Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Народовластие и формы его проявления в РФ




 

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) РФ есть демократическое государство.

Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

Ключевое положение основ конституционного строя – признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Демократический характер государства подразумевает наличие разделения властей, идеологического и политического многообразия, местного самоуправления.

Народовластие – принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют.

Непосредственная – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения – референдум и свободные выборы.

25. Россия – суверенное, демократическое, правовое государство.

 

Основы конституционного строя — это главные принципы государства, обеспечивающие под­чинение его праву и характеризующие его как конституционное государство. Они изложены в главе 1 Конституции «Основы конституционного строя».

1. Россиядемократическое государство. Важнейшими признаками демократического госу­дарства являются:

а) народовластие,

б) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,

в) идеологическое и политическое многообразие,

г) обеспечение прав и свобод человека и гражданина,

д) обеспечение местного самоуправления. Россиянам предоставляются все известные современной политической практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права

 

Россиясуверенное государство. Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере (в области международных отношений) и верховенство, непререкае­мость его решений в делах внутренних. Суверенитет России был закреплен в Декларации «О госу­дарственном суверенитете РСФСР», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депута­тов РСФСР. Носителем суверинитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ.

Россияправовое государство. Правовым государством признается демократическое госу­дарство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип раз­деления властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. На­званные принципы закреплены Конституцией, однако они являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, чем свершившимся фактом.

 

26. Референдум: понятие и основные черты, практика применения в РФ

Референдум РФ - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и др. вопр. гос. значения. Реф.РФ наряду со свободными выборами явл. высшим непосредственным выражением власти народа, проводится на всей тер-рии РФ на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.Участие в реф. РФ явл. свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается, никто не м.б. принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Вопр, связанные с подготовкой и проведен. реф.РФ, рассматриваются избират. комиссиями, комиссиями по проведению реф.РФ, органами гос. власти и органами местного самоуправления На реф.РФ не м. выноситься вопросы: 1) D статуса S РФ; 2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, СФ ФС, ГД ФС, о проведении досрочных выборов Президента РФ, ГД ФС, СФ ФС, либо об отсрочке таких выборов (формирования); 3) принятия и D фед. бюджета 4) введения, D и отмены фед. налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; 6) амнистии и помилования. Вопр, выносимые на реф.РФ, не д. ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы и К. гарантии их реализации.

Законодат. о реф.РФ составляют К.РФ, настоящий ФКЗ, др. ф.з. Положения ФКЗ "О рефер.РФ" м.б D только путем принятия ФКЗ.

Референдум - это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Основными признаками референдума являются:

1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;

2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.

 

27. Формы правления РФ: понятие, основные черты

В Конституции Российской Федерации (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

Если рассматривать форму правления с чисто формальных позиций, то можно сказать, что она не оказывает определяющего влияния на характер государственного строя. Ведь известно, что монархическая Великобритания давно уже является демократическим, конституционным государством, в то время как республиканский Советский Союз таким государством не был никогда. И наоборот, монархическая Россия не была ни демократическим, ни конституционным государством, тогда как республиканская Франция таким государством является давно.

И тем не менее республиканская форма правления в большей мере, чем монархическая, соответствует характеру демократического, конституционного государства. Дело в том, что для монархии ее конституционный вариант – такое же искажение ее сути, как для республики – вариант тоталитарный. Поэтому конституционная монархия гораздо ближе по своему существу к демократической республике, чем тоталитарная республика. И наоборот, тоталитарное государство с республиканской формой правления мало чем отличается по своей сути от государства, признанного абсолютной монархией.

Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократии – республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть.

Различают два основных вида республики –президентскую и парламентскую.

Главная политическая особенность президентской республики заключается в соединении в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Другими специфическими чертами президентской республики являются внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства.

В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность. В парламентской республике, в отличие от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.

В некоторых современных странах существуют формы правления, сочетающие черты парламентской и президентской республик. К числу этих стран относится и Российская Федерация.

Сочетание признаков президентской и парламентской республике в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом).

С момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики. Однако, став в конечном счете по своему характеру президентской республикой, она по-прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства.

В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, «полупрезидентскую» республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных