ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие, стр-ра, соц. назанч. и осн. ф-ции властиВласть – это волевое отнош-е; реальная способность тех или иных соц. сил или личностей осущ. свою волю по отношению к др. соц. силам или личностям. Существуют различные типы власти: гос-ная, экономич-я, религиозная, партийная. Гос. власть – продукт полит. власти. Основные компоненты власти: субъект, объект, средства или ресурсы власти и сам процесс властвования. Субъект воплощает активное начало власти – это могут быть опред. личности организации. Первичными субъектами явл. индивиды, вторич. –полит. орг-и. Объект – то, на что направлена власть. Власть – не самоцель для различ. соц. сил., но принадлежащие власти силы начинают формировать конкретные структуры для реализации глав. цели. Существуют разные уровни власти: макроуровень (гос. учреждения, полит. институты); средний уровень (учрежд регион.,област. масштаба); микроуровень (полит. общение людей, самоуправление). Функции полит власти: 1. поддержание обществен. порядка и стабильности, 2. выявление огранич-й и разрешение конфликтов, 3. достижение общ. согласия, 4. принуждение во имя соц. знач. ценностей и сохран. стабильности, 5. управление делами общества. Мотивация подчинения м.б.разной и основываться на: 1. на страхе п/д санкциями .2. на долголетней привычке повиновения. 3. на заинтересованности в выполнении распоряжений. 4. на убежденности в необходимости подчинения. 5. на авторитете, вызываемом рук-лем у подчиненных. 6. идентификация субъектов и объектов власти. 1— силавласти, основанная на страхе прямопропорционально тяжести наказания и обр.пропорциональна вероятности избежать ее в случае непослушания. Власть, осн. на страхе, имеет тенденцию к ослаблению. 2 — подчинение гос-ву в традиц.обществах; действует до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями в реальной жизни. 3 — личная заинтересованность побуждает к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций .4 — подчинение по убеждению связано с опр. уровнем осознания цен. ориентаций. 5 — авторитет наиболее благоприятиен, он явл. истинным или ложным. Авторитет бывает научным, деловитым, моральным. Мотивация переходит в след. этап – статусность. Власть, осн. на интересах, убежденности, перерастает в идентификацию подчиненных с рук-ми. Аспекты: 1) быть свойством реального двойственного положения людей; 2) она выступает рез-том общности интересов и моральных ценностей рук-ля и исполнителя. 3) сформироваться под влиянием харизмы рук-ля.4) следствие полит. социализации, сист. воспитательного и манипулятивного воздействия. Т.о. полит. власть выступает как факт. соотн-ние разл. сил. гос. власть – продукт полит.власти, но полит. власть не сводится к государственной, а гос. власть не сводится к политической. 9. Механизм функционирования и реализации полит власти. Её ресурсы, принципы и нормы орг-ции. Полит. господство и лигитимность. Первое разделение власти - власть государства и власть церкви. Монтескье разделил власть на: законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви должны быть самостоятельны в пределах своих полномочий, взаимодействовать между собой. Отнош-ния между ветвями не всегда складываются успешно, что часто приводит к контрактации между ними. Могут действовать не только легальные стр-ры власти, но и теневые, реально владеющие властью. Механизм функц-ния власти: – в основании – общество – ближе к основанию – господствующие полит силы и орг-ции – на вершине – стр-ры власти (парламент, правительство, глава гос-ва, суды) Управление – практическое проявление воли власти. Ресурсы власти: 1. экономические – матер. ценности для общества и личного потребления (деньги, техника, земли) 2. социальные – способности повышения соц. ранга (должность, престиж, образование) 3. культурно- информационные – знания и информация, ср-ва их получения и распространения (СМИ) 4. силовые институты принуждения (армия, суды, полиция) Принципы: 1. легальность использования силы в пределах гос-ва; 2. верховенство в обязательности решений для всякой иной власти, способность проникновения во все сферы проявления; 3. публичность; 4. многоцентричность; 5. многообразие ресурсов. Для того, чтобы упорядочить власть, сделать её функц-но-способной, в ней надо установить порядок, при кот. один командует, а др.– подчиняется, но первый должен находиться под контролем других. Всевластие крупного масштаба сдерж-ся конкуренцией, налоговой пол-кой и др. мех-ми. Легитимность –законность, узаконенность, т.е.легальность власти, её соответствие законам. Виды легитимности: 1) традиционная, основана на привычке подчинения власти (при самодержавии); 2) харизматическая, основана на вере в харизму руководителя (наблюдается в период сильных перемен (время правления Ленина, Сталина, Рузвельта); 3) демократическая: ее источником явл-я рационально понятый интерес, построенный на законах; 4) идеалогическая – оправдывает власть с т.зр. определённых идеалогических принципов. Эф-сть власти – её результативность. Достичь эффективности без легитимности сложно. 10. Полит. система (ПС): понятие, стр-ра, типология и ф-ции. Аналогом понятия ПС в др.греч.обществе было понятие полития, кот. вкл-ет различ-е структуры органа упр-ния. Полития– это полис, город-госуд-во, кот. включало в себя различ-е структуры, гражданство и олицетворяло единство прав и обязанностей. Чуть позже политией называли определенное политич. устройство. Наиболее подробно эту структуру описал Аристотель. Наряду с органами упр-ния он относил к политии суд и народное образование. Гражданами считаются именно те, кто имеет право участвовать в деятельности различ. полит. институтов В широком смысле слова ПС – это совокупность отнош-й по поводу участия в полит. власти. Существуют различ. опред-ния ПС. ПС – это сов-ть институтов, в рамках кот-ых проходит полит. жизнь общ-ва и осущ-ется полит. власть. Эта сов-ть институтов строится на основе права и др.соц. норм. Следует отличать ПС от ряда понятий, которые близки. Полит.система – часть полит.жизни общества. Для полит. жизни признак системности не является отличительным. Понятие полит.строй распространяется и на полит.систему, и на полит.жизнь. Полит.орг-ция общества – более узкое понятие по сравнению с ПС. Оно подразумевает систему орг-ций и учреждений. Соврем-е полит. с-мы имеют широкую базу различ. структур, кот-е принимают опред-е реш-я или кот-е влияют на принятие полит. реш-й. Сюда относятся: – разветвленный гос. аппарат; – группы интересов; – полит. партии, ассоциации; – общественные организации, СМИ. Кроме структур сущ-ют компоненты полит. с-мы, без кот-ых она не может сущ-вать: 1. Политическое общество – сов-ть людей, стоящих на различных ступенях полит. иерархии, но связаны между собой полит. культурой, знаниями политики, традиц-ми и ценностные ориентациями. 2. Должностные лица, реш-я кот-ых признаются полит. сообщениями как обязательное. При этом существует 2 слоя должностных лиц: а) должностные лица, занимающее руководящие посты и кот-е принимают реш-я и несут за них ответственность (президент, глава правит-ва, министр, губернатор). б) лица, кот-е вып-ют исполнительную работу спецпрофиля (чиновники, специалисты). 3. Правовые нормы и нормы полит. этики, кот-е регулируют работу систем, м-ды, сп-бы осущ-ния полит. власти. 4. Территориальная, которая вып-ет связующую роль во взаимод-вии всех этих структур и позволяет определить границы. Территория как компонент полит. системы не обязательно равнозначна государству, т.е. город или сельский район с полит. сообщением, с органами местного упр-ния – это тоже полит. с-ма. Сущ-ют также такие понятия как «вход» и «выход». Они введены чтобы раскрыть СП-бы взаимод-вия полит. с-мы с реальной полит. жизнью. Вход – это практически любое событие, кот-е является внешним, влияет на нее и способно изменить (требования, различная информация, различные предпочтения, настроения людей, опред. уступки). Выходом полит. с-мы в среду проверяются результаты работы. Выход включает в себя: обязывающие решения и м.б. в форме законов, решений судов и т.д. Существуют различные классификации типов политической системы. В основе марксистского подхода лежит формационный принцип. На его основе выделяют: рабовладельческие, феодальные и социалистические полит. системы. Сущ-ет др. классификация системы, в основе кот. лежит географический принцип: англоамериканская, континетально-европейская, азиатская и африканская полит. с-ма Часто рассматривают с т. зр. заряженности политической системы (индустриальная и доиндустриальная). Есть классификация, кот-я рассм-ет полит. систему с т.зр. характера полит. режима: 1. тоталитарная, 2. авторитарная, 3. демократическая полит. системы. Зачастую полит. с-мы рассм-ются с т. зр. типов и форм правления гос-ва, поэтому полит. с-мы делятся на монархические и республиканские, парламентские и президентские По формам гос-го устройства: унитарны (единые), федеративные системы, которые включают наличие не менее 2 субъектов федерации. Типологию полит. системы рассматривают на практике форм-ния правит-ва полит. партиями. В соотв-и с такими подходами выделяют: однопартийные, двухпартийные, многопартийные полит. с-мы. В зависимости от полит. изменений: традиционные и модернизированные. Для традиц-ых характерны устаревшие принципы организации общества, неразвитость гражданского общества. Современные модернизир-е с-мы отлич-ся хар-ром и направленностью преобразований; на принципах демократии. Полит. система обладает рядом функций: достижение определенной цели разграничивает функции полит. системы на входе и на выходе. Входные функции осущ-ют неправит-веные орг-ции, партии, группы интересов Функции на выходе: 1.Полит. социализация и рекрутирование. Это процесс освоения личностью в целом политики. Личность осваивает определенные полит. знания, нормы, ценности и модели поведения. Полит. рекрутирование означает функцию заполнения ролей в полит. системе. 2.Функция артикуляции интересов и превращения требований в альтернативы госполитики. Артикуляция означает расчленять и ясно произносить. Эту функцию реализуют группы интересов и на основе группы интересов возникают партии, общественные организации. 3.Функция полит. коммуникации обеспечивает связь между элементами полит. системы. Эта функция тесно связана с деят-тью СМИ. Функции на выходе: 1.Функция нормы творчества (процесс разработки законов, реш-й и т.д.). 2.Функция применения правил и норм, кот-я подразумевает приведение их в действие в соц. практике. 3.Функция контроля за соблюдением правил и норм (судебная власть). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|