Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Природа авторитаризма и условия его возникновения.




Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот политический режим совместим с различными по природе общественными и политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.

К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие:

—авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом — кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;

для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение;

— при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения;

— авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;

— в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;

— во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.

Все эти характеристики дают в сумме явление авторитаризма только в том случае, если наличествует его духовный и практический стержень — авторитет. Под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние отдельной личности или какой-то организации в различных сферах жизни общества. В более узком смысле авторитет — одна из форм осуществления власти, стоящей выше права. М. Бебер выделял три типа

авторитета: 1) основанный на рациональном знании, 2) на

традиции, 3) на харизме вождя. В первом случае носителем

авторитета является учитель-пророк, во втором - проповедник,

в третьем - вождь. Без личности такого рода авторитаризм

невозможен. Она является знаком, символизирующим единство

нации, ее суверенитет, ее великое прошлое, настоящее

и будущее.

 

Каковы условия возникновения режима авторитарной власти?

1. Социальный и политический кризис общества, выража-

ющий переходный характер переживаемого времени. Для такого

кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни,

исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией

основных сфер общественной жизни и совершается в течение

одного-двух поколений.

 

2. С ломкой исторического уклада жизни общества связано

размывание наличной социально-классовой структуры, происхо-

дит маргинализация основной массы населения. Появление боль-

ших масс людей, <выбитых> из традиционных <гнезд> сущест-

вования, лишенных собственности и видящих в государстве

и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на

выживание, в значительной мере радикализирует социальное

и политическое поведение маргинальных переходных слоев, по-

вышает степень их активности, заряженной отрицательной энер-

гией разрушительства.

 

3. В сфере социальной психологии и идеологии нарастают

настроения заброшенности и отчаяния, стремление к <восстанов-

лению> социальной справедливости путем установления пого-

ловного равенства, потребительское отношение к жизни берет

верх над этикой производительного труда. Рождается образ вра-

га народа, персонифицируемого в лице какого-либо обществен-

ного института, социальной группы или нации. Возникает культ

личности вождя, с которым связываются последние надежды на

преодоление кризиса.

 

4. В большой степени возрастает роль исполнительных ор-

ганов государственной власти и основной военной силы - ар-

мии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает

бюрократия, без которой невозможно функционирование - бо-

лее или менее успешное - исполнительной власти в условиях

нарастающего кризиса и которая становится источником и хра-

нителем власти, стоящей над обществом.

 

5. Наконец, решающим условием возникновения авторитариз-

ма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый

большинством нации, что обеспечивает возможность бескров-

ного, мирного захвата власти определенной политической груп-

пировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, реша-

ющая спор между партиями и вождями.

Поскольку режим авторитарной власти появляется не столько

в результате случайного стечения обстоятельств, но всегда

в той или иной мере выражает историческую необходимость,

постольку он не может оцениваться однозначно. Наряду с ав-

торитарными режимами консервативного (Сулла в Древнем

Риме) или откровенно реакционного толка (Гитлер, например),

были и такие, которые играли прогрессивную роль в исто-

рическом развитии своей страны, например Наполеон Бонапарт,

Бисмарк, Петр 1.

 


Вопрос 21

Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.дДеятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.

Внутренние функции:

1. Охранительная.

2. Экономическая.

3. Социальная.

4. Культурно-воспитательная.

5. Природоохранительная.

Внешние функции:

1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

3. Борьба с международной преступностью.

4. Участие в международной охране окружающей Среды.

Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства.

В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.

В экономической сфере действуют государственные организации - предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т.д.

Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

Внешние функции:

Функция защиты из вне:

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Функция сотрудничества с другими странами:

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Борьба с международной преступностью:

В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.

Участие в охране окружающей среды:

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.


Вопрос 22

Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.

Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы, однако, самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Унитарными государствами являются, например, Франция, Польша, Португалия и т.д.

Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты и т.д.), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской), а такжедвойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. В российском парламенте это Совет федерации и Государственная Дума. Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава федерации.

Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия, Югославия, Индия). История показывает, что федеративное устройство государств по национальному принципу часто оказывается весьма неустойчивым. Построенная таким образом федерация способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющей ее идеологии.

Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного объединения – проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются совмесные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфедерации. Страны такого союза – самостоятельные субъекты международного права.

В современной истории примеров конфедерации немного. Среди них – ОАР (Объединенная Арабская республика – союз Сирии и Египта, 1958-1961 гг.), Сенегамия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 гг.) и некоторые другие. Швейцарская конфедерация по существу является федерацией, так как в ведение центральных органов переданы функции обороны, дипломатического представительства и др.

Конфедерация, пожалуй, самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.

В последние десятилетия мир переживает тягу к мирному сосуществованию, объединению и интеграции стран не только в военном, но и в тесном политическом и экономическом планах. Так, новая объединенная Европа с такими составляющими, как Совет Европы, Европейская парламентская ассамблея, бестаможенные и безвизовые границы, совместные проекты, единая валюта, открывает пути к широчайшему и перспективному сотрудничеству между государствами. Добровольное объединение в рамках такой новой интеграции способствует изживанию фактического неравенства государств, их более быстрому развитию.

Вопрос 23

Гос.власть РФ. Президент-дума(верхняя и нижняя палаты)-кабинет министров.


Вопрос 24

Из определения правового государства выделить два главных принципа (две стороны сущно­сти) правового государства: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж­данина (социальная сторона); 2) наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения (фopмaльнo–юридическая сторона).

Первый принцип нашёл своё конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, где ска­зано, что “человек, его права и свободы являются ценностью”. Правовое государство должно последовательно исполнять своё главное предназначение — гарантировать каждому гражда­нину возможность всестороннего развития личности. Речь идёт о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти является вторич­ной, производной. Политической и правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и дру­гих международных актах.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием всего следующих способов и средств:

1) Ограничивают государственную власть сами и свободы человека и гражданина, то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы “сдержек и противовесов”, правового ограничения для государства, не допуская тем излиш­него регулирующего последнего в частную жизнь. “Индивидуальные права представляют вес одну черту: они ограничивают праве государства, — писал в начале XX века А. Эсмен. — Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности…”.

2) Среди правоограничивающих мер особое место проблема разделения властей. Её главное требование, выдвинутое Л. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализ­мом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законно­сти и устранения злоупотреблений властью со стороны какой–либо социальной группы уч­реждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законода­тельную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества пу­тём принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом и реали­зацией данных законов и оперативно–хозяйственной деятельностью) и судебную (высту­пающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причём из них являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуще­ствлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

3) Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти. Над своеобразное государственное устройство “федерация дополняет горизонтальное разде­ление власти еще и разделением её по вертикали и тем становится средством ограничения государственной власти, системой сдержей и противовесов”. Это создаёт своего рода “двой­ную безопасность” для прав человека и гражданина. При реально действующих федератив­ных отношениях различные государств структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшить вероятность злоупотреблений и произвола в отношений личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, понятой суверенизации, в рамках неустойчивых Федератив­ных отношений и национально–государственной неразберихи “двойная безопасность” мо­жет легко превратиться в “двойную опасность” для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов федерации происходит покушение на права человека и граж­данина.

4) Еще один способ ограничения политической власти — верховенство закона и его господ­ство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменён, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо наро­дам, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и которые выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимаю­щихся министерствами и ведомствами в своих узко отраслевых или корпоративных интере­сах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать последний.

5) Взаимная ответственность государства и личности — ещё один способ ограничения поли­тической власти. Еще И. Кант данную идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину. В условиях правового государства лич­ность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнёров, заключивших своеобразное соглашение о сотрудничестве и ответ­ственности. Это своеобразный способ ограничения политической власти, который нравст­венно–юридические начала в отношениях между государствам, как носителем политической власти, и гражданином, как участников её осуществления.

Таким образом, отношения государством н личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности. Названные способы и средства ограничения государственной власти могут рассматриваться в самостоятельных принципов, так или иначе развивающих и конкретизирующих второй основной принцип. Кроме них можно выделить и другие прин­ципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведённых и создают для них обес­печивающий фон, Это: высокий уровень правосознаний и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и т.п.

Идея правового государства — есть взаимоуправления гражданского общества и государ­ства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изме­нением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной лич­ности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них всё равно остается ос­новными, главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо оба они выражают две стороны сущности правового государства. Если анализировать первую (социальную, показывающую привлекательность, ценность идеи правовой государ­ственности, её самоцель) без второй (формально–юридической, олицетворяющей собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то неясно, как добиться наибо­лее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально–юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит полноценно ни из своих функций. И тогда тоже гражданское общество от этого ничего не выиграет, а, наоборот, только проиграет.

Идея правового государства в некотором роде носит универсальный характер в том смысле, что она практически присуща политической и правовой идеологии цивилизаций всех наро­дов, участвующих в мировом метрическом процессе.


Вопрос 25

Партии являются неотъемлемой частью современного демократического общества. Формирование партий было длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в период избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной. Политические партии с оформлением партийных билетов, партийных взносов и дисциплины появились в Европе с возникновением массового организованного рабочего движения. Каждая партия созданная для защиты интересов определенных социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции, то есть группы, выдвигающие программы, несколько отличные от общей программы партии. Существование внутри партии фракций делает ее политику более гибкой, так как помогает сохранить свое влияние среди различных групп избирателей. Политика партий вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями. Руководящие органы партий часто складываются из представителей различных фракций. В программах политических партий обычно подчеркивается их намерение служить интересам определенных социальных групп или больших групп всей страны. В политической практике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Таким образом, партия – организованная сила, объединяющая граждан одного политического направления для мобилизации общественного мнения по определенным целям для участия в органах власти или для ориентации властей на достижение своих требований.

По этой модели считается, что люди со скромным достатком, невысоким уровнем образования, с статусом рабочего или мелкого служащего тяготеют к либеральным или левым партиям и наоборот. Религиозная часть населения отдает свое предпочтение партиям, так или иначе связанным с религией. Одной из важных функций политической партии является организация избирательного процесса. Другая функция – отбор и выдвижение политических лидеров. Такой отбор происходит по следующим критериям:

1) Способность быстро ориентироваться в расстановке политических сил

2) Предвидеть отдаленные последствия своих действий

3) Способность находить союзников и нейтральных соперников

4) Определять наиболее эффективные пути достижения поставленных целей

В современном демократическом обществе важной функцией политических партий является служить началом связи между гражданским обществом и государством.

Вопрос 26

Классификация партий:

· Либеральные

· Социал-демократические

· Парламентские

Парламентской партия становится тогда, когда партия по итогам общественных выборов преодолевает установленный законодательством страны порог поданных за нее голосов (чаще всего 5% электората). В этом случае партия получает 1 или более депутатских мандатов. Мелкие партии для этого могут объединяться в предвыборные союзы. Социал-демократические партии включают в свою программу в основном материально-земельные цели.

Партии могут классифицироваться по разным принципам. Основными из этих принципов являются: количество членов партии и активов партии. Эти данные часто преувеличиваются, либо скрываются руководством партии. Другой принцип – величина избирателей, способность стать правительственной партией. Распределение депутатских мест вызвало еще одну классификацию политических партий. Она основана на сравнении влияния политических партий в парламенте. У этой классификации есть мажоритарные партии, то есть партии, стабильно получающие абсолютное большинство мест в парламенте и поэтому получающие право на единоличное право на формирование правительства. Вариацией мажоритарной партии является партия с мажоритарным призванием, то есть партия, способная по итогам последних выборов в усл. чередовании власти стать мажоритарной. Далее в этой классификации следует доминирующая партия (имеющая относительное большинство мест в парламенте) и миноритарная партия (меньшинства).

Исходя из этих классификаций, существует три вида партийных систем:

· Партии, включающие в себя одну или несколько партий, способных получать абсолютное большинство мест в парламенте

· Наличие доминирующей партии в парламенте

· Система, которая опирается на коалицию миноритарных партий

Опыт показывает, что первая система затрагивает деятельность парламента, так как не способна осуществлять принципа чередования власти.

Классификация партий:

1. Партии, предназначенные для избирательных кампаний. Такие партии не имеют фиксированного членства, партийных билетов и обязательных партийных взносов. Они формируются на основе добровольных пожертвований частных лиц или корпораций. Они активизируют свою деятельность в период избирательных кампаний. Их функция заключается в следующем: Разработка избирательных программ; Изучение общественного мнения в различных регионах; Оценка формирования неформальных лидеров; Подготовка и выдвижение кандидатов; Идеологическая и организационная работа по обеспечению победы кандидата на выборах; Решение финансовых проблем, связанных с выборами; Организация противодействия конкурентным партиям и их кандидатам; Контроль за деятельностью избранных депутатов. Такие партии имеют компактную структуру и не допускают деление на фракции.

2. Партии-общины Такие партии создаются не по принадлежности к какой-либо политической платформе, это массовая организация, участники которой схожи по взглядам, интересам. В них минимум штатных работников, но их количество увеличивается в период предвыборных кампаний. Участники таких партий работают на добровольных началах.

3. Карманные партии. Это небольшие организации, которые создаются несостоявшимися лидерами для реализации своих эгоистических интересов. У них нет строго очерченной социальной базы. Участники партий находятся под жестким контролем и влиянием со стороны лидера.


Вопрос 27

Анализ состояния и тенденций развития политической жизни позволяет сделать вывод, что на современном этапе одной из ключевых проблем становится более полное осу­ществление права на повседневное и действенное участие людей, производственных организаций в решении вопросов государственной жизни.

В мировой социологической литературе описано немало исследований, касающихся различных общественных поли­тических организаций. При всей их важности специфика этой проблемы в России очень велика.

В 90-е годы в политической жизни России участвуют со­циальные силы, различные по своему количеству и составу. Особое место среди них занимают политические партии, об­щественные движения, гражданские инициативы, любитель­ские объединения по интересам. К началу 1997 года, по оцен­кам экспертов, в России функционировало около 40 тыс. федеральных, межрегиональных и региональных организаций, и число их продолжает расти.

Этот взлет общественной инициативы особенно четко про­явился во второй половине 80-х годов. Наряду с традицион­ными общественными организациями (профсоюз, комсомол, научные, научно-технические, культурно-просветительные и спортивные общества и ассоциации) стали возникать много­численные новые объединения, которые на первом этапе своего формирования были названы неформальным движением.

Широкий диапазон общественных интересов людей: от политических и экономических до досуговых, от националь­ных и националистических до космополитических, от проблем­ных (экологических, например) до любительских объединений по интересам. Что характерно для этих движений?

Во-первых, они выявили многообразие установок людей на решение тех или иных общественных проблем. Над ними перестали довлеть заданность, различные ограничения и офи­циальные регламентации. Создана реальная возможность ре­ализовать свои цели, объединить себе подобных и бороться за выживание в этом меняющемся мире.

Во-вторых, новые общественные движения вступили в до­статочно жесткую конфронтацию со старыми сложившимися структурами, и они в значительной мере проявили свои бой­цовские качества, верность идее и, что особенно важно, эффек­тивность своей работы, способность увлечь за собой людей.

В-третьих, среди части общественных формирований по­явились организации, группы риска, которые характеризуют­ся не только позитивными целями, но и асоциальными, кри­миногенными устремлениями. Сюда можно отнести и орга­низации профашистского, националистического толка, что, конечно, не способствует установлению благоприятной об­щественной атмосферы.

И наконец, идет глубокая трансформация существовав­ших общественных структур. Время обновления позволило достаточно четко проверить жизненность многих из них, их способность к развитию в новых условиях.

Иначе говоря, возникновение и функционирование новых объединений, преобразование старых общественных органи­заций символизируют оправдавший себя в истории подход:

чем больше мнений, тем вернее решение. Однако творческий потенциал народа по совершенствованию политической сис­темы нового общества еще далеко не реализован. Возможнос­ти людей пока в основном проявляются стихийно и не всегда в оптимальном варианте, ибо нет механизма поддержки соци­альных инициатив.


Вопрос 28

Вопрос о субъекте и объекте политических отношений берет свое начало и переплетается с вопросом о роли личности в истории и роли народных масс в историческом процессе – кто, для чего, над кем и при помощи чего творит историю и осуществляет политические отношения. Долгое время ответы на эти вопросы носили идеалистический характер, то есть, что все процессы в обществе предопределены высшей силой и творятся кем-то извне (Бог, высшее сознание и т.п.) Но с середины 19 века и большинством современных исследователей признается материалистический взгляд, то есть все действующие стороны истории и политических отношений рассматриваются не отдельно от общества, а рождаются в этом обществе и обусловлены реальными, материальными процессами.

Таким образом, субъектом и объектом политических отношений выступает сам человек. Когда мы рассматриваем человека в рамках общества и государства, следует иметь ввиду три основных ракурса понимания человека:

1. Человек как гражданин государства. Человек лишен своих индивидуальных качеств и объединен (уравнен) в своих правах и обязанностях с другими гражданами. Наряду с этим он имеет ряд обязанностей. Все права и обязанности являются юридической основой человека как субъекта политики.

2. Человек как член общества (семья, коллектив и т.п.) Основания действий и деятельности человека – нравственные, эстетические, моральные нормы, в рамках которых устанавливается определенное положение человека в обществе (статус).

3. Человек как личность и индивидуальность. То, что отличает и объединяет.

В силу того, что человек живет в обществе, он не может быть свободным от этого общества. (В этом смысле) Человек выступает объектом политических отношений. Но особенность ситуации в том, что из объекта политики человек превращается и в субъект политики.

Необходимые условия (превращения):

1. заинтересованность в происходящих событиях

2. человек должен осознать свои интересы и потребности; должен понять интересы других, чтобы найти союзников, увидеть противников и осознать свою позицию

3. человек должен понять связь между его интересами и действиями властных структур, так как это позволит осознать свою позицию в отношении к власти

4. человек должен быть информирован, так как неверные знания могут позволить занять неправильную позицию

5. необходимо знать механизмы и правила политической игры

Все это сложно осуществить одному человеку. Именно поэтому даже сильная личность становится субъектом политики, формируя вокруг себя команду, то есть группу единомышленников.


Вопрос 29

Большую роль в процессе превращения человека из объекта в субъект политики играет политическая социализация, которая есть составная часть социализации личности в целом.

Социализация – это врастание (интеграция) личности в общество через различные типы социальных общностей путем усвоения определенных норм и ценностей через приспособление и вхождение человека в уже созданные социальные отношения и системы; дальнейшее развитие этих отношений.

Социализация идет двумя путями:

1. через социальную адаптацию

2. через интериоризацию

Социальная адаптация – приспособление индивида к данным условиям (отношениям). Разновидность этого типа – конформизм (часто носит негативный оттенок – приспособленчество). Конформизм – принятие существующих отношений под определенным давлением. (Иногда это объясняют внушаемостью человека, но иногда конформизм осуществляется из корыстных соображений). Интериоризация – это когда нормы и ценности общества становятся внутренним убеждением самого человека, его вторым я.

Политическая социализация – вхождение человека в мир политики, что выражается:

1. в восприятии и усвоении политических ценностей и установок, характерных для данного общества и выражающихся в нормах поведения, традициях, историческом опыте.

2. это накопление политических знаний и превращение их в убеждения

3. это приобретение навыков политического поведения, овладение механизмами управление обществом

Процесс политической социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни. При этом ранние детские впечатления неполитического характера могут оказать существенное влияние на всю политическую деятельность человека.

Факторы политической социализации:

1. формальные и неформальные общественные институты, в рамках которых человек непосредственно приобретает политические знания и опыт (семья, школа, трудовой или учебный коллектив, армия, церковь и т.д.)

2. СМИ, где знания получаются опосредованно

Оба фактора играют определяющую роль на различных этапах социализации. В детстве сильнее первый, в зрелости – второй.

Выделяют три этапа социализации:

1. от 3-х до 13 лет, когда формируются взгляды, тождественные со взглядами окружающих человека людей

2. 13-18 лет: формируются и высказываются собственные взгляды, политические ориентиры, эмоции и чувства

3. с 18 лет человек принимает ту или иную позицию в своем отношении к миру политики; часто эта позиция не противоречит общепринятой

Политическая социализация – процесс бесконечный, но задача политических лидеров может быть двоякой в отношении этого процесса. Те, кто стремятся сохранить существующую структуру, акцентируют внимание и обеспечивают стабилизацию позитивных моментов социализации. Те, кто против существующей структуры, делают акцент на негативах политической социализации. То, насколько люди политически социализированы в


Вопрос 30

Политическая активность людей обуславливает субъективные и объективные факторы. Объективные – существующий в стране режим, жизненный уровень, ситуация в экономике и т.д. Субъективные – мотивы активности – носят личностный характер (колеблется от желания помочь до корысти и стремления к власти). Считается историческим фактом, что кризисное состояние в стране выступает причиной взлета политической активности. В этой связи есть понятие достижения предела терпения, за которым начинается политическая активность (например, 1905, 1917 Россия, 1929 США, 1985, 1991 Россия). Взлет политической активности проявляется в митингах, демонстрациях, бунтах и росте и укреплении оппозиции. Исследования субъективных мотивов активности – очень скользкая тема.

В процессе политической социализации складываются и определенные типы политического сознания. Выделяют 3 общих типа такого сознания:

1. Консерватизм – идейно-политическое оправдание и стабилизация изживших себя структур. Одни пытаются сохранить существующую структуру, другие – восстановить прежнюю форму и отношения.

2. Либерализм – выступают за свободу личности, свободный рынок, демократию и гражданские права. Критика системы всегда конструктивна и направлена на ее укрепление.

3. Радикализм – в целом, это социальный критицизм; когда критика предполагает изменение. Левые радикалы ратуют за революционные изменения, не исключают насилия. Это сознание охватывает нестабильные слои населения. Правый радикализм – построение иерархического общества путем воинственного национализма, подрыва демократии.

В настоящее время различия политического сознания имеют место во всех странах. Но в последние годы складывается тенденция, что политического сознание и политические отношения в целом должны иметь гуманистическую направленность и использоваться прежде всего в интересах человека.

Вопрос 31

В условиях демократизации возрастает роль научного управления обществом, роль политического лидерства и политических элит. Лидерство все больше выступает как один из механизмов регулирования отношений социальных групп, институтов, общества в целом. Его сущность составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.

Лидерство – понятие многогранное; в нем можно выделить такие главные моменты, как характер и политическую социализацию самого лидера, свойства его сторонников, взаимосвязь его с массами, конкретную ситуацию и т.д. Однако у лидерства много аспектов

Лидерство в общем плане – такой вид взаимодействия людей, когда личность (или группа) направляет других людей на организацию их совместной деятельности, осуществление целевых установок. У определения лидерства много общего с определением власти, властных отношений, поскольку властные отношения существуют не только в политической жизни, но и в других общественных сферах. Лидер может быть определен как субъект власти во всех видах социального развития общества. Он направляет ведомых; не просто ведет их, но и желает вести; ведомые также желают этого. Это отражает сущность социальной роли лидера, что конкретно проявляется в роли, в функции лидера.

Субъектом политического процесса его делает то, что по своим незаурядным качествам он становится во главе социально-политического движения для реализации его целей. С этой целью лидер наделяется властными полномочиями, т.е. правом направлять людей и распоряжаться финансовыми ценностями.

Политический лидер одновременно является и объектом политики. Он должен обладать такими качествами, главным критерием которых является эффективность его деятельности для удовлетворения интересов выдвинувшего его политического движения. Он испытывает влияние, давление различных заинтересованных сторон и должен воспринимать их предложения и требования, быть готовым к компромиссу.

Политические лидеры, выражая интересы определенных классов, слоев, партий, движений, оказывают огромное влияние на развитие политических процессов в стране. Особенно велика роль лидера в переломные периоды развития общества, когда требуется быстрое принятие решений, высочайшая ответственность за их реализацию, способность оценить ситуацию и т.д.

Чтобы стать лидером, личности необходимо оправдать доверие объекта и завоевать тем самым авторитет. За субъектом-лидером идут не потому, что приходится идти, а потому что хочется идти. Претендентов на лидерство бывает много, но история выбирает того, кто отвечает ее потребностям.

Различают индивидуальное лидерство и коллективное (элита и массы). Индивидуальное политическое лидерство в национальном масштабе представляет собой:

1. Дистанционное лидерство (лидер и его последователи не имеют прямых контактов с народом, a опосредованно осуществляют их через организации и чиновников).

2. Многоролевое лидерство (лидер ориентируется не только на свое окружение, но и на чиновников исполнительной иерархии, на широкие массы. Его задача – сохранять равновесие различных политических сил и ветвей власти).

3. Корпоративное лидерство (лидер озвучивает то, что наработано его "пирамидой"),

По видам деятельности лидерство различают формальное и неформальное. Формальное связано с управленческим статусом, с руководящей должностью. Неформальное – с влиянием, незаурядными качествами личности, что и делает ее лидером.

В традиционной ситуации лидерство основано на вере в святость традиций, в законность существующего порядка, в его "разумность".

Социальная сущность кризисной ситуации состоит прежде всего в том, что перестают действовать функциональные общественные структуры, появляются люди, которые стремятся их дестабилизировать, заменить новыми. В условиях особо резкого развития ситуации может появиться харизматический лидер. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, сверхъестественные способности лидера.

Со стабилизацией социальной системы часто приходит бюрократическое лидерство. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу каких-то особых качеств личности, а с помощью законных бюрократических структур.

Понимание роли, качества личности лидера преломляется в стиле деятельности. Стиль – это совокупность методов, которым отдает предпочтение субъект, и психологический характер деятельности (решительность, инициативность или наоборот). Стиль политической работы – это прежде всего особенности общения с людьми. П ротивоположностями являются стиль демократический и стиль авторитарный.

Авторитарный стиль требует монопольной власти, командования всем и вся административными методами. Его главное орудие – "железная требовательность", угроза наказания.

Демократический стиль – это децентрализация полномочий, максимальное участие "масс" в процессе принятия решений, атмосфера сотрудничества.


Вопрос 32

Отношения в социальной сфере развиваются под влиянием социальной политики.

Социальная политика -это это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия. Это достигается подержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; созданием условий для решения жилищной проблемы; удовлетворением населения спросом на количество и качество товаров и услуг; созданием базы для укрепления здоровья населения; роста его духовности, образованности и культуры.

На правительственном уровне основные цели и приоритеты социальной политики в современных условиях сводятся к тому, чтобы стабилизировать уровень жизни граждан Российской Федерации, не допустить дальнейшего обнищания населения страны. Для этой цели предусматривается создать экономические и правовые условия, стимулирующие активную часть общества на производительный труд как основу личного благосостояния и благополучия общества; поддержать соотношение между доходами трудоспособной части общества и нетрудоспособными гражданами; усилить адрестность социальной поддержки, ограничить и сократить масштабы бедности; обеспечить основные социальные гарантии в области доходов населения и сохранить на уровне действующих гарантии медицинского обслуживания, образования и культурного развития; стабилизировать положения в жилищной сфере; обеспечить сдерживание безработицы и поддерживать вынужденных мигрантов.

В соответствии с поставленными целями правительство РФ намеренно сосредоточить свои усилия на ряде приоритетных направлений социальной политики. В их числе: предотвращение снижение реальных денежных доходов населения; обеспечение баланса экономических интересов работников, предпринимателей и нетрудоспособных граждан; реформирование социальной сферы, прежде всего здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры; усиление воздействие государства на занятость населения и активизация работы по переподготовке кадров.

Для реализации основных направлений социальной политики предусматривается разграничение полномочий, при разработке и осуществлении политики в социальной сфере между региональными и федеральными органами государственной власти.

Федеральные органы власти: принимают законодательные нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ; устанавливают систему федеральных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживание, образования, культуры. Разрабатывают федеральные целевые социальные программы, принимают меры по реализации и определяют источники их финансирования; формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионные, социальное страхования, занятости населения, медицинского страхования…); осуществляют финансирование объектов находящиеся в федеральном ведении; определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией; оказывают методическую и организационную помощь региональным органам власти и негосударственным структурам по вопросам социальной политики.

Региональные органы власти: с учетом местных условий и возможностей разрабатывают и реализуют региональные социональные программы, обеспечивают функционирование учреждений находящихся в ведении органов местных властей, разрабатываются нормативные акты, определяют и реализуют порядок и обеспечения слабозащитных слоев населения товарами, продуктами и услугами.

Установились и важнейшие направления взаимодействия федеральных и региональных органов власти: это формирование единого рынка труда; содействие обеспечению занятости и поддержка работников, выработка механизмов регулирование внутренней и межрегиональной миграции, нормализация демографической ситуации в стране, реформирование организационных структур управления и источников финансирования отраслей социальной сферы.

Реализация основных направлений социальной политики требуют принятия ряда законов и нормативных документов, в которых методы и механизмы решений важнейших социальных проблем населения.

Вопрос 33

Термин политическая культура заключает в себе такие фундаментальные категории, как "политика" и "культура". В политологии существует достаточно много определений этой категории, анализируя которые можно выделить, по крайней мере, два принципиально различных подхода:

  • первый сводит политическую культуру к совокупности политических ориентаций, установок, ценностей, верований;
  • второй - наряду с политическими идеями включает также и деятельностный аспект: социальную практику, политическаое поведение.

Этот подход представляется наиболее верным и научно обоснованным. Во-первых, политическая культура - не изолированное явление, а одна из подсистем глобальной культуры, находящаяся в различных зависимостях с её частями: экономической, правовой, моральной, религиозной, художественной и т.д.

Во-вторых, важнейшей характеристикой политической культуры является уровень овладения политическими знаниями и опытом, накопленными предшествующей историей. Причём, усвоенные политические знания, принципы, нормы, только тогда могут рассматриваться как элементы культуры (отдельного человека, группы), когда они воплощаются в их деятельности, вошли в привычку.

В-третьих, для достижения достаточно высокого уровня политической культуры большое значение имеет практическое обучение людей, благодаря их участию в управлении производством, государственными и общественными делами, в политической жизни.

Итак, политическая культура - это понятие, которое отражает уровень воплощения и развития общественно-политического исторического опыта и знаний в процессе деятельности людей, групп, а так же способ использования ими этого опыта.

В объективном смысле политическая культура - есть исторический опыт, память общества в политической сфере, которая и определяет политическое сознание и поведение политических субъектов. В связи с этим типология политической культуры может иметь различные основания. Один из подходов к её типологии связан с типологией политических режимов. В самых общих чертах это выглядит следующими образом:

  • тоталитарная политическая культура. Наследование политического опыта осуществляет по принципу: "Запрещено всё, кроме того, что разрешает и поощряет власть".
  • авторитарная политическая культура близка тоталитарной в наследовании политического опыта. В ней действует принцип: "Разрешено всё, кроме политики". Авторитарная политическая культура монологична, привержена авторитету. Для данной культуры типичны ориентация на власть, силу, стереотипность, конформизм;
  • демократическая культура. Ей свойственен принцип: "Разрешено всё, кроме того, что запрещено законом". Она диологична, плюралистична, гуманна. Человек в ней становится ценностью, активным и сознательным участником политической жизни.

Есть и другие подходы к типологии политической культуры, например, классовый, он долгое время господствовал в нашей политической науке, разделяя политическую культуру на пролетарскую и буржуазную.

Политическая культура вбирает в себя огромное число элементов, к основным из которых относятся: политическое сознание, установки, идеалы, ценности, знание, ориентации, нормы и т.д. В формировании массового политического сознания большую роль играют СМИ, авторитетные политические деятели. Политическая культура включает в себя:

  • политические представления: представления о политической системе и её институтах, о режиме власти, о носителях власти, об идеальном политическом устройстве, о собственном месте в политической жизни
  • характерные для данного общества или социальной общности политические ценности и ценностные ориентации.
  • типичные для общества или группы политические установки.
  • образцы, стереотипы политического поведения, опирающиеся на политические традиции

Политическая культура имеет знаковый характер, который находит своё выражение в политической символике - в геральдике. Символы имеют ярко выраженную эмоциональную окраску и способны играть значительную мобилизующую роль.

Вопрос 34

Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей.

Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:

1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности ц конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);

3) в зависимости от отношения к, власти: господствующая и контркультура;

4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявленииими активности в этом);

6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;

8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;

9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);

10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

Вопрос 35

Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно-политическую реальность через призму интересов больших соци­альных групп, прежде всего классов. В содержание идеологии вписываются элементы знания о действи­тельности. Вместе с тем идеология — ценностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели образы поведения. Такие, скажем, как социальная справедливость, свобода, права человека, демократия, соли­дарность. Оценка социальной реальности, что озна­чает ее соотнесение с политическими потребностями и интересами, идеалами и принципами, — важней­шая функция идеологии. Так или иначе оценивая реалии, деятельность политических субъектов, ее результаты и последствия, идеология обретает регулятивно-ориентирующую силу. Она направляет прак­тические действия в рамки целей, приемлемых в первую очередь для господствующих в обществе социальных групп и, по крайней мере, не отвергаемых большинством других слоев.

С помощью идеологии политические силы обосно­вывают свои цели и подбирают средства для их реа­лизации. На основе идеологии разрабатываются по­литические концепции, доктрины и программы. Иде­ология питает мотивационную базу коллективных политических действий и поведения. Идеология так­же маскирует и мистифицирует (хотя и не всякая идеология) подлинные интересы и цели господству­ющих групп, элит.

Если суммировать рациональные оценки и подходы к толкованию данной формы политического сознания, то можно сказать, что политическая идеология представля­ет собой систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно боль­шего числа людей соответствующим целям и задачам ис­пользования власти. Коротко говоря, политическая идео­логия — это доктрина, обосновывающая притязания ка­кой-либо группы на власть или ее использование и пре­дусматривающая поэтому ту или иную стратегию пол­итических действий.

В отличие от науки, чьей задачей является поиск истины, функции идео­логии прежде всего сводятся к овла­дению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определе


Вопрос 37

В России существует множество партий; демократических, коммунистическо-социалистических, националистических и т.д. Все они защищают чьи- то интересы. Партии бывают правые, левые, центристские. Одни защищают интересы какого-то класса или классов, другие являются защитниками наций и народов, есть партии верхушечные, есть партии низовые. Рассмотрев все известные партии, мы можем сделать вывод, что демократические партии созданы для защиты интересов буржуазии, богачей и собственников. Все эти партии являются проводниками идей капитализма и выражают, как правило, интересы международных финансовых групп, так как в России большинство крупных капиталов было создано при помощи зарубежья. Партии классового характера (коммуно-социалисты) являются партиями не общенациональными, а узкоклассовыми, то есть они учитывают интересы только рабочего класса. Партии национального толка защищают интересы нации и народа, откидывают идею классового строения общества, считая ее выдумками Маркса и подобных ему.

Партия «Яблоко»:Цели партии: сделать из России правовое, а не криминально коррумпированное государство. Создать эффективную рыночную экономику, а также сильную социальную политику государства. Сохранить целостность государства на основе федерализма и интеграции, не допустить феодальной раздробленности и карательных акций. На первое место ставит правопорядок и безопасность граждан.

2. Партия ЛДПР Цели ЛДПР: ЛДПР - это центристская демократическая партия. В отличие от прозападно-демократических партий и общественных движений это партия российских демократов. Главная цель ЛДПР - возрождение демократического Российского государства. В современных условиях ЛДПР выдвигает принцип патриотизма на первый план, что связано, прежде всего, с необходимостью добиваться восстановления нашего государства в его исторических и геополитических границах. Это связано также и с тем, что в течение последних десятилетий идет процесс угнетения и сокращения русского населения страны. В своей деятельности ЛДПР руководствуется идеями либерализма и демократии. В ее понимании либерализм - это подлинная, а не мнимая свобода. Это, прежде всего защита гражданских прав и свобод отдельных личностей. Это свобода выбора экономической, политической, научной, культурной и иной деятельности, свобода мнений и идейных воззрений, терпимость к другим взглядам.

Демократическая партия России. Идеология: Высшая цель политики партии - общество, в котором обеспечено свободное развитие талантов, способностей и инициативы граждан, царят социальный мир, справедливость и порядок, неукоснительно соблюдается законность, надежно защищены безопасность государства и личности. Партия выступает за сильное и ответственное перед народом демократическое государство.ДПР считает, также, что каждый гражданин, в свою очередь, ответствен за продуктивную работу государственного организма, осознанно участвуя в выборах своих представителей в органы власти, уплачивая налоги, содействуя развитию общества и укреплению государства, обеспечению правопорядка.Партия обещает сформировать высокоэффективную и социально ориентированную рыночную экономику, в которой государственное регулирование обеспечивает и контролирует работу механизмов рыночной конкуренции, создает условия для развития производительных сил общества и научно-технического прогресса, проводит справедливую политику доходов и гарантирует достойный


Вопрос 38

Политическая система общества (ПСО) – это единое целостное образование, элементы которого находятся в постоянном подвижном взаимодействии друг с другом, то есть реальная ПС всегда динамична и должна рассматриваться как процесс.

Именно ПП отражает действительное взаимодействие субъектов в политике, которая складывается в результате действия различных внутренних и внешних факторов.

ПП показывает, как индивиды, институты власти, группы людей со всеми своими особенностями взаимодействуют друг с другом, взаимодействуют с государством, реализуя свои черты и функции.

Постоянное изменение всех факторов исключает однозначное определение и предзаданность ПП.

Таким образом, ПП – это движение, динамика, эволюция ПС, совокупность действий, иституализированных и неиституализированных субъектов политики по осуществлению своих особых функций в сфере власти.

Всё это, в конечном итоге, ведёт к развитию или упадку ПС.

ПП делят на:1)Базовые 2)Периферийные 3)Явные 4)Теневые.

Базовые ПП характеризуют различные способы включения широких социальных слоёв в отношения с государством. Именно здесь говорят о политическом участии и государственном управлении.

Периферийные ПП раскрывают динамику формирования отдельных политических групп на уровне местного самоуправления.

Явный ПП имеет место, когда интересы группы систематически выявляются в их публичных высказываниях. Такими процессами можно руководить и управлять.

Теневой ПП базируется на деятельности публично неоформленных групп и политических институтов.

К ПП можно отнести:

· Электоральный процесс

· Деятельность различных партий

· Процесс государственного управления

Все ПП объединяет желание их субъектов повлиять на принимаемые решения.

От форм, методов, функций и институтов государственного управления зависят все ПП, протекание которых обычно проходит в рамках 3-х основных режимов:

1) Режим функционирования – протекание ПП в рамках сложившегося взаимодействия граждан и институтов власти.

2) Режим развития имеет место, когда механизмы власти выводят политику государства на уровень, позволяющий отвечать на новые требования населения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных