Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Легитимность власти.




 

Легитимность – это признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями.

М.Вебер видел в легитимности гарантию стабильности общества.

Легитимация -процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения.

Свойства поддержания легитимности власти:

1. Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями

2. Стремление использовать традиции при проведении политики и законодательстве

3. Поддержание в обществе законности и правопорядка.

Показателями легитимности являются:

1. Уровень принуждения

2. Наличие попыток свержения правительства

3. Сила гражданского повиновения

4. Результаты выборов и референдумов

5. Наличие демонстраций, митингов, пикетов.

Делигитимация -утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе.

 

 

27. Разделение власти.

Принцип разделения властей означает самостоятельное осуществление и независимость друг от друга 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей заключается в том, что законодательная власть осуществляется федеральным собранием. Федеральные законы принимаются государственной думой с последующим рассмотрением в совете федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство. Органами судебной власти являются суды, образующие судебную систему, возглавляемую КС, ВС, ВАС. Значение принципа в том, что он обеспечивает эффективное осуществление разных функций гос.власти. Три ветви власти, реализуя свои строго очерченные прерогативы и функции, сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивая гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Государство организуется и функционирует в правовом режиме: гос.органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях гос.органов, осуществляющих зак.исп.и судебную власть.

 

28. Механизм осуществления власти в обществе.

Полит власть ф-ционирует через систему социальных институтов, воплощающих в себе технические, человеческие, организационные, информационные и др. факторы. Осуществление власти означает использование орг-ций установленных норм, санкций для достижения общих целей и ценностей. Ресурсы (все то, что может быть использовано для влияния) ПВ: экономические - нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания; силовые - выполняют ф-цию обеспеч. обороны страны, охраны внутр. порядка, обеспеч. безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения; социальные - с оциальная п-ка в больш. совр. зап. странах строится т.о., что в сохранении существующ. полит власти заинтересовано большинство насел.: здесь широкая система страхования, высокий ур-нь пенсион. обеспеч., широко развита система благотворит. орг-ций и т д.; информационные - СМИ; военные, идеологические, нравственные, аморальные, интерес людей, страх человека и т.д.

 

 

29. Оппозиция и ее роль в политике.

В демократической политической системе открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил, обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает — оппозиции. Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее.

Лояльная оппозиция действует как часть политической системы, соблюдая ее основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью. Ее представители входят во все элементы политической структуры демократического общества, открыто и активно участвуют в политической жизни. Формы участия могут быть достаточно многообразны: избирательная деятельность, критика правительства и его действий, разнообразные формы влияния на принятие политических решений, иногда даже участие представителей оппозиции во властных структурах (конструктивная оппозиция). Власть и оппозиция в этом случае, несмотря на наличие очевидных противоречий, готовы к диалогу, сотрудничеству, особенно в сложных, кризисных условиях жизни общества.

Нелегальная оппозиция в силу разнообразных причин, зависящих как от правительства, так и от нее самой, исключается из политической системы, а ее права и притязания не признаются, а подавляются властными структурами. Нелегальная оппозиция осуществляет скрытую политическую деятельность, часто использует (или ее вынуждают использовать) насильственные средства борьбы.

Полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от открытого вызова и противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других политических сил, выходящих за рамки разрешенного в данном обществе законом.

 

 

30. Взаимоотношения власти и оппозиции.

Власть и оппозиция

Различие мнений, интересов, позиций, направлений политической жизни, порождаемое самой природой политики, ставит вопрос об отношениях между силами, обладающими политической властью, и теми, кто борется против них. Характер практического решения этого вопроса зависит от типа политической системы. В тоталитарных, авторитарных политических системах эти отношения антагонистичны, ни власть, ни оппозиция не признают права на существование друг друга, между ними возможны только отношения отбрасывания, подавления. Политика в этом случае становится зоной уголовного преследования, военного противостояния.

В демократической политической системе открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил, обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает — оппозиции. Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее.

Лояльная оппозиция действует как часть политической системы, соблюдая ее основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью. Ее представители входят во все элементы политической структуры демократического общества, открыто и активно участвуют в политической жизни. Формы участия могут быть достаточно многообразны: избирательная деятельность, критика правительства и его действий, разнообразные формы влияния на принятие политических решений, иногда даже участие представителей оппозиции во властных структурах (конструктивная оппозиция). Власть и оппозиция в этом случае, несмотря на наличие очевидных противоречий, готовы к диалогу, сотрудничеству, особенно в сложных, кризисных условиях жизни общества.

Нелегальная оппозиция в силу разнообразных причин, зависящих как от правительства, так и от нее самой, исключается из политической системы, а ее права и притязания не признаются, а подавляются властными структурами. Нелегальная оппозиция осуществляет скрытую политическую деятельность, часто использует (или ее вынуждают использовать) насильственные средства борьбы.

Полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от открытого вызова и противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других политических сил, выходящих за рамки разрешенного в данном обществе законом.

 

 

31. Конфликт, сотрудничество и консенсус в политике.

Общественная жизнь насыщена многообразными конфлик­тами. Существует множество типологий конфликтов. В зависи­мости от сферы проявления различают экономические, социаль­ные, культурные, конфессиональные, политические конфликты. Политические конфликты представляют собой вид социальных отношений, где взаимодействуют политические интересы и их носители, а также применяются политические методы борьбы и разрешения конфликтов. Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обус­ловленное противоположностью их политических интересов, ценностей взглядов.

В самом широком плане источники или причины политиче­ских конфликтов подразделяются на внесоциальные, социаль­ные и комбинированные. К первым относятся многочисленные ис­точники политической напряженности, которые базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и других инстинктивных мотивациях его поведе­ния. Обусловленные такими факторами политические конфлик­ты выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, тер­рористических акций фанатиков, иных нерациональных и внеш­не мало или вовсе не мотивированных акций.

Специфическим источником политических конфликтов яв­ляются и противоречия промежуточного характера, отражающие взаимосвязи человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конфликта. В частности, это конфликты, вызван­ные политическими последствиями экологических катастроф, аварий на крупных предприятиях, стихийных бедствий. Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных не только самими стихийными бедствия­ми, но и самим человеком, усугубляющим эти события.

Однако в качестве основной причины политических конфликтов следует назвать, прежде всего, социальную диф­ференциацию общества, определяющую несовпадение стату­сов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, инте­ресов и потребностей. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп и сообществ людей. Один из центральных вопросов большин­ства политических конфликтов: кто и каким образом распоряжает­ся ресурсами? Борьба за обладание ресурсами детерминирует кон­фликтные взаимоотношения между правящей элитой и контрэли­той, различными политическими партиями и группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за перераспределение собственности, национального достояния, го­сударственного бюджета и т. д. Таким образом, основным субъ­ектом политического конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование влас­ти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, парламентские фракции, группы давления и т. д.

Наиболее яркими формами политических конфликтов вы­ступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, граж­данская война.

Политический конфликт можно определить как теоретическое и практическое противоборство субъектов политики за возможность трансформировать или сохранить социальный порядок. Реализации этой возможности способствует обладание инструментами государ­ственной власти — финансами, репрессивным аппаратом и т. д. По­этому первейшей задачей участников политического конфликта является удержание или завоевание государственной власти. Вместе с тем политический конфликт не ограничивается только завоеванием и удержанием власти, не сводитсяк нему. В нем развертывается борь­ба между различными картинами мира, отстаиваемыми различными общественно-политическими группами и их лидерами.

Основное направление политич.отношений-поддержание мира как основы стабильности в мире.Эти цели могут быть осуществлены путём сотрудничества государств и народов по всем важным вопросам,касающимся политических отношений.Залогом нормальных отношений лужит поиск консенсусов-решений,которые могли бы устроить всех участников переговорного процесса.

 

32. Политическая система, ее сущность и структура.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.

Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений. Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого осуществляться полновластие, суве­ренитет народа.

Структура политической системы эточрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем). Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.

1. Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.

2. Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.

3. Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.

4. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.

5. Идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

6. Культурная подсистема комплекс типичныхдля конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.

Функции политической системы:

  1. Политическое руководство обществом (управление общественными делами). определение стратегических целей и перспектив общественного развития. функция целеполагания.
  2. Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция).
  3. Регулятивная функция - связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе.
  4. Мобилизационная функция, обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.
  5. Дистрибутивная функция, направлена на распределение ресурсов и ценностей.
  6. Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

 

33. Типология политических систем.

Типология политических систем осуществляется на основе учета различных признаков

1. По характеру взаимоотношения с внешней средой на:

Закрытые - имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Примеры - бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария).

Открытые - активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Пример - развитые демократические государства Запада

2. По политическому режиму

Тоталитарные - характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства

Авторитарные – характерна неограниченная власть меньшинства при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для большинства.

Демократически е- предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

3. По содержанию и формам управления

либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;

коммунистические системы ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости;

традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;

популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют стремятся к большему равенству в распределении благ;

авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

4. По классовому принципу

рабовладельческая,

феодальная,

капиталистическая

коммунистическая (социалистическая) политические системы.

 

 

34. Политическая жизнь и ее основные характеристики.

С середины 50-х гг. XX в. в политологии активно используется введенное в научную терминологию Дэвидом Лэйном понятие “политическая жизнь”. Оно позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия, что выражается в следующих ее признаках:

политика может выступать как в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, так и в качестве действий субъектов политических отношений;

— политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации,

— деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью влиять на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль;

— центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между личностью и государством.

Внешние факторы, влияющие на течение политической жизни:

элементы природной среды (территория, ресурсы, климат и т.д.).

— экономические отношения, господствующие в обществе, влияющие на политическую жизнь

— развитие техники (ее воздействие проявляется в таких феноменах, как война, увеличение скорости распространения информации и т.д.);

— статусные характеристики социальной структуры общества, сочетающие в себе фиксацию объективного состояния участников политических отношений (доход, вид занятий, уровень образования)

— религия, которая часто выступает в качестве основного фактора консолидации больших масс людей;

— идеология — средство духовного сплочения и руководства, направляющего поведение людей в сфере политических отношений, формирующее волю, стремление к политическому действию;

— средства массовой информации, сведения, которые они поставляют и интерпретируют;

— общественное мнение, в рамках которого осуществляется активное и непосредственное отражение жизненных потребностей, объективных тенденций общественного развития;

— политическая психология общества, проявляющаяся в настроении участвующих в политической жизни людей, темпераменте народа, особенностях характера лидера.

 

 

35. Монархические политические системы.

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Различают монархию абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия сформировалась как политическое учреждение в поздний период развития средневековья. Для него характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных органов, сосредоточение государственной власти в руках монарха.

По мере развития социально-экономических отношений абсолютная монархия в целом ряде стран эволюционировала в конституционную монархию, которая условно подразделяется на дуалистическую и парламентскую. Дуалистическая монархия является переходной формой правления, характерной для того периода, когда экономически и политически слабая буржуазия вынуждена делить власть с феодалами (Иордания, Марокко). При ней одновременно существует монарх и парламент, которые делят между собой государственную власть. Парламент, которому конституция формально предоставляет законодательные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право “вето”, право назначения в нижнюю палату и право роспуска парламента.

 

36. Президентские политические системы.

Президентская форма правления. Представляет собой такую республиканскую форму правления, которая прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной особенностью является отсутствие должности премьер-министра. Президентская республика отличается такими характерными особенностями: внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие у правительства института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента и др.

Президентская республика строится по принципу жесткого разделения властей: в конституции закрепляется разграничение компетенций между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют в течение всего срока полномочий.

Наряду с классической президентской республикой имеется немало смешанных форм правления, т.н. полупрезидентских. Основными признаками данной формы правления являются: избрание президента всеобщим голосованием; президент располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют премьер-министр и министры, образующие правительство, ответственное перед парламентом.

 

37. Парламентские политические системы.

Парламентская республика и ее особенности. Она характеризуется провозглашением верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью является наличие должности премьер-министра.

В парламентской республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентской республике правление носит партийный характер, что вовсе не является обязательным для президентской республики.

Для парламентской республики в значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие. Президент наделяется обширными полномочиями, но они осуществляются не им, а правительством.

 

 

38. Политическая система советского типа.

Политическая система советского типа

С Октябрьской революции (1917) в России была ус­тановлена политическая система советского типа, ха­рактеризовавшаяся рядом отличительных признаков:

1 она была закрытой с точки зрения характера взаимоотно шений с внешней средой и функционировала на основе клас сового принципа: декларировалось, что политическая систе­ма отражает интересы трудящихся и, в первую очередь, пролетариата. Все, что не соответствовало интересам рабочегс класса, признавалось враждебным;

2 преобладали методы революционного насилия в осуществ­лении властных функций, что было обусловлено неблагопри­ятными внешними и внутренними условиями формирования политической системы (интервенция западных стран против России, гражданская война, низкий уровень общей и полити­ческой культуры трудящихся и др.). Это выразилось в созда­нии разветвленной карательной системы;

3 система основывалась на принципах совмещения и концен­трации политических ролей и функций в руках правящей ком­мунистической партии, неприятия политического плюрализ­ма и запрета деятельности оппозиции. Предполагалось, что политическими средствами возможно создать экономические, культурные и иные предпосылки для построения социализма несушей конструкцией системы являлась монопольно вла­ствующая партия, которая объединяла государственные орга­ны, общественные движения и подчиняла их решению конк­ретных задач. Особое значение партии и ее монопольной идеологии обуславливалось отсутствием иных средств интег­рации общества (таких, например, как экономической заин­тересованности), кроме политико-идеологических и принуди­тельных;

4 в основе механизма формирования и функционирования власти лежал номенклатурный принцип. Номенклатура обла­дала абсолютной экономической, политической и идеологической властью.

Политическая система советского типа способна функционировать при наличии чрезвычайных обстоятельств (опасность внешней ин­тервенции, существование внутренних врагов и т. д.), большого изобилия энергетических, финансовых и иных ресурсов, а также разветвленной системы идеологической обработки населения.

 

 

39. Суверенитет и его осуществление в политике.

Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство.

Государство обладает высшей властью в пределах собственных границ, ибо само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. Понятие “суверенитет” имеет для государства такой же смысл, что и понятие “права и свободы” для человека. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты.

Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

Политическая основа суверенитета заключается в существовании стабильного, сложившегося государства, наличии достаточно развитой политической организации власти.

Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особый субъект политических отношений, как главный компонент политической системы общества.

 

 

40. Государство в политической системе.

 

Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.

Термин государство трактуется в двух значениях. В широком смысле государство отождествляется по существу с такими понятиями как «страна», «общество». В узком смысле государство понимается как политико-территориальная суверенная организация, особой публичной власти, придающая своим велениям общеобязательное значение в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Признаки государства:

1. Суверенитет. характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.

2. Принудительность Государство располагает системой органов принуждения, применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях.

3. Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.

 

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других полит. Институтов. Традиционно функции государства принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

1. Экономическая функция – выражается в организации и регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредиторной политики, создание стимулов экономического роста.

2. Социальная функция – удовлетворение потребностей людей, предоставление социальных гарантий, страхование и т.д.

3. Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, охрана общественного строя.

4. Культурно-воспитательная функция – создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, организация системы образования и приобщения к достижениям мировой культуры.

5. Политическая функция – обеспечение политической стабильности, выработка политического курса и т.д.

Внешние функции делятся на:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных