Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность, признаки и функции государства.




Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях.

В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество. Примерно до ХУII в. государство обычно трактовалось широко и не отделилось от общества. Для обозначения государства использовались термины: “княжество”, “королевство”, “империя”, “деспотия”, “правление” и др.

Четкое разграничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство.

В современной науке государство в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими партиями, профсоюзами и т.п..

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые признаки, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них. Общими для государства являются признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории.

З. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом государстве имеется множество властей: семейная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Пределы принуждения простираются от ограничения свободы до уничтожения человека. Возможность лишения высших ценностей, самой жизни, определяет особую действенность государственной власти.

5. Право на взимание аналогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания самого государства и для материального обоснования его политики (оборонной, экономической, социальной).

6. Обязательность членства в государстве. В отличие от такой политической организации как партия, для населения государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство общества как единого целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме, разве что тоталитарных партий, не претендует на представительство и защиту всех граждан страны.

Определение общих признаков имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями.

В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенной правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения. Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом.

Факторы, лежащие в основе возникновения и эволюции государства, определяются его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государств, обусловленные его сущностью. Общепринятым считается деление функций государства на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся:

- защита существующего способа производства, экономической и социально-политической системы;

- регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений;

- культурно-воспитательная функция;

- обеспечение законности и правопорядка.

Внешние функции государства составляют:

- защита интересов данного государства на международной арене;

- обеспечение обороноспособности страны;

- развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странам;

- участие в международном разделении труда.

Внешние функции закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением; вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние функции.

 

14 Формы государственного правления: республика.

Республика (от лат. respublica от res — дело и publicus — общественный) — это форма правления при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Выделяют три основных разновидности республики: президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую). Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Классический пример президентской республики — США, где и была впервые введена эта форма правления. Президентская республика преобладает в странах Латинской Америки (Арген-тина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.). Парламентская республика характеризуется формированием правительства на парламентской основе и его ответственностью перед парламентом. В большинстве стран с парламентской формой правления членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Реально первым лицом в политической иерархии является глава правительства (премьер-министр, канцлер). Президент же фактически занимает более скромное место и выполняет главным образом представительские функции. К парламентским республикам относятся Италия, Германия, Индия, Турция, Израиль, Греция и др. Смешанная или полупрезидентская республика стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Главная отличительная черта — ответственность правительства и перед парламентом, и перед президентом. Смешанная республика существует во Франции, Финляндии, Португалии.

Республика — вторая основная форма правления. В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская. История знает и другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и другие.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций:

- формирует и поддерживает его;

- издает законы, принимаемые правительством к исполнению;

- утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности;

- осуществляет контроль над правительством, и в случае необходимости, может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов;

- критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, мало отличаясь от функций главы государства в парламентских монархиях.

Достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика. Ее отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам (в США - с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. В президентской республике правительство отличается стабильностью. В ней существует жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента, ему может быть выражен импичмент — он досрочно отстраняется от власти. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать, находить общий язык, даже если оба этих института контролируются различными партиями. Президентская республика не получила распространения в Западной Европе. В странах же с длительными авторитарными режимами, прежде всего в Латинской Америке, Азии и Африке, на территории бывшего СССР, эта форма правления нередко перерождается в “суперпрезидентскую республику”. В ней почти вся реальная власть сосредотачивается у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская или смешанная республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Франции, Болгарии и некоторых других странах, При этой форме сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения. Но в период его действия он утрачивает право распустить парламент. Президент назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных