Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пифагор (584 - 500 гг. до н.э) и пифагореизм




1) Сущность всего существующего – число, оно устанавливает и регулирует количественные отношения между явлениями. Оно вещественно, имеет пространственный образ (но это и результат ф. рефлексии тоже), выражает законообразность мирового порядка, это принцип организации Вселенной, через число происходит постижение любого объекта мира.

2) Число похоже на Логос, но в отличие от него всегда конкретно (конкретное число).

3) Первоначало как начало всякого многого – единица. Все рождается из единицы.

4) Единица означала начало всего, непрерывность, положительность, всеобщую сущность. Двойка означала противоположность, различие. Пифагор полагал основными первые четыре числа арифметического ряда. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая, квадрат (плоская фигура), куб (пространственная фигура). Сумма этих чисел дает 10, которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому учению, - такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.

5) Учение о противоположностях (10 штук: чет и нечет, единое и многое, доброе и злое и пр.).

6) Учение о бессмертии души (и ее перевоплощениях).

7) Мир со всех сторон окружен пустотой, он втягивает ее в себя в акте «дыхания» и в результате подразделяется на обособленные вещи.

4. Элейская школа (элеаты). Элеатами завершается период формирования др.-греч. философии. Они считали мир неподвижным, считали, что чувства дают недостоверные знания, и мир надо постигать только разумом. Новое понятие бытия, не как реального и постоянно меняющегося, а как неподвижного, единого, универсального и самотождественного. Это бытие можно познать только мышлением. Начало субъективного идеализма.

Ксенофан

1) Люди придумали богов по своему подобию (у каждого народа свои) из страха перед явлениями природы, но существует один бог, который присутствует во всех вещах, совершенно не похожий на человека ни обликом, ни мыслями.

2) Богу не свойственны ни покой, ни движение, он неизменен.

3) Впервые поставил вопрос о двух видах познания: чувственном и рациональном.

Парменид (р. 540 до н.э.)

1) Противопоставление чувственного и рационального знания. Чувства нас обманывают, на основе их данных возможно только мнение. Истинное познание связано с мышлением.

2) Основное положение: «Бытие есть, а небытия нет». Отсюда следует, что бытие едино, не разделено на вещи (так как в нем нет промежутков, нет пустоты, небытия), неподвижно и неизменно, не возникает и не погибает. Множественность, движение, возникновение – все обман чувств. Бытие имеет форму шара конечного радиуса.

3) «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Этот тезис толкуется по разному: мысль не существует отдельно от предмета (то есть предметна); мысль и предмет – одно и то же (субъективный идеализм); мышление всегда истинно; мысль обладает бытием наравне с предметом. В любом случае вывод такой: что нельзя мыслить без противоречий – то не существует.

4) Доказательство того, что небытие не существует: небытие не существует, поскольку оно немыслимо, а немыслимо оно потому, что мысль о небытии уже делает его бытием в качестве своего предмета.

Зенон (480 – 430 до н.э.)

1) Отрицал не реальность пустоты, движения, множества, а лишь возможность их мыслить, не впадая при этом в противоречия (но для элеатов существует только мыслимое).

2) Через доказательство от противного убеждает в ложности тезисов противников Парменида: о мыслимости пространства как пустоты, окружающей вещество; о мыслимости существования множества вещей и мыслимости движения (апории «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и др.).

Мелисс

Доработал учение Парменида, создал его логичное изложение. Ряд новых положений – о материальности и бесконечности бытия (у Парменида оно мыслимо и конечно). Сформулировал «закон сохранения бытия» - «Из ничего никогда не может возникнуть нечто».

5. «Младшие физики». Дальнейшее развитие натурфилософии строилось как синтез учений Гераклита и элеатов. Принималось положение элеатов о вечности, несотворимости и неуничтожимости бытия, но в то же время признавалось небытие, множественность и движение. Это стало возможным благодаря введению представления о не одном, но множестве материальных начал.

Эмпедокл

1) Четыре первоначала, «корня» всего – огонь, воздух, вода, земля. Они равны и друг в друга не превращаются, вечны и неуничтожимы. Все, что ни есть в мироздании, состоит из этих «корней», смешанных в определенной пропорции.

2) Две движущие силы – любовь и ненависть. Любовь соединяет разнородное и разъединяет однородное, ненависть – наоборот.

3) Космический цикл. Любовь и ненависть попеременно вытесняют друг друга за пределы шарообразного мира. Четыре фазы цикла: 1) победа любви: все стихии равномерно перемешаны; 2) проникновение в мир ненависти: стихии разделяются и образуют вещи; 3) победа ненависти: стихии окончательно разделены, мир вещей погибает; 4) любовь проникает в мир; стихии начинают соединяться в вещи. Чувственный мир существует только на 2 и 4 фазах цикла.

4) Гносеология. Подобное познается подобным.

5) Теория возникновения жизни. Сначала возникли различные органы, соединившиеся между собой в разнообразных комбинациях. Затем удачные комбинации выжили и стали производить себе подобных, а остальные погибли.

Анаксагор

1) Первоначальны не стихии, а все без исключения состояния (качества) вещества. Идея бесконечной множественности первоначал. Начала – «семена всех вещей» (Аристотель назвал их «гомеомериями») - мельчайшие, невидимые частицы огня, воды, золота, крови, дерева и пр. Все вещи образуются из соединения «семян» в различных пропорциях, свойства вещи определяются этими пропорциями. «Семена» бесконечно делимы.

2) «Все во всем». В любом месте космоса, в любой вещи содержатся гомеомерии всех видов.

3) Любая гомеомерия содержит в себе семена всех остальных вещей и качеств, но более малого порядка.

4) «Ум» («нус») – активное начало мира. Толкуется и как только физическая сила (причинность), и как разумная, целенаправленная. Нус движет миром и познает его.

5) Космогония. Мир возникает из первоначального хаоса гомеомерий под действием первотолчка, исходящего от нуса. Далее развитие идет по естественным законам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных