ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Право и другие социальные явленияПраво и государство. · Этэистский подход – главным является государство, оно предшествует право и право зависимо от государства, тк порождается им. Право выступает как совокупность государственно-властных явлений и обеспечивается возможностью применения принуждения. Государство не связано с правом. · Естественно правовой – право независимо от государства, право первично, тк государство утверждается юридическими способами, оно является продуктом права, государство подчиняется праву. · Классический подход – существует двусторонняя связь между государством и правом, государство и право возникли единовременно и они оказывают влияние друг на друга. · Позитивистский подход – основан на идее самоограничения государства. · Либерально-демократический – государство не должно нарушать права человека и гражданина.
Воздействие права на государство – право оказывает воздействие на внутреннюю организацию государства, определяет структуру государства, взаимодействие между органами власти, определяет предметоведение центра и субъекта федерации. Право воздействует на деятельность государства, здесь проявляется воздействие государства и населения. Государство влияет на право, тк является непосредственным создателем правовых норм и субъектом их применения. Государство обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной, контрольной, судебной власти. Государство осуществляет юридическую политику, комплекс идей, задач, целей, принципов, реализуемых обществом и государством в сфере действия права и посредством права.
Право и экономика – сочетание общественных отношений, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ. Выделяют базис и философию. Материальное поле определяет характер государственно-правовой деятельности. Экономика определяет тип права. Экономика определяет конкретные черты права той или иной страны в конкретный исторический период. Соотношение права и экономики должно проводится с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере, соотношение должно быть оптимальным между экономической свободой и экономическим равенством людей. Право определяет цели экономического развития, закрепляет равноправие всех форм собственности, определяет цели экономического, выясняет полученные средства коммерцией, проводит налоговую политику, устанавливает механизмы и разрешения конфликтов, устанавливает ответственность за экономические правонарушения. Таким образом, соотношения права и экономики определяются соотношением для нормального развития рыночной экономики. Обеспечение справедливого распределения доходов между различными слоями общества через систему налогов в государственный бюджет.
Источники права Виды деятельности государства, заключающиеся в установлении юридических норм. К таким источникам относится законотворчество и судебное право. Источник права – внешняя форма источника права. Источник права в материальном и формальном смысле. Внешняя форма норм должна быть формально определена. Виды формальных источников должны быть установлены государством. Это одно из выражений законности. Источник права в идеальном смысле – это общественное правосознание.
Юридическая наука объявляет источники права: · Судебный прецедент; · Нормативный договор; · Правовой обычай; · Правовая доктрина; · Нормативно-правовой акт.
Признаки акта: это документ; имеет письменную форму. Признаки нормативности: содержит правила поведения; правила распространяются на определенную группу лиц; правило действует неограниченное количество раз.
Нормативно-правовой акт – это официальный документ, установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государством соблюдение процедур, содержащие общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенную группу лиц и неоднократное применение.
Законы: · Конституция; · Федеральный закон; · Закон субъектов федерации.
Подзаконные акты: · Указы Президента; · Постановление правительства; · Акты министерств, служб и агентств; · Акты органов власти субъектов федерации; · Акты органов местного самоуправления; · Акты коммерческих и некоммерческих организаций (локальные акты юридических лиц).
Признаки законов: · Законы принимаются законодательным органом или на референдумах; · Регулируют наиболее важные общественные отношения, которые определяются социально-экономическими, политическими и другими проблемами; · Законы имеют верховенство на всей территории и наивысшую юридическую силу по отношению к другим нормативно-правовым актам; · Принимаются по специальной законодательной процедуре; · Указы Президента должны соответствовать законам, они издаются в пределах полномочий главы государства, не все указы являются нормативными. УП относят к подзаконным актам, в тоже время Президент может принимать указы и в отсутствии Федерального закона.
Постановление правительства от 13.08.97 «Правило подготовки нормативно-правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации». Издаются на основе и исполнении Федеральных законов, указов Президента, постановлений правительства РФ, а так же по инициативе самих органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Постановления правительства принимаются на основании и исполнении Конституции, ФЗ, нормативных указов Президента и не должны им противоречить. В случае противоречия одному из указанных актов постановления правительства могут быть отменены Президентом. В соответствии подпункта Б пункта 3 от 09.04.04 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральное министерство на основании и исполнения законодательства акта Президента и правительства, самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности. В соответствии с пунктом 8 указа Президента от 20.06.04 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» иные исполнительные органы исполняют функции по принятию нормативно-правовых актов. Акты министерств, служб, агентств конкретизируют нормы основных отраслей права, они действуют в пределах внутриведомственных отношений для органов должностных лиц и работников данной организации. Все акты, затрагивающие права и обязанности граждан либо статуса организации или носящие межведомственный характер, подлежат обязательной регистрации в министерстве юстиции. Делегированные правовые акты издаются не государством, а органами местного самоуправления и юридических лиц в результате передачи им полномочий по принятию нормативно-правовых актов. Вопросы, по которым могут быть приняты акты должны быть указаны в законе.
Правовой обычай
Неоднократно и широко применяемые правила поведения, сложившиеся на основе постоянного и единообразного применения, которые санкционированы государством. Гражданский кодекс признал возможным применение обычаев делового оборота не противоречащих закону. Обычай становится правовым, когда государство признает его в качестве источника права, а следовательно делает его общеобязательным и обеспечивает его исполнение силами принуждения. Способы санкционирования: Законодательная, правоприменительная, договорная, признание государством международного обычая. Правовое решение является правовым источником. Прецедент состоявшимся ранее решением или постановлением суда, принимаемыми за образец при решении в дальнейшем аналогичных вопросов. Судебный прецедент в отличие от парламентского правотворчества: несамостоятелен (привязан к основной функции судебной власти осуществления правосудия); судейское правотворчество осуществляется в рамках закона и на основе закона, который исходит от законодательной власти; правотворчество суда больше связано с толкованием права и с восполнением. Существуют определенные границы судейского правотворчества, особенности прецедента являются обязательным и всеобщим. Виды наказаний Наказания становились более разнообразными и более жестокими (ужесточение уголовных репрессий). Целью наказаний становится устрашение населения: · Смертная казнь (простая и квалифицированная). При простой смертной казни преступник умирает мгновенно, а при квалифицированной казни преступник умирает через некоторое время со страшными муками (четвертование, колесование, подвешивание на железный крюк за ребро); · Членовредительные (отрезали ухо, отрубали руку); · Болезненные наказания (кнут, палка); · Тюрьма, ссылка; · Штраф (потом четвертуют или колесуют).
Процессуальный этап: · Наряду с состязательной формой процесса всё чаще и чаще стал употребляться розыск (розыскная, следственная, инквизиционная форма).
Развивается система формальных доказательств: · Законодатель заранее определяет значение и силу доказательств, подразделяя из на совершенные и несовершенные, полные и неполные. Мнение мужчины выше мнения женщины, ученого выше не ученого и тд. Среди доказательств большое значение получали «Ссылка из вироватых» (стороны по договоренности соглашались на группу свидетелей, при этом если хотя бы один из свидетелей давал показания, противоречащие показаниям стороны, и говорил о своей неосведомленности, то сторона автоматически проигрывала дело). «Общая ссылка» (обе стороны ссылались на одного свидетеля, предварительно договорившись, что его показания будут решающими для дела, сохранялась присяга).
В развитии права – большие перемены: · Крупные законодательные сборники; · Развивается текущее законодательство; · Правовой режим вотчин и поместий сближался; · Существенно расширяется система преступлений и система наказаний; · На первое место выходит розыскная форма процесса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|