ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Внутриличностный конфликт (А. Адлер и К.Г. Юнг)Внутриличностный конфликт — это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов). Особенности ВК: • Необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей. • Специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз. • Латентностъ. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.
Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870-1937) 10. Структура конфликта: цели, причины, условия, обстоятельства, объект, инцидент, оппоненты в конфликте. Цели конфликта - субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами; Причины конфликта - у всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, представлениях и ценностях, манере поведения, уровне образования и т.д. Причины конфликтов необходимо знать для их устранения и предупреждения, преодоления или конструктивного разрешения. Конфликт можно рассматривать в узком и в широком смыслах. В узком — это непосредственное столкновение сторон. В широком — процесс, состоящий из нескольких этапов, в рамках которого столкновение является лишь одним из них. На первом этапе складывается конфликтная ситуация, то есть такое положения дел, при котором ценности, интересы, установки сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет. Элементами конфликтной ситуации, являются во-первых, ее участники. Прежде всего, это противостоящие друг другу стороны, или оппоненты, каждый из которых обладает определенной силой, материальными и информационными ресурсами статусом. Объектом обычно является дефицитный ресурс По характеру конфликтные ситуации принято делить на объективные и субъективные. Последние по природе всегда эмоциональны и часто являются следствием психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга. На поведение человека в конфликтной ситуации влияет глобальный интерес, цели ближайших и отдаленных действий, оценка своего положения, шансов на успех, представление о целях, способах действия противника в перспективах. Со временем конфликтная ситуация может исчезнуть, если перестанет существовать сам объект, породивший ее; сохраниться в прежнем состоянии; трансформироваться в другую; обостриться под воздействием инцидента, то есть события или обстоятельства, послужившего толчком или поводом к столкновению оппонентов. Инцидент, представляющий собой вторую фазу конфликта, может быть целенаправленно спровоцированным, или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально, или в воображении сторон. На этой фазе противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которые прямо или косвенно направлены на то, чтобы помешать противоположной стороне реализовать свои интересы. В результате происходит обострение и распространение конфликта — его эскалация, когда деструктивное поведение сторон еще больше запутывает проблему так, что невозможно найти ни правых ни виноватых. Субъективно возникшая конфликтная ситуация или инцидент могут закончиться, как сами по себе, так и по инициативе оппонентов в результате переосмысления ими своих взглядов. Возникшие же объективно, должны соответствующим образом и заканчиваться, то есть путем устранения объекта, который обусловил их появление. Третьей фазой развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами. Она в свою очередь состоит из двух этапов — конструктивного и деструктивного. В рамках конструктивного возможность совместной деятельности, хотя и в специфических формах, сохраняется и оппонентов еще можно примирить и посадить за стол переговоров. На деструктивном этапе никакое сотрудничество уже невозможно — они теряют самоконтроль и их необходимо разъединять. Здесь происходит процесс открытого противоборства, которое может проявляться в таких формах как захват и удержание спорного объекта или даже оппонента и прямое насилие над ним; создание помех для него и причинение косвенного вреда; задевающие и оскорбляющие действия. Противоборство заканчивается быстрее при значительном перевесе сил одной из сторон, но может стать затяжным с чередованием активных и пассивных фаз, наступления и обороны, перемежаться с переговорами (поэтому перемирие вовсе не означает завершения конфликта). Последнее, то есть полное окончание конфликта по любым причинам составляет содержание его четвертой фазы. Конфликт может закончиться разрешением противоречий, перемирием, тупиком. Объективный конфликт завершается прекращением существования его объекта, как вследствие его ликвидации (самоликвидации), так и потери значения для сторон в силу изменившихся обстоятельств. Объект конфликта может быть также оставлен у одного из оппонентов при устранении остальных. Если ни того ни другого не происходит и противостояние затягивается, начинают работать различные психологические механизмы, превращающие объективный конфликт в субъективный. Обычно преодоление таких конфликтов происходит также несколькими путями: разъединением участников (что может мешать решению текущих производственных задач); их полной их психологической перестройкой (как считают специалисты, она редко бывает успешной); изменением рангов оппонентов (конфликт вряд ли будет продолжаться, если один из них, прежде занимавший одинаковую со всеми должность, станет руководителем); наконец, перемирием, в рамках которого стороны, оставаясь на своих позициях, прекращают «боевые действия», хотя сама конфликтная ситуация при этом не исчезнет. В результате конфликта может быть осуществлена перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности и т.п.); произойти распад или обновление коллектива, кадровые перестановки. 11. Динамика конфликта: возникновение, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта. Динамика конфликта - движение, развитие, изменение, соотношение сил участников, наконец, завершение. Динамика юридического конфликта связана с воздействием на ее течение различных факторов, сил, моментов. Динамика юридического конфликта основана на связи и развитии конфликтного отношения и конфликтного действия и развитием основных структурных элементов конфликта: объектов, объективной и субъективной сторон, и развития конфликта. Динамическими показателями являются: 1) предконфликтная ситуация; 2) инцидент; 3) эскалация; 4) кульминация; 5) завершение конфликта; 6) постконфликтная ситуация. стадии: а) возникновение у одной или у обеих сторон мотивов юридического характера; б) возникновение правовых отношений между сторонами, находящимися в конфликте в) развитие (изменение, прекращение) правовых отношений в связи с рассмотрением дела юридической инстанцией; даже при нормальном течении дела (например, в уголовном процессе) будут иметь место предварительное расследование случившегося, предание обвиняемого суду, судебное рассмотрение дела, кассационное, надзорное производство и т.д.; г) издание правового (правоприменительного) акта, завершающего конфликт (пример – вынесение судом решения); может быть принято несколько решений или дело может быть пересмотрено и т.д. Динамические показатели конфликта: конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, завершение конфликта. Конфликтная ситуация предшествует непосредственному противостоянию сторон и представляет собой реально возникшее противоречие. Возникновение конфликтной ситуации предполагает наличие (факторов) развития конфликта, оформление субъектов конфликта и осознание ими неудовлетворенности сложившейся ситуацией, определяющих появление и обострение социальной напряженности, формировали, соответствующих ее восприятию и оценке, целей и путей их достижения. Формула: «конфликт = конфликтная ситуация + субъекты конфликта + инцидент». Конфликтное взаимодействие - это стадия непосредственного конфликта, в рамках которой субъекты пытаются реализовать (отстоять) собственные интересы путем открытого посягательства на интересы контрсубъектов. Завершение конфликта предполагает прекращение открытого противоборства между его субъектами, например, в связи с вынесением правоприменяемого акта либо достижением договоренности относительно предмета конфликта, но не обязательно означает удовлетворение их интересов, что предполагает, возможность возобновление конфликта на новом витке развития. Указанные выше стадии конфликта, периодически повторяются, сменяя друг друга и образуя тем самым взаимосвязанные циклы юридического конфликта. Возможно выделение отдельных фаз цикла, а именно: 1) фаза зарождения; 2) фаза развития; 3) фаза локализации; 4) фаза разрешения или прекращения. Циклы деятельности могут последовательно сменять друг друга, и фаза завершения одного цикла будет выступать предпосылкой зарождения другого цикла. Основные понятия групповых конфликтов, классификация, динамика групповых процессов Групповые конфликты - противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой. Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. Исходя из сказанного, можно выделить два основных типа групповых конфликтов: конфликт «личность — группа» и конфликт «группа — группа». 1). Конфликт «личность – группа». Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами. Особенности: 1. Структура конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов.
2. Специфика причин рассматриваемого конфликта, которые непосредственно связаны с положением индивида в группе, характеризующимся такими понятиями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы». Классификация конфликтов типа «личность – группа».
Причины возникающих между группой и личностью конфликтов всегда связаны: a) С нарушением ролевых ожиданий; b) С нарушением групповых норм; c) С неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки); Позиция – официальное, определяемое должностью положение личности в группе. Статус - реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким. Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе. Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе. Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.
3. Третья особенность – в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т.д.
2). Межгрупповые конфликты. В межгрупповом конфликте противоборствующими сторонами выступают группы (малые, средние, микрогруппы). В основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей). Для межгрупповых конфликтов наиболее простыми и рациональными представляются два критерия их дифференциации: 1) по субъектам и 2) по объекту конфликта. Выделяют · классовые, · сословные, · национальные, · территориальные, · социопрофессиональные, · элитистские, · поколенческие (отцы и дети), · родовые или клановые и т.д. Объекты: 1) ресурсы,2) статус и 3) ценности. Соответственно, получаем три главных типа конфликтов между любыми группами в трех основных сферах человеческой деятельности: 1) социально-экономические (делятся ресурсы); 2) политико-правовые (делятся власть и влияние); 3) духовно-идеологические (навязываются свои ценности) Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов: A. Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «мы – они». B. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются. C. Групповая атрибуция. В этом случае позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой объясняются внутренними причинами, а соответственно – внешними обстоятельствами. Классификация межгрупповых конфликтов (организационных)
Групповая динамика (от др.-греч. δυναμις, dynamis — сила) — процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин Так как члены группы взаимодействуют и влияют друг на друга, в группе возникают процессы, отличающие её от совокупности индивидуальных лиц. Среди этих процессов выделяют: · образование подгрупп по интересам; · возникновение лидеров и их уход в тень; · принятие групповых решений; · сплочение и конфликты в группе; · изменение ролей членов группы; · воздействие на поведение; · потребность в присоединённости; · распад группы. 13. Конфликт типа «личность - группа». Специфика и причины возникновения конфликтов типа «личность-группа». См 12 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|