Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГОСУДАРСТВА БАЛТИИ: ТЕРМИНОЛОГИЯ 1 страница




Содержание

Введение 4

Государства Балтии: терминология 6

Раздел I. Эстония

Глава 1. Общая характеристика 6

Глава 2. История независимой Эстонии 9

Глава 3. Этноконфессиональная и культурная ситуация 16

Раздел II. Латвия

Глава 1. Общая характеристика 23

Глава 2. История независимой Латвии 27

Глава 3. Этноконфессиональная и культурная ситуация 34

Раздел III. Литва

Глава 1. Общая характеристика 39

Глава 2. История независимой Литвы 42

Глава 3. Этноконфессиональная и культурная ситуация 49

Заключение 55

Список источников и литературы 56

Контрольные вопросы 58


Введение

 

Данное учебное пособие посвящено одному, но совершенно особенному региону постсоветского пространства, характеризующемуся двойственностью отношений как с Россией, так и составляющих его государств между собой. В советские времена жителям Прибалтики был свойствен значительный негативизм при общении в первую очередь с приезжими из Российской Федерации, для которых, напротив, Прибалтика представлялась заманчивым образцом "европейского образа жизни". Негативизм не исчез с исчезновением СССР, европейский ореол померк при знакомстве с реальной Западной Европой. Но при этом с конца XIX в. по настоящее время государства Балтии активно развивают туристическую отрасль хозяйства, в немалой степени ориентированную именно на россиян, что встречает у тех заметный отклик. Второй особенностью региона является тот факт, что обычно воспринимаемый извне как некое целостное явление, внутри он отличается противоречивостью и конфликтностью, исторически приводившей даже к литовско-латвийской войне в XX в.

Указанные обстоятельства делают существенно важным изучение российской молодежью недавнего прошлого и современного состояния Эстонии, Латвии и Литвы для формирования основ толерантного восприятия друг друга в духе принципов сосуществования в глобальном мировом пространстве. При подготовке пособия автор ставил задачу не только дать фактический материал, требующий постоянного обновления и расширения, но прежде всего охарактеризовать долговременные факторы, существенно влияющие на развитие государств региона (географическое положение, демография, религия и пр.), и наметить важнейшие тенденции экономического, социального, политического и культурного развития государств Балтии после обретения независимости.

Пособие рассчитано как на студентов, изучающих общеисторические дисциплины, так и на студентов, специализирующихся в области политологии и историко-культурного туризма.

- Теоретическая значимость настоящего пособия состоит в углублении и приращении знаний по недостаточно известным аспектам современной истории региона Балтии. В нем предпринята попытка свободного и независимого от идеологической, политической и государственной коньюнктуры изложения постсоветского периода развития независимых государств Балтии. Методологической основой работы служат основные обязательные принципы: историзм, научная объективность и системный подход. На данные принципы опираются конкретные методы подачи материала: проблемно-хронологический и историко-сравнительный.

- Пособие представляет собой первый опыт отдельного изложения материала по истории Эстонии, Латвии и Литве применительно к задачам учебно-методического образования в гуманитарной сфере современной России. В связи с малой степенью историографической разработки данной темы стоит неизбежная дискуссионность ряда вопросов, намеченных автором в соответствии с его теоретико-методологическими установками.

- Учебное пособие по истории государств Балтии может изучаться как изолированно, так и в комплексной связи с историей других государств постсоветского пространства, а также в рамках междисциплинарного подхода к политологическому, социологическому анализу проблем современной Балтии. По результатам освоения учебного курса предполагается воспитание у студентов навыков самостоятельного анализа прошлой и последующей истории региона в ее связи с историей России. При этом наиболее актуальной является воспитание толерантности и объективно-исторического подхода к фактам событийной истории. В этом плане наиболее значимой остается тема положения русской диаспоры в странах Балтии в ее международно-правовом, этноконфессиональном и культурном аспектах.

Структура пособия задается региональным членением на три государства, что соответствует его членению на три главы, внутри которых выделяются проблемные разделы и тематические параграфы с целью облегчить чтение и усвоение обширного учебного материала. Хронологические рамки определяются историей и охватывают весь период независимости государств Балтии.

Пособие может использовано при изучении курсов «История Латвии», «История Литвы», «История Эстонии», читаемых на кафедре стран постсоветского зарубежья.

 

Пользуюсь возможностью выразить благодарность ректору РГГУ чл.-корр. РАН профессору Ефиму Иосифовичу Пивовару за многолетнюю действенную поддержку в научной и педагогической деятельности.


 

ГОСУДАРСТВА БАЛТИИ: ТЕРМИНОЛОГИЯ

 

Государства Балтии – устойчивое политическое понятие, заменившее существовавшее в советские времена понятие "Прибалтика". Данная замена вполне правомерна. "Прибалтика" – перевод с немецкого официального названия "Остзейский край", в эпоху Российской империи применявшегося для обозначения территорий нынешних Эстонии и Латвии, но не Литвы, исторически, политически и культурно совершенно отличавшейся от своих соседей по побережью Балтийского моря. Термин "государства Балтии", таким образом, с одной стороны подчеркивает современную тенденцию к интеграции в регионе, определяемую общностью многих экономических, политических и иных целей трех государств. С другой стороны, термин отделяет Эстонию, Латвию и Литву от других государств, выходящих на Балтийское море (Польши, Финляндии и пр.).

Несмотря на общепринятый термин, современную историю трех государств Балтии необходимо рассматривать отдельно, поскольку при наличии определенного сходства, различия между ними существенны и проявляются как в историко-географическом и экономическом, так и в культурном и политическом плане. Явное единство заметно прежде всего в области внешней политики, однако и в этой сфере страны, естественно, отстаивают в первую очередь собственные, а не общерегиональные интересы.

 

РАЗДЕЛ I.

ЭСТОНИЯ

Эстонская Республика (Eesti Vabariik). Столица – Таллин (Tallinn). Государственный язык – эстонский.

Глава 1. Общая характеристика.

§1. География. Эстония – самое северное из государств Балтии, расположенное в северо-восточной части Европы. С севера омывается водами Финского залива, с запада – Балтийским морем и Рижским заливом, имеет общую границу с Латвией на юге и с Россией – на востоке. Площадь Эстонии 45 226 км². В состав Эстонии входит 1 521 остров в акватории Балтийского моря общей площадью 4,2 тыс. км², крупнейшие из которых – Саарема и Хийумаа, а также Муху, Вормси, Кихну и др. Несмотря на значительную площадь, на островах проживает менее 5 % населения страны. Реки Эстонии невелики, но достаточно полноводны. Леса занимают почти половину территории, но нередко заболочены, площадь болот значительна, рельеф преимущественно равнинный. Животный мир небогат, но имеет промысловое значение. Основные полезные ископаемые: горючие сланцы, фосфориты.

§2. Население. Численность населения по данным переписи 2000 г. составила 1 340 9350 человек. В 1990 г. плотность населения была примерно на 40 % выше, чем до войны (1 570 тыс. против 1 122 тыс. в 1940 г.), при этом, наряду с миграцией из других советских республик, росла и численность эстонского населения (951 тыс. в 1940 г., 830 тыс. в 1945 г., 966 тыс. в 1991 г.). C 1992 г. началась депопуляция страны, причиной которой стала как массовая эмиграция, преимущественно русскоязычного населения в Россию и отчасти эстонцев на Запад, так и отрицательный естественный прирост. К 2008 г. население страны уменьшилось по сравнению с 1990 г. на 14,5 %, численность эстонского населения упала до 920 885 человек. В этническом отношении население делится на эстонцев (68%), русских (25%), белорусов, финнов и пр.

Национальные меньшинства (большей частью русские) живут в основном в Таллине (около 40 % населения) и в промышленном районе на северо-востоке, в уезде Ида-Вирумаа (город Нарва на 97 % населен русскими).

§3. Государственный строй. Согласно действующей Конституции, принятой 28 июня 1992 г. в результате всенародного голосования граждан, Эстония является парламентской республикой. Законодательная власть принадлежит Государственному собранию (Riigikogu) – однопалатному парламенту, в состав которого входит 101 депутат, избираемый по пропорциональной системе. В выборах парламента, избираемого сроком на 4 года, имеют право участвовать все достигшие 18 лет дееспособные граждане Эстонской Республики. По данным переписи населения 2000 г., численность граждан составляла 1 095 557 человек, или 80 % населения страны. 13 % населения (179 301 человек) являлись лицами без гражданства, остальные 7 % – гражданами других государств, большей частью России. Последние парламентские выборы состоялись в 2007 г.

Глава государства – президент, избирается на 5 лет депутатами парламента (или коллегией выборщиков, состоящей из депутатов парламента и делегатов от всех советов местных самоуправлений, в случае неспособности парламентариев прийти к компромиссу). Одно и то же лицо не может быть избрано президентом более, чем на два срока подряд. Полномочия президента сильно ограничены. Президент не может быть членом какой-либо политической партии и не может занимать никакой иной выборной или назначаемой должности. Эти ограничения направлены на обеспечение независимости и политической беспристрастности президента при исполнении его должностных функций. Ныне действующий президент Эстонии Томас Хендрик Ильвес был избран коллегией выборщиков 23 сентября 2006 г., получив уже в первом туре голосования поддержку 174 выборщиков (при необходимых для победы 173). Его единственный конкурент, действовавший на тот момент президент Арнольд Рюйтель, получил поддержку 162 членов коллегии.

Правительство возглавляет премьер-министр, которым является лидер победившей на выборах в парламент партии либо лидер парламентской коалиции. Кабинет министров утверждается президентом по представлению кандидата в премьер-министры, получившего одобрение парламента.

В административном отношении страна разделяется на 15 уездов (маакондов), возглавляемых старейшинами (maavanem) и подразделяющихся на 241 местное самоуправление, из которых 39 городских и 202 волостных.

§4. Основные политические партии. В парламенте представлены следующие политические партии: Партия реформ, Центристская партия, Союз Отечества и Res Publica, Народный Союз Эстонии, Социал-демократическая партия Эстонии и Партия зеленых. Не представлены в парламенте Объединенная левая партия Эстонии и Русская партия Эстонии.

Партия реформ – праволиберальная партия, член Либерального Интернационала (в котором состояла в качестве наблюдателя в период 1990–1996 гг.), а также член Европейской либерально-демократической и реформистской партии. В Европарламенте представлена одним депутатом. Партии принадлежит 31 место в эстонском парламенте. Председатель – действующий премьер-министр Андрус Ансип. С 2007 г., когда партия получила 27,8% голосов на парламентских выборах, она правит совместно с националистической Союз Отечества и Res Publica и социал-демократами. Партия Реформ принимала участие в большинстве правительственных коалиций в Эстонии, поэтому ее влияние на политическую и особенно экономическую жизнь страны значительно. Партия Реформ стала одним из инициаторов законопроекта "О защите воинских захоронений", спровоцировавшего серьезный конфликт вокруг памятника советским солдатам в центре Таллина.

Центристская партия – левоцентристская, социально-либеральная партия. Партия была основана 12 октября 1991 г. на базе Народного фронта Эстонии после того, как от него откололись несколько партий. Председатель партии – Эдгар Сависаар. Партия также является коллективным членом Европейской либерально-демократической и реформистской партии. После присоединения к партии 20 августа 2005 г. Эстонской партии пенсионеров партия является второй по величине в Эстонии, количество членов составляет более 9000 человек. Партия позиционирует себя как "либеральная партия среднего класса". Центристы поддерживают малые предприятия. Однако наибольшую поддержку партия получает от эстонских пенсионеров.

На всеобщих выборах в марте 1995 г. ЦПЭ получила 14,2 % голосов и 16 мест (третий результат). На всеобщих выборах в марте 1999 г. Центристская партия, главным лозунгом которой было введение прогрессивного подоходного налога, получила 23,4 % голосов (первый результат) и 28 мест. В январе 2002 г. Центристская Партия и Партия Реформ образовали новую кратковременную правительственную коалицию. Свен Миксер стал министром обороны. Коалиция просуществовала до выборов 2003 г. Хотя ЦПЭ набрала на этих выборах наибольшее количество голосов, она оставалась в оппозиции до марта 2005 г., когда рухнуло правительство Юхана Партса. В 2003 г. большинство на партийном съезде приняло решение не поддерживать вступление Эстонии в Европейский союз. В Европарламенте представлена одним депутатом.

Союз Отечества и Res Publica – консервативно-националистическая политическая партия, созданная в 2006 г. путем объединения правых оппозиционных партий Исамаалийт и Res Publica. Председателем партии является Март Лаар. На парламентских выборах 2007 г. получила 17,9 % голосов и 19 мест в парламенте, после чего вошла во второе правительство А. Ансипа, получив 5 министерских мест. Партия входит в тройку самых больших партий Эстонии (8950 членов по состоянию на 27 февраля 2008 г.). В Европейском парламенте представлена одним депутатом.

Русская партия – политическая национально-демократическая партия в Эстонии, ориентирующаяся на защиту интересов русского меньшинства. Участник Федерации русских партий Европы. Основана в 1993 г. как Русский национальный союз, считает себя преемницей "Русского Национального Союза в Эстонии", основанного 23 августа 1920 г. В 1940 г. деятельность РНС была запрещена, его руководство и много рядовых членов было репрессированы. Нынешнее название – с 1994 г. После парламентских выборов в 1995 г. партия была представлена в парламенте. В 2003 и 2007 гг. не преодолела 5 % рубеж, в Европарламенте не представлена. Председатель – Станислав Черепанов.

Глава 2. История независимой Эстонии

§5. Восстановление независимости. Массовое движение за независимость в Эстонии началось в 1987 г. с протеста общественности против варварской добычи фосфоритов, наносившей стране серьезный экологический ущерб. В 1988 г. был создан Народный фронт Эстонии, а также ряд других политических организаций (включая Партию независимости), которые выдвигали требование отделения от СССР. В ноябре 1988 г. Верховный Совет Эстонии, во главе которого стояли коммунисты-реформаторы, принял 254 голосами против 7 Декларацию о суверенитете Эстонской ССР. В 1989 г. стремление к достижению полной независимости усилилось, Комитет эстонских граждан провел кампанию по регистрации граждан Эстонии. В марте 1990 г. вновь избранный Верховный Совет Эстонии объявил о начале перехода к полной независимости, и 8 мая 1990 г. была провозглашена Эстонская Республика.

12 января 1991 г. Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин совершил визит в Таллин, в ходе которого подписал с Председателем Верховного Совета Эстонской Республики Арнольдом Рюйтелем Договор об основах межгосударственных отношений РСФСР и Эстонской Республики. В статье I Договора стороны признали друг друга независимыми государствами. На этом фактически закончился период борьбы за независимость от СССР, длившийся с 1988 г., и началась история современной Эстонии. В статье IV Договора содержалось положение о том, что стороны признают "за гражданами другой Договаривающейся Стороны, а также лицами без гражданства, проживающими на ее территории, независимо от их национальной принадлежности" право на "выбор гражданства согласно законодательству страны проживания и Договору, заключенному между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Эстонской Республикой по вопросам гражданства." 28 января 1991 г. Президент СССР Михаил Горбачев подтвердил конституционное право выхода Эстонской ССР (и остальных союзных республик) из СССР.

3 марта состоялся референдум по вопросу независимости Эстонской Республики, в котором приняли участие лишь правопреемные граждане Эстонской Республики (в основном эстонцы по национальности), а также лица, получившие так называемые "зеленые карточки" Конгресса Эстонии, причем условием получения карточки было устное заявление о поддержке независимости Эстонской Республики. Было выдано около 25000 карточек, их обладателям впоследствии было предоставлено гражданство Эстонской Республики. 78 % проголосовавших на референдуме поддержали идею национальной независимости.

Фактически провозгласив независимость, Эстония уже бойкотировала состоявшийся 17 марта Всесоюзный референдум о сохранении Союза ССР, но в северо-восточных районах, населенных преимущественно русскими (Нарва), местные власти организовали голосование. В этих районах в референдуме приняло участие 74,2 % избирателей, 95,0 % из которых проголосовало за сохранение СССР. Эти результаты были оставлены без внимания как эстонскими, так и советскими властями.

В начале переворота 19 августа ГКЧП направил на территорию Эстонии дополнительные войска из Пскова, однако их колонна, дойдя до Таллина, не предприняла никаких действий. На следующий день тысячи людей собрались в Таллине на центральной площади Тоомпеа, сооружая баррикады в защиту местной власти. 20 августа 1991 г. Верховный Совет Эстонии принял резолюцию "О государственной независимости Эстонии". Таким образом, согласно официальной позиции Эстонии, в этот день была восстановлена независимость Эстонской Республики, впервые провозглашенная 24 февраля 1918 г. 23 августа в Таллине была сброшена с постамента статуя Ленина, стоявшая перед зданием Центрального комитета Коммунистической партии Эстонии.

6 сентября Государственный Совет СССР официально признал независимость Эстонии. Последние части российской армии были выведены из страны 31 августа 1994 г. В 1992 г. в республике прошли президентские выборы, первым президентом независимой Эстонии стал Леннарт Мери. К концу 1991 г. дипломатические отношения с Эстонской Республикой установили многие страны, включая США, Великобританию и Канаду. 17 сентября 1991 г. Эстония стала полноправным членом ООН. 1 мая 2004 г. Эстония, вместе с другими семью государствами Центральной и Восточной Европы, Кипром и Мальтой, вступила в Европейский союз. 29 марта 2004 г. в Вашингтоне были подписаны документы о вступлении Эстонии в НАТО.

§6. Экономика. В советский период Эстония считалась одной из процветающих республик по уровню жизни населения. Особенно развиты были производство молочной продукции, розничная торговля и сфера услуг, в том числе общественное питание и туризм. После обретения независимости в Эстонии началась быстрая либерализация экономики, внешне выражавшаяся в полном расстройстве и переустройстве привычного уклада. Как и многие государства с переходной экономикой Эстония пережила ценовой шок. В 1992 г. потребительские цены выросли по сравнению с предыдущим годом на 1073 %, за этим последовал резкий спад производства. В 1992 г. ВВП Эстонии сократился по отношению к предшествующему году на 14,2 %, в 1993 – на 8,6 %, в 1994 – на 2,7 %. Промышленное производство за те же годы снизилось, соответственно, – на 38,9 %, на 29,1 % и на 5,3 %. Серьезные перемены происходили и в социальной сфере, хотя социальная дифференциация общества не проявлялась столь заметно, как в некоторых других государствах постсоветского пространства. В 1994 г. Эстония стала одной из первых стран в мире, принявших плоскую шкалу подоходного налога со ставкой 26 % и ее последующим ежегодным снижением для запланированного достижения ставки 18 % к 2010 г.

Подъем экономики начался, в первую очередь, благодаря значительной международной помощи. Во второй половине 1990-х гг. Эстония получила иностранные инвестиции на душу населения больше любой другой страны в Центральной и Восточной Европе. Кроме того, с 1991 по 2001 гг. Эстония получила значительную прибыль за счет оплаты Россией пошлин за транзит нефти и иных грузов через таллинский порт. В 1998–1999 гг. на экспорт услуг транзитного транспорта приходилось около 14 % ВВП Эстонии. В 1999 г. Эстония была принята во Всемирную торговую организацию. Однако только в 2003 г. по объему ВВП Эстония достигла уровня 1989 г.

В 2004 г. Эстония вступила в Евросоюз, что позволило интенсифицировать экономическое развитие за счет привлечения иностранных инвестиций, а также участия в технологических и производственных цепочках, экспортируя товары, произведенные с участием высококвалифицированных специалистов, в том числе вручную. К 2007 г. Эстония обеспечила рост ВВП до 65 % от среднего уровня 15 наиболее развитых стран ЕС, среднегодовые темпы роста составили с 2000 до 2006 гг. около 9 %. С 2008 г. наметился спад темпов роста до нуля, связанный с общим мировым экономическим кризисом, годовая инфляция выросла до 8,3 %.

В настоящее время Эстония представляет собой развивающуюся индустриально-аграрную страну с постиндустриальной рыночной экономикой, 68,5 % ВВП составляет сфера услуг, около 24 % ВВП – сектор строительства и недвижимости. Экономика базируется на использовании собственных сырьевых и топливных ресурсов, а также выгодном экономико-географического положения. Основные отрасли промышленности: топливно-энергетический комплекс, химическая, текстильная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, машиностроение.

Энергосистема. Эстония располагает крупнейшими в Европе месторождениями горючих сланцев и фосфоритов. Сланцы являются основным источником энергии (до 95 % энергоресурсов на 2004 г.), на них работают Эстонская и Балтийская ГРЭС, некоторые электростанции частично используют торф. Благодаря большим запасам горючих сланцев Эстония на протяжении последних лет является экспортером электроэнергии, однако из-за сжигания сланцев страна занимает одно из первых мест в мире по выбросам углекислого газа, причем использование сланцев дает 85 % этих выбросов. Предприятие "Нарвские электростанции" производит из отходов сланцевую золу и синтетическую нефть. Путем газификации горючих сланцев добывается газ, но частично также закупается в России. АЭС отсутствуют. Эстония соединена в единую энергосистему с Финляндией. В последние годы началось производством биотоплива, поддержанное ЕЭС, однако по данным 2006 г. его потребление составляло всего 0,15–0,18 %, а производство ограничивается отсутствием сырьевой базы.

Горючие сланцы являются основой химической промышленности. В стране производятся азотные удобрения, фенолы, красители, сланцевое масло (комбинаты в Кохтла-Ярве и Кивиыли, Viru Keemia Grupp (VKG) – один из лидеров мирового производства этого продукта), изделия из пластмасс, лакокраски, товары бытовой химии. Всего в отрасли задействовано около 60 предприятий, 14 из которых имеют численность персонала больше 50 человек и дают 77,2 % реализации химической промышленности страны.

Машиностроение также ориентировано в первую очередь на производство оборудования для добычи и переработки сланцев, кроме того осуществляется выпуск электро- и телекоммуникационного оборудования по заказам иностранных концернов, радиоаппаратуры и т. п. Развито судостроение (BLRT Grupp, Локсаский судостроительный завод). Перерабатывающая промышленность (целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая), центрами которой в советский период являлись Кехра, Тарту, Пярну, за время независимости почти прекратила существование, затем начала восстанавливаться (производство бумаги), но в 2009 г. в связи с экономическим кризисом вновь упала почти до нуля. Из отраслей легкой промышленности традиционно были развиты текстильная (хлопчатобумажное производство на привозном сырье в Нарве), трикотажная и швейная (Кренгольмская мануфактура и концерн Baltika). В настоящее время отрасль переживает упадок. Пищевая промышленность занимает незначительное место, но обеспечивает страну продуктами переработки мясо-молочного животноводства, пивом, рыбными консервами и другими продуктами.

Уровень безработицы в промышленности все годы независимости держался в районе 9–12 % трудоспособного населения. По данным службы занятости Эстонии, по состоянию на 31 июля 2009 г. в Эстонии зарегистрировано 70 208 безработных, что составляет 10,7 % от трудоспособного населения Эстонии. Согласно же данным Евростат, в конце июля 2009 г. уровень безработицы составил в Эстонии 17 %.

Главной отраслью сельского хозяйства является животноводство мясо-молочного направления и свиноводство (особенно беконное). Растениеводство занимается в основном производством кормов для животноводства, а также выращиванием технических культур. Развито рыболовство, ограничиваемое международными квотами в связи с сокращением рыбных ресурсов Балтийского моря. Доля сельского хозяйства в ВВП постоянно снижается и в 2006 г. составляла 3 % ВВП. Земельные участки размером до 10 га находятся в свободной продаже и могут приобретаться гражданами Эстонии, ЕС, а также Норвегии, Исландии и Лихтенштейна. Преобладают фермерские хозяйства средней площадью около 20 га, но площадь пахотных земель постоянно сокращается.

С точки зрения экономики в Эстонии выделяют три заметно различных региона: Север, Центр и Запад. Северная Эстония – промышленно развитый регион, около ¾ промышленной продукции выпускается в этом районе. Промышленные центры: Таллин, Кохтла-Ярве, Нарва. Таллин – исторический город с прекрасно сохранившимися крепостными стенами и средневековой застройкой XIII – XVI вв, который можно назвать музеем под открытым небом и готовой съемочной площадкой для фильмов из западноевропейского прошлого, исчезнувшего в своей первозданности в самой Европе. В то же время это крупный современный центр. Половина ВВП Эстонии создается в Таллине. Нарва – другой крупный старинный город Эстонии, с замком XIII в. и жилыми домами XVI – XVII вв., с многовековым историческим прошлым пограничной крепости, расположенной между Ливонией и Россией, являющийся сейчас третьим по величине промышленным центром.

Специализация Южной Эстонии – сельское хозяйство. Из отраслей промышленности здесь развита перерабатывающая (производство льняных тканей, овощеконсервная промышленность). Промышленный центр – Тарту. Тарту с его тройным историческим названием (Юрьев – Дерпт – Тарту) и уникальной историей, отраженной не только в музеях, но и архитектуре, является одновременно и старинным университетским городом с давними немецкими, российскими и советскими традициями и современной научной и учебной значимостью.

Западная Эстония специализируется на рыболовстве и переработке рыбы, также развито животноводство и туризм. Промышленные центры: Пярну, Хаапсалу, Курессааре. Особым миром являются острова, право покупки земли на которых иностранцами ограничено, а хозяйственная деятельность имеет сильную местную специфику. Пярну – крупнейший в Эстонии приморский курортный город с долгой историей; архитектура центра относится к XIX – началу XX вв., в советское время его облик был сравнительно мало испорчен типовой застройкой и в настоящее время Пярну динамично развивается с учетом новых туристических веяний.

§7. Транспорт. Формально железные дороги в Эстонии акционированы, однако владельцем 100 % акций компании Eesti Raudtee (Эстонские железные дороги) является эстонское государство. Общая протяженность сети железных дорог составляет 1811 км. Эстония связана железными дорогами только с Россией и Латвией. Протяженность автомобильных дорог более 42 тыс. км, из них почти 60 % находятся в частной и иной собственности. На территории Эстонии действует газопровод протяженностью более 400 км, связывающий комбинат по выработке сланцевого газа в Кохтла-Ярве с Таллином, Тарту и другими городами, а также с российской газопроводной сетью.

Эстония располагает круглогодичными морскими пассажирскими и торговыми портами, из них шесть находится в Таллине, а также Силламяэ, Пярну, Хаапсалу и др. Крупнейшее предприятие гражданского морского судоходства – Таллинк, обслуживающее почти 1 миллион пассажиров в год. Действует регулярное паромное сообщение с Хельсинки и Стокгольмом. В стране имеется два международных аэропорта – в Таллине и Курессааре.

§8. Туризм. Туристическая сфера относится к числу традиционно развитых. Основные партнеры – Финляндия и Россия, популярен внутренний туризм. Число иностранных туристов, принимаемых Эстонией, повышалось с 1 миллиона человек в год до 1,8 миллионов за последние десять лет, но в 2008 г. туристический поток, по данным статистики, упал вдвое. Главный курортный центр – Пярну.

§9. Финансы. Официальной валютой Эстонии является эстонская крона, курс которой привязан к евро. Переход на евро откладывается не менее, чем до 2011 г. в связи с тем, что темпы инфляции в Эстонии не соответствуют Маастрихтским критериям. Центральным банком является Банк Эстонии, который был основан в 1919 г., в 1940 г. преобразован в республиканское управление Госбанка СССР, а 1 января 1990 г. воссоздан. Кроме него действуют коммерческие банки, в основном иностранные. К июлю 2008 г. примерно 85 % банковских активов Эстонии контролировалось двумя шведскими банками: Сведбанк (в Эстонии ему принадлежит Хансабанк) и SEB. Имеется еще семь коммерческих банков и семь представительств иностранных банков. В 2002 – 2003 гг. низкие процентные ставки и экономический рост обеспечили устойчивое расширение сферы банковского кредитования, в связи с экономическим кризисом доля финансовой сферы в ВВП снизилась до 3 %.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных