Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Новоевропейская философия 17-18 вв.: Теория общественного договора Т.Гоббса, Учение Д.Локка о познании.




понятие «Новое время», которым пользуется наука, это не хронологическое, а социально-политическое деление на определенные отрезки хода мировой цивилизации. Еще со школьной скамьи студенты помнят разделы школьного курса истории: «История древнего мира», «История средних веков», «Новая и новейшая история», «История Киевской Руси», вплоть до «Истории России конца XX века».

Если присмотреться к названию разделов истории стран и народов, как они рассматриваются в пределах школьного курса, то можно увидеть, что есть мировая история, есть история континентов, отдельных стран и народов, отдельных этнических общностей и др. Но школьный курс истории – это рассмотрение истории как «событийного» ряда в хронологической очередности прошедших эпох (когда, кто и как княжил, как воевали или как что-то строили, кто на ком женился и что из этого вышло и т.п.). Философия тоже анализирует историю, но несколько в ином ракурсе, поскольку для философии история «есть эпоха, постигнутая в мысли», причем отражается всеобщее, закономерное, с учетом специфики духовного развития каждого периода. А духовная жизнь каждой эпохи в общем и целом зависит от общего состояния социально-политической и экономической жизни, от потребностей практики, от господства определенного типа общественных ценностей, которые доминируют в данную эпоху, и многого другого, но обязательно общественно-важного.

Философский анализ истории носит более обобщенный характер, нежели конкретная история отдельных стран и народов. Это история мышления и духа. А потому в истории философии упоминается только то и те персонажи, которые оказали влияние на духовные искания каждой эпохи, при этом сама эпоха навязывает свой тип и ориентиры мышления, акценты теоретических поисков. История отдельных народов и государств, тем более история родовитых фамилий, в истории философской мысли умирает, хотя сами теоретические достижения отдельных периодов истории оказываются востребованы в новые эпохи, точно так же, как ни один социально-экономический уклад общественной жизни не выступает в истории в своем «чистом виде».

Периоду Нового времени (XVII–XIX вв.) мировой цивилизации принадлежит особое место в мировой истории. В это время человечество как бы преодолело всю трясину предыдущего развития, все тяготы былого материального и духовного бытия, поклялось не повторять ошибок прошлого и, полное надежд, спасительных теорий, вступило в XX век, который быстро «прошагало» и пришло в очередное тысячелетие истории, полное надежд и новых страхов, но «до зубов» вооруженное. Против кого? Неужели две прошедшие мировые войны никого ничему не научили и людям нужна третья, которая станет итоговой? Поэтому именно в наше время философия, вся мировая культура должны направить свои усилия на то, чтобы придать нынешней мощной высокотехнологичной цивилизации человеческий облик, чтобы новые поколения вступали в жизнь по семенам будущего, а не по праху.

Томас Гоббс (1588-1649),английский философ 17 века, в своем известном трактате "Левифиан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической (т.е. основывающейся на аргументах разума) форме.

По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние войны всех против всех". Абсолютная свобода человека - стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком.

В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется общественным договором.

Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства, по убеждению Гоббса, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.

Исходным пунктом теории познания Локка является положение, что в мыслях нет ничего, чего не было бы в чувствах. Эту идею он развивает и обосновывает в своем главном труде «Опыт о человеческом разуме», где придерживается принципа «на опыте основывается все знание». По Локку, человек от рождения не имеет никаких принципов, никаких идей.
Локк различает простые и сложные идеи, а также первичные и вторичные качества.
Опыт трактуется Локком как двоякий: ощущения и рефлексия. Они являются источником простых идей.
Одним источником идей является объект ощущения, другим – деятельность души.
Особенности внутреннего опыта объясняют и такое весьма важное свойство человеческого сознания, как наличие в нем определенных задатков, в сущности, независимых от внешнего опыта. Следует различать, согласно Локку, отсутствие врожденных идей как внеопытного знания и наличие вместе с тем определенной способности, предрасположенности к той или иной деятельности.
Краеугольным камнем гносеологии Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из индивидуального опыта.
Необходимо заметить, что вся теория познания Локка тесно связана с фундаментальными мировоззренческими посылками: люди находятся во внешней, не зависимой от них среде, обладают способностями познавать ее и приспособляться к ней, могут сохранять знание о внешнем мире и варьировать свое в нем поведение.
Философия Д. Локка является логическим завершением линии английского эмпиризма 17 века и в то же время представляет собой новую ступень в развитии философской мысли Нового времени. Локк довел линию сенсуализма до наивысшего ее выражения и трансформировал ее в доктрину эмпиризма, принципиально противопоставив ее позиции рационализма.

 

Специфика гносеологических позиций «эмпиризм-рационализм», проблема метода познания. Эмпиризм Ф.Бэкона: борьба с «идолами». Рационализм Р.Декарта: сомнение как универсальный гносеологический принцип.

В исследованиях философов 17 в. акцент сделан на методологических и гносеологических проблемах. Познание рассматривается как зеркальное отражение действительности в сознании человека, как наблюдение и экспериментирование с объектами природы, которые раскрывают тайну своего бытия познающему разуму, причем сам разум наделен статусом суверенности. Он как бы со стороны наблюдает и исследует вещи ("посторонний наблюдатель"). рационализм и эмпиризм выступают как главные альтернативныепозиции в философии Нового времени, между которыми велась непрерывная полемика. два основных гносеологических направления: эмпиризм; рационализм. Спиноза различает три вида познания:

— чувственное, дающее только смутные и неистинные представления;

— посредством разума, дающее знание о модусах;

— интуиция, открывающая истину.

Лейбниц в своей философии на рациональной основе исследует сочетание рационализма и эмпиризма.

Родоначальником эмпирического метода познания был Фрэнсис Бэкон (1561–1626), придававший большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом не отрицая роли разума в познании.

Разум, по мнению Бэкона, должен:

— перерабатывать данные чувственного познания и опыта;

— находить коренные причинные связи, явления;

— раскрывать законы природы.

Он выделял единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, недооценивающих роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности.

Бэкон предложил интересную и глубоко содержательную критику схоластики. Он утверждал, что новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от любых предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных oт прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами. Рационализм в теории познания XVII в. представлен учениями Ренэ Декарта (1596–1650), Бенедикта Спинозы (1632–1677), Готфрида Лейбница (1646–1716).

Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение — это отправной пункт познания.

Все идеи Декарт подразделил на две группы:

— пришедшие из чувств;

— врожденные.

По утверждению Декарта, ясность и отчетливость наших представлений — вот критерий истинности. Спиноза различает три вида познания:

— чувственное, дающее только смутные и неистинные представления;

— посредством разума, дающее знание о модусах;

— интуиция, открывающая истину.

Лейбниц в своей философии на рациональной основе исследует сочетание рационализма и эмпиризма.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных