Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ




Изучение истории отечественного государства и права проходит методических и практических занятиях, в ходе самостоятельной подготовки, написания курсовой работы. Итоговый контроль осуществляется по результатам защиты курсовой работы, семестрового и курсового экзаменов.

Подготовка студентов к занятиям не может ограничиваться лишь прочтением учебника или учебного пособия. Изучение юридических дисциплин предусматривает обязательную работу с нормативным материалом. В курсе истории отечественного государства и права студенты изучают по источнику важнейшие памятники российского права со времени Киевской Руси по сегодняшний день: Русскую правду, Псковскую судную грамоту, Судебник 1497 г., Соборное уложение 1649 г., Своды законов 1832 и 1906 гг., важнейшие кодексы советского периода.

Студент должен систематически работать над юридическими терминами. Настольными книгами будущего юриста должны стать юридические словари, в частности, Большой юридический словарь. М., 2001; Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь. М., 2001. Кроме того, при подготовке к семинарским занятиям, при написании курсовой работы и выполнении практических заданий студенты должны использовать и другие источники: мемуары, монографии, статьи и т.п., примерный перечень которых имеется в списке рекомендуемой литературы.

Предмет истории отечественного государства и права. Хронологические рамки и периодизация курса, их соотношение с этапами социального, экономического и культурного развития российского общества. Место науки истории отечественного государства и права в системе юридических наук, ее связь с историческими и другими общественными науками. Теоретическое и практическое значение истории государства и права для подготовки юристов.

Методология учебной дисциплины. Исторический и логический методы исторического исследования. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории государства и права.

При подготовке к семинарским занятиям следует рассмотреть следующие вопросы.

Государство и право с древнейших времен до становления абсолютизма (IX в. - середина XVII в.)

1. Найдите в пространной редакции «Русской Правды» статьи, регулирующие правовое положение князя, бояр, огнищан, гридин, вирников, смердов, закупов, рядовичей, холопов и проанализируйте их.

2. У князя Владимира Мономаха во время похода погиб дружинник Изяслав. Сыновей у погибшего не было. Остались лишь жена и дочь. Могли ли они по древнерусскому закону рассчитывать на наследство?

3. Общинник Мефодий ночью задержал на своем дворе вора, продержал его до рассвета, намереваясь отвести на княжий двор, но затем при попытке к бегству убил его, что видели соседи. Должен ли Мефодий по древнерусскому закону понести какое-либо наказание?

4. В древнем Киеве холоп, встретив на улице купца, ранее обманувшего его, ударил своего обидчика по лицу и скрылся в доме своего хозяина. Последний отказался выдать своего холопа. Каким должно быть решение суда?

 

5. Боярский холоп похитил в соседнем селении вола и корову, но был пойман. К подсудности какого суда должно быть отнесено данное дело и каким должно быть наказание согласно «Русской Правде»?

6. Раскройте содержание терминов: отрасль права, институт права, норма права, преступление, состав преступления, кража, грабеж, разбой.

7. Подберите соответствующие статьи по «Псковской судной грамоте» и покажите, как можно было стать собственником в Псковском государстве.

8. Сопоставьте «Псковскую судную грамоту» с «Русской Правдой» и покажите, какие новые слои феодальнозависимого населения нашли отражение в псковском законодательстве, раскройте их правовой статус.

9. Проанализируйте институт наследственного права по «Псковской судной грамоте» и дайте ответы на следующие вопросы.

- Какие виды наследования предусматривались псковским законодательством?

- Расширился или сузился наследников по сравнению «Русской Правдой»?

- Какой из сыновей получал преимущество при наследовании?

- Назывались ли дочери в числе наследников?

- Имели ли право наследования муж умершей жены и наоборот?

- Могли ли предъявлять иск на какую-либо часть имущества родственники умершей жены, если ее бывший муж затем вновь женился?

10. Начертите схему судебной системы по «Псковской судной грамоте» и проанализируйте ее.

11. Подсчитайте размер пожилого, которое должен был заплатить крестьянин, если он в 1999 г. покинул поместье, находившееся в земледельческой зоне, прожив у землевладельца 2 года.

12. Какие действия мог предпринять истец в 1503 г., если выяснилось, что суд вынес решение с нарушением установленных правил судопроизводства?

13. Покажите различия между заповедными и урочными грамотами. При каком русском царе они вводились и какую цель преследовали? Каким правовым актом урочные годы были отменены? (Сошлитесь на конкретные статьи).

14. Как известно, «Соборное уложение» 1649 г. предписывало всех беглых крестьян возвращать прежним их хозяевам. Но как следовало поступать, если крестьяне, «будучи в бегах», выдали своих дочерей или сестер замуж за крестьян новых землевладельцев? Должны ли были замужние дочери и сестры возвращаться к прежним хозяевам?

15. Существовали ли после 1649 г. категории посадских людей, не плативших государству тягла? При ответе сошлитесь на статьи источника.

16. Мог ли помещик в соответствии с правовыми нормами «Соборного уложения»:

- обменять поместье на поместье, монастырскую землю, вотчину;

- продать или заложить поместье;

- передать наследство по наследству?

17. Боярин Рокотов в 1650 г. велел засеять хлебом пустовавшие земли соседа - и объявил их своей собственностью. В ответ Собакин подал на него в суд. Каким должно быть решение суда, если учесть, что взошедший хлеб Рокотов из мести уничтожил?

18. Какое наказание предусматривалось «Соборным уложением» за следующие виды преступлений:

- богохульство;

- подделку государственных грамот, печатей;

- изготовление фальшивых денег;

- незаконное производство и хранение спиртных напитков, табака;

- если сын или дочь убьют отца или мать;

- если мать или отец убьют сына или дочь?

Государство и право России в период становления и расцвета абсолютизма (вторая половина XVII-XVIII вв.)

1. Помещик Святогорский, многодетный, задолжав значительную сумму соседу, вотчиннику Ческидову, решил в 1715 г. заложить свое имение, рассчитывая таким образом поправить свое материальное положение. Чтобы узаконить сделку, Святогорский обратился с прошением в Вотчинную коллегию. Какое постановление должна была принять Вотчинная коллегия?

2. Выделите новые виды договоров, нашедшие правовое закрепление в петровском законодательстве:

- купли-продажи;

- поклажи;

- личного найма;

- подряда;

- дарения;

- поставки;

- изорничества;

- товарищества.

3. Подберите по «Артикулу воинскому» статьи, регулирующие состав преступления, и проанализируйте их.

4. Ссылаясь на петровское законодательство, покажите, какими мотивами руководствовался ПетрI, существенно изменив брачный возраст (лицам мужского пола было разрешено вступать в брак лишь при достижении 20 лет, женского пола - 17 лет).

5. В марте 1722 г. дворянин И. Княжин за уклонение от воинской службы был подвергнут шельмованию. После приведения приговора в исполнение он провел ночь со своими друзьями, а по возращении был ограблен и побит. Позднее ему удалось задержать нападавших на него и доставить их в суд. Каким должно быть решение суда?

6. Раскройте содержание терминов: товарищество, голый умысел, предумышленное преступление.

7. В чем разница между допросом с пристрастием и пыткой?

8. Почему Екатерина II вначале активно занялась систематизацией российского законодательства, подготовила «Наказ о составлении проекта нового уложения», а затем распустила Уложенную комиссию?

9. Опираясь на законодательство Екатерины II, дайте ответ на следующие вопросы, касающиеся правового статуса дворянства:

- мог ли дворянин, женившийся не на дворянке, сообщить ей дворянское звание;

- могла ли дворянка, вышедшая замуж за не дворянина, лишиться своего состояния и могла ли она сообщить дворянство мужу и детям;

- кто мог лишить дворянина его дворянского достоинства;

- мог ли дворянин подвергаться телесным наказаниям;

- мог ли дворянин отказаться от государственной или военной службы?

10. Проанализируйте принятие Екатериной II Жалованной грамоты дворянству и городам и покажите, какие изменения произошли в праве собственности по законодательству во второй половинеXVIII в.

11. Покажите на основе анализа «Уложения для управления губерний всероссийской империи» (7ноября 1775 г.), как была реорганизована судебная система при Екатерине II и какие новые принципиальные подходы к судоустройству были использованы при ее проведении.

Государство и право России в период разложения крепостнического строя, утверждения капитализма и буржуазно-демократических революций (первая половина XIX в. - октябрь 1917 г.)

1. Кодификационная комиссия М.М. Сперанского подготовила два сборника законодательства: Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи. Какая форма систематизации законодательства была применена при их подготовке: инкорпорация или кодификация?

2. Найдите в тексте «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» статьи, дающие толкование понятий «преступление» и «проступок», и покажите разницу между ними. Насколько четко, на Ваш взгляд, в законе определено различие между этими понятиями?

3. Третий имам Дагестана и Чечни, руководитель освободительной борьбы кавказских горцев против царских войск в период кавказской войны (1817 - 1864 гг.) Шамиль в 1859 г. попал в плен. Он был вместе с семьей сослан в Калугу, лишен сана имама и отдан под надзор полиции. К какому разряду по лестнице наказаний, установленной «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных», относились виды наказаний, определенные имаму Шамилю? Выделите главные и дополнительные наказания.

4. В середине XIX в. в городе Тобольске действовало 24 предприятия, главным образом кожевенные, салотопенные, мыловаренные, работала бумажная фабрика купца М.Д. Плотникова. Вместе с тем начинают формироваться трудовые артели и товарищества по участкам. Каких правовых норм в соответствии с законодательством должны были придерживаться их организаторы и должен ли, был регистрироваться факт их создания?

5. После смерти гражданина X в 1835 г. в течение 10 лет никто из наследников не заявил о своих претензиях на наследство. Как в таких случаях поступало государство?

6. Какой выкуп должен был уплатить крестьянин после крестьянской реформы 1861 г., если в его семье, прожившей в селении, отнесенном местным положением к третьему разряду, было 2 ревизских души?

7. Два молодых крестьянина, проживавших на территории Курьинской волости Тобольской губернии, 13 февраля 1863 г. совершили уголовное преступление, но, осознав свою вину, сами обратились в Курьинский волостной суд, который после рассмотрения существа дела вынес им меру наказания - 20ударов розгами. Правомерным ли было постановление волостного суда?

8. Крестьянин Порфирий Варфоломеев в 1864 г. выкупил у помещика свою усадебную оседлость, земельный надел установленных для данной местности размеров. В 1867 г. он решил переехать в город и продал свою усадьбу и надел жителю соседней волости. Однако волостной суд той волости, где проживал крестьянин, признал договор купли-продажи недействительным. Тогда Порфирий Варфоломеев, ссылаясь на ст. 33 «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», обратился с кассационной жалобой в окружной суд. Какое постановление должен был принять окружной суд?

9. В статье 6 «Устава уголовного судопроизводства» 1864 г. говорилось, что теория доказательств, основанная на формальности, отменяется. В период правления какого монарха она получила обоснование и какое содержание в нее вкладывалось?

10. По окончании рассмотрения уголовного дела коллегия присяжных заседателей в 1867 г. вынесла вердикт «виновен», а окружной суд пришел к выводу, что подсудимый невиновен. Как в этом случае должен был поступить суд?

11. По окончании рассмотрения уголовно дела коллегия присяжных заседателей в 1869 г. вынесла вердикт «невиновен», а окружной суд пришел к выводу, что подсудимый виновен. Как в этом случае должен был поступить суд?

12. Составьте сопоставительную таблицу «Изменения в избирательной системе России в годы первой русской революции», опираясь на положения о выборах в Государственную Думу 6 августа 1905 г.,11 декабря 1905 г. и 3 июня 1907 г. В процессе сопоставления рассмотрите следующие компоненты и принципы избирательной системы:

- избирательные курии;

- социальные группы населения, лишенные избирательного права либо получившие его вновь;

- принципы избирательного права, нашедшие отражение в документе;

- избирательные цензы.

- По итогам сопоставления сделайте выводы.

13. В чем, на Ваш взгляд, состояла суть третьеиюньского государственного переворота 1907 г.:

- в роспуске Государственной Думы;

- в единоличном издании императором нового избирательного закона;

- в других факторах?

14. Традиционно политическое положение в стране после Февральской революции 1917 г. характеризовалось как двоевластие. В месте с тем в настоящее время появилась точка зрения, что никакого двоевластия в феврале 1917 г. не было. Опираясь на понятия «власть», «государственная власть» и ссылаясь на правовые акты, принятые Советами и Временным правительством, покажите достоверность того или иного подхода к оценке сложившейся политической ситуации.

15. Какой, на Ваш взгляд, была форма правления в России после Февральской революции, свергнувшей царизм?

16. Отличался ли правовой статус комиссаров Временного правительства от статуса бывших губернаторов?

17. Дайте оценку проекта Российской Конституции, подготовленной комиссией Юридического совещания в 1917 г.

Российское государство и право в советский и современный периоды

1. Составьте схему советской судебной системы по декретам о суде № 1, 2, 3 и прокомментируйте ее.

2. Покажите, какие положения эсеровской программы использовали большевики при составлении декрета о земле, и с какой целью?

3. Раскройте содержание нового порядка наследования по первым декретам советской власти и покажите, с какой целью это было сделано.

4. Мог ли считаться безработным по «Положению о страховании на случай безработицы» от 11декабря 1917 г. любой человек, не имеющий работы? Раскройте правовой статус бирж труда, их функции.

5. Студенты Казанского университета Станислав и Наташа в 1918 г. заключили брак по религиозным обрядам. Но затем, встретившись с материальными трудностями и не видя путей их преодоления, Станислав решил разорвать брачный союз и обратился в местный суд с просьбой о расторжении брака, не получив соглашения Наташи. Какое постановление должен был принять местный суд?

6. Раскройте содержащиеся в тексте Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. правовые понятия: правоспособность, дееспособность, субъекты и объекты гражданских прав, неосновательное обогащение.

7. Проанализируйте второй раздел Гражданского кодекса 1922 г. и покажите, какие формы собственности в нем юридически закреплялись? Допускалась ли частная собственность? Если да, то что могло быть ее предметом?

8. Владелиц частного предприятия Василий Семенов в 1923 г. в интересах производства использовал неосновательное обогащение. Должен ли был он понести за это какое-либо наказание?

9. Найдите в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. статьи, регулировавшие использование земель сельскохозяйственного назначения, и покажите, каким из них отдавалось предпочтение. Допускалась ли аренда земли и использование наемного труда в земледельческих хозяйствах? На решение, каких задач было направлено аграрное законодательство 1920-х гг.?

10. Сопоставьте Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. с аналогичным Кодексом 1918 г., проанализируйте его содержание и раскройте суть его новых положений.

В Уголовном кодексе 1922 г. наряду с понятием «наказание» появляется понятие «Мера социальной защиты». Раскройте его содержание. Каково соотношение между данными понятиями? Изменяется ли оно по Уголовному кодексу 1926 г.?

11. Образованное в 1934 г. Особое совещание при НКВД приговорило гражданина К. заочно к ссылке на 5 лет, под гласный надзор с запрещением проживания в столицах, крупных городах и промышленных центрах. Имел ли право осужденный обжаловать куда-либо постановление Особого совещания? Мог ли какой-либо орган опротестовать принятое решение:

12. Сопоставьте Конституцию СССР 1936 г. с Конституцией 1924 г. и ответьте на следующие вопросы.

- Произошли ли изменения в государственном механизме?

- Изменилось ли государственное устройство СССР?

- Изменился ли правовой статус союзной республики?

- Изменилась ли избирательная система?

- В какой мере закрепленные в Конституции нормы права соответствовали действительности?

13. Мастер швейной фабрики Петр Евдокимов в сентябре 1940 г. подал заявление об увольнении, мотивируя его тем, что фабрика находится далеко от места его проживания, а он нашел работу в более удобном для себя районе города. Посчитав вопрос об увольнении исчерпанным, Евдокимов перестал выходить на работу. Какие последствия были вызваны действиями Евдокимова?

14. Подберите по Гражданскому кодексу РСФСР 1964 г. статьи, регулирующие отношения собственности, и покажите, какие формы собственности в ней закреплялись.

15. Проанализируйте наиболее существенные изменения, произошедшие в период хрущевской «оттепели» в уголовном законодательстве, и обоснуйте, чем они были вызваны.

Предметный список литературы не ограничивает студентов в поисках других источников информации при изучении отечественной истории государства и права. Практика показывает, что каждый студент самостоятельно определяет, какой литературой он будет пользоваться при подготовке к занятиям. Учебники и хрестоматии, указанные в списке, студенты обязаны использовать при подготовке к каждому семинару. Тем более, что эти издания вполне доступны каждому из них.

Дополнительная литература позволяет более глубоко изучить проблемы, вынесенные на семинаре. Поэтому ссылки на нее в ходе занятия всячески поощряются и стимулируются преподавателями. Следовательно, студенты, каждый имеющий свои индивидуальные возможности получить в руки тот или иной литературный источник, должны стремиться это сделать. В результате на семинаре озвучивается и обсуждается гораздо более широкий круг воззрений на изученные вопросы. Указанная в списке дополнительная литература облегчает студентам поиск необходимых изданий в библиотечных каталогах, однако, не обязывает студента искать конкретную книгу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных