Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социализм как политическая идеология




Третьим влиятельным течением в современном мире является социалистическая идеология. Идеи социализма возникли в глубокой древности.
В соответствии с ними строилась жизнь первых христиан. Но свое теоретическое и идеологическое оформление социализм получил только в Новое время в работах классиков утопического социализма Т.Мора (1478-1535), Т. Кампанеллы (1568- 1639), Р.Оуэна (1771-1858), Ш. Фурье (1772-1837), А. Сен-Симона (1760-1825).

Они подвергли критике систему капиталистической эксплуатации и сделали вывод о замене его социалистическим общественным устройством. Кроме того, они предвосхитили некоторые принципиальные черты будущего общества, заключавшиеся в: равной для всех обязанности трудиться; огромной роли науки и техники как основы развития производительных сил человека и общества; плановом ведении национального хозяйства; принципе распределения благ по труду, а не по капиталу; в равноправии и развитии женщины и другие. Они сформулировали цель будущего общества - предоставить всем людям возможно большую сумму счастья, которое вбирало бы в себя три важнейших компонента: 1. Достаток средств к существованию. 2. Здоровье. 3. Всестороннее развитие личности.

Но эти мыслители были утопическими социалистами, так как они предлагали нереальные пути перехода к новому общественному строю.

В 40-х годах XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс дали научное обоснование идеологии социализма. На базе учения Маркса и Энгельса сформировалось крупное идеологическое течение марксизм, которое стало идеологией пролетариата. Он доказывал неизбежность социалистической революции, предпосылки которой возникают с развитием капитализма. При капитализме растет пролетариат, который, совершив революцию и создав государство диктатуры пролетариата, построит общество социальной справедливости. В этом обществе, которое назвали коммунистическим, государство «отомрет», уйдет в прошлое социальное неравенство. Первой ступенью коммунистического общества станет социализм, в котором будет господствовать общественная собственность, осуществляться плановое ведение хозяйства и распространение по труду.

Социализм с латинского переводится как общественный. Социализм - это идейно-политическое течение, ставящее целью создание общества, которое обеспечивает социальную справедливость (равенство) и основной принцип которого «полное и свободное развитие любого индивидуума».

Социализм возник как оппозиция либерализму. Исходная позиция либерализма – свобода, в первую очередь, экономическая свобода, «свобода иметь». По мнению известного политического философа Э. Фромма (1900-1980): «Людям присущи две тенденции: одна из них, тенденция иметь(обладать), в конечном счете черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению, вторая тенденция – быть, а значить отдавать, жертвовать собой – обретает силу в специфических условиях человеческого существования и внутренне присущей человеку потребности в преодолении одиночества посредством единения с другими… Те культуры, которые поощряют жажду наживы, а значит, модус обладания, опираются на одни потенции человека; те же, которые благоприятствуют бытию и единению, опираются на другие». Социализм в философском смысле сосредотачивает главное внимание на проблеме «быть».Свобода заключается не в свободе иметь, а в свободе жить по способностям, то есть в соответствии с индивидуальным призванием.

Социализм ставит задачу создания общества, в котором производство вещей и обладание ими было средством, а производство человека, выявление и развитие собственных потребностей и способностей, всестороннее развитие каждого члена общества было целью. Для достижения этого необходимо изменить цель производства: не прибыль, как в условиях капитализма, а развитие личности. Изменение цели производства требует общественной собственности на основные средства производства.

В начале XX века марксизм раскололся на две противоборствующие друг с другом ветви: ленинизм (большевизм) и социал-реформизм (социал-демократизм).В рамках социалистической идеологии сформировались два новых идеологических течения, которые связывают общие генетические корни и ряд ценностных установок и принципов:

Основные принципы социализма:

1. Материалистическая трактовка общественной жизни.

2. Идея равенства и братства всех людей. Свобода невозможна без социального равенства, утверждения социальной справедливости.

3. Свобода носит позитивный характер: она необходима для всестороннего развития личности и возможности жить в соответствии с индивидуальным призванием и личным дарованием.

4. Подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся, всего народа.

5. В отличие от либерализма, основанного на приоритете индивидуального, социалистическая идеология первостепенное значение придавала коллективному, или общественному началу. Обобществление основных средств производства, общественный контроль за мерой труда и потребления на основе принципа: «от каждого по способностям, каждому по труду».

6. Признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулировании общественных отношений.

Однако в конкретных социально-политических и экономических программах межу ленинизмом и социал-демократизмом пролегают огромные различия.

Основоположниками социал-демократизма являются немецкие мыслители и общественные деятели Э. Бернштейн (1850-1932) и К. Каутский (1854-1938). Социал-демократическая идеология возникла на основе ревизии (пересмотра) ряда положений марксизма и отказа от идей классовой борьбы, насильственной революции, диктатуры пролетариата. На основе анализа изменений капитализма на Западе идеологи социал-демократии делали вывод, что путь к социализму через постепенные преобразования капиталистического общества, через реформы. С точки зрения социал-демократов, социализм – это не конкретный общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь и не имеет каких либо конкретных ограничителей и длится вечно. В основе такого понимания социализма лежит формула Э. Бернштейна «движение – все, конечная цель – ничто». В середине XX века эти идеи вобрала в себя концепция демократического социализма,главными ценностями которой стали свобода, справедливость, солидарность. Их осуществление связано с экономической, политической и социальной демократией. Экономическая демократия понимается как равенство различных форм собственности, среди которых велика роль общественной собственности. Предусматривается государственное регулирование рыночной экономики. В политической сфере – это правовое государство, парламентская демократия, гарантии прав человека. Социальная демократия понимается как создание достойных человека условия жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, и малоимущих, доступность системы образования и духовных ценностей, улучшение окружающей среды.

На базе социал-демократической идеологии сформировались различные «модели социализма». Наибольшую известность получили шведская и германская модели. В результате практического воплощения политико-экономических установок в период правления социал-демократических партий ФРГ и Щвеции был достигнут сравнительно высокий уровень и качество жизни. Однако в 80-90-х годах прошлого века в экономике этих стран обнаружились негативные тенденции, связанные с государственным монополизмом и бюрократизмом, снижением стимулов для частного предпринимательства. Эти тенденции привели к замедлению темпов развития этих стран. В результате социал-демократы утратили поддержку большинства избирателей и вынуждены были передать власть партиях консервативной ориентации.

Ленинизм - учение В.И. Ленина (1870-1924) и его сторонников (коммунистическая идеология) сформировалось в особых условиях России. Отказавшись от основополагающего принципа марксизма об одновременном переходе стран к социализму наиболее развитых стран мира, Ленин выдвинул идею о «слабом звене» в цепи капиталистических стран – России. В условиях кризиса Временного правительства после Февральской буржуазно-демократической революции, покончившей с самодержавием, он выступил с требованием немедленного захвата власти, слома буржуазной государственной машины, экспроприации частной собственности и превращения ее в общественную (государственную) собственность. Идеология ленинизма (большевизма) сделала акцент на идеи марксизма о революционном насилии. Особое внимание в ней уделялось роли государства диктатуры пролетариата, руководимого политической партией. Она стала основой построения социализма в СССР и странах социалистического содружества. На базе этой идеологии произошло обобществление производства, индустриализация страны, коллективизация села, была одержана победа в самой страшной из войн какую вела историческая Россия – Великой Отечественной войне. Советский Союз стал супердержавой, самой культурной страной мира, обеспечил достойный уровень жизни подавляющему большинству народа. По качеству жизни в совокупности всех показателей СССР был к середине 1980-х гг. на 7 месте в мире (по данным ООН). Возникла советская цивилизация, соединившая принципы социализма с общинными традициями русского и других народов страны. Однако она прекратила свое существование в начале 90-х годов XX века. Причины поражения социалистической системы в конкуренции с капиталистическим миром еще нуждаются в осмыслении. Сейчас кратко только отметим:

1) Сказалась подрывная работа Запада, потратившего на борьбу против СССР миллиарды долларов. Но главные причины коренились внутри нашей страны.

2) В СССР был построен ранний, государственный, пока еще не совершенный, но социализм, нуждавшийся в дальнейшем всестороннем развитии. Однако после смерти И.В. Сталина руководители КПСС перестали изучать и учитывать противоречия советского общества. Накапливались все новые проблемы. Нужна была реформа социализма, провести которую догматики из ЦК КПСС были

не в состоянии. Партийно-государственный аппарат все более наполнялся беспринципными карьеристами и эгоистами, отрывался от народа. Среди сытых теперь советских людей развивались мещанские и потребительские настроения. Общество все более отходило от идеалов Октября.

3) Массы коммунистов и трудящихся проявляли беспечность, полагая, что социализм утвердился навечно, и были жестоко обмануты в годы «перестройки», когда переродившиеся руководители КПСС и либеральная часть интеллигенции убеждали народ, что надо «больше социализма», следует ввести «рыночную экономику», утвердить «правовое государство», вернуться в «лоно мировой цивилизации». Под эту демагогию был разрушен Советский Союз, совершена буржуазная контрреволюция, расхищена общенародная собственность.

В драматическом повороте истории Отечества проявилась диалектика общественного развития. Усилившиеся противоречия СССР откинули общество

назад. Так не раз было в истории, поскольку движение идет по спирали, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз. Новый общественный строй порой сменяется реставрацией прежнего строя, что неоднократно происходило в мировой истории. В частности, во Франции капитализм утвердился только через четыре революции в конце XVIII — XIX веках. Но революции повторяются вновь и вновь, пока не закрепляются новые общественные отношения.

Социалистическая идеология ныне переживает самый серьезный кризис с момента своего зарождения. В условиях современной России действуют несколько коммунистических партий, которые пытаются осмыслить весь противоречивый опыт развития реального социализма в XX веке и осуществить модернизацию социализма как идеологии.

Завершая эту тему, скажем, что борьба классов за политическую власть и влияние дает важный стимул развитию политических идеологий. Чем острее общественные противоречия и борьба между социальными группами за реализацию своих интересов, тем требуются более развитые идеологические доктрины, способные оправдать социальную действительность или стать знаменем ее изменения. История идеологий - это не чередование монологов выдающихся мыслителей, а страстный диалог между ними, каждый участник которого стремится опровергнуть противника, отстоять и обосновать политические идеалы, совпадающие с интересами его социальной группы. Поэтому в политической науке существует закономерность, заключающая в том, что мир идеологий складывается и развивается в сложной системе взаимовлияния доктрин противоположных классов, которая оказывает воздействие на направленность и содержание доктрин. Успехи той или иной передовой идеологии заставляют защитников отжившего строя перестраивать старые концепции в духе новых идей, включать их в старую систему взглядов. Рассмотрение эволюции основных идейно-политических доктрин дает возможность сделать вывод об их взаимном сближении относительно понимания закономерностей общественного развития, принципов и форм организации общественной жизни, места и роли государства в обществе, отношений между личностью, обществом и государством.

Так, в XX в. произошло существенное сближение либерализма и социал-демократизма. Либералы, в конце концов, признали необходимость вмешательства государства в экономику и социальные отношения. Именно благодаря государственному вмешательству удается избегать острейших кризисных явлений в экономике западных стран, подобно Великой депрессии 30-х годов. В идеологию либерализма вошли социал-демократические идеи социальной защищенности и справедливости, которые предусматривают перераспределение доходов от богатых в пользу малоимущих. Либералы признали, что государство должно быть не только правовым, но и социальным - заботиться о благополучии всех граждан.

Одновременно в социалистической идеологии социал-демократов постепенно исчезло утверждение о неприемлемости частной собственности и рыночной конкуренции, что сближает ее с либерализмом и консерватизмом.
Состоялось также сближение консерватизма и либерализма. Неоконсерватизм возник как реакция на чрезмерное, по мнению консерваторов, смещение либерализма в сторону социализма, как стремление сохранить в экономике позиции классического либерализма. Выступая против социализма и коммунизма, консерваторы все же вынуждены учитывать объективную тенденцию к социализации, вносить коррективы в проводимую ими социальную политику.

Некоторые изменения происходят и в идеологической доктрине коммунизма. Коммунисты допускают парламентский путь прихода к власти. Коммунистическое руководство Китая, Вьетнама признало допустимость в обществе частной собственности, рыночных отношений и под жестким контролем активно использует капитал для развития своих стран. Коммунизм, несмотря на его нынешний идейный кризис и крах коммунистических режимов бывших социалистических стран остается влиятельным политическим течением. Привлекательность коммунистического учения заключается, прежде всего в его главной идеи - идеи социального равенства, которую нельзя достигнуть без стирания классовых различий. Эта великая идея была, есть и остается актуальной на протяжении всей истории человечества.

Нельзя не признать и, так сказать, цивилизаторской миссии коммунизма и реального социализма по отношению к капитализму. За последние сто лет капитализм не изменил свой эксплуататорской сущности и является жестоким обществом, которое ставит людей в условия конкуренции и борьбы за выживание. Но под влиянием альтернативы реального социализма и борьбы трудящихся своих стран буржуазия вынуждена была пойти на серьезные социальные уступки. Правда, достаточно высокий уровень жизни имеет место не во всех, а только в развитых капиталистических странах (в странах так называемого «золотого миллиарда»). Более того, в условиях современного экономического кризиса, мы наблюдаем, как правящие круги этих стран активно наступают на социальные права и гарантии трудящихся. Одной из причин подобного наступления является развал СССР и распад социалистической системы.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Каковы свойства идеологии и ее функции?

2. Сравните идеологию и науку. Что общего между ними? Каковы различия?

3. В чем состоит взаимовлияние идеологии и политики?

4. Назовите основные идеологии и их основные принципы.

5. Насколько жизнеспособен тезис о деидеологизации общественной жизни?

6. Как вы относитесь к идее «деполитизации» и « деидеологизации» общества, средней и высшей школы, трудовых коллективов?

 


РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных