативные решения, вызванные экстраординарны­ми обстоятельствами, вводить военное или чрезвы­чайное положение на территории РФ и в ее регионах.

Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти, он является как бы балансом, в их взаи­моотношениях, помогает найти компромисс в слу­чае спора и определяет основные направления го­сударственной политики РФ. Президент РФ обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные за­коны.

Выборы Президента РФ регулируются Конститу­цией РФ, Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Президент РФ избирается гражданами РФ на ос­нове всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право выбирать Президента РФ принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему на день голосования 18 лет, если это право не ограничено в силу закона. Кандидатом на выборах Президента РФ может быть гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ, участвовать в иных из­бирательных действиях лицо, признанное судом не­дееспособным или содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда. Кандидатом в Президен­ты РФ не может быть гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в тече­ние определенного срока, если такое наказание пре­дусмотрено федеральным законом.

Выборы Президента в РФ проходят не менее чем 1 раз в 4 года, если не назначены внеочередные вы­боры. Выборы Президента РФ назначает Совет Фе­дерации Федерального Собрания. Решение о назначении выборов принимается в пределах 100-90 дней до дня голосования. Это решение должно быть опуб­ликовано в средствах массовой информации не позд­нее чем через 5 дней со дня его принятия. С этого момента начинается регистрация кандидатов на должность Президента РФ. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Выборы Президента РФ могут быть проведены досрочно в случае отставки Президента РФ, стой­кой неспособности по состоянию здоровья осущест­влять принадлежащие ему полномочия или от­решения от его должности до истечения срока полномочий. Голосование на выборах Президента РФ осуществ­ляется гражданами по месту постоянного жительства, где сведения об избирателях заносятся в специаль­ные списки, Если избиратель в день голосования не имеет возможности проголосовать в соответствую­щем избирательном участке, он должен получить от­крепительное удостоверение. О дне, времени и месте голосования на выборах Президента РФ территориальные и участковые изби­рательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования – не позд­нее чем за 5 дней до дня досрочного голосования. Голосование на выборах Президента РФ прово­дится с 8 до 20 ч по местному времени. Оно осуще­ствляется гражданами лично в специальном закры­том помещении путем отметки в избирательном бюллетене.

Подсчет голосов избирателей начинается сра­зу после окончания голосования и осуществляется без перерыва до установления итогов голосования. Подсчет голосов избирателей проводится откры­то и гласно. Об итогах подсчета извещаются все члены участ­ковой избирательной комиссии и лица, присутствую­щие при подсчете голосов избирателей.

Основными полномочиями Президента РФ являются: 1) на­значение с согласия Государственной Думы Пред­седателя Правительства РФ, других членов Прави­тельства РФ, направление его политики и принятие решения об отставке Правительства РФ; 2) пред­ставление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ, постановление перед ней вопроса об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; 3) представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитраж­ного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ, внесение в Совет Федерации пред­ложения о его освобождении от должности; 4) на­значение судей федеральных судов; 5) формирова­ние Совета Безопасности РФ и руководство им; 6) утверждение военной доктрины РФ; 7) формиро­вание Администрации Президента РФ; 8) назначе­ние на должность и освобождение от нее полномоч­ных представителей Президента РФ; 9) назначение и освобождение от должности высшего командова­ния Вооруженных Сил РФ; 10) назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; 11) назначение выборов в Государственную Думу; 12) роспуск Государственной Думы в случаях и по­рядке, предусмотренных Конституцией РФ; 13) на­значение даты референдума в порядке, установ­ленном федеральным конституционным законом; 14) внесение законопроектов в Государственную Думу; 15) подписание и обнародование федеральных законов; 16) обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стра­не, об основных направлениях внутренней и внеш­ней политики государства; 17) решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища; 18) награждение государственными награ­дами РФ и присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий; 19) по­милование; 20) руководство внешней политикой РФ, участие в международных отношениях с главами иностранных государств; 21) ведение пере го во­ров и подписание международных договоров РФ; 22) подписание ратификационных грамот; 23) при­нятие верительных и отзывных грамот аккредитуе­мых при нем дипломатических представителей.

В сфере политических отношений Прези­дент РФ: 1) определяет основные направления внут­ренней и внешней политики РФ; 2) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

В сфере взаимодействия с органами испол­нительной власти Президент РФ: 1) может исполь­зовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной вла­сти РФ и органами государственной власти субъек­тов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; 2) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия конституционным нормами федеральным законам, а также международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; 3) представлять на одобрение Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ. Самостоятельно назначать на должность иных должностных лиц Пра­вительства РФ и др.

Полномочия Президента РФ прекращаются в случаях:

1) истечения срока полномочий;

2) от­ставки Президента РФ в силу невозможности осу­ществлять свои полномочия по состоянию здоровья;

3) смерти Президента РФ;

4) отрешения Президен­та от должности Федеральным Собранием РФ в установленном порядке.

С истечением срока полномочий назначаются новые выборы Президента РФ. Это наиболее естественный способ прекращения полномочий Президента РФ.

Еще в период осуществления полномочий действующим Президентом РФ назначаются и прово­дятся выборы нового Президента РФ. С его вступ­лением в должность связывается момент окончания полномочий прежнего Президента РФ. Моментом окончания срока полномочий Пре­зидента РФ признается момент принесения прися­ги вновь избранным Президентом РФ.

Добровольная отставка Президента РФ Возможна по причине тяжелого физического состояния Главы госу­дарства. В этом случае Президент РФ предваритель­но извещает население страны о своей отставке.

Отрешение Президента РФ от занимаемой должности проводится в строго установленном фе­деральным законодательством порядке. Решение об отрешении Президента РФ принима­ется Советом Федерации ФС РФ 2/3 голосов от об­щего числа членов палаты Федерального Соб­рания. Это решение Совет Федерации должен принять в 3-месячный срок со дня выдвижения Го­сударственной Думой обвинения против Президен­та РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Прези­дента РФ считается отклоненным. Вопрос об отрешении Президента РФ от должно­сти выносится на обсуждение Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой об­винения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обвинение Государственной Думы в отношении Президента РФ выдвигается при наличии заключе­ния Верховного Суда РФ о наличии в действиях Пре­зидента РФ признаков преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинения на основа­нии инициативы не менее чем 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение Государственной Думы о выдвижении обви­нения против Президента РФ принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ.

Во всех случаях прекращения полномочий (кроме случаев отрешения от должности за совершение государственной измены или иного тяжкого пре­ступления) бывшему Президенту РФ гарантируется: 1) неприкосновенность за мнения и действия, вы­раженные в связи с исполняемыми обязанностями по должности Президента РФ, если они не содер­жат в себе оскорбления или иного состава преступ­ления; 2) выплата установленной пенсии Президенту в размере, отвечающем его положению; 3) сохра­нение всей его личной собственности, за исключе­нием предоставленной ему в связи и на срок испол­нения полномочий Президента РФ; 4) другие права, установленные федеральным законодательством.

В случае смерти Президента РФ его семье и близ­ким гарантируется выплата соответствующего посо­бия и пенсий, а также сохранение всей собственно­сти, за исключением предоставленной Президенту РФ для исполнения полномочий и на их срок.

Президент РФ в целях осуществления своих пол­номочий создает специальные органы, зани­мающиеся исполнением распоряжений и указов Президента РФ и осуществляющие специальные полномочия. К ним в первую очередь относятся: 1) Администрация Президента РФ; 2) Совет Безо­пасности РФ.

Порядок формирования и компетенция Адми­нистрации Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Адми­нистрации Президента Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации».

Эти органы осуществляют свои непосредственные обязанности, а также исполняют указы Президента РФ. Они являются прямо подотчетными Главе РФ. Администрация Президента РФ – это государственный орган, он обеспечивает деятельность Пре­зидента РФ и осуществляет контроль за исполне­нием решений Президента РФ. Структура Администрации Президента РФ: 1) руководитель Администрации Президента РФ; 2) два заместителя руководителя Администрации Президента РФ; З) помощники Президента РФ; 4) пресс-секретарь Президента РФ; 5) руководитель протокола Президента РФ; 6) полномочные предста­вители Президента РФ в федеральных округах; 7) советники Президента РФ; 8) полномочные пред­ставители Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ; 9) стар­шие референты; 10) референты Президента РФ; 11) иные должностные лица.

В структуру Администрации Президента РФ вхо­дят самостоятельные подразделения, которые, в свою очередь подразделяются на департаменты. Администрация Президента и ее структурные под­разделения подчиняются непосредственно Прези­денту РФ и руководителю Администрации.

Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. N 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» учрежден самостоятельный орган при Президенте РФ – Совет Безопасности РФ.

В состав Совета Безопасности входят: Председатель Совета Безопасности РФ, которым по должности является Президент РФ; Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации и постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Президент РФ формирует в Совете Безопасности РФ аппарат Совета. Аппарат Совета Безопасности РФ входит в состав Администрации Президента РФ и имеет статус Главного управления Президента РФ. К аппарату Совета Безопасности в пределах уста­новленной штатной численности прикомандировы­ваются 85 военнослужащих и лиц начальствующего состава органов внутренних дел РФ. Аппарат Совета Безопасности занимается органи­зационно-техническим и информационно-аналити­ческим обеспечением деятельности Совета Безопас­ности РФ по реализации его полномочий в области безопасности личности, общества и государства. Руководство им осуществляет Секретарь Совета Безопасности. Он назначается на должность и ос­вобождается от нее Президентом РФ. Секретарь Совета Безопасности имеет 2 первых заместителя и заместителей Секретаря Совета Безопасности. Он представляет Президенту РФ на утверждение струк­туру аппарата Совета Безопасности, предваритель­но согласованную с руководителем Администрации Президента РФ. Штатное расписание аппарата Со­вета Безопасности утверждает руководитель Адми­нистрации Президента РФ по представлению Сек­ретаря Совета Безопасности.

Они связаны важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества (ст. 80 Конституции РФ).

1. Президент — гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции РФ и прав человека. Он обязан принимать все необходимые меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.

2. Президент — гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного или чрезвычайного положения и т.п.).

3. Президент — гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями.

4. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы,- с которой Президент идет на выборы. Разумеется, жизнь корректирует действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства.

5. Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Компетенция Президента России. Она довольно обширна. Все полномочия Президента можно классифицировать следующим образом.

Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти. Важно заметить, что Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо одобряет назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их, избрав из предложенных Президентом кандидатур.

Президент:

· назначает Председателя Правительства;

· назначает заместителей Председателя Правительства;

· назначает министров;

· имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

· принимает решения об отставке Правительства;

· предлагает кандидатуры судей судов высших инстанций (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного);

· предлагает кандидатуру Генерального прокурора;

· предлагает кандидатуру председателя Центрального банка;

· формирует и возглавляет Совет Безопасности;

· может формировать свою Администрацию;

· определяет своих представителей в Федеральных округах и субъектах Федерации, а также в палатах парламента;

· назначает высшее командование Вооруженных Сил;

· назначает дипломатических представителей.

Полномочия по отношению к власти законодательной:

· назначает выборы в Государственную Думу и референдум;

· распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных в Конституции;

· вносит законопроекты в Государственную Думу;

· подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;

· подает запросы в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о ее толковании;

Полномочия в военной области. Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Ему предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявлять и о введении чрезвычайного положения на территории России.

Полномочия во внешнеполитической области. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

Полномочия по отношению к гражданам:

1. решает вопросы гражданства;

2. предоставляет политическое убежище;

3. награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;

4. решает вопросы помилования.

Правотворческие полномочия Президента. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения же всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.

Во всех современных государствах имеется институт главы государства. Им является должностное лицо или государственный орган, который занимает, как правило, высшее место в иерархии институтов власти.

Обычно главой государства выступает либо выборный президент (в республиках) либо наследственный монарх. Реже встречаются монархи, замещающие свой пост путем избрания (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). В качестве примера коллегиального главы государства в странах с демократическим политическим режимом можно привести лишь Федеральный совет Швейцарии; хотя в этой стране и имеется президент конфедерации, его основная задача — председательствовать в Федеральном совете. В СССР и некоторьіх других тоталитарных странах Восточной Европы коллегиальным главой государства были президиумы высших представительных органов государственной власти.

Реальное место и роль главы государства в осуществлении государственной власти зависит от формы правления и сложившегося политического режима в стране.

Глава государства может стоять вне ветвей государственной власти, может быть включен в исполнительную власть и стоять во главе ее, а может быть включен и в законодательную, и в исполнительную, и даже в судебную ветви власти.

В тех странах, где глава государства стоит во главе исполнительной власти или ее олицетворяет, он формирует политический курс страны и ему принадлежит реальное руководство государственными делами. Так, исполнительная власть принадлежит полностью президентам в США, Мексике и в некоторых других странах Латинской Америки, Филиппин, т. е. в республиках с президентской формой правления, а также монарху в абсолютных (Кувейт, Бахрейн) и дуалистических (Иордания, Марокко) монархиях.

Сильными полномочиями наделены главы ряда государств, имеющих смешанную форму правления (Франция, Финляндия, Российская Федерация). Так, Президент Российской Федерации, не являясь формально главой исполнительной власти, определяет в соответствии с конституцией страны, основные направления внутренней и внешней политики государства, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, принимает решение о его отставке, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства и др.

2. Монарх

В мировой истории было немало.примеров узурпации всей власти в стране одним человеком, являющимся формально только главой государства, или коллегиальным органом (военной хунтой, революционным советом и т.

п.). Диктатура или тоталитарный режим могут быть затем облечены в конституционные рамки. Однако конституции в таких странах являются фиктивными. Случается такое обычно в странах, не имеющих прочных традиций функционирования демократических институтов власти.

При парламентарных формах правления глава государства управления государственными делами фактически не осуществляет. В парламентарных монархиях глава государства является скорее «символом государства и единства народа», как например, в Японии, или оказывает незначительное влияние на политический процесс, как например в Италии.

По своему статусу в системе высших органов государственной власти главы государств в парламентарных монархиях и в парламентарных республиках имеют много общего. По объему полномочий близок статус глав государств в дуалистических монархиях и глав государств с республиканской формой правления, являющихся одновременно — формально или фактически — и главами исполнительной власти.

Вместе с тем, в статусе президентов и монархов имеется много различий, влияющих на характер их взаимоотношений с другими государственными органами, и это требует раздельной характеристики их конституционно-правового статуса.

25ВОПРОС

26ВОПРОС






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных