Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Собрания и публичные мероприятия




Свобода собраний и публичных мероприятий закреплена в ст. 31 Конституции РФ и детализирована Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Эти институты непосредственной демократии дают гражданам возможность принять участие в обсуждении проблем, касающихся политики, решений органов государ­ственной власти и местного самоуправления, или протеста против них, сделать свою позицию по тому или иному во­просу достоянием общественности, принудить органы государственной власти, местного самоуправления и их долж­ностных лиц к принятию или отмене каких-либо решений.

Организаторами публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, а так­же политические партии, другие общественные объедине­ния, их региональные отделения и иные структурные под­разделения.

Вопрос №9

Конституционно-правовая природа Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, будучи учрежденной конституцией, а не договором, она является конституционной. Федеративный договор 1992 г. был договором не об учреж­дении новой федерации, а о перераспределении полномочий между федеральными органами государственной масти и орга­нами государственной власти субъектов РФ. При этом полно­мочия перераспределялись от Российской Федерации к субъек­там, а не наоборот.

Конституционно-правовую природу Российской Федерации характеризуют ее принципы. Они закреплены в Конститу­ции РФ. Российская Федерация согласно ст. 5 состоит из респуб­лик, краев, областей, городов федерального значения, автоном­ной области, автономных округов — равноправных субъек­тов РФ. Из данной формулы вытекают семь принципов российского федерализма.

Во-первых, субъекты РФ многообразны, что определяет та­кой признак Российской Федерации, как ее асимметричность, обусловленную спецификой исторического развития Россий­ской Федерации.

Во-вторых, субъекты РФ созданы по национально-террито­риальному и территориальному принципам. РСФСР была первой федерацией, где была предпринята попытка создать субъекты по национальному принципу. Создание Федерации по чисто национальному принципу, где в субъектах проживала только одна национальность, практически неосуществимо, так как на одной и той же территории обычно проживают люди самых разных этносов и ни один из них не составляет абсолютного большинства. Так, из 21 республики в составе современной Российской Федерации только в девяти титульная нация со­ставляет абсолютное большинство: Дагестан, Ингушетия, Ка­бардино-Балкария, Калмыкия, Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Чечня, Чувашия.

В-третьих, субъекты РФ согласно ст. 5 Конституции РФ должны быть равноправны независимо от их вида, территории, численности населения, уровня экономического и социального развития. Однако даже формально-юридически субъекты РФ признать равноправными трудно. Так, республика именуется в ч. 2 ст. 5 Конституций РФ как государство, которое имеет свою конституцию и законодательство. Конституция республики мо­жет приниматься как законодательным (представительным) ор­ганом государственной власти субъекта РФ, так и референду­мом. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательст­во. Устав может приниматься только законодательным (пред­ставительным) органом государственной власти субъекта РФ. Кроме того, если к совместному ведению Российской Федера­ции и республик относится обеспечение соответствия Консти­туции РФ и федеральным законам конституций и законов рес­публик, то в отношении других субъектов РФ объектами кон­троля являются не только уставы и законы, но и другие нормативные правовые акты данных субъектов РФ.

В-четвертых, федеративное устройство Российской Федера­ции основано на принципе ее государственной целостности. Га­рантиями государственной целостности Российской Федерации являются:

— целостность и неприкосновенность ее территории;

— единство экономического пространства, предполагающее отсутствие таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и фи­нансовых средств;

— верховенство Конституция РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

— единое гражданство РФ;

— отсутствие у субъектов РФ права выхода из состава Феде­рации или иного изменения статуса без согласия Российской Федерации.

В-пятых, федеративное устройство Российской Федерации основано на принципе единства системы государственной вла­сти. Государственная власть Российской Федерации реализует­ся через систему высших органов государственной власти Рос­сийской Федерации и органов государственной власти всех субъектов РФ. Единство системы органов государственной вла­сти в Российской Федерации обусловлено; единством источни­ка власти (российский многонациональный народ); единством принципов построения системы органов государственной вла­сти; единством целей деятельности системы органов государст­венной власти.

В-шестых, в основе федеративного устройства Российской Федерации лежит принцип разграничения предметов ведения и полномочии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Предметы ведения и полномочия органов государственной вла­сти в Российской Федерации подразделяются: на исключитель­ную компетенцию федеральных органов государственной власти (ст. 71 Конституции РФ); совместную компетенцию федераль­ных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ); исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, определяемую по остаточному принципу и закрепляемую кон­ституциями и уставами субъектов РФ.

В-седьмых, федеративное устройство Российской Федера­ции основано на равноправии и самоопределении народов в Рос­сийской Федерации.

Равноправие народов Российской Федерации означает ра­венство их возможностей в развитии национальной культуры, самобытности, во всех сферах государственной, общественной, экономической и социальной жизни. Самоопределение наций вытекает из их суверенитета, кото­рый означает право на самостоятельное решение вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими народами, свободное избрание формы своей национальной государствен­ности. Этот принцип закреплен международными докумен­тами. Формой самоопределения народов в Российской Федерации является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельногорешения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»).

Особое внимание Конституция РФ уделяет гарантиям ко­ренных малочисленных народов в соответствии с общепри­знанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Вопрос №13.

Законодательный процесс — процедура разработки и принятия законов Федеральным Собранием РФ, состо­ящая из совокупности последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадии бывают основные и факультативные.

Основными являются следующие стадии:

• законодательная инициатива и предварительное рас­смотрение;

• рассмотрение законопроектов и принятие законов Го­сударственной Думой;

• рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой;

• подписание и обнародование законов Президентом РФ.

К факультативным стадиям относятся:

• повторное рассмотрение Государственной Думой за­конов, отклоненных Советом Федерации;

• повторное рассмотрение Государственной Думой за­конов, отклоненных Президентом РФ.

Процедура принятия федерального конституционного закона отличается, во-первых, тем, что такие законы в обязательном порядке рассматриваются и принимаются обеими палатами парламента. Для принятия ФКЗ необходимо принятие его квалифицированным большинством – 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и ¾ от общего числа членов Совета Федерации. Одобренный парламентом федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом РФ.

Первой стадией законодательного процесса является осуществление права законодательной инициативы и ее предварительное рассмотрение. Законодательная инициа­тива означает официальное внесение в Государственную Думу законопроекта управомоченными субъектами, к ним относятся:Президент России, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Го­сударственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Право законо­дательной инициативы принадлежит также Конституци­онному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арби­тражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу: проектов феде­ральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений в действующие зако­ны РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на террито­рии России актов законодательства Союза ССР; поправок к законопроектам.

При внесении законопроекта должен быть представлен ряд документов: пояснительная записка к законопроекту, текст законопроекта, перечень нормативных правовых актов подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона; финансово-экономическое обо­снование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); заключение Правительства РФ (по законопроектам, предусмотренным ч. 3 ст. 104 Конституции РФ) и другие документы.

Для работы над законопроектом назначается профильный комитет, который может соз­дать рабочую группу из членов данного комитета, а также других депутатов, предста­вителей субъекта права законодательной инициативы, а также представителей органов государствен­ной власти, других организаций, экспертов и специалистов.

Ответственный комитет, получив текст законопроекта, назначает докладчика, он координирует деятельность членов ра­бочей группы, докла­дывает на заседании ответственного комитета о результатах подготовительной работы над текстом законопроекта. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Госу­дарственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государ­ственной Думы для внесения на рассмотрение Государ­ственной Думы.

Второй стадией законодательного процесса является рассмотрение законопроектов и принятие федеральных за­конов Государственной Думой. Оно осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законо­дательством или Регламентом Государственной Думы.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и материалы к нему по представлению ответствен­ного комитета направляются Аппаратом Государственной Думы Президенту РФ, в Совет Федерации, депутатам Го­сударственной Думы, в Правительство РФ и субъекту пра­ва законодательной инициативы, внесшему законопроект, не позднее чем за три дня до дня рассмотрения законопро­екта на заседании Государственной Думы.

Законопроекты, которые перечислены в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, могут быть рассмотрены Государственной Думой только при наличии заключения Правитель­ства РФ.

При рассмотрении Государственной Думой законопро­екта в первом чтении обсуждается его концепция, дастся оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значи­мости. При рассмотрении законопроекта по решению пала­ты может быть отведено время для ответов па вопросы депутатов Государственной Думы по существу законопроекта, а затем заслушиваются пред­ложения и замечания фракций, депутатов Государственной Думы, полномочного представителя Президента РФ в Го­сударственной Думе, полномочного представителя Прави­тельства РФ в Государственной Думе, представителей за­конодательных (представительных) органов субъектов РФ и других лиц.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может вынести одно из сле­дующих решений:

— принять или одобрить законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и за­мечаний в виде поправок;

— принять или одобрить закон, за исключением зако­нопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;

— отклонить законопроект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается ответственным комитетом субъекту права законодательной инициативы.

В случае принятия или одобрения законопроекта в пер­вом чтении Государственная Дума в постановлении о при­нятии или об одобрении законопроекта в первом чтении устанавливает срок представления поправок к законопро­екту.

Государственная Дума может принять решение о все­народном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

В случае принятия законопроекта в первом чтении, за исключением законопроекта по предметам совместно­го ведения Российской Федерации и субъектов РФ может быть поставлено на голосование предложение ответственного комитета о принятии или об одобрении за­кона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии заключения Правового управления Аппарата Го­сударственной Думы, отражающего результаты правовой, юридико-технической и лингвистической экспертиз.

При принятии законопроекта и подготовке его к рассмо­трению во втором чтении ответственный комитет пред­ставляет таблицу поправок, одобренных комитетом и вклю­ченных в текст законопроекта, таблицу поправок, рекомен­дуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицу поправок, по которым не было принято решений.

Совет Государственной Думы принимает решения о дате рассмотрения Государственной Думой законопроекта, под­готовленного к рассмотрению во втором чтении.

В начале второго чтения законопроекта в Государствен­ной Думе с докладом выступает представитель ответствен­ного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комите­том для внесения в текст данного законопроекта. Если при голосовании таблицы поправок, рекомендуе­мых ответственным комитетом к принятию, Государствен­ная Дума не соглашается с предложением ответственного комитета, председательствующий ставит на голосование отдельно каждую из поправок.

Далее Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к от­клонению. Если при голосовании таблицы поправок, рекомен­дуемых ответственным комитетом для отклонения, Го­сударственная Дума не соглашается с предложением от­ветственного комитета, председательствующий ставит на голосование отдельно каждую из поправок.

По окончании голосования по поправкам председатель­ствующий ставит на голосование предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении. Реше­ние о принятии или об одобрении законопроекта во вто­ром чтении оформляется соответствующим постановле­нием Государственной Думы. Если по итогам голосования предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении до­работанного законопроекта ставится на голосование предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосо­вания предложение о принятии или об одобрении законо­проекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения.

При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Если законопроект не принят или не одобрен Государственной Думой в тре­тьем чтении, он считается отклоненным. Одобренные Государственной Думой федеральные кон­ституционные законы и принятые федеральные законы передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой, — третья обязательная стадия за­конодательного процесса.

В соответствии со ст. 106 Кон­ституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Фе­дерации подлежат принятые Государственной Думой фе­деральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валют­ного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров РФ; д) статуса и защиты государственной гра­ницы РФ; е) войны и мира.

В Совете Федерации при рассмотрении поступившего из Государственной Думы закона может быть принято одно из двух решений:

а) Одобрить феде­ральный закон, принятый Государственной Думой;

б) Отклонить феде­ральный закон, принятый Государственной Думой.

Федеральный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. Решение об одобрении феде­рального закона оформляется постановлением Совета Фе­дерации.

Решение об отклонении принятого Государственной Ду­мой федерального закона, переданного на рассмотрение Со­вета Федерации и не подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения 14-дневного срока со дня поступления его из Государственной Думы.

В постановлении Совета Федерации об отклонении при­нятого Государственной Думой федерального закона могут содержаться:

а) предложение о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой;

б) поручение комитету (комиссии) Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, и со­председателю согласительной комиссии от Совета Федерации подготовить и направить в Государственную Думу поправки к федеральному закону, отклоненному Советом Федерации.

Обоснование решения об отклонении принятого Го­сударственной Думой федерального закона может быть оформлено в виде пояснительной записки к постановлению Совета Федерации с указанием тех положений федерально­го закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой.

Принятый Государственной Думой и одобренный Со­ветом Федерации федеральный закон направ­ляются Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Постановление Совета Федерации об отклонении приня­того Государственной Думой федерального закона с предло­жением о создании согласительной комиссии направля­ется в Государственную Думу.

Следующая факультативная стадия законодательного процесса — повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Советом Федерации. По итогам рассмотрения федерального закона ответственный комитет вносит на рассмотрение Государ­ственной Думы проект постановления Государственной Думы, содержащий одно из следующих решений:

а) снять федеральный закон с дальнейшего рассмотре­ния Государственной Думой в связи с отклонением его Со­ветом Федерации;

б) создать по предложению либо с предварительного согласия Совета Федерации согласительную комиссию на паритетных началах для преодоления возникших между Государственной Думой и Советом Федерации разногласии по отклоненному Советом Федерации федеральному закону;

в) принять федеральный закон в ранее принятой Госу­дарственной Думой редакции.

Если при повторном рассмотрении федерального за­кона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона, он ставится на голо­сование в ранее принятой редакции. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Повторно принятый Государственной Думой федераль­ный закон Председатель Государственной Думы в течение пяти дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направле­нии данного федерального закона Президенту РФ.

Следующая стадия законодательного процессапод­писание и обнародование закона Президентом РФ. Соглас­но ст. 107 Конституции РФ принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для под­писания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституци­ей РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Порядок обнародования и вступления в силу законов, при­нятых Федеральным Собранием, регулируется Федераль­ным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опублико­вания и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Федеральные конституционные законы, феде­ральные законы должны быть опубликованы в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального конститу­ционного закона, федерального закона, считается первая публикация в «Рос­сийской газете», или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если са­мими законами или актами палат не установлен другой по­рядок вступления их в силу.

Президент РФ подписывает и обнародует закон в том случае, когда он его подписал. В случае отклонения Пре­зидентом закона он направляется в Совет Государственной Думы.

В этом случае наступает факультативная стадия законо­дательного процесса — повторное рассмотрение федераль­ных законов, отклоненных Президентом РФ.

По итогам рассмотрения может быть принято одно из следующих решений:

а) согласиться с решением Президента РФ об отклоне­нии федерального закона и снять его с дальнейшего рассмо­трения Государственной Думой;

б) принять федеральный закон в редакции Президента РФ;

в) создать по предложению либо с предварительного согласия Президента РФ специальную комиссию для вы­работки согласованного текста федерального закона по от­клоненному Президентом федеральному закону с учетом предложений Президента РФ;

г) одобрить федеральный закон в ранее принятой редак­ции.

Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с постановлением Совета Федерации об одо­брении федерального закона в течение пяти дней направля­ется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования.

Вопрос №11. Описать последовательность проведения избирательного процесса на примере выборов Президента РФ.

Процесс регулируется Фз «Об основных гарантиях избирательных прав» и ФЗ «О выборах Президента РФ» в ред. 20.10.2011 г. Стадиями реализации избирательного процесса при выборах президента являются: назначение выборов; формирование избирательных комиссий, образование избирательных участ­ков; уточнение списков избирателей; выдвижение кандидатов в депутаты; регистрация кандидатов в депутаты; агитация и финанси­рование выборов; подача и подсчет голосов; определение результатов голосования; опубликование и обнародование итогов голосования и результатов выборов. Это обязатель­ные стадии избирательного процесса. Кроме того, возможна факультативная стадия избирательного процесса — повтор­ное голосование и повторные выборы, дополнительные вы­боры.

Выборы Президента РФ проводятся по единому изби­рательному округу, включающему в себя всю территорию России. Избиратели, проживающие за пределами терри­тории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Гарантией своевременного назначения выборов явля­ется предусмотренная федеральным законом возможность их назначения ЦИК. Это возможно в случае, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в уста­новленные сроки.

Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании.

Порядок формирования и организация деятельности избирательных комиссий определяется в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При этом участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента Российской Федерации образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований.

Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. На территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей. Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального образования и др. уполномоченными лицами. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения за 20 дней до дня голосования. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек.

Таким образом, процедура выдвижения кандидата на пост Президента Российской Федерации состоит из следующих этапов:

1) определение кандидата;

2) сбор подписей избирателей в поддержку кандидата;

3) регистрация кандидата.

Применительно к выборам Президента Российской Федерации первый и третий этапы процедуры выдвижения кандидата являются обязательными, второй же этап - факультативный, поскольку политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборам Президента Российской Федерации выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, вправе не собирать подписи избирателей в поддержку выдвинутого ею кандидата при условии, что официальное опубликование результатов указанных выборов состоялось до представления в ЦИК РФ документов, необходимых для регистрации кандидата.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, а так­же политическая партия в поддержку выдвинутого ею канди­дата обязаны собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей, место жительства ко­торых находится на территории данного субъекта РФ (исключение приведено выше).

ЦИК РФ не позднее чем через 10 дней после приема не­обходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивиро­ванное решение об отказе в его регистрации.

Информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов Президента Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допуска­емых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. В течение 5 дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами Президента Российской Федерации, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет"). Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Не допускается любое участие в выборах Президен­та России иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений. Порядок уча­стия иностранных (международных) наблюдателей в осу­ществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов определяется международными договорами РФ и федеральными законами.

Финансирование мероприятий, связанных с подготов­кой и проведением выборов Президента России, осущест­вляется за счет средств федерального бюджета. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Подготовка и проведение выборов Президента РФ осу­ществляется открыто и гласно. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Итоги голосования сначала определяются участковыми избирательными комис­сиями, затем избирательными комиссиями субъектов РФ. Окончательный итог голосования подводит ЦИК РФ.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование на выборах Президента Российской Федерации по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование по зарегистрированному кандидату назначается при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования.

Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах с соблюдением требований закона «О выборах Президента РФ».

По итогам повторного голосования избранным на должность Президента Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата.

Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента Российской Федерации, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися или недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначает повторные выборы Президента Российской Федерации. Сообщение о проведении повторных выборов Президента Российской Федерации публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через три дня после принятия соответствующего решения.

При повторных выборах Президента Российской Федерации сроки осуществления избирательных действий по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Официальное опубликование результатов выборов Президента Российской Федерации осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации.

При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу. Прися­га приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Присяга Прези­дента РФ помимо символического и политического значе­ния имеет юридическое значение. Последнее состоит в том, что Президент России приступает к исполнению полномо­чий с момента принесения им присяги и прекращает их ис­полнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президен­том России.

 

Вопрос №18.

Конституционное судопроизводство состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадия конституционного судопро­изводства охватывает относительно замкнутый комплекс действий конституционного суда и участников судебного конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной правовой ситуации.

Последовательность наступления стадий преследует конечную цель — вынесение конституционным судом итогового решения по делу и его исполнение.

Можно выделить следующие стадии судебного конституци­онного процесса:

1) внесение обращений в конституционный суд;

2) предварительное рассмотрение обращений в конституци­онном суде;

3) принятие обращения конституционным судом либо его отклонение;

4) подготовка к судебному разбирательст­ву;

5) судебное разбирательство (либо разбирательство вне этой формы);

б) совещание, голосование и принятие конституцион­ным судом итоговых решений;

7) провозглашение, опубликова­ние и вступление в силу решений конституционного суда;

8) исполнение решений конституционного суда.

1. Внесение обращения в КС РФ (это может быть за­прос, ходатайство, индивидуальная жалоба, иск и т.п.) преследует цель инициировать возбуждение разбирательства дела и имеет ме­сто применительно ко всем категориям дел за исключением тех случаев, когда возбуждение разбирательства осуществляется по инициативе самого конституционного суда. Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.

2. Каждое зарегистрированное обращение рассматривается в конституционном суде в предварительном порядке. На Секретариат Конституционного Суда РФ возложены полномочия по предварительному рассмотрению поступающих обращений. В статье 40 ФКЗ «О Конституционном суде» установлено, что Секретариат Конституционного Суда уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Федерального конституционного закона в следующих случаях:

1) явно не подведомственно Конституционному Суду (секретариат КС РФ может направить его в государственные органы или орга­низации, компетентные решать поставленные в нем вопросы);

2) по форме не отвечает требованиям ФКЗ «О Конституционном суде»;

3) исходит от ненадлежащего органа или лица;

4) не оплачено государственной пошлиной.

Если обращение подведомственно Конституционному Суду РФ то председатель КС РФ поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Судья в процессе предварительного изучения обращения мо­жет дать поручение специалистам аппарата Конституционного Суда по анализу отдельных правовых вопросов. Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Россий­ской Федерации по результатам предварительного изучения об­ращения докладывается в пленарном заседании Конституцион­ного Суда Российской Федерации.

Предварительное рассмотрение обращения должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента его регистрации.

3. Целью данной стадии конституционного судопроизводства является принятие окончательного решения относительно того, будет ли обращение заявителя рассматриваться по существу либо в этом ему будет отказано. Основанием к принятию и рассмот­рению дела является обнаружившаяся правовая неопределен­ность в свете положений действующей конституции в вопросах, находящихся в компетенции конституционного суда. Ha основании ст. 42 за­кона "О Конституционном Суде Российской Федерации" реше­ние по вопросу о принятии обращения к рассмотрению прини­мается Конституционным Судом Российской Федерации в пле­нарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).

4. Цель стадии подготовки к судебному разбирательству – обеспечить условия для эффективного слу­шания дела. Ее содержание зависит от рассматриваемой катего­рии дел (вида производства). По делам, требующим установле­ния или проверки фактических обстоятельств (о привлечении к ответственности высших должностных лиц, о выборах депутатов и т.д.), предварительная подготовка к судебному разбирательству может включать предварительное расследование в силу требова­ния закона или по усмотрению суда. Активную роль в подготовке слушания дела в судебном заседа­нии играет судья-докладчик, который, как правило, готовит проект решения по делу. Судья-докладчик в процессе подготовки дела к слушанию осуществляет ряд действий, в том числе: истребует от соответствующих органов и должностных лиц материалы, имеющие отношение к делу; разрешает вопрос о производстве экспертизы; составляет проект итогового решения; по решению конституционного суда извещает о заседании главу государства, парламент, правительство, высшие судебные инстанции, Генерального прокурора. Уполномоченного по пра­вам человека.

5. Данная стадия конституционного судопроизводства имеет целью рассмотрение всех обстоятельств дела, уяснение правовой позиции сторон. Эта стадия имеет форму устного разби­рательства. Заседания могут быть открытыми и закрытыми. В соответствии с изменениями от 28.12.2010 г. возможно разрешение дела без проведения слушания, в том случае, если оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением КС РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей. Судья не имеет права отсутствовать на заседа­нии. Дело рассматривается конституционным судом при неиз­менном составе судей. В конституционном судопроизводстве возможен институт от­вода (отстранения) судьи от участия в рассмотрении дела. Порядок проведения заседаний регламентирован главой 7 ФКЗ «О Конституционном суде».

6. Совещание, голосование и принятие конституцион­ным судом итоговых решений. На данной стадии конституционного судопроизводства идет процесс выработки итогового решения по делу, его принятие и провозглашение. Закон о консти­туционном суде определяет, по какой категории дел принимаются постановления и в каких слу­чаях даются заключения, а также выносятся определения.

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом Российской Федерации в закрытом совещании в совещательной комнате. В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда Российской Федерации, рассматривающие данное дело.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, Решение о толковании Конституции большинством не менее двух третей от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, не согласный с решением Конституционного Суда Российской Федерации, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию.

7. Данная стадия конституционного судопроизводства включает провозглашение итогового решения конституционного суда, на­правление его сторонам и другим заинтересованным органам и лицам, в том числе по усмотрению суда, официальное опубли­кование и вступление в силу итогового решения конституцион­ного суда.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, провозглашается в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации немедленно после его подписания, за исключением рассмотрения дела без проведения слушания.

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.

8. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных