ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные направления современной политологии.1. Социологическое направление. М. Вебер, Э. Дюркгейм,, М. Дюверже работа «Социология политики» изучает явление политики через призму общества и его развития. Итальянцы В. Парето и П. Моска разработали основы современной концепции элит, манипулирование массами с помощью понятия «львы и лисы». М. Вебер изучает политику на основе ценностей, идеалов, веры, которая оказывает влияние на развитие общества. 2. Институционализм. - С. Липсет, Ч. Миллс, рассматривает политику с точки деятельности политических институтов, их влияние на соц политические процессы. 3. Концепция политического плюрализма. Представители концепции: Э. Дюркгейм, М. Дюверже, Р. Даль, Р. Дарендорфф, П. Сорокин. Для данной концепции характерна социальная солидарность, теория стратификации, т.е. исчезновение классов, функций государства как арбитра между конкурирующими политическими силами и присутствуют демократические свободы и плюрализм мнений. 4. Теория демократии. А. де Токвиль, Й. Шумпетер разработали современное учение о правовом обществе, гражданском обществе, свободе и правах человека с позиции демократического построения общества, где главным источником власти является народ. 5. Теория бюрократии. М. Вебер, Р. Мертон, С. Липсет исследуют функции и структуру бюрократической власти, вопросы соотношения бюрократии и демократии, принцип рационализма. 6. Концепция тоталитаризма. Х. Арендт, Ф. Хайек, И. Бердяев. – рассматривает развитие тоталитаризма, связанное с антилибиральной идеей, где личность выступает как винтик политической системы. 7. Теория международных отношений. Р. Арон, Р. Моргентау, С. Ханктингтон («Становление цивилизаций» 1993г.) и Ф.Фукуяма(«Конец истории»)показал победу демократических идей в мире после распада СССР и других авторитарных политических режимов. С середины 70-ых гг. XX в. начинается поиск новых парадигм развития политической науки.
12 Происхождение политики, ее специфика, функции, структура. Основные причины возникновения политики: Объективная потребность в регулировании социальных отношений; Становление государства и права;Реализация общих интересов. Аристотель назвал политику высшей формой человеческого общения, понимая политику как деятельность по управлению государственными делами «полиса». Демокрит и Платон назвали политику высшим из всех искусств, а политическую деятельность – занятием для одаренных, мудрых, справедливых и честных людей. Н. Макиавелли характеризовал политику как совокупность средств, необходимых для того, чтобы овладевать государственной властью и полезно использовать ее для укрепления государственности и выполнения обязанностей перед обществом. В политологии существует многообразие трактовок политики как общественного явления: Экономическая:полит рассматривается с позиции эконом детерминизма как надстройка над эконом базисом. Стратификационная: политика – соперничество социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов с помощью государственной власти (М.Вебер,П.Сорокин). Правова я: политика – производное от права и ее задача:формирование концепции правового государства (Дж.Локк, Ш.Монтескье,Т.Джеферсон). Институциональная: полит определяется как деятельность гос и общ институтов. Конфликтно-консенсуальная: объясняет полит как совокупн соц противодействий и конфликт, требующ целенаправл усилий по их разреш, примирению субъектов полит процесса. Виды политики: · Внутренняя – основные направления деятельности государства по регулированию отношений людей внутри данного сообщества. · Внешняя – вопросы, связанные с регулированием отношений данного государства с другими государствами и народами. · Международная – деятельность мирового сообщества в 1-ю очередь ООН по разрешению стоящих перед ним проблем. Функции политики: · Интеграция общества, сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждения и разрешения социально-политических конфликтов. · Управление общественными процессами, использования ресурсов государственной власти, создание и применение механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения. · Политическая социализация. · Выражение и реализация социальных интересов. · Проектирование социально-политического развития. Структура политики: Субъекты политики – государство, инстит гос власти, граждане. Объекты политики – общество, гос-во и их институты, соц группы, проблемы и процессы. Полит организации общества выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленными законом государства. Политические интересы. Полит отношения, регулирующиеся правовыми, политическими и нравственными нормами. Политическое сознание, ценностные установки, убеждения, психология. 13. Взаимопонимание политики с экономикой, моралью, правом. Политика и экономика: Влияние политики демократического государства на экономическую жизнь общества проявляется: В разработке и реализации эконом стратегий, отвечающих потребностям общества. В принятии законов и политических решений, эффективно регулирующих и стимулирующих экономические отношения. В создании благоприятных условий для научно-технического и технол процесса, привлечение инвестиций для обновления и укрепления экономического потенциала страны. В постепенном сужении сферы государственного администрирования в экономике и расширении свободы действий субъектов хозяйствования. Политика и право. Политическое управление обществом невозможно без регулирования его нормами права. Политика и право – явления взаимообусловленные. Правовая политика воплощается в Конституции государства, его законах и иных нормативно-правовых актах. Она является средством легитимации (признание другими государствами) социального строя, юридического закрепления и реализации политической стратегии и тактики государства, защиты и укрепления государственности. Политика и мораль. . В истории политической мысли прослеживается различные представления о взаимоотношениях политики и морали: Морализаторские – нравственные принципы имеют приоритетное значение по сравнению с политическими целями Ценностно-негативные – допускается, оправдывается нарушение нравственных норм во имя достижения общего блага, справедливости, укрепления государственности. «Цель оправдывает средства» Н. Макиавелли «Государь». Компромиссный – признается необходимость соблюдения нравственных норм в политике, учета специфики морали и политики. Без союза с моралью политика лишается гуманных ценностей, превращается в инструмент власти с целью достижения определенного результат.
14. Политическая власть. Характеристика власти, структура, функции, формы. Политическая власть – реальная способность и возможность определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах. Власть – система социальных отношений «господства – подчинения», возможность и способность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета права насилия. Структура власти: субъекты власти. Гос-во, межд ассоциации, полит лидеры; объекты власти: инстит гос власти, полит партии и общ организации; источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения; ресурсы власти, экономич, норм-правовые, админ-принудительные, демографич. Функции власти: · управление делами государства и общества; · поддержание гражданского мира и общественного порядка; · выявление локализации и разрешение конфликтов в обществе; · принуждение во имя соц-значимых целей и сохр стабильн в общ-ве; Признаки власти: · власть – особый вид отношений между субъектами и объектами с целью достижения определенных ресурсов. Субъект – носитель власти, он господствует, принимает решения, обеспечивает их выполнение. · власть – влияние, право и возможность управлять объектом, подчинить его своей воле. · власть выражается в нормах, правилах, стимулах, санкциях, психологическом воздействии. · власть – главная привилегия в обществе. Чем больше её имеют, тем больше её хотят. · высшая форма политической власти в обществе – государственная власть, решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики. Верховенство государственной власти проявляется в следующем: а) единственный источник власти – народ; б) действует единая система органов государственной власти, наделенных всеми необходимыми полномочиями для управления обществом; в) государственная власть суверенна в отношении с другими формами власти; г) только государственная власть в праве обеспечить конституционный правопорядок, используя насильственные средства и методы. Органы государственной власти РБ в соответствии с Конституцией: · Президент – Глава гос-ва, гарант конституционных прав граждан; · Парламент – Нац Собр РБ, законодат, представительный орган власти; · Правительство – Совет министров РБ, исполнительная власть; · Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды, судебная власть; · Прокуратура, Комитет гос контроля, контрольно-надзорные органы власти. 15. Легитимность политической власти. Легитимность – признание народом и политическими силами правомерности, целесообразности власти, ее права управлять и добровольно подчиненятся предписанным данной властью правилам и нормам. Легитимная власть – власть, признаваемая народом, которая базируется на его доверии. Легальность – юридически законная власть, сформированная и функционирующая в соответствии с Конституцией и законами страны. Референдум 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции РБ – снятии сроков ограничений полномочий Президента РБ, тем самым обеспечил легитимность и легальность политической власти. Немецкий социолог М. Вебер различал 3 типа легитимности власти: Традиционная. Основана на авторитете традиций и обычаев. Характерна для стран Востока: Египет, Индия, Персия, Китай, средневековая Европа. Харизматическая. Основана на вере исключительно личного качества лидеров обладающих особым божественным даром – харизмой. Харизматический способ легитимности власти характерен для переходных обществ, где недостаточно развиты демократические принципы управления. Рационально-правовая. Характерно для демократических государств, в которых соблюдаются права человека и принципы правопорядка.
16. Понятие политической системы, ее структура и функции Политическая система – совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом. Подходы к изучению политических систем: 1. Институциональный – рассматривает политическую систему государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения (Г. Алмонд). 2. Системный – исследует социальную систему, ее функции, системную теорию политики и политической власти (Т. Парсонс, Д. Истон). Структура политической системы общества включает в себя подсистемы: · Институциональная – государство, политические партии, общественные организации, группы давления, церковь. · Нормативно-регулятивная - развивает политико-правовые и нравственные нормы, где особую роль играют конституция и законы. · Коммуникативная - обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти. · Культурно-идеологическая -включает политическую идеологию и культуру, служит ценностной основой развития и совершенствования политической системы. · Функциональная -представляет собой средства и методы взаимодействия власти, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества. Основные функции политической системы: Приобщение граждан к политике, формир и обогащение полит культуры общества; Мобилизация материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение соц интересов; Поддержание стабильности в обществе на основе общих целей и ценностей; Регулирование общественных процессов посредством «норма творчества», контроля соблюдения законов, принятия и выполнения управленческих решений; Определение и выработка конкретного политического курса, целей и задач, развитие общества; Основные критерии политической системы: стабильность, эффективность, легитимность, легальность
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|