ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методические рекомендации. При ответе на первый вопрос вначале следует остановиться на политической обстановке, сложившейся во Франции после Второй мировой войныПри ответе на первый вопрос вначале следует остановиться на политической обстановке, сложившейся во Франции после Второй мировой войны. Все политические силы страны были единодушны в том, что режим Третьей республики, который не смог противостоять фашистской агрессии, должен быть реформирован. По решению референдума в октябре 1945 г. основные законы 1875 г. были упразднены. Новая конституция должна была быть выработана Учредительным собранием и принята референдумом. Левые партии и центристы, получившие большинство в Учредительном собрании, опасаясь утверждения в стране авторитарного режима лидера движения сопротивления в годы войны генерала де Голля, закрепляли в конституционном проекте парламентскую республику с безусловным преимуществом однопалатного Национального собрания над всеми другими органами власти. Однако этот проект был отклонён референдумом. Идея однопалатного парламента и слабого президента не была принята народом. Новый состав Учредительного собрания в сентябре 1946 г. разработал новый конституционный проект, в котором предполагалась верхняя палата парламента, повышался статус президента. Этот проект был утверждён референдумом и вступил в силу 24 декабря 1946 г. Конституция Французской республики 1946 г. состояла из преамбулы и 12 глав, в которые входили 106 статей. Важнейшее значение имела преамбула, где были сформулированы основные принципы конституции. На конституционном уровне был закреплён ряд новых принципов, ставших характерными для европейских конституций так называемой «второй волны» (40-50-е гг. ХХ в.). Это – равноправие мужчин и женщин, право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др. Признанным конституционным принципом стало провозглашение социального государства, в котором права собственника сочетаются с общим благом и ограничиваются общественными интересами. Второй вопрос включает анализ форм и системы органов власти французского государства по конституции 1946 г. Руководствуясь положениями главы 1, определите форму правления, государственного устройства и государственного режима Франции. Основным органом государственной власти Франции стал двухпалатный парламент, который состоял из Национальной Ассамблеи и Совета Республики. Выявите, в соответствии с какими принципами формировался состав обеих палат парламента. Обратите внимание на разделение полномочий между палатами. Национальная Ассамблея имела законодательную власть, утверждала бюджет, объявляла войну и военное положение. Совет Республики имел в основном консультативные полномочия. По тексту главы II конституции 1946 г. выясните процедуру обсуждения законопроектов в Совете Республики и принятия их Национальной Ассамблеей. Второе место в иерархии органов государственной власти принадлежало Совету министров. По главе V1 выясните порядок формирования и компетенцию правительства и его главы. Обратите внимание на то, что правительство было ответственно исключительно перед Национальной Ассамблеей. По главе V ознакомьтесь с порядком избрания президента республики. Определите круг полномочий главы государства. Третий вопрос связан с анализом причин конституционного кризиса Четвёртой республики. Прежде всего общий политический кризис 50-х гг. ХХ в. был вызван внешнеполитическими факторами. Франция утратила одну из самых значимых своих колоний – Индокитай. В Алжире развернулась массовая национально-освободительная война, которая требовала больших средств. В условиях парламентской республики и большого количества политических партий усиливалась политическая нестабильность, наблюдалась постоянная правительственная чехарда, наблюдалось серьёзное недовольство в армии. На этой волне сторонники генерала де Голля выдвинули идею отмены Конституции 1946 г. и установления сильной исполнительной власти. Возглавив правительство, де Голль предложил парламенту предоставить его правительству чрезвычайные полномочия сроком на 6 месяцев для подготовки новой конституции. Парламент согласился с предложениями де Голля и после этого был распущен. Четвёртая республика прекратила своё существование. 28 сентября 1958 г. общенациональный референдум утвердил новую конституцию Франции, которая в октябре того же года вступила в силу. Конституция Пятой республики состояла из 15 разделов, 92 статей. В 1992 г. конституционным законом в неё были внесены существенные изменения, связанные с вступлением Франции в Европейский союз. Количество разделов выросло до 17, а в 1995 г. последний раздел был отменён. Государственный строй Франции в соответствии с Конституцией 1958 г. составляет содержание четвёртого вопроса семинарского занятия. По тексту конституции проследите иерархию органов власти. На первом месте – президент, на втором - правительство, лишь на третьем – парламент. Именно президентская власть стала основой нового государственного строя. Определите порядок избрания президента и его полномочия. Впоследствии этот порядок претерпел некоторые изменения. С 1962 г. президент Франции избирается всенародным голосованием. В начале XXI в. срок полномочий президента сокращён с 7 до 5 лет. Конституция 1958 г. расширила компетенцию правительства, в частности, оно получило право издавать нормативно-правовые акты. Выясните порядок формирования правительства и его полномочия. Парламент по Конституции 1958 г. сохранил свою традиционную для Франции
структуру: Национальное собрание и Сенат. Но компетенция парламента была сужена. Например, парламент может принимать законы лишь по тем вопросам, которые определены ст. 34 конституции. Регламентация всех других вопросов находится в компетенции исполнительной власти. Конституция 1958 г. закрепила существование во Франции органа конституционного контроля – Конституционного совета. По тексту раздела V11 конституции определите порядок формирования и компетенцию Конституционного совета.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|