Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 1 страница





ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИВНОГО МЕТОДА1

Проективные методики представляют собой специфиче­скую, довольно неоднородную группу психодиагностических приемов клинической ориентации. Последнее означает не столько направленность проективных методик на выявление тех или иных аномалий личности, сколько способность ме­тодик прогнозировать индивидуальный стиль поведения, пе­реживания и аффективного реагирования в значимых или конфликтных ситуациях, выявлять неосознаваемые аспекты личности.

История проективных методик — это и хронология, отме­чающая особо важные вехи развития проективной техники, и история развития проективного метода как целостного подхо­да к пониманию природы личности и способов ее экспери­ментального изучения. Стало традиционным вести счет про­ективным методикам с теста словесных ассоциаций К. Юнга, созданного им в 1904-1905 гг. Метод вызова ответных ассо­циаций в психологии известен со времен В. Вундта и Ф. Галь-тона, однако именно К. Юнгу принадлежит открытие и доказа­тельство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно, возможность посредством косвенного воз­действия на значимые области переживания и поведения чело­века («комплексы») вызывать пертурбации в эксперименталь­ной деятельности. Юнг показал таким образом, что бессозна­тельные переживания личности доступны объективной диагностике. Впоследствии разнообразные варианты ассоциа­тивного теста применялись для выявления чувства вины (де­текторы лжи М. Вертгаймера и А.Р. Лурия), асоциальных вытесненных влечений (Дж. Бруйер, Р. Лазарус, Л. Постмен, Ч. Эриксен и др.), для отграничения нормы от патологии (Г. Кент и А. Розанов). Тесты незаконченных предложений и рассказов также нередко считают ведущими свое происхож-

1 Цит. с сокр по кн «Общая психодиагностика» Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Издательство Московского университета, 1987 г


1 дение от ассоциативного теста Юнга (Анастази А., 1982; v4bt L, Bellak L., 1950; Semeonoff В., 1976; Anzieu D., 1967).

Подлинный триумф проективной диагностики связан с по­явлением в 1921 г. «Психодиагностики» Г. Роршаха, опубли­кованной в Берне на немецком языке. Личная биография

1 Германа Роршаха, его профессиональный путь, по-видимому, немало способствовали направлению его исследований и со­зданию оригинального метода, ставшего одним из самых изве­стных в мировой психологии. Отказавшись от профессии художника, Роршах, тем не менее, много интересовался истори­ей искусств, и живописи в частности. Ему было известно, что великий Леонардо да Винчи тренировал свое воображение путем длительного рассматривания и интерпретаций причуд­ливых конфигураций облаков на небе, влажных подтеков и неровностей на стене, лунных отблесков на застывшей воде. Заметим, что способность человека одушевлять («чувство­вать», по выражению Т. Липпса) окружающий предметный мир присуща всем людям, детям и художникам в особеннос­ти. Вспомним излюбленный прием Г.-Х. Андерсена, застав­лявшего оживать по ночам кухонную утварь, сплетничать о соседских обедах волшебный горшочек и философствовать бутылочное стеклышко. Не исключено, что эта же особенность лежит в основе эстетического восприятия действительности. И. Сельвинский (1972) писал:

Отчего, когда глядим на волны, Видим вечность и судьбу людей?

Отчего пургу зовем «седою», «Шепот» слышим там, где камыши? Оттого, что втайне красотою Мы зовем полет своей души.

Диссертация Г. Роршаха по медицине была посвящена изучению механизмов галлюцинаций, где он, между прочим, ссылается на однажды пережитое им состояние: во время первой в его медицинской практике аутопсии он явственно «видел», как ему пласт за пластом разрезают «мозг» и эти пласты падают перед ним один за другим (Anzieu D., 1967). Переживание было очень ясным, живым и не только зритель­ным, но и сопровождалось явственными тактильными и мотор-


ными ощущениями. Г. Роршах предположил, что в наших мечтах и фантазиях наряду со зрительными образами присут­ствует память и о пережитых движениях — кинетические образы, которые слагаются в особый способ, модус мышления. Впоследствии Г. Роршах предположил, что чернильные пятна, адресованные зрительному воображению, растормаживают, оживляют моторные фантазии.

Известно, что до и независимо от Г Роршаха с чернильны­ми пятнами экспериментировали и другие психологи (напри­мер, Ф.Е. Рыбаков в России, А. Бине и В. Анри — во Франции), однако именно Роршах был первым, кто доказал связь образов фантазии с основополагающими чертами и свойствами личности. «Роршахиана» как дальнейшее разви­тие исследований и идей Г. Роршаха в настоящее время представлена двумя ведущими направлениями — американ­ским (Beck S., 1944; Klopfer В., Davidson H, 1962; Rapaport D. et al., 1945-1946) и европейским (Bohm E., 1978; LoosU-Usten M., 1965).

Американских психологов отличает тенденция к теорети­ческому обоснованию теста в русле идей «нового взгляда» и психологии «эго», а также стремление к более строгому фор­мализованному представлению и анализу эмпирических ре­зультатов Европейские психологи в значительной мере со­храняют верность оригинальной версии Роршаха, развивая и дополняя ее в духе ортодоксального психоанализа.

За время, прошедшее после выхода в свет «Психодиагно­стики», появились методики, родственные тесту Роршаха. Наи­более известны среди них Бен-Роршах («Вего») тест, тест Цуллигера и тест Хольцмана. «Вего»-тест создавался Г. Рор-шахом и его непосредственным сотрудником как параллель­ная серия оригинальному набору таблиц Работа над тестом была закончена Г. Цуллигером, также работавшим вместе с Роршахом. Цуллигеру удалось доказать, что по основным показателям теста (общему количеству ответов, количеству целостных ответов, ответов на белое пространство, ответов с участием цвета и движения) «Вего»-тест эквивалентен ориги­нальному набору таблиц. Г. Цуллигером в 1948 г. был пред­ложен и собственный вариант теста — Z-тест, который состо­ит из трех таблиц — черно-белой, полихромной и черно-


красной; обработка включает ряд отсутствующих в финаль­ной версии показателей; главное отличие теста — краткость, формализованность анализа результатов.

Методика чернильных пятен Хольцмана (Н. I. T) отлича­ется еще большей стандартизованностью и схематизацией. Она состоит из двух параллельных серий таблиц по 45 карто­чек в каждой; на каждую карточку испытуемый должен дать только один ответ. Достоинством Н. I. Т., сделавшим его наиболее валидным и надежным тестом среди «дериватов» методики Роршаха, является наличие нормативов и процент­ных показателей по основным категориям шифровки ответов.

В отечественной психологии первые, крайне немногочи­сленные попытки применения теста Роршаха относятся к 20— 30-м годам и имеют выраженную направленность на выявле­ние аномалий личности в связи с конституционными типами для диагностики неврозов и психопатий, а также при исследо­вании больных эпилепсией (цит. по' Бурлачук Л.Ф., 1979). С 60-х годов тест Роршаха все шире внедряется в исследова­тельскую и клинико-диагностическую работу психологов, вы­ходят первые методические руководства (Белая ИИ., 1978; Белый Б.И., 1981; Бурлачук Л.Ф, 1979; Соколова Е.Т., 1980; Беспалько И.Г., 1978; Беспалько И.Г., Гильяшева И.Н., 1983). Важно подчеркнуть, что использование теста Роршаха в каче­стве диагностического инструмента сопровождается четкой, глубокой рефлексией диагностических задач и теоретических моделей обоснования теста. Опираясь на базисные положения о пристрастном характере психической деятельности, конк­ретные теоретические обоснования строятся на основе таких категорий, как «установка» (Цуладзе С.В, 1969; Норакидзе В.Г., 1975), «личностный компонент» восприятия (Савенко Ю.С., 1969, 1978; БлейхерВ.М., Бурлачук Л.Ф., 1978), «индивидуаль­ный стиль личности» (Соколова Е.Т., 1978, 1980).

Интересной и многообещающей выглядит попытка А. М. Эт-кинда трактовать природу связи перцепции и личности в терминах «образа мира» как изоформизм двух структур — чувственной ткани перцептивного образа и аффективно-ког­нитивного единства личности (Эткинд A.M., 1981).

Продолжая хронологический обзор истории развития про­ективных методов, мы, естественно, не можем не отметить


1935 год, когда впервые в журнальном варианте под двойным авторством появилось сообщение о Тематическом апперцеп­тивном тесте (ТАТ) как методике экспериментального изуче­ния фантазии (Morgan С, Murray H., 1935). В то время тест не был обеспечен ни общей теоретической концепцией — в качестве метода исследования личности он стал рассматри­ваться в более поздних публикациях Г. Мюррея (Murray H., 1938, 1943), ни стандартизованным руководством по примене­нию. У этого метода, как и у теста Роршаха, имелись свои предшественники и своя предыстория (см., напр, АЫ L, Bellak L, 1950; Rapaport D., 1968). Психологам и психиатрам давно было известно, что рассказы по сюжетным картинкам, специаль­но подобранным для исследуемого контингента, позволяют судить о склонностях, интересах и нередко выявляют болез­ненные состояния психики. На первый взгляд замысел ТАТ казался более простым и очевидным, чем идея Г. Роршаха. Действительно, разве Чарльзу Диккенсу, заканчивающему свой любимый роман о Дэвиде Копперфильде, не чудилось, как он сам писал, «будто он отпускает в сумеречный мир частицу самого себя» (Диккенс Ч., 1984, т. 6, с. 7)? Мы также различа­ем за нравственными страданиями героев Ф. М. Достоевско­го искания его собственной мятущейся души. К сожалению, подобные аналогии, к которым прибегал сам Мюррей при обосновании своего метода, мало что проясняют в понимании того, какие именно аспекты личного опыта «автора» прямо и зеркально отражаются в портретах и судьбах его «героев», а какие, напротив, трансформируются в прямо противополож­ные. А. Моруа, например, недвусмысленно намекает, что мора­лизм Дюма-сына был не столько «генуинным», сколько форми­рованием реакции в ответ на внутренние запреты и стыд за гуляку-отца. Это отразилось в его авторской позиции, в част­ности, в драме «Дама с камелиями» (Моруа А, 1965).

Появление Тематического апперцептивного теста остро поставило ряд проблем, дискутируемых и по сей день. Одна из них касается прогностичности ТАТ. Исследования 30—50-х годов, проведенные в русле идей «нового взгляда», в целом подтвердили положение Мюррея об отражении в рассказах ТАТ фрустрируемых или отвергаемых «Я» потребностях. Ли­шение сна, пищевая, сексуальная депривация, предшествующие


успехи или неудачи существенно сказываются на ответах по

ТАТ.

Однако в этих же экспериментах обнаружилось, что «сила»

потребности и ее отражение в ТАТ связаны не линейной, а U-образной зависимостью, наиболее непосредственно в рас-

сказах проявляются потребности умеренной интенсивности; очень сильная депривация приводит к вытеснению или иска­жению соответствующих образов фантазии (Sanford R., 1936).

Тот же компенсаторный принцип действует и применительно

к так называемым латентным или социально неодобряемым

потребностям, например, агрессии или гомосексуальности. В ито­ге действия защитных механизмов в рассказах ТАТ может искажаться реальная картина личностных особенностей. Так,

Эриксон и Лазарус показали, что лица, страдающие скрытым гомосексуализмом, на провоцирующие таблицы ТАТ дают нейт­ральные рассказы (Ert'ksenC. W., 1951, 1968). Еще более слож­ным является вопрос о соотношении рассказов и реального поведения. Согласно Г. Мюррею, латентные потребности не осознаются и невыводимы из открыто наблюдаемого поведе­ния, а проявляются только в фантазиях и фантазиоподобной активности типа ТАТ. Эксперименты уточнили эту гипотезу: если потребность — явная или латентная — не имеет «мотор­ной разрядки», фрустрируется в открытом социальном по­ведении, она находит компенсаторное удовлетворение в рас­сказах ТАТ (Lazarus R.S., 1961).

Однако лица, уже совершившие особо тяжкие преступле­ния, могут продуцировать нейтральные или подчеркнуто про-социальные темы (Станишевская М.М., Гульдан В.В., Влади­мирская М.Т., 1974) Существенной детерминантой ответа оказывается и сама ситуация обследования. Если она воспри­нимается как экспертная, проявления агрессии строго контро­лируются. Из сказанного следует, что прогноз реального пове­дения на основе прямого отождествления «героя» и обследуе­мого осуществим только для ограниченного круга личностных черт и тенденций. Так, например, вариант ТАТ Д. Макклеллан-да и Дж. Аткинсона оказался высоко валидным в отношении мотивации достижения (Atkmson J., 1958).

Возвращаясь к хронологии, следует остановиться на рабо­тах Лоуренса Фрэнка 1939—1948 гг., в которых автором были


впервые сформулированы основные принципы проективной психологии. Ему же принадлежит приоритет в использова­нии термина «проекция» для обозначения особой группы ме­тодов исследования личности. Наиболее существенной чер­той проективных методик Л. Фрэнк считал неопределенность стимульных условий, позволяющих испытуемому проециро­вать свои способ видения жизни, свои мысли и чувства Чем более неструктурированным является «стимульное поле», тем в большей степени его структурация индивидом будет изо-морфична структуре его реального жизненного пространства (Frank L, 1939).

Концепция Л. Фрэнка, испытавшая сильное влияние «хо­листических» теорий личности, в том числе и К. Левина, акцентирует ряд моментов, чрезвычайно важных, на наш взгляд, для понимания назначения и диагностических границ проек­тивных методик. Проективные методики направлены на рас­крытие внутреннего мира личности, мира субъективных пере­живаний, чувств, мыслей, ожиданий, а вовсе не на экспресс-диагностику реального поведения. Узко прагматическая ориентация многих исследований часто игнорировала это ог­раничение, составляющее суть проективного метода как особо­го подхода, способа понимания человека. Важно не то, как человек действует, а то, что он чувствует и как управляет своими чувствами. Ясно, что совпадение поведенческого уров­ня и плана переживаний есть частный случай, поэтому воз­можность прогноза поведения по проективным методам огра­ничена, зато открывается перспектива проникновения в уникаль­ный мир человеческих чувств и внутреннюю логику его построения. Исследования Л. Франка, теоретико-методологи­ческие по своей сути, породили множество эксперименталь­ных исследований, среди которых особо следует выделить два направления — изучение роли стимула в проекции личност-нозначимого материала и изучение феномена проекции как психологического механизма, лежащего в основе действенно­сти этой группы методов. Неопределенность стимульных усло­вий неоднократно указывалась в качестве признака, диффе­ренцирующего проективные методики от других, например психометрических, процедур. Тест Роршаха и ТАТ дают приме­ры двух типов стимульной неопределенности — структурно-


го и содержательно-смыслового. Неопределенной является для испытуемого и сама ситуация обследования, не ограничивающая его действия какими-либо стандартами и нормативными оцен­ками, но предоставляющая максимально широкий выбор спо­собов поведения (Lmdzey D., 1959; Бурлачук Л. Ф., 1979; Соколова Е.Т., 1980; Анастази А., 1982). Дж. Брунер также предполагал, что неопределенность, неоднозначность или «за­шумленность» — необходимые стимульные условия для пре­доставления приоритета личностным субъективным факто­рам в детерминации восприятия и других видов познаватель­ной активности (Брунер Дж., 1977; Abt LO., Bellak L, 1950; BellakL, 1944).

В духе экспериментов «нового взгляда» в 40 — 50-е годы складывались теоретические обоснования теста Роршаха (Draguns J., 1967) и ТАТ (Bellam L., 1950).

Акцентирование неопределенности стимульных условий позволило, кроме всего прочего, согласовать проективные ме­тоды с психоаналитическим стилем клинического мышле­ния. Чем более неопределенны условия (т. е. чем меньше давление реальности), тем в большей степени психическая активность приближается по своей природе к «первичным» психическим процессам (воображению, галлюцинациям), дви­жимым принципом удовольствия. Проективные методы на первый взгляд давали основание для подобного осмысления (см., напр, экспериментальные исследования аутистического восприятия), однако в этом случае необходимо было при­знать тождество «первичных процессов» и психической ак­тивности в ситуации проективного исследования. Не все исследователи склонны были следовать традиции ортодок­сального психоанализа. Набиравшая силу «психология Эго», как и конкретные экспериментальные клинические исследо­вания, формировали новую теоретическую парадигму для обо­снования проективного подхода. Значительный вклад был внесен американскими клиническими психологами во главе с Давидом Рапапортом (Rapaport D., 1944—1945; 1968). В частности, проанализировав исследования «нового взгля­да», особенно той его ветви, которая занималась изучением когнитивного стиля, Рапапорт по-новому определяет специ­фику процессов, детерминирующих проективный ответ. Про-


ективная продукция рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой слиты воедино и собственно когнитивные моменты (отвечающие «реальнос­ти» — ситуации эксперимента, задаче инструкции, опреде­ленным характеристикам стимульного материала), и аффек­тивно-личностные факторы — «периферические» мотивы, ин­дивидуальные способы контроля и защиты.

Вслед за работами Д. Рапапорта и его коллег началось интенсивное изучение роли стимульных факторов в характе­ристике проективных ответов. Применительно к ТАТ, в част­ности, было продемонстрировано наличие таблиц, стойко про­воцирующих стандартные темы, например, депрессию и суицид (ТАТ, табл. 3, 14, 15), сексуальные перверзии (ТАТ, табл.13, 18) (Bellak L,, 1978; Rapaport D., 1968).

Интересны в этой связи результаты, полученные при исследовании сопутствующего значения стимульных характе­ристик таблиц Роршаха методом семантического дифференци­ала (Kenny D., 1964). Так, оказалось, что каждая таблица обладает определенным эмоциональным значением

Таблица I уродливый, грязный, жестокий, грубый, активный.

Таблица II счастливый, сильный, активный, быстрый.

Таблица III хороший, чистый, счастливый, легкий, активный, быстрый.

Таблида IV плохой, грязный, жестокий, сильный, мужественный.

Таблица V легкий, активный.

Таблица VI большой по размеру.

Таблица VII хороший, красивый, чистый, хрупкий, нежный, женственный.

Таблица VIII чистый, активный.

Таблица IX сильный, активный, горячий.

Таблица X хороший, красивый, чистый, счастливый, легкий, активный, быстрый.

Д. Кении приходит к выводу, что высокоструктурирован­ные изображения, «насыщенные» тем или иным побуждением, максимально выявляют индивидуальные различия по степени выраженности этого побуждения. Другие авторы полагают, что проекция того или иного побуждения на слабо структури-


рованные стимулы зависит от интенсивности данного побуж­дения, а также от готовности субъекта к самораскрытию.

С учетом проведенных исследовании в настоящее время имеется достаточно обширный выбор вариантов и модифика­ций ТАТ с таблицами, «значения» которых подобраны заранее с учетом диагностических задач. Среди них наиболее извест­ны серии Д. Макклелланда и Дж. Аткинсона для диагностики мотивации достижения (McClelland D., Atkinson J., 1953), ТАТ для детей и пожилых людей (Bellak L, 1978), ТАТ для подрост­ков (Symonds D., 1949), ТАТ для исследования семейных установок (Jackson L., 1950), ТАТ для национальных мень­шинств. Установлено, что оптимальное условие для проекции глубинных слоев личности — умеренный уровень не­однозначности стимульного материала. Индивидуальные ва­риации ответов на стандартные значения стимулов в этом случае оказываются более диагностически значимыми и выяв­ляют не столько аффективные состояния и актуальную силу потребности, сколько устойчивые личностные характеристики, в том числе аномалии (Murstein В., 1963).

Тест Роршаха и ТАТ представляют две группы наиболее распространенных проективных методик по критерию ответ­ной реакции испытуемого, относимых соответственно к тес­там на структурирование («конституирование» — по Фрэнку) и интерпретацию. Предполагается также, что эти методики наиболее удачно дополняют друг друга, выявляя соответствен­но формальный аспект личности — индивидуальный когни­тивный стиль, способы аффективного реагирования и контро­ля и содержательный аспект — структуру потребностей, со­держание конфликтных переживаний, апперцепцию «Я» и своего социального окружения.

Не ставя перед собой задачу обзорного анализа существу­ющих проективных приемов, хотелось бы кратко обрисовать относительно новые и малоизвестные по отечественной лите­ратуре направления в проективной психологии.

Это, прежде всего, тенденция рассматривать в качестве проективных или квазипроективных методики, традиционно направленные на диагностику интеллекта и познавательных процессов в целом. Впервые эта точка зрения наиболее четко была сформулирована Д. Рапапортом в уже упоминавшихся


исследованиях 1946 г. и затем в более поздних работах его сотрудников по Меннингерской клинике (например, Klem G., 1970), а также Г. Виткином (Wrtkm H, 1954; 1974).

Можно сказать, что авторы имеют в виду качественный анализ выполнения испытуемым интеллектуальных проб, одна­ко на самом деле речь идет о феноменах, в которых находит выражение влияние личностных и аффективно-мотивациониых факторов на познавательные процессы Для иллюстрации при­ведем пример анализа процесса мышления на основе извест­ной нам методики Выготского-Сахарова (цит по: Semeonoff В., 1976). Д. Рапапорт, использовавший эту методику в целях диф­ференциальной диагностики при исследовании психически боль­ных разных нозологии, выделяет пять категорий «личностных форм мышления», по существу представляющих собой феноме­ны, описанные Б.В. Зейгарник как нарушения мотивационного компонента мышления (Зейгарник Б.В., 1962). Например, де­прессивные тенденции проявляются при выполнении методики в общей инертности, нежелании манипулировать фигурками, неспособности отказаться от ранее сформулированной ошибоч­ной гипотезы Реакция на фрустрацию, неудачу, затруднения выражается в аутоагрессии, дискредитации задания, наруше­нии планирования или настаивании на необычных идеях. Один и тот же «симптом», как мы видим, может по-разному про­являться у разных людей, что и позволяет говорить об индивиду­альном стиле познавательной активности. Аналогичным обра­зом различные индивидуальные стратегии выполнения какого-либо перцептивного теста (например, теста вставленных фигур — EFT) позволяют делать вывод о соответствующих ин­дивидуально-типологических особенностях личности — поле-зависимости-поленезависимости (W/tk/n H., 1954 1974).

Давая оценку этому направлению, следует подчеркнуть, что расширительное толкование интеллектуальных тестов как проективных имеет своей целью привлечение внимания клинических психологов к процессу выполнения интеллекту­альных задач, его качественному анализу, что, несомненно, более точно отвечает специфике клинической диагностики. Снимается также противопоставление интеллектуальных и личностных тестов как относящихся к разным «областям» личности — иными словами, реализуется, правда несколько


упрощенно, целостный подход к личности как сплаву аффекта и интеллекта.

Другое направление в развитии проективных методов связано с активной разработкой проблем межличностного восприятия и взаимодействия и исследования «Я-образа». В оп­ределенном смысле все проективные методы направлены на изучение того, как субъект воспринимает других людей и самого себя. Наиболее распространено мнение, что проектив­ные методики выявляют неосознаваемый компонент социаль­ной перцепции и «Я-образа» (Wyl/e R., 1974).

«Неспецифическими» методиками указанной ориентации являются ТАТ и тест Роршаха. Предполагается, что в расска­зах ТАТ находит отражение не столько реальный характер межличностных отношений обследуемого, сколько их аппер­цепция, т. е. эмоциональное отношение и пристрастное виде­ние этих отношений. Изображенные на картинках фигуры кроме буквальных значений имеют и символический смысл. Так, фигура немолодого мужчины — олицетворение отца, на­чальника, вообще власти и мужского начала. В этом случае интерпретация темы рассказа в зависимости от общего кон­текста «сужается» до анализа внутрисемейных отношений либо расширяется и рассматривается как отражение взаимо­отношений обследуемого с широким социальным окружени­ем, отношение к нормативам общества и его ценностям. Тест Роршаха также дает некоторую информацию об общей благо­приятной или неблагоприятной аффективной установке об­следуемого к другим людям — враждебно-защитной или аффилятивно-открытой.

С 60-х годов начал разрабатываться и получил широкое распространение тест Роршаха для исследования общения — Совместный тест Роршаха (СТР), используемый более всего для диагностики внутрисемейных отношений. Развитие се­мейного консультирования и семейной психотерапии послу­жило толчком к созданию ряда методик, нацеленных на диаг­ностику семейных отношений. К ним прежде всего следует отнести тест семейных установок Л. Джексона (Jackson L, 1950), тест семейных отношений Л. Бене и С. Антони (Bene R, Antony S., 1957), «кинетический тест рисования семьи» (Burns R., Kaufman S., 1972) и его варианты.


К относительно новому направлению, инициировавшему создание новых методик, относится исследование «Я-образа». Среди традиционных проективных методик следует отметить тест Роршаха, выявляющий формальные характеристики «Я-об­раза» — самоконтроль, самооценку, самореализацию, а также специальную модификацию теста для диагностики физическо­го «Я-образа», «границ образа физического Я» (Fisher S., Clevelencf S., 1958).

Общая недостаточная валидность и надежность проектив­ных методик заставляют исследователей искать новые диагно­стические парадигмы. К ним относится включение в проек­тивные процедуры психометрических принципов — так пост­роены вариант ТАТ Столина В. В. и Кальвиньо М. (1982), Методика косвенного исследования системы самооценок Со­коловой Е.Т. и Федотовой Е.О. (1982).

Продуктивным оказывается также создание процедур так называемой управляемой проекции (Столин В.В., 1981), позво­ляющей исследовать микроструктуру самоотношения в струк­туре самосознания.

Общая оценка проективных методик как психодиагно­стических процедур исторически связана с обсуждением так называемой проблемы проекции. В отечественной литературе дискуссия по этому поводу также достаточно освещена, одна­ко сама проблема, на наш взгляд, далека от своего разрешения.

Как известно, Л. Фрэнк ввел термин «проекция», не опре­делив его конкретного психологического содержания. Подра­зумевалось, что благодаря неопределенности стимульного ма­териала личность «проецируется» на него, как на экран (Frank L, 1939). Образное выражение Фрэнка породило представление о проективных методиках как о своего рода «рентгеновских лучах», высвечивающих глубины личности. Ясно, что подобное истолкование механизма проекции не удовлетворяло исследо­вателей. Первые содержательные интерпретации проекции как феномена, возникающего в ситуации проективного иссле­дования, связывались в теоретическом отношении с концеп­цией 3. Фрейда; для подтверждения психоаналитической кон­цепции привлекались также эксперименты Г. Мюррея, Р. Сэн-форда и других по изучению мотивации через продукты воображения (Bellak L., 1944). Однако фрейдовское понятие


«проекции» не отличалось однозначностью, что сразу же поро­дило ряд трудностей при попытках интерпретировать проек­тивные методики с позиций психоанализа, что отмечалось и отечественными исследователями (Бурлачук Л.Ф., 1979; Рень-ге В.Э., 1979).

Главные из этих трудностей могут быть сформулированы в трех пунктах:

1) недостаточная разработанность, многозначность терми­
на «проекция» в психоанализе, многообразие описываемых
явлений;

2) лишь частичное сходство феноменов, обозначаемых
в психоанализе этим термином, с процессами, имеющими мес­
то в проективном исследовании;

3) различие типов проекции в разных проективных тес­
тах. Остановимся на анализе каждого из перечисленных пун­
ктов. Впервые термин «проекция» в его психологическом
значении был использован 3. Фрейдом для объяснения пато­
логических симптомов паранойи в 1896 г., а затем при
разборе «случая Шребера» в 1911 г. В этих работах проекция
понималась как приписывание другим людям социально-не­
приемлемых желаний, в которых человек как бы отказывает
сам себе. В этом случае проекция рассматривалась Фрейдом
как механизм защиты против неосознаваемых асоциальных
влечений, в частности гомосексуальности, которая лежит в
основе бредообразования при паранойе. Впоследствии была
описана так называемая фобическая защитная проекция —
вынесение вовне, экстериоризация страха, тревоги, в дейст­
вительности имеющих эндогенную природу (Фрейд 3., 1924).
В работах последующих лет наряду с концепцией защитной
проекции, входящей в состав различных патологических со­
стояний, Фрейд вводит понятие проекции как нормального
психологического процесса, участвующего в формировании
нашего восприятия внешнего мира. Проекция интерпретиру­
ется им как первичный процесс «уподобления» окружающей
реальности собственному внутреннему миру (Фрейд 3., 1925а;
19256; 1924). Таков, например, механизм детского или религиоз­
но-мифологического мировосприятия.

Таким образом, проекцией Фрейд называет два суще­ственно отличающихся друг от друга явления, в основе ко-






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных