ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Использование компьютерных технологий в работе логопеда(Пряжкина Ирина) Наверное, ни для кого не секрет, что в современных детских садах количество детей с правильной чистой речью катастрофически мало по сравнению с детьми, посещавших детские учреждения еще лет 7-8 назад. О причинах такого явления неравнодушные родители наверняка много слышали и читали. В настоящей статье речь пойдет не о причинах, а о способах обучения детей с речевыми недостатками. Работая с такими малышами (педагоги это знают) требуется особый подход, в результате которого эмоциональная заинтересованность будет сохраняться в течение всего занятия. Зачастую такие занятия требуют неоднократного повторения, что со временем приводит к утрачиванию интереса у ребенка. Но в настоящее время у логопедов, как впрочем, и у других педагогов, появился прекрасный терпеливый помощник – компьютер. Его использование на занятиях с детьми намного повышает мотивацию к обучению. Мультипликация, движения, звук, надолго привлекают внимание ребенка. Информация подается малышам в виде образов, что соответствует наглядно-образному типу мышления дошкольников. Немаловажным плюсом в использовании компьютера на занятии является возможность индивидуального подхода к малышу, ведь ребенок самостоятельно выполняет задания, исправляет ошибки, обретает уверенность в себе. Дети с удовольствием неоднократно повторяют название ярких картинок, стараясь заслужить одобрение компьютерного героя, четко проговаривая звуки, неторопливо и правильно повторяют фразу или придумывают предложение с заданными словами. К счастью, разнообразие компьютерных игр и обучающих программ на сегодняшний момент таково, что даже человек, не имеющий специального образования, но владеющий ПК на уровне пользователя, может не только использовать игры в обучении детей, но и создавать свои собственные презентации. Создавая презентации для занятий по различным темам используют следующие виды компьютерных программ: · программа PowerPoint – дает возможность ребенку в режиме просмотра слайдов увидеть и назвать (а детям постарше – прочитать) слова с проблемными звуками, познакомиться с новыми понятиями, позволяет создать целое занятие с серией разнообразных заданий; · программы Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW – помогают создавать яркие иллюстрации; · программа Windows Movie Maker – дает возможность создавать видеоролики на интересующую тематику; · программы Macromedia Flash, PowerPoint – с их помощью создаются анимированные персонажи, буквы.
Особое внимание уделяю подбору компьютерных игр для занятий. Не секрет, что современный рынок компьютерных игр наполнен продукцией разного качества. Есть очень полезные, интересные развивающие игры, а есть, так называемые, "бродилки" и "стрелялки", прививающие детям жестокость. Подбираю компьютерные игры и программы для логопедических занятий так, чтобы они отвечали следующими требованиями: · Программа должна иметь указание на возраст ребенка · Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением · Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными малышу · Программа должна быть на русском языке · Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором · Задания - интересные, понятные малышу, простые для выполнения · Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут · Программа должна развивать малыша, давать ему знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме
Наиболее эффективными логопедическими компьютерными программами являются: специализированная компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры”, “Веселая азбука”, “Даша-следопыт”, “Самые умные”, “Фонема”. Например, программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Детям, которые приходят на мои занятия, очень нравится игра «Баба-Яга учится читать». В ней ребенок вместе со сказочными персонажами учит буквы в «Букварике», овладевает первоначальными навыками чтения в «Слогарике», тренирует зрительную память, освобождая от жуков старый дуб, помогает муравью вылезти из подземных ходов, определяя первый звук в словах, и выполняет еще ряд заданий, тренируя и развивая при этом мышление, память, чувство ритма. Еще одна из любимых детьми программ – это программа «Радуга в компьютере» с веселым героем Логошей. Состоит она из различных упражнений, на выполнение которых отведено определенное время. При завершении упражнения на экран выводятся его статистические данные: результат работы (выполнено или не выполнено); количество правильно и неправильно выполненных действий; общие результаты по всем проведенным играм: количество выполненных (выигранных) или невыполненных (проигранных) игр. Обогащению словарного запаса, развитию связной речи способствуют задания других компьютерных обучающих программ "Гарфилд малышам", «Школа Кролика», «Учимся говорить правильно» и другие. С целью повышения мотивации к обучению в них дается объективная оценка результатов деятельности каждого ребенка в устной форме или озвучивается голосовым сообщением ("Молодец!", "Правильно!", "Попробуй еще раз!"). Компьютер позволяет логопеду плодотворно работать с несколькими детьми одновременно, создавая своеобразный соревновательный момент. Это способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, способствует достижению поставленных логопедом целей. Педагогу, использующему на занятии компьютерные технологии необходимо учитывать и негативные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья. Учитывая все это, при планировании занятия руководствуюсь следующими правилами: · Продолжительность занятия на компьютере - 10 минут · Игра может быть включена, как часть занятия (на основном или заключительном этапе) · Периодичность - 2 раза в неделю · Индивидуальное дозирование нагрузки при зрительных нарушениях · Противопоказания - эпилепсия
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|