Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Перечислите в иерархической последовательности и кратко опишите источники отрасли конституционного права в Российской Федерации.




Понятие “источники права” существует в нескольких значениях - экономическом, политическом, социальном. Источник права - форма права, это то нечто, где содержатся правовые нормы.

Специфика состоит в том, что источники государственного права бывают двух уровней - федерального и субъектов федерации. Их соотношение прописано в статьях 71-73 К. РФ. По вопросам, изложенным в ст.71 высшую силу имеют федеральные нормативные акты. В ст.73 закреплены случаи, где решающую и приоритетную роль имеют нормативные акты субъектов федерации. Ст.72 же содержит сферу совместного ведения, где регулирование происходит как на основании законов РФ, так и законов субъекта РФ (законы субъектов не должны противоречить законам федерации). Но сегодня при обнаружении пробелов в федеральном законодательстве (коих не мало), субъект РФ сам применяет регулирование по вопросу, указанному в ст.72 К. РФ, но как только принимается закон на федеральном уровне, субъект должен привести в соответствие свою нормативную базу с базой федеральной.

Конституция РФ является "первейшим" источником права (и не только государственного). Это основной закон государства, который в соответствии с реальным соотношением социально-полит. сил закрепляет основы государственного, народного и национального суверенитета и правового статуса индивида. Конституция - закон высшей юридической силы. Помимо К. в РФ действует еще 2-е разновидности закона: федеральный конституционный закон и ординарный федеральный закон (обычные законы).

Вообще, конституционные законы бывают трёх видов (из мировой практики):

1. Которые вводят Конституцию в действие,

2. Которые изменяют и/или дополняют Конституцию (другими словами, имеется в виду законы, которыми вносятся конституционные поправки).

3. Которые развивают отдельные конституционные положения и о принятии которых прямо сказано в К. государства.

Федеральные ординарные законы - это законы, которые по юридической силе стоят после К. РФ и федеральных конституционных законов. Они регулируют иные наиболее важные вопросы государственной жизни, неурегулированные Конституцией и К.и законами. Федеральные законы принимаются Гос Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Президент может не подписывать закон, вернув его обратно Гос Думе со своими замечаниями, а вот ФКЗ он подписать обязан.

Следующая группа источников - подзаконные акты.

На первом месте в данной группе находятся указы Президента РФ по предметам его ведения и только те, которые имеют нормативный характер (например, указ об утверждении ордена мужества - это нормативный указ, а поименное награждение орденом мужества - это уже ненормативный указ). Указы нормативного характера могут:

a. непосредственно содержать правовые нормы;

b. утверждать положения, содержащие правовые нормы.

Следующий источник, который входит в группу подзаконных актов - постановления палат

Федерального Собрания РФ. Их 2 вида: нормативные и ненормативные (индивидуальные). Нормативные могут:

1. непосредственно содержать правовые нормы;

2. утверждать положения, содержащие правовые нормы (например, положение о статусе помощников членов Совета Федерации).

Ст. 15 К. РФ устанавливает, что частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Они могут содержаться в актах международных организаций. Но в ст.15 К. РФ следует добавить слово “ратификация”, иначе у нас должны действовать все международные законы.

Акты К. суда РФ. Судебный прецедент - это решение судьи по конкретному делу, оно необходимо при пробелах законодательства по разрешаемому вопросу, таким образом, судебное решение пробелы ликвидирует и в последствии становится образцом для решения подобных дел. Судебного прецедента в классическом варианте у нас в России нет. Существуют только постановления К. Суда 2-х видов:

1. О расширительном или ограничительном толковании статей К. РФ По практическим результатам эти постановления приравниваются к конституционной норме.

2. О признании не К.и законов, подзаконных актов и не вступивших в силу международных договоров. По результатам, эти постановления также являются источником К. права.

Федеративные договоры (или гос-правовые договоры) также являются источником госго права. Но договоры это широкое понятие, в данном случае в него входят следующие виды договоров, это:

1. Союзные договоры о создании федерации.

2. Договоры о распределении полномочий между федеральной властью и субъектами федерации.

3. Договоры о распределении полномочий в сфере совместного ведения федеральной власти и субъектов федерации.

4. Договоры между субъектами федерации.

5. Договоры между органами государственной власти и органами местного самоуправления, о порядке полномочий

3. Что такое конституция? Опишите юридические свойства Конституции Российской Федерации. Какова процедура принятия поправок к действующей Конституции Российской Федерации?

Термин конституция в переводе с латинского означает устройство, установление. Конституции в их современном понимании как основные законы государств, обладающие особой юридической силой, ограничивающие государственную волю, закрепляющие суверенитет народа, права граждан, их гарантии, приоритет права над государственным усмотрением. Конституция в идеале – средство выражение ценностей, приемлемых для власти и народа, большинства и меньшинств, отдельных классов и слоев общества. Сила конституции – в обеспечении хотя бы минимального баланса всех групп общественных запросов, такого баланса, которые даже не будучи во всем справедливым, удерживает людей от агрессивных способов отстаивания собственных интересов. Сущность конституции проявляется через ее функции: учредительную, регулятивную, духовно-мировоззренческую, политико-идеологическую, обеспечения общественной устойчивости, соединения традиций и модернизации, стратегического целеполагания, систематизации законодательства, права. Конституция – Основной закон общества, нацеленный на учреждение государственных, общественных институтов, регулирование их деятельности, выражение в праве духовно-мировоззренческих, политико-идеологических, иных ценностей, соединение тралиций и модернизаций,, стратегическое целеполагание общества, систематизацию законодательства, права и предназначенные для обеспечения баланса индивидуальных, групповых, общесоциальных интересов. Юридические свойства: прямое действие Конституция имеет прямое, непосредственное действие. Это означает право граждан непосредственно опираться на конституционные нормы при осуществлении своих прав. Верховенство. Ни один акт, от кого бы он ни исходил не может быть принят, если он идет вразрез с положениями конституции. Кроме того, существует обязанность законодателя детализировать содержание Конституции в отраслевом законодательстве. Высшая юридическая сила. При столкновении нормы Конституции РФ и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции. Особый порядок охраны. все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции РФ. Поправки к главам с 3 по 8 в соответствии с ее ст.136 принимаются в порядке, предусмотренном для ФКЗ и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Принятие закона о поправке к Конституции имеет ряд отличий от принятия ФКЗ. Во-первых круг субъектов права законодательной инициативы. Субъект конституционной законодательной инициативы — это субъекты, которые могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Таковыми являются: Президент Российской Федерации; Совет Федерации; Государственная Дума; Правительство Российской Федерации; законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации; группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Во-вторых, в срок не позднее 5 дней со дня принятия закона о поправке к КОнстиуции председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст упомянутого закона с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации. Аналогичная публикация ФКЗ не предусмотрена. В третьих, принятые ФКЗ в течение 14 дней подлежат подписанию Президентом РФ и обнародованию. Законы направляются не на подписание, а на одобрение в органы законодательной власти субъектов РФ. Законодательный орган субъекта РФ обязан рассмотреть такой закон в срок не позднее одного года со дня его принятия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных